За белым кроликом
пьеса в одном действии
Действующие лица:
Алиса-1 и Алиса-2 – по 19 лет
Марина – 50 лет
Анна – 43 года
Оля – 30 лет
Белый кролик
Ведущий
Мужчина с усами
Женщина
1. Не Алисы
Алиса-1, Алиса-2, Белый кролик и Оля сидят за столом и пьют чай.
АЛИСА-1. Вообще-то, я не Алиса.
АЛИСА-2. И я тоже.
ОЛЯ. Я знаю.
БЕЛЫЙ КРОЛИК. А я не белый кролик. Точнее, я кролик, но я серый.
ОЛЯ. Я знаю.
АЛИСА-1. А тебя зовут не Оля.
ОЛЯ. Да. Я знаю.
Пьют чай.
2. Важный вопрос
МАРИНА. Возможно ли установить механизм переноса эпителиальных клеток и образование следов пота на одежде потерпевших?
3. Так себе ответ
АННА. «Механизм образования биологических следов не является вопросом, который решает молекулярно-генетическая экспертиза и выходит за рамки компетенции эксперта-генетика».
МАРИНА. Так себе ответ.
4. Марина молчит
Квартира Марины. Марина (50 лет) в черной одежде лежит на диване, безучастно уставившись куда-то в стену. Перед ней на столике тарелка с едой.
Из кухни, вытирая руки полотенцем, выходит Анна (43 года), она тоже в черном.
АННА. Марина Викторовна, кошку я покормила. В холодильнике стоит суп. Ну как, поели? Марина Викторовна? Нужно поесть.
Анна садится рядом с Мариной, поднимает ее голову, кормит с ложечки.
Вот так. Ешьте.
Марина через силу ест.
Молодец. Молодец. Еще?
Марина машет головой.
Хотите еще чего-нибудь?
Марина ложится на диван, вновь смотрит в невидимую точку.
Вы решили насчет телевидения? Пойдете?
Марина не отвечает.
Надо решить до завтра. Хорошо?
Анна уходит. Марина продолжает смотреть в невидимую точку.
5. Белый кролик опаздывает
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Все, что я сейчас буду рассказывать, - просто фантазия автора. Потому что белые кролики не разговаривают. А я ведь даже не белый кролик. Понимаете?
АЛИСА-1. Да.
АЛИСА-2. Да.
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Не знаю, стоит ли рассказывать об этом, если этого на самом деле не было.
АЛИСА-1. Стоит.
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Ну хорошо. Я шел по лесу.
АЛИСА-2. Зачем?
БЕЛЫЙ КРОЛИК. По своим делам. Могут же у белого кролика быть свои дела, да? Я достал нагрудные часы и оказалось, что я опаздываю…
АЛИСА-1. Стой. Если у тебя были нагрудные часы, значит, ты был в костюме?
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Конечно. Не голым же идти на прием к королеве.
АЛИСА-2. К королеве.
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Да! Я опаздываю к королеве!
АЛИСА-2. А можно мы с тобой?
АЛИСА-1. Мы тоже хотим к королеве!
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Так побежали!
Бегут.
АЛИСА-2. А куда мы бежим?
БЕЛЫЙ КРОЛИК. На электричку! Только так можно успеть!
6. Оля не хочет детей
ОЛЯ. Через неделю мне тридцать лет. Я живу в съемной комнате со своим парнем Мишей. Я сценарист, чаще всего пишу сериалы. А Миша программист. Я не люблю куда-то выходить, особенно по вечерам, поэтому чаще всего сижу дома, сплю до двенадцати, работаю и смотрю сериалы. Миша любит гулять, любит ходить в кино на вечерние сеансы и всегда обижается, когда я отказываю. Я не говорю ему, почему не люблю вечерние сеансы и он считает, что я просто ленивая и из-за моей лени жизнь проходит мимо меня. Я один раз пыталась ему объяснить, что есть люди, которые действуют и живут, а есть те, кто наблюдает за ними. Так вот, я не живу, я наблюдаю. Миша сказал, что это бред. И что видимо это какая-то защитная реакция на что-то. На страх смерти. Типа если ты не жил, то и не умрешь. Наверное, Миша прав. Миша вообще очень умный парень, программист ведь. А еще Миша хочет детей и много, а я не хочу детей. Совсем. Даже капельку. Даже чуть-чуть. Я не знаю, зачем мне дети. Они мне будут мешать. У меня нет для них денег. Мне им нечего дать. Все, что я знаю и люблю – это алкоголь, сериалы и поспать. Я не знаю, что мне делать. У меня задержка две недели.
7. Белый кролик опоздал
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Мы опоздали! Последняя электричка уже ушла!
АЛИСА-1. И что делать?
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Придется вернуться назад и дождаться утра.
АЛИСА-1. Но как же Королева? Я очень хочу ее увидеть.
АЛИСА-2. Увидишь ее завтра.
АЛИСА-1. Но я хочу сейчас!
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Есть один вариант, но он очень опасный.
АЛИСА-2. Очень-очень?
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Да. Нужно прыгнуть в эту нору.
Белый кролик показывает – перед ними нора.
АЛИСА-1. Я готова. Ради Королевы я готова на все.
АЛИСА-2. Может, не стоит? Давай дождемся утра?
АЛИСА-1. Ты всегда такая трусиха! Если не хочешь – я поеду одна!
АЛИСА-2. Я сказала ей – может не стоит? Давай дождемся утра? Ловить попутку плохая идея, очень плохая идея. Мама всегда мне говорила – не садись в машину к незнакомым. Не садись в машину к незнакомым! Но Катя сказала, что я трусиха и тогда она поедет одна. Кате очень нужно было добраться домой сегодня – ей нужно было покормить кота. Точнее, кошку. Королева. Кошку звали Королева. Я подумала, что если я пойду обратно, то и правда окажусь трусихой. И лучше мы поедем вдвоем на попутке, чем она одна. Поэтому мы поймали машину. Там сидел парень, он сказал, что его зовут Камиль и ему как раз в сторону города. Я посмотрела на Катю, она посмотрела на меня – Камиль был очень худой, он улыбался и казался вполне нормальным парнем. Камиль был один. Нас было двое. Катя кивнула и открыла дверцу.
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Это кроличья нора. Если не прыгнешь, то никогда не узнаешь, что там. Такой вот закон кроличьей норы, я его сам придумал.
АЛИСА-2. И мы сели в машину.
АЛИСА-1. И мы прыгнули в кроличью нору.
Прыгают втроем в нору.
8. Королева пропала
Квартира Марины. Марина по-прежнему лежит на диване в той же позе.
Входная дверь открывается, входит Анна с двумя пакетами в руках.
АННА. Марина Викторовна, это я! Я купила фруктов и сок. Вы поели?
Анна заходит в комнату.
Вы вообще вставали? Зубы чистили? В туалет ходили?
МАРИНА (тихо). Зачем?
АННА. Что?
МАРИНА. Зачем зубы чистить? В туалет ходить?
АННА. Нужно. Нужно держаться. Мне тоже также… Но у нас с вами еще есть дело. Одно незаконченное дело. Вы на работе как? Больничный взяли?
МАРИНА. Ага.
АННА. А кем работаете?
МАРИНА. Бухгалтер.
АННА. Вам лучше выйти на работу. Будете среди людей, будете свои циферки считать. Я вот хожу на работу, читаю статьи – ни одной буквы не понимаю там не вижу и не понимаю, отдаю их журналистам обратно, говорю, что все отлично, уносите корректорам, но все равно это лучше, чем дома одной. Кис-кис-кис…
Анна идет на кухню. Возвращается.
А где кошка?
МАРИНА. Я ее выпустила. На свободу.
АННА. В смысле? В каком смысле выпустила? Вы выбросили кошку?
МАРИНА. Отпустила. На свободу.
АННА. Как вы могли просто взять и выпустить?.. Подождите, вы ее… не в окно? У вас же десятый этаж!
Анна подбегает к открытому окну, смотрит вниз.
МАРИНА. В дверь я ее выпустила, в дверь.
АННА. Тогда она может еще по этажам бегает!
Анна бросается к выходу.
Кис-кис-кис! Королева! Королева! Кис-кис-кис!
9. Очень глубокая нора
Кролик и Алисы все еще падают вниз.
АЛИСА-1. Мы все еще падаем.
АЛИСА-2. Да, я знаю.
АЛИСА-1. Это я виновата.
АЛИСА-2. Нет.
АЛИСА-1. Да. Это я спешила к Королеве. И теперь мы падаем.
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Это я виноват. Это я вам рассказал про королеву. А ведь в этом нет ничего интересного – королева как королева. Все ее боятся. Она бы заставила вас красить белые розы в красный цвет или играть в крикет.
АЛИСА-1. Я всегда хотела узнать, что такое крикет.
АЛИСА-2. Мне кажется, это что-то типа гольфа. Я помню рисунок из старой книжки – там Алиса играла в крикет с помощью цапли. Это было похоже на гольф.
АЛИСА-1. О, у меня в детстве была такая же книжка, я помню! Только это был фламинго.
АЛИСА-2. Или цапля?
АЛИСА-1. Нет, это был фламинго.
АЛИСА-2. Ты просто любишь поспорить.
АЛИСА-1. Я? Нет! Пусть будет цапля, какая разница. Я точно знаю, что это был фламинго. Просто ты злишься на меня.
АЛИСА-2. Я не злюсь.
АЛИСА-1. Ну почему ты всегда вот так делаешь?
АЛИСА-2. Как?
АЛИСА-1. Скрываешь. Никогда не признаешься, когда обиделась. Как маленькая.
АЛИСА-2. Я не обиделась и я не злюсь. И я не трусиха.
АЛИСА-1. Ну и ладно.
АЛИСА-2. Ну и ладно.
АЛИСА-1. А я знаю, когда ты обижаешься. У тебя лицо меняется и голос. Я помню, что когда я начала встречаться с Мишей, ты очень ревновала, потому что у тебя голос целый месяц был другим и лицо какое-то сморщенное.
АЛИСА-2. Нормальное оно, а не сморщенное! И я не ревновала.
АЛИСА-1. Ревновала-ревновала. Я знаю тебя с детства. Я знаю тебя лучше тебя. И лучше себя. И ты трусиха. Ты же боялась прыгать в нору. А я нет.
АЛИСА-2. А теперь мы падаем.
10. Оля вспоминает
ОЛЯ. Мы сидели с Мишей в баре. О чем-то болтали. И тут я ему говорю – у меня задержка две недели. Не знаю, почему я это сказала. Зачем. Просто вот секунду назад говорила про какой-то сериал, и тут внезапно само вырвалось – у меня задержка две недели. А я на таблетках. То есть у меня все по часам. Никаких задержек не может быть. И еще я вспомнила, что в этом месяце я забыла выпить таблетку и выпила ее через сутки. И еще у нас был секс, но я не помню, до этого или после. И еще я помню, что он кончил в меня и после этого я долго лежала, чувствуя его сперму внутри и то, как она постепенно вытекает. И я вспомнила, что видела в каком-то фильме, что чтобы наверняка забеременеть, нужно поднять ноги и полежать так полчаса. Не знаю, почему я это вспомнила? Я конечно не поднимала ноги. Потому что я не хочу детей. Я не хочу детей. Мне уже почти тридцать и я не хочу детей. Никогда.
Когда я сказала, что у меня задержка, Миша на секунду замолчал, а потом пожал плечами – «ну надо проверить». «А если да?» - сказала я. «Тогда подумаем». И я пошла за тестом. Миша остался сидеть в баре, а я пошла в аптеку за тестом.
11. Королева пропала
Квартира Марины. Анна возвращается.
АННА. Ее нигде нет.
МАРИНА. Ну и ладно.
АННА. Вы выбросили кошку! Живое существо! Как вы могли? Это же… я не понимаю.
МАРИНА. Я не могу на нее смотреть!
АННА. Это просто кошка.
МАРИНА. Из-за нее всё случилось. Я не могла на нее смотреть. Я ненавижу ее. Надеюсь, она уже сдохла. Или ее переехала машина! Или ее разорвали дворовые псы! Пусть ее разорвут псы! Пусть!
АННА. Вы не крещеная?
МАРИНА. Нет, я как-то… При чем тут это?
АННА. Сходите как-нибудь в церковь. В любую, какая рядом с домом - туда идите.
МАРИНА. Я как-то… как-нибудь сама.
АННА. Самой - это очень тяжело. Я это знаю. Если бы не вера, не знаю, что было бы... Тогда этому всему не было бы никаких объяснений, тогда это была бы просто чья-то злая невыносимая шутка.
МАРИНА. А так оно есть? Объяснение?
АННА. Да. Воля господня.
МАРИНА. Ага. Понятно.
АННА. Не усмехайтесь. Это так. Когда я молюсь, не то, чтобы легче становится, просто, знаете, такое ощущение, что с тобой стоит кто-то и гладит по голове. Как в детстве. Иногда хорошо чувствовать себя беспомощным и ждать помощи от старшего.
МАРИНА. Но ведь она не приходит. Помощь.
АННА. Ну почему? Вы моя помощь. А я ваша. Хотите со мной пойти? Познакомлю вас с батюшкой.
МАРИНА. Да… да.
АННА. Можете пока попробовать молиться. Дома, где угодно. Бог услышит.
МАРИНА. Сомневаюсь.
АННА. А вы не сомневайтесь! Верьте! Он поймет все и простит всех.
МАРИНА. Всех? Даже его?
АННА. Нет. Его нет.
МАРИНА. А как же милосердие?
АННА. Он его не заслуживает. Не заслуживает. Я лично хочу его придушить. Заколоть ножом. Сорок четыре раза. И Бог меня простит. Я знаю.
Звонит телефон Анны. Анна и Марина замирают. Анна медленно вытаскивает телефон из кармана, не сразу отвечает.
АННА (берет трубку). Да. Что? Что?!
МАРИНА. Следователь? Это следователь?
АННА. Да, серый. Одно сломанное. Да. Конечно! Сейчас я заеду за ним. Сейчас!
Анна вскакивает, собирает свои вещи.
МАРИНА. Что случилось? Это следователь?
АННА. Они нашли его! Нашли Персика! Живой Персик! Она так его любила! И он живой!
Анна убегает.
МАРИНА. Кто такой персик? Анна? Вы тут?
Марина приподнимается – никого нет.
12. Оля и три аптеки
ОЛЯ. Я зашла в три аптеки и купила четыре штуки, определяющие беременность. Четыре теста. Один самый обычный. Два каких-то типа продвинутых. И четвертый самый крутой, электронный. Потратила на все почти три тысячи. Никогда не думала, насколько это дорого. Я в жизни всего два раза покупала тесты на беременность. Оба раза дрожала и клялась, что никогда больше не буду заниматься сексом, раз от него бывают дети. Оба раза были отрицательные. Теперь вот третий раз. Есть такое понятие в сценарном деле – триплет. Это когда два раза повторяется какое-то действие, зритель ожидает повторения того же самого и в третий раз, но в третий раз ему выдается что-то другое, неожиданное. Из-за этого возникает комедийный эффект. Ха-ха. Если следовать этой логике, то теперь, чтобы мы все посмеялись, я должна быть беременна. Будет оооочень смешно. Очень. ****ец как смешно.
Я вернулась в бар. Миша тем временем перешел с пива на вискарь. Пошла в туалет писать на тесты. Не смогла пописать, вернулась, выпила бокал пива. И еще один. Чтоб точно хватило на все четыре теста. Пошла в туалет опять.
13. Марина смотрит телевизор
Квартира Марины. Марина и Анна сидят перед включенным телевизором.
В телевизоре – ток-шоу:
В студии Ведущий, Оля (с другой прической), Мужчина с усами, Женщина.
ВЕДУЩИЙ. Как бы вы описали характер Алены? Могла бы она сесть в машину с незнакомцем?
ОЛЯ. Нет, нет. Алена была скромной тихой девочкой.
ВЕДУЩИЙ. Но как говорят – в тихом омуте черти водятся.
ОЛЯ. Эээ… что? На что вы намекаете?
ЖЕНЩИНА ИЗ ЗАЛА. Они обе же в шортиках были! Конечно, на них и набросились! Одеваться скромнее надо!
ОЛЯ. Они с дачи ехали! Как им еще одеваться? В паранжу?
ЖЕНЩИНА ИЗ ЗАЛА. Штаны надо надевать! И не сверкать жопой и сиськами!
ВЕДУЩИЙ. А к нам присоединяется мама Алены – Анна Григорьевна. Аплодисменты.
Зал аплодирует. Заходит Анна – у нее на руках серый кролик.
ВЕДУЩИЙ. Анна Григорьевна, примите мои соболезнования.
АННА. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ. А это, как я понимаю, кролик Алены, который тогда был с ней?
АННА. Да, это ее кролик Персик… она взяла его с собой на дачу, он был в клетке. Пустую клетку нашли недалеко от… от того места… А Персика нашли через неделю дачники…
ВЕДУЩИЙ. Анна Григорьевна, как вы думаете, могла бы Алена сесть в машину к незнакомцу?
АННА. Нет. Я ее с детства воспитывала – к незнакомым не садись. Я хотела бы объявить о вознаграждении за любую информацию…
МУЖЧИНА С УСАМИ (перебивает). Знаете, я немного экстрасенс и могу точно сказать, что девочек убил их знакомый, с которым у одной из них была сексуальная связь.
ОЛЯ. Это какой-то бред!
АННА. У нее даже парня никогда не было.
ВЕДУЩИЙ. Может быть, это был парень Кати?
МУЖЧИНА. Возможно! Хотя фантом показывает мне беленькую девочку, а не темненькую.
ОЛЯ. (Запикано), какой фантом? Что здесь (запикано) происходит?
МУЖЧИНА С УСАМИ. Вы же сами говорите, что к знакомым девочки бы не сели! Это были их знакомые ребята. Фантом показывает троих. Решили так сказать групповуху устроить. Девочки были пьяные, согласились, потом передумали и начали угрожать им.
АННА. Они не пили никогда.
ОЛЯ. Теть Ань, ничего им не отвечайте.
ЖЕНЩИНА. Вот! Сначала соглашаются, а потом передумывают! А мужчины-то уже все! Возбудились! Они уже не могут с собой совладать-то! Это же мужчины! Сами и виноваты!
