О книжке Шахматная Шкатулка

О книжке «Шахматная Шкатулка»

Книжка представляет Базовую технологию шахматного всеобуча в России.

Давно хотелось издать компактную книжку о преподавании шахмат в детском саду.
Дело в том, что сама структура и содержание такого издания во многом определяются реальными ресурсными возможностями автора.
Здесь, на прозе.ру и стихи.ру я уже несколько лет понемногу выкладываю содержание этого обширного материала.
Понятно, что многое остаётся недосказанным.
В качестве примера приведу вам выдержку из моего материала «Секреты Этери», где среди прочего я обращаюсь и к темам, подлежащим обязательному освещению в такого рода издании.

Выдержка:
«Мы будем рассуждать о массовидных вещах и явлениях принимаемых обществом как некая «норма».
Два разных педагога в одной и той же ситуации, в одном и том же по содержанию эпизоде ведут себя абсолютно различно.
Вот сейчас тренер смотрит на перемещения ученика.
Один что-то скажет.
Другой – промолчит.
Третий сделает выразительное лицо.
Четвёртый ответит жестом.
Общение спортсмена с тренером, ученика с учителем, подопечного с наставником – это таинство!
Молчание нередко красноречивее любых слов.
Одно слово иногда дороже целой тирады.
Процесс обучения, тренинга состоит из десятков тысяч микродвижений, из миллионов микропауз, из сотен микрожестов.
Одному ребенку я предлагаю решать такую задачу, другому ребенку я задаю другое задание.
Шлифовка каждого элемента происходит годами на сотнях ситуаций.
То, чего я НЕ делаю во много раз важнее, чем то, что я делаю.
Тексты, которых я не произношу – важнее, чем реально произносимые.
Чем глубже, образованнее, тоньше, деликатнее, мудрее наставник, тем разнообразнее, разностороннее и многочисленнее его приёмы и способы воздействия на воспитанников, тем тоньше его малейшие проявления или непроявления во множестве тех или иных конкретных жизненных ситуаций.
Хорошего тренера, педагога, учителя, преподавателя можно сравнить с хорошим врачом.
Хороший врач – это не просто диплом о высшем медицинском образовании и справочка об окончании интернатуры. Хороший врач – это в первую очередь целостное понимание больного, обширнейшие и глубочайшие познания в областях не только конкретно специальных – в избранной профессии, но и в областях связанных с формированием пониманий мельчайших проявлений человеческой души. Одна из важнейших характеристик прекрасных врачей – это способность самоотверженно непрерывно учиться. Именно эта сторона русского врачебного искусства была предъявлена миру на полях сражений со стороны Николая Ивановича Пирогова и плеяды его воспитанников. Хороший врач – это миллионы нюансов в проявлениях, это безупречно точные вопросы к больному во время собирания анамнеза, это потрясающая наблюдательность, это потрясающее умение внушить больному веру в себя, веру в исцеление.
Хороший врач – это всегда человек глубочайшей культуры и высочайших форм искусства. Удивительный собеседник и беспощадный к собственным ошибкам человек.
Мы – люди.
Человек – существо ошибающееся!
Именно способность ошибаться и делает нас не роботами, пусть и биологическими, но именно людьми.
Как прекрасно заметил в «Войне и мире» Лев Николаевич Толстой на примере играющего в шахматы – человек ошибается каждым своим движением, но замечает только те ошибки, за которые жизнь его наказывает.
Тренер, педагог, наставник – это личность, число параметров измерения которой бесконечно.
Всякий человек – бесконечнопараметральная самоопределяющаяся система, но хороший тренер, хороший педагог – это просо фантастическая глубина наимельчайших проявлений и движений.
Это океан чувств, эмоций, и наипрекраснейших движений души.
И еще это глубочайшие переживания и способность к непрерывному сопереживанию с воспитанниками.
И есть еще два важнейших качества объединяющих именно врачей и педагогов: бесконечная, бездонная, невероятная доброта.
И потрясающее чувство прекрасного.
И педагог и врач – если они настоящие – живут как бы со снятой кожей и с открытым сердцем.
Они излучают в мир свет и тепло.
Тепло и свет.»
Конец выдержки.

Опубликованная в издательстве «Ридеро» книжка – первый опыт издания, в котором отобран материал, интересный в первую очередь руководителям детских садов и начальных школ.
По существу впервые издана ТЕХНОЛОГИЯ ПОТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ детей шахматам на базе специально выделенного помещения.
Подробно излагаются вопросы материального обеспечения,  содержания и направленности занятий, требования к педагогу и его функционал.
Тщательно отрефлексирована необходимость специального Центра игрового воспитания в дошкольном учреждении, показаны примеры построения Программного материала для каждой возрастной группы от трёх до семи лет, впервые подробно освещен вопрос о ритме трёхсот погружений в шахматный материал.
Наконец освещен вопрос о ФГОС и преподавании шахмат в ДОУ.
Книжка может стать полезным практическим пособием для организации занятий в детском садике любой конфигурации.
Материалы на нашем ресурсе становятся прекрасным дополнением и развитием к содержанию этого пособия.
Понятно, что объять необъятное в одном пособии невозможно, да это и не требуется.
Представляю оглавление этого первого пособия такого рода.

Шахматная Шкатулка: оглавление

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ 3

Преподаю шахматы детям уже 50 лет 5
1 часть 5
2 часть 7

МГНОВЕННОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ 11

Детсад. Шахматы. Ладья 13
Детсад. Шахматы. Слон 18
Детсад 10. Шахматная доска на улице
Детсад Шахматные включения 20
Шахматные включения в Бассейне 23
Сказочный Шахматный мир 29
Театр Живые шахматы 31

ШАХМАТНАЯ ШКАТУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ 35

Шахматная Шкатулка как центр Игры в детском саду
300 погружений
Обращение к родителям
Шахматная Шкатулка. Режим посещений
Общая структура Шахматной Шкатулки
О нормозадающих центрах детского сада
Шахматная Шкатулка. Функционал педагога
Подготовка Шахматной Шкатулки к занятиям.
Ведение занятий в Шахