Часть 3. События после 8-го марта... Пушкин

Часть 3. События после 8-го марта… Пушкин.


     Дата 8 марта 1824 года, для поэта становилась историческим рубиконом.
Обращение в письме к князю Вяземскому, «… милый Европеец…»,  рубикон (решающий шаг) и его…
Показатель ему самому, стремление к западному, он – «западник» или будет им. Может, всё – таки игра молодого ума с медлительным от природы, тугодумом князем?

     Аналитика по наследию разных исследователей страниц жизни поэта, нередки иронические выводы, не совсем патриотом был, поглядывал в сторону заграницы…
Политическая обстановка того времени, обстоятельства. Разношёрстное жизненное и литературное окружение, утрированные свидетельства, много чего другого и…
Содержание писем Вяземского и поэта, когда Пушкин был молодым парнем. Интрига взаимоотношений, именно периода ожидания…, что и как оно будет до осени 1826 года.
Противоречия пушкинской мысли, его поведения, перед возможным страшным, как минимум, каторги в Сибирь. Последствия найденных от его имени «стишат», у «декабристов».

     Уникальное содержание письма – шифровки. Глубокий подтекст в период жесточайшей цензуры при вынесении приговоров восставшим. Пушкин не удел, в ссылке в Михайловском, (действительно в ссылке), там посажен под контроль местных властей, по вине Вяземского. Действительно за проступок, который всегда назывался изменой. Князь готовил побег из Одессы к европейцам, хотел избавиться от юного дарования. Много времени перед этим сманивал сознание парня западными прелестями.
Акцент действий поэта и в этот раз,… не он, а ему организовывали попытку побега…


     Поэт к князю всегда обращался вежливо, на французский масонский манер, «милый», «милый мой», а в этом письме никак… Напористый тон, он ведёт разговор, выговаривает князю… и с иронией, переходящей в сарказм значения событий.

«А. С. ПУШКИН -- П. А. ВЯЗЕМСКОМУ
 Вторая половина (не позднее 24) мая 1826 г. Михайловское
  Судьба не перестает с тобою проказить. Не сердись на нее, не ведает бо, что творит. Представь себе ее огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит ее на цепь? не ты, не я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего1.
  Видел ли ты мою Эду?2 вручила ли она тебе мое письмо? Не правда ли, что она очень мила?
 Я не благодарил тебя за стансы Ольге3. Как же ты можешь дивиться моему упрямству и приверженности к настоящему положению? -- Счастливее, чем Андрей Шенье,-- я заживо слышу голос вдохновения4.
   Твои стихи к Мнимой Красавице (ах, извини: Счастливице) слишком умны.-- А поэзия, прости господи, должна быть глуповата. Характеристика зла. Экий ты неуимчивый, как говорит моя няня. "Семь пятниц" лучший твой водевиль5.
   Напиши же мне что-нибудь, моя радость. Я без твоих писем глупею: это нездорово, хоть я и поэт.
   Правда ли, что Баратынский женится? боюсь за его ум. Законная <-- -- -- -- --> -- род теплой шапки с ушами. Голова вся в нее уходит. Ты, может быть, исключение. Но и тут я уверен, что ты гораздо был бы умнее, если лет еще 10 был холостой. Брак холостит душу. Прощай и пиши.
Михайловское.
Май.
   -- -- --
Академические пояснения.   
РА, 1874, кн. I, стлб. 425--427; Акад., XIII, No 265.
   1 Пушкин подразумевает смерть малолетнего сына Вяземского -- Николая (1818--1826).
   2 Пушкин называет О. М. Калашникову по имени героини поэмы Баратынского, финляндки, обольщенной русским офицером.
   3 Пушкин имеет в виду послание Вяземского "О. С. Пушкиной" (1825), напечатанное в СЦ на 1826 г. Обращаясь к сестре поэта, Вяземский писал:
    Свети ему звездою безмятежной
   И в бурной мгле отрадой, дружбой нежной
   Ты услаждай тоскующую грудь.
   4 Ср.: в примечаниях к стихотворению "Андрей Шенье" Пушкин цитировал "Последние стихи Андрея Шенье": Au pied de l'echaufaud j'essaie encore ma lyre ("Так у подножья эшафота я еще пробую свою лиру").
   5 Стихотворение "К мнимой счастливице" (1825) и куплеты "Семь пятниц на неделе" (1825) Вяземский отдал в СЦ на 1826 г».