ОЛЯ. Мы пришли рассказать о вознаграждении о поимке убийц! При чем тут экстрасенсы? Что за цирк?!
Волнение в зале. Какие-то женщины вскрикивают с мест что-то неразборчивое.
ВЕДУЩИЙ. Мы уходим на рекламу, после рекламы к нам присоединится молодой человек Кати и расскажет об их недавней ссоре. Мог ли он в приступе гнева убить свою девушку и заодно ее подругу, ставшей свидетельницей? Или дело в любовном треугольнике? Узнаем после рекламы. Не переключайтесь!
Анна выключает телевизор.
АННА. Дальше вообще балаган начался… Миша плакал. Оля плакала. Все плакали.
МАРИНА. Зачем вы туда поехали? Я же говорила, что они будут издеваться над девчонками.
АННА. А что я должна была делать? Лежать на диване? Слюни пускать? Ждать, пока мне подотрут жопу? Так мне никто не подтирает! Сама хожу. Сама подтираю. Следователь сказал, что раз за первые дни никого не нашли, то все! Десять процентов вероятности! Десять! Так что я пытаюсь хоть чем-то помочь! На наши местные газеты и телевидение нельзя полагаться, надо охватить всю страну! Вдруг какие-то туристы ехали по этой трассе и видели что-то! Наших газет они не читают! Но они посмотрят это ток-шоу и за вознаграждение может кто-нибудь и вспомнит что-нибудь! А просто так никто никому помогать не будет! Думаете, мне понравилось с этими клоунами в телевизоре сидеть?! Слушать, как они позорят наших девочек? Нет, не понравилось! Но я знала, что если я не поеду в Москву сниматься, то у наших девочек будет десять шансов! А если приду, то чуть больше! Я и кролика притащила не потому что дура, а чтобы меня лучше запомнили! Понимаете? Понимаете меня?
МАРИНА. Понимаю. Простите меня, Анечка. Я не знаю, откуда у вас силы. У меня их нет. Я хочу умереть.
АННА. Я хочу умереть, когда этих подонков найдут. И тогда можно с чистой совестью сдохнуть. А пока – нельзя! Понятно? Так что встаем! Быстро-быстро, жопу с дивана подняла!
Марина неуверенно поднимается.
Пошла в ванную мыться! Раз-два!
Марина идет в ванную. По пути останавливается, садится на корточки.
Не ныть! Отставить нытье! Мне так муж бывший говорил.
МАРИНА. Генерал?
АННА. Ага, генерал, как же. Старший сержант.
У Анны звонит телефон. Анна и Марина замирают.
АННА (берет трубку). Да?
МАРИНА. Это следователь? Это следователь?
АННА. Нет, кредиты мне неинтересны. Неинтересны, девушка! Ты не поняла меня? Отвали от меня!
Анна кладет трубку. Спокойно.
Почему все еще не в ванной? А ну пошла! Давай-давай, вставай.
Марина встает, уходит.
Анна без сил опускается на диван.
14. Падение продолжается
Алисы и Кролик продолжают падать.
АЛИСА-1. А что, если мы будем падать вниз всю свою жизнь? Состаримся здесь и умрем, и дальше будут падать наши кости?
Белый кролик чихает.
АЛИСА-2. Будь здоров!
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Спасибо! Здесь очень пыльно!
АЛИСА-2. А что, если эта пыль – это истлевшие кости других Алис, которые когда-то упали в эту нору?
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Брр…
АЛИСА-1. И Белых кроликов тоже.
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Ну хватит! Я не хочу умирать! Тем более, что кролики живут меньше, чем люди! И я превращусь в скелет раньше вас!
АЛИСА-1. Интересно, появятся ли черви на наших телах? Способны ли черви появляться в состоянии свободного падения?
БЕЛЫЙ КРОЛИК (закрывает уши лапками). Я не слушаю, я не слушаю, я не слушаю…
АЛИСА-2. Я и правда ревновала. Ты тогда отдалилась и все время проводила с Мишей, а я казалась третьей лишней.
АЛИСА-1. А потом ты влюбилась.
АЛИСА-2. Ты знала?
АЛИСА-1. Да.
АЛИСА-2. Почему ты мне не сказала?
АЛИСА-1. Ну… потому что… потому что я не знала, что делать.
АЛИСА-2. И поэтому ты стала меньше со мной общаться?
АЛИСА-1. Да.
АЛИСА-2. Прости. Это я виновата.
АЛИСА-1. Нет, это я.
АЛИСА-2. Мы ехали по трассе, а потом внезапно свернули.
АЛИСА-1. Камиль сказал, что на основной дороге сейчас пробки и он поедет в объезд. Я сказала: «Останови машину!»
АЛИСА-2. Я сказала: «Останови машину!»
АЛИСА-1. Я сказала: «Останови машину! Останови машину! Останови машину!»
БЕЛЫЙ КРОЛИК. А я просто жевал морковку и иногда поводил левым ухом, как бы отгоняя невидимую назойливую муху.
15. Это он
Квартира Марины. Марина выходит из душа с полотенцем на голове. Анна сидит на диване, поворачивается к ней.
АННА. Лучше?
МАРИНА. Да. Спасибо.
АННА. Суп на плите греется. Сейчас поедим.
МАРИНА. Аня, я вам очень благодарна.
АННА. Да ладно, это суп из банки.
МАРИНА. Нет, не из-за этого. Из-за того, что вы держитесь. Я не знаю, как вы это делаете. Без вас я бы умерла. Валялся бы тут труп на диване.
АННА. Я в интернете завела страничку с расследованием. Хотите посмотреть?
МАРИНА. Ой, я же совсем не разбираюсь в этом.
АННА. Да? Ну давайте я все покажу вам сейчас.
Анна достает из сумки ноутбук, включает.
Только вы не обращайте внимание – там есть какие-то любопытствующие, которые ничего не знают, но делают вид, что знали девочек и даже убийц. Вы на это не ведитесь. Еще там…
У Анны звонит телефон. Анна и Марина замирают.
АННА (берет трубку). Да?
МАРИНА. Это следователь? Это следователь?
АННА. Это следователь. Они нашли его!
Марина медленно поднимается, медленно идет на кухню, медленно возвращается с ножом в руке.
МАРИНА. Я готова.
16. Безумный Шляпник
Алисы и Кролик падают. Алиса-2 внезапно смеется.
АЛИСА-1. Ты чего?
АЛИСА-2. Да так… вспомнила, как в том году поступала в театральный. Взяла твою шляпу и пела песню Мирей Матье. И бегала потом на другие туры в этой шляпе – думала, что меня так лучше запомнят. Меня другие абитуриенты прозвали Безумным шляпником.
АЛИСА-1. Почему ты это вспомнила?
АЛИСА-2. Потому что я это вспомнила, когда Камиль заблокировал двери в машине. Я подумала: «Но мне же перепоступать в театральный летом!» А ты о чем подумала?
АЛИСА-1. О том, что… что это моя вина. И о том, что я должна спасти тебя. Потому что ты ни в чем не виновата. Ни в чем. Это все из-за меня. Ты сидела, обхватив руками клетку с кроликом. Я помню, что подумала: «А кролик что-то чувствует? Ему страшно?» Но он жевал морковку и не выглядел испуганным. Только иногда поводил левым ухом, будто отгоняя невидимую муху. И еще вспомнила про Мишу, про то, что мы с ним поругались, когда я запретила ему ехать со мной на дачу.
АЛИСА-2. Из-за меня?
АЛИСА-1. Да.
АЛИСА-2. То есть если бы не я, то ты была бы с Мишей и тогда ты не села бы в машину к Камилю и мы не падали бы в кроличью нору?
АЛИСА-1. Это не важно.
АЛИСА-2. Это я виновата.
АЛИСА-1. Нет. Это я виновата.
АЛИСА-2. Нет, я!
АЛИСА-1. Вспомнила! Еще я подумала – раз мы с ним поссорились и я теперь никогда с ним не помирюсь, то мы, получается, навечно останемся в ссоре.
АЛИСА-2. Я тоже вспомнила, что еще я подумала: «И это всё?»
17. И это всё?
Квартира Марины. Анна и Марина заходят в квартиру, не снимая верхней одежды. Молчат.
МАРИНА. И это… всё?
АННА. Я думала, что самое ужасное – идти в морг на опознание дочери, у которой двадцать ножевых ранений и сломаны почти все кости. Потом я думала, что самое ужасное – смотреть запись следственного эксперимента, где убийца твоей дочери показывает что и как он с ней делал и как переносил труп. Но нет… самое ужасное – это когда убийца твоей дочери меняет мнение, говорит, что невиновен, нанимает дорогого адвоката и выходит на свободу!
МАРИНА. Мы подадим жалобу, наймем себе таких же дорогих адвокатов.
АННА. Я не понимаю, как такое может быть!
МАРИНА. Я тоже не понимаю. Неужели судья не понимает ничего? Неужели судье тоже заплатили? Нам нужно поменять судью, нам нужно подать в суд на этого судью! Можно же подать в суд на судью или у них неприкосновенность?
АННА. Я не знаю.
МАРИНА. Надо поискать в интернете. Как тут что делается?
Марина бросается к ноутбуку.
Куда тут нажимать надо? Как тут все работает?!
АННА. Я пока… я пока ужин разогрею….
Анна уходит на кухню.
18. Оля не выходит из туалета
ОЛЯ. В дверь уже трижды кто-то ломился. А я все не могла заставить себя выйти из туалета. Мне казалось, что пока я тут, это все как бы понарошку. Что все эти четыре теста с плюсиками, которые я засунула как можно глубже в мусорное ведро, что их вообще не существовало никогда. Я точно знала, что я не хочу детей, что я не готова с ними возиться. Вот эти вот все памперсы, тупые детские игры, их идиотские вопросы почему небо голубое (а я ебу, почему оно голубое?) - вечные мультики – это все не мое. А это значит, что я буду делать аборт. И я поняла, что не могу об этом рассказать Мише. Во-первых, потому что он хочет детей. Во-вторых, я была уверена, что после аборта он будет относиться к моему телу по-другому. Как к абортированному телу. Телу, исторгнувшему из себя что-то живое. Как к чему-то, что не выполнило свою функцию. До этого момента я считала себя типа феминисткой – не такой, которая не бреет подмышки и называет женщину-автора авторкой, а нормальной такой, умеренной феминисткой, которая считает, что оправдывать изнасилование тем, что женщина была в мини-юбке, - это виктимблейминг и что аборт – личное дело женщины и в этом нет ничего ужасного. Оказалось, что ужасное есть. Оказалось, что в меня просочились все эти установки и я боялась показаться своему парню нечистой женщиной, сделавшей со своим телом что-то ужасное. Поэтому я на всякий случай накидала еще больше бумаги в мусорное ведро, вышла и сказала Мише: «Уфф, слава богу, все тесты отрицательные». На секунду мне показалось, что он разочарован.
19. А именно
Квартира Марины завалена бумагами, папками, фотографиями. Марина и Анна сидят посреди этого хаоса.
МАРИНА (зачитывает). ….установлено, что на пряжке исследуемого брючного ремня отсутствуют следообразующие детали, способные причинить повреждения… Следовательно, колотая рана не могла быть причинена деталями пряжки брючного ремня, представленного на экспертизу». Примечание: в какой момент, каким орудием, где и кем Екатерине причинено ранение, следствием не установлено! Судебно-медицинский эксперт Давыдов, сославшись на то, что «оценка обстоятельств выходит за рамки компетенции судебно-медицинского эксперта» и на то, что «судебно-медицинских данных для решения поставленных вопросов не имеется», не смог или не захотел ответить на целый ряд поставленных следователем важных вопросов. А именно… Ты слушаешь вообще?
АННА. Да-да… Может, хватит на сегодня?
МАРИНА. У нас завтра адвокаты, нужно составить список всех вопросов. Записываешь? А именно:
- наступила ли смерть на месте обнаружения тел или в другом месте?
- каково взаиморасположение потерпевшего и нападавшего в момент причинения каждого из повреждений, менялось ли их взаиморасположение, если да, то как?
- соответствуют ли повреждения тела и одежды?
- какова сила ударов, воздействий?
- возможно ли причинение обнаруженных телесных повреждений при обстоятельствах, указанных подозреваемым Камилем Искандеровым? Пометила себе?
АННА. Что? А, да-да, пометила.