     Академическое пушкиноведение даёт текст вот такой, ни в коем случае, никаких других разъяснений пояснений!
Разгадка содержания этого письма самодеятельной «пушкинистикой» упиралась в первое пояснение. Мог ли Пушкин на смерти малолетнего сына князя ёрничать о своём? Я в слово «ёрничать» вкладываю лёгкое, что можно сказать об этом.
Интерес непечатной тезисной «пушкинистики» прошлых лет, соберу в небольшое повествование жанра – исследование, некоторых писем и этого, для удобства при чтении.

     Письмо жёсткое, обличительное. Загадочное оборотами к своему «благодетелю», слова текста понятные только князю. 
Вяземский подставил своего подопечного под суд общественности Одессы. Опозорил перед народом, сотрудниками МИДа, перед служащими Администрации губернатора.
Пушкина сослали в «дыру» за это, унизительную попытку выдавить из страны, шумную, получилось, видимость побега в иноземье по морю на корабле. Итог, он в Михайловском, богом забытом имении матери, а князь в удовольствиях в столицах.

     Пушкин имел право и оскорбить, а он всего лишь ёрничал… 
Вяземский на это письмо не ответил.
Так о чём оно?
Пушкин зло, виртуальным подтекстом о глупости князя. О малом уме того, напомнил,
«… я уверен, что ты гораздо был бы умнее, если лет еще 10 был холостой. Брак холостит душу…». Поэт о жене князя, Вере Фёдоровне, была любовницей его, но и о глупом существе, на тот момент в Одессе, которое лишило Пушкина маленькой, но «мидовской» государственной должности.
Каких – то денег заработной платы. Городской жизни, театра, балов, вольности…

Прелестей морского города. С унижениями отправлен в деревенскую глушь. Вдобавок продлили ссылку.
Пушкин рвал и метал спустя 1,5 года, но красиво, как истинный поэт в письме высказал самое обидное князю, «Брак холостит душу…». Унизительное о его жене, никчёмность её, бездарность её и он такой же.

     Пушкин пишет болезненное князю. «Твои стихи… слишком умны.-- А поэзия, прости господи, должна быть глуповата. Характеристика зла. Экий ты неуимчивый, как говорит моя няня. "Семь пятниц" лучший твой водевиль». То есть, то «в лес, то по дрова», вот твоя поэзия!
… Поинтереснее много позже скажет  о стихах Вяземского Н.В. Гоголь: «Каждое стихотворение его – пестрый фараон всего вместе…,слышен разлад: слово не сочеталось со словом, стих со стихом… слышна несобранность в себя…».

     Пушкин насмехательски, с превосходством, «… я… поэт», а ты никто.   
«Напиши же мне что-нибудь, моя радость. Я без твоих писем глупею: это нездорово, хоть я и поэт». С пренебрежительным  вызовом, «… моя радость».
   
     Пушкин издевательски над князем, голова большая, а бестолковая,  даже в шапку не влезает, «… Баратынский женится? боюсь за его ум. Законная <-- -- -- -- --> -- род теплой шапки с ушами. Голова вся в нее уходит. Ты, может быть, исключение».
 
     Пушкин бесится, выговаривает: я заживо гнию в настоящем положении. Вдохновение мёртвого живого, казнённого, как Шенье.
«… Как же ты можешь дивиться моему упрямству и приверженности к настоящему положению? -- Счастливее, чем Андрей Шенье,-- я заживо слышу голос вдохновения4».

     Кого – то может даже возмутить отношение поэта, мол горе у Вяземского, смерть малолетнего сына, а у того никакого сострадания, ещё и с претензиями…
А горе Пушкина, организованное князем? Вместе со своей женой, своими масонскими правилами подчиняться организации каменщиков беспрекословно, не выдавили за границу, так ещё хуже, как на цепи, сидит в ссылке в Михайловском без права передвижения, выезда.
… Его век, 19-й, эпидемии болезней уносили детей в каждой семье по нескольку маленьких жизней. Была печаль, но и отношение «жизнестоическое», «бог дал – бог взял».