МАРИНА. Идем дальше. Вот тут: «Время причинения травм обоим девушкам судмедэксперт Давыдов определил следующим образом: «с учетом микроскопической картины ориентировочная давность причинения травм около одного часа (возможно и более) до момента наступления смерти». Так, это том шесть, листы дела двести тридцать шесть, двести пятьдесят семь. Записала?
АННА. Записала.
МАРИНА. То есть получается, что обе девушки были задушены только через час, а возможно и в более поздний срок, после того, как были жестоко избиты. Ногтевые срезы девушек и дактилоскопическая пленка с микрочастицами, взятыми с ладоней, а также вся одежда девушек, рюкзаки и чехол от гитары проходили экспертизу на наличие микрочастиц текстильных волокон - том шесть, листы дела пятьдесят пять, пятьдесят шесть. В ходе этих экспертиз, на исследуемых объектах, включая ногтевые пластины, были обнаружены «разнообразные по природе и цвету микрочастицы текстильных волокон», которые экспертом были изъяты и зафиксированы. Однако, сравнительный анализ микрочастиц этих волокон с изъятой одеждой у Искандерова и других подозреваемых не проводился! Такая экспертиза просто не назначалась! Возникает вопрос: а зачем тогда вообще проводилось исследование подногтевого и ладонного содержимого девушек на наличие микрочастиц текстильных волокон, если затем полученный результат с одеждой обвиняемого и подозреваемых не сравнивался?
Анна внезапно вскакивает, хватает сумку, идет к выходу.
МАРИНА. Аня? Ты куда? Аня?
АННА. Я… очень голова заболела, прости…
Дверь захлопывается.
20. Оля врет
ОЛЯ. Я врушка. Я очень большая врушка. Мне ничего не стоит соврать, что я заболела, если лень идти на встречу. Но Мише, Мише я никогда не врала. Миша – мой самый главный друг, которому я могла обычно рассказать что угодно. Поэтому вся неделя перед абортом со всеми записями к врачам и анализами тянулась просто бесконечно. Поскорей бы избавиться от этого груза, поскорее бы…
21. Стихи
Квартира Анны. Полный бардак, напоминающий квартиру Марины в начале истории. Анна лежит на диване, уставившись в потолок. Трезвонит дверной звонок. Анна нехотя встает, открывает дверь. На пороге Марина.
МАРИНА. Я тебе звонила тысячу раз! Ты уже две встречи с адвокатами пропустила!
АННА. Персик умер.
МАРИНА. Что? Кто? Кролик?
АННА. Да.
МАРИНА. Старый был?
АННА. Пять лет. Алена его очень любила.
МАРИНА. Мне очень жаль, Анечка. Встреча с адвокатами завтра с двух…
АННА. Я не пойду.
МАРИНА. Что значит - не пойду? Как не пойду?
АННА. Я вчера убиралась в ее комнате и нашла тетрадку с ее стихами. (Идет в комнату, выносит тоненькую тетрадку.) Это ее стихи. Она писала стихи... я не знала. Это хорошие стихи? Я не разбираюсь.
Анна показывает тетрадку Марине, та едва заглядывает в нее.
МАРИНА. Это хорошие стихи.
АННА. Думаете?
МАРИНА. Да.
АННА. Я не разбираюсь. Но они такие грустные. Я не видела никогда в ней этой тоски. Она всегда была милой, хорошей, доброй девочкой. И мне этого хватало. Потом, понятно, подростком стала немного закрытой. Но никогда не грустной, ни готом, ни как там их еще. Я поняла, что очень плохо ее знала последние годы. И теперь уже поздно.
МАРИНА. Но посадить этого ублюдка еще не поздно! Не поздно! Вы сами говорили – у нас есть одно дело, а потом можно сдохнуть!
АННА. Я помню.
МАРИНА. Ваш боженька нам не поможет! Нам могут помочь только мы сами и хорошие адвокаты! Они пообещали составить жалобу! (Достает бумаги, зачитывает.) «В результате исследования поверхностей объектов в прямом и косопадающем свете, визуально и с помощью лупы при четырехкратном кратном увеличении, видимых следов пальцев рук не обнаружено. В связи с указанной в постановлении необходимостью проведения биологического и молекулярно-генетического исследования, выявление следов рук другими методами - физическими, химическими - не проводилось». Мы пишем, что исходя из этого, можно констатировать, что ни один из двадцати предметов, отправленных на дактилоскопическую экспертизу, включая гитару и телефон Екатерины, кошелек и клетку для кролика Алены, пластиковые бутылки из-под воды «Бон Аква» и «Шишкин лес», а также денежные купюры достоинством пятьдесят и сто рублей, каким-либо серьезным исследованиям не подвергались!
АННА. Хотите, я вам зачитаю ее стихотворение?
22. Съешь меня
Алисы и Кролик приземляются.
АЛИСА-1. Наконец-то!
АЛИСА-2. Где мы?
Оглядываются – видят большой стол.
АЛИСА-1. Машина остановилась. К этому времени почти стемнело, поэтому я видела только темные силуэты деревьев. Алена сжалась и заплакала. Кролик в клетке начал нервно дергаться, будто хотел лбом выбить дверцу. Камиль повернулся к Алене и вырвал у нее из рук клетку. Я сказала ему: «Делай со мной что хочешь, а Алену отпусти».
Кролик подходит к столу, поднимает яблоко и склянку, читает надписи.
БЕЛЫЙ КРОЛИК. «Съешь меня».
АЛИСА-2. А я сказала ему: «Делай со мной что хочешь, а Катю отпусти».
БЕЛЫЙ КРОЛИК. «Выпей меня».
АЛИСА-1. Делай со мной что хочешь, а Алену отпусти. Он пообещал, что так и будет.
АЛИСА-2. Делай со мной что хочешь, а Катю отпусти. Он пообещал, что так и будет. И вот мы здесь.
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Давайте пить чай. Скоро придет Оля.
23. Последний шанс
МАРИНА (говорит по телефону). Я последний раз вас спрашиваю. Это последний шанс. Если ты струсила, сдалась или считаешь, что твой боженька все сделает за тебя, то я не собираюсь тебе больше ни слова говорить! Ни слова! Или ты в сговоре с ними всеми? Они заплатили тебе? Сколько? Алло? Алло?
Гудки.
24. Миша всё знает
ОЛЯ. Накануне дня аборта Миша залез в мою сумку за зарядкой и нашел мои документы из клиники. Я поняла, что это конец. Конец всему. Он пытался говорить, что любит меня, что хочет детей, даже вскочил на одно колено и собрался сделать мне предложение, я его останавливала и просила встать. Потом он сказал: «Ты не имеешь права стирать жизнь нашего ребенка, не имеешь права решать за него, будет ему хорошо или плохо в этом мире. А вот свою жизнь ты бы стерла, если бы знала, что там будет?» Я сказала, что мне это очень часто хочется сделать, схватила сумку и выбежала из квартиры. Я поехала домой. В Воронеж.
25. Оля встречает человека из прошлого
Квартира Марины.
Звонок в дверь – Марина идет открывать. Она заметно постарела.
На пороге – Оля.
ОЛЯ. Здрасте, теть Марин. Узнаете?
МАРИНА. Таня?
ОЛЯ. Оля. Я была подружкой Алены и немного знала Катю.
МАРИНА. Точно. Заходи.
Оля заходит.
ОЛЯ. Я тут проездом. Вспомнила, что на той неделе у Кати был день рождения.
МАРИНА. Никто уже не вспоминает. Раньше ее друзья писали, а теперь – никто. Все ее предали. Никому она не нужна.
ОЛЯ. Неправда. Я постоянно о них думаю. Постоянно.
МАРИНА. Расследованием занимаюсь только я, никто мне не помогает.
ОЛЯ. Расследованием?
МАРИНА. Сейчас покажу.
Марина берет ноутбук, включает.
У меня есть сайт и группа в контакте. В группе восемьсот тридцать два участника. Правда, все равно никто ничего не делает, но все равно. Вот, смотри. Это страничка про наших адвокатов, которым дали взятку родственники убийцы, это про судей, которым дали взятку, чтобы они его выпустили. Это про девочек. Тут только фотографии Кати. Мама Алены запретила упоминать ее и брать ее фотографии.
ОЛЯ. Почему?
МАРИНА. Успокоилась потому что. Живет своей жизнью, не хочет, чтобы ей напоминали про дочку. Считает, раз его оправдали, а другого не нашли, то можно жить дальше.
ОЛЯ. Она все еще в Воронеже живет? Я пыталась звонить, но телефон не доступен.
МАРИНА. Переехала. На юг. Море, солнце, наслаждается жизнью. Ой, сейчас покажу тебе ее страничку, она вчера смотри что выложила.
ОЛЯ. Фото котенка?
МАРИНА. Да! Смешная картиночка! Ей весело, понимаешь! Веселится, пока убийца и насильник ее дочери гуляет на свободе! Бросила могилу дочери, лежит на пляжу! Она успокоилась! А тут смотри, что выложила – икона и молитва! Богу она молится! Лежит на пляжу и молится! Я спрашивала следователя, возможно ли установить механизм переноса эпителиальных клеток и образование следов пота на одежде потерпевших? И знаешь, что он ответил? «Механизм образования биологических следов не является вопросом, который решает молекулярно-генетическая экспертиза и выходит за рамки компетенции эксперта-генетика». Так себе ответ, понимаешь?
ОЛЯ. Ну… да... А телефона тети Ани у вас нет?
МАРИНА. Она поменяла телефон, страничку новую сделала – думала, я ее не найду. Я теперь во всем этом подкована. Нашла ее быстро.
ОЛЯ. Понятно. Ладно, у меня скоро поезд. На прощание тетя Марина несколько раз попросила меня подписаться на ее странички.
МАРИНА. Подпишись – на мою с расследованием и на сайт заходи.
ОЛЯ. Обязательно. Обязательно подпишусь. И на сайт зайду.
26. Оля – плохой сценарист
Алиса-1, Алиса-2, Белый кролик и Оля сидят за столом и пьют чай.
ОЛЯ. Три года назад я работала в одной сценарной компании и пыталась писать комедии, точнее, пыталась казаться комедиографом. Наш продюсер считал, что настоящий комедиограф должен уметь шутить над чем угодно, поэтому регулярно шутил про Холокост и мою неудачную личную жизнь. Это была моя первая работа в качестве сценариста, я боялась ее потерять и остаться ни с чем в Москве, в которую я только что переехала из Воронежа, поэтому я смеялась. Не знаю, чем руководствовались мои коллеги, но они тоже смеялись. Однажды разговор зашел про маньяков и я, не знаю зачем, сказала, что у меня была знакомая девочка, которую вместе с подругой изнасиловали и убили в лесу. Продюсер секунду подумал и придумал про это шутку. К счастью, я ее не помню. Я не смеялась. Наверное, я очень плохой комедиограф, раз не могу смеяться над чем угодно. Я потом еще где-то полгода поработала там. Теперь мой парень очень любит шутки про негров и Холокост. Но я над ними уже не смеюсь.
АЛИСА-1. Хорошая история.
ОЛЯ. Его, кстати, тоже зовут Миша. Как твоего парня, помнишь?
Алиса-1 и Алиса-2 переглядываются.
АЛИСА-1. Да.
ОЛЯ. Твой Миша мне часто звонил после… ну после всего этого. Плакал в трубку. Спрашивал, верю ли я, что это не он. На него же дело завели, считали его одним из главных подозреваемых. Он даже вешаться хотел. Потом улик на него не нашли, дело закрыли. Потом он уехал в другой город, потому что в Воронеже все равно на него все косились. Я хотела спросить вас – это же не он сделал?
АЛИСА-2. А ты как думаешь?
ОЛЯ. Он не мог. Он очень любил тебя. Это не он, да? А кто это был? Это был тот, кто признался, а потом передумал?
Алиса-1 и Алиса-2 улыбаются.
АЛИСА-1. Хочешь еще чаю?