     Переписка Пушкина с Вяземским показательна нам, современным читателям не последовательностью. Опубликованные письма не все и до сих пор нет никакой ясности, где часть переписки. Что известно? Академические хранилища сообщают, много утеряно. Похищено, разбазарено временем, украдено. Часть у коллекционеров. Сокрытие переписки, на письма одного нет ответа другого…
Тайна писем, загадки содержания части переписки.

… Одна из  ГЛАВНЫХ  загадок этого письма.
Удивление в спорах коллекционеров непечатных биографий прошлого века…
У Вяземского титул – князь, немного ниже барона. Приравнивался к французскому виконству. Богатый и наследник своего отца, масона европейского масштаба. Очень высокий значимый социальный ранг.

     У Пушкина титул дворянского рода низшего сословия. Крепостное право в государстве весь народ делило в иерархии  строгого низкопоклонства. Например, Пушкин при встрече с князем должен кланяться глубоко, а не кивком, что разнило сословия, показатель статуса.
Чтить князя, восхвалять, должен был дворянин низшего сословия. Наказания были предусмотрены, требования к аристократии о запрещении с чернью близко общаться. Внутри аристократии чернью и были дворяне статуса пушкинского обедневшего рода. Раб, батрак, определение такого положения было уместным.

     В романтической мисцифицированной «пушкинистике»  позже, «историки» литературы сделают князя и назовут, «друг» Пушкина. Умышленно попутают масонские обращения внутри организации вольных каменщиков, «брат», «сестра», «друг».
Князьям дружить было запрещено в среде аристократии с  бедными дворянами без роду и племени, «устои уродские» были в ходу…
За исключением с массой оговорок и требованием служб Митрополита к особам женского рода. Совсем страшный грех, внебрачные дети аристократии от бедных матерей без надлежащей родословной… Травили, убивали, не редкость. Век был религиозных войн, противостояний церковных догм девятнадцатого столетия…

     Опять же, масонские правила не разделяли в большей степени статусы и пояснения (непечатные биографии), отношения Пушкина и Вяземского на «ты». Могло быть только в единственном случае, они «братья» – масоны, а там равенство. Со времён Цицерона, исследователя явления и Пифагора – философа, математика древности, социального равенства возможного в человеческом обществе. Малоизвестный факт, Пифагор был… социалистом - коммунистом.

     … Пушкин пишет князю Вяземскому, аристократу, оскорбление, обращение на «ты»!? Шифрованным текстом, литературным глубоким подтекстом, понятным им обоим…
1826 год, после восстания «декабристов» 1825 года, вся переписка Пушкина под строжайшим контролем, неусыпным бдительным оком служб главного российского жандарма, генерала Бенкендорфа. Цензура многоопытная, специалисты профессионалы, Вяземский и Пушкин знают, они легко расшифруют их разговор в письме.

ЭТО  надо  Пушкину, чтобы доложили царю, чтобы Государь знал, кто упёк, по чьей вине Первого поэта империи,  в продолжение ссылки, в глухомань, деревню Михайловское.
Понятно, что на такие обвинения князь не ответил, диалог в один конец и для ушей службы бдительной цезуры. Созрело, наболело, стало необходимостью оправдание, за что страдает…
Спровоцировали действия Пушкина, известия о казнях за участие в восстании 1825 года его знакомых, товарищей. Об изъятии именно его стихов у революционеров…
Он, как минимум, ни при чём, свои страдания за побег – выпроваживание (выдавливания) за границу от зависти, семьёй  Вяземских…


Продолжение следует.


Рецензии
Из этой главы, посвящённой жизни и творчеству Великого Пушкина, я узнал много нового, прежде
всего о его письмах князю Вяземскому. Не повезло великому поэту. Впрочем, где настоящий Талант, там зачастую находятся его завистники, кто желает им воспользоваться.

Уважаемый Владимир!

Спасибо Вам за Ваши литературные труды! После их прочтения на мир смотришь другими глазами.

ВСЕГО ВАМ ХОРОШЕГО!

С уважением

Александр Андриевский   11.03.2019 18:18     Заявить о нарушении
Спасибо, что читаете...
Аксиому восстанавливаю, Пушкин весь в стихах, прозе, статьях, письмах.
Вам рейтингов высоких.
С уважением.

Владимир Конюков   12.03.2019 00:15   Заявить о нарушении
Уважаемый, Владимир!

Благодарю Вас за добрые пожелания!

С уважением

Александр Андриевский   12.03.2019 00:45   Заявить о нарушении