ОЛЯ. На самом деле я хотела сказать не это. Я хотела у вас спросить – было ли вам очень больно и очень страшно? Я понимаю, что было. Но я не понимаю, насколько. Я не могу этого представить. Пытаюсь, но не могу. И там, где вы сейчас, вам по-прежнему больно и страшно? Или вы просто растворились в самый страшный момент, замолкнув на середине своего крика и вас больше нет, совсем-совсем? Или вы забыли обо всем и сидите на облачке, свесив ноги? И смотрите на нас, ни о чем не жалея? Или сидите за длинным столом в лесу и пьете чай? Встретитесь ли вы там когда-нибудь со своими мамами? Снится ли вам кролик Персик, который видел, что с вами было? И снитесь ли вы ему? Помнит ли он что-нибудь о той ночи? Я так боюсь, что умру так же страшно, как вы. Или, если есть другая жизнь, то в другой жизни я умру так же, как вы. Или что я рожу дочку и она умрет так же страшно, как вы. Зачем рожать, если ребенок может умереть вот так страшно? Если всю жизнь ты будешь трястись над ним и думать - моя дочь будет счастливо жить? Она не умрет страшной смертью с переломанными ребрами, увидев перед этим, как убивают ее подругу? Ее не украдут в возрасте шести лет и не будут держать в подвале до сорока? Ее не изнасилуют в подворотне только из-за того, что она девочка и шла в короткой юбке? Ее не убьет сосед, оказавшийся чокнутым, и ее не будут посмертно называть в интернете шлюхой из-за того, что она любила делать селфи? У меня столько вопросов к вам. Ответьте хотя бы на один. Хотя бы на один!
АЛИСА-2. Хорошо. На один отвечу. Иногда мне снится кролик Персик.
Алиса-2 улыбается.
АЛИСА-2. А иногда я – ему. Хочешь еще чаю?
Алиса-2 наливает Оле чай. Пьют чай.
27. Оля идет на кладбище
ОЛЯ. Я пришла на кладбище. Никогда не была на могиле Алены после ее похорон. Не могла прийти. А потом уехала в Москву и могла оправдываться тем, что живу далеко. Долго плутала в поисках нужного сектора. Рядом с ее могилой стояла женщина. Я ее не сразу узнала.
АННА. Олечка? Я тебя сразу узнала.
ОЛЯ. Здрасте, тетя Ань.
Анна обнимает Олю.
Мне сказали, что вы уехали на юг.
АННА. Да, я теперь в Анапе. Но я приезжаю сюда часто. Не могу ее бросить. Посидим?
Оля и Анна садятся на скамейку. Анна достает тетрадку.
АННА. Я нашла эту тетрадку только после ее смерти. Никогда не знала, что она писала стихи. Я внезапно поняла, что я не знала ее. Не знала ее полностью. Были какие-то области, в которые она меня не пускала. И теперь я пытаюсь в них попасть. Все еще пытаюсь. Читаю ее стихи, смотрю ее фотографии, иногда пишу ее друзьям и прошу вспомнить какую-нибудь смешную историю с ней.
ОЛЯ. Я была там. Я была с ними на даче. Я потом говорила, что уехала на день раньше, но это не так. Мы втроем дошли до станции, последняя электричка уже уехала. Катя хотела ехать на попутке, потому что ее кошка Королева была одна дома и ее надо было кормить. Я сказала, что иду обратно и что поеду утром. Алена сомневалась и решила все-таки ехать с Катей. Я все эти десять лет об этом думаю. О том, что я могла бы поехать с ними и он побоялся бы брать нас втроем. Или о том, что я могла настоять и мы пошли бы обратно на дачу и поехали в город утром. Это я виновата.
АННА. А если бы вы поехали втроем и он не побоялся бы троих? Двух же не побоялся. А если бы на тебя по пути на дачу напал какой-нибудь маньяк и ты была бы мертва, а не девочки? А если бы я запретила Алене ехать на дачу, у нее ведь были экзамены на следующий день? А если бы Марина не уехала к родственникам и кошка не оставалась бы одна дома некормленая? За эти десять лет я представила себе тысячи вариантов, как могла бы спасти Алену. Миллионы вариантов. Только знаешь что? Они ее не вернули. И знаешь что еще? Ни ты, ни я, ни Марина, ни сами девочки – мы не виноваты. Виноват тот, кто это сделал. Только он. Только он.
ОЛЯ. Мне недавно задали такой вопрос – стерла бы я свою жизнь, если бы заранее знала, что там будет.
АННА. Я бы ни за что не стерла. Потому что в этом мире я родила чудесную Алену, мне с ней было хорошо. А ты?
ОЛЯ. Иногда мне бы этого хотелось.
АННА. А я ни секунды бы не стерла.
Анна открывает тетрадку.
Хочешь, прочту стихотворение Алены? Это мое самое любимое. У нее в тетрадке нашла.
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья...
Глупое сердце, не бейся.
Месяца желтые чары
Льют по каштанам в пролесь.
Лале склонясь на шальвары,
Я под чадрою укроюсь.
Глупое сердце, не бейся.
Все мы порою, как дети.
Часто смеемся и плачем:
Выпали нам на свете
Радости и неудачи.
Глупое сердце, не бейся.
Многие видел я страны.
Счастья искал повсюду,
Только удел желанный
Больше искать не буду.
Глупое сердце, не бейся.
Жизнь не совсем обманула.
Новой напьемся силой.
Сердце, ты хоть бы заснуло
Здесь, на коленях у милой.
Жизнь не совсем обманула.
Может, и нас отметит
Рок, что течет лавиной,
И на любовь ответит
Песнею соловьиной.
Глупое сердце, не бейся.
ОЛЯ. Я так и не сказала тете Ане, что это стихи Есенина и дальше там будет «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». Наверное, Алене они понравились и она их просто переписала себе в тетрадку. Но с другой стороны, если они ей очень понравились, значит, они были ей близки и это как бы Есенин за нее их написал.
28. Катя и Алена
Алиса-1, Алиса-2, Белый кролик и Оля стоят пред кроличьей норой.
АЛИСА-1. Катя. Мне кажется, тебе нужно назвать дочку Катей. В мою честь.
АЛИСА-2. А вторую – Аленой.
БЕЛЫЙ КРОЛИК. Это кроличья нора. Если не прыгнешь, то никогда не узнаешь, что там. Такой вот закон кроличьей норы, я его сам придумал.
ОЛЯ. И я в нее прыгнула.
Памяти Оли и Риты, а также всех остальных девочек, которые не виноваты
Конец.
2018 г.
Свидетельство о публикации №219031101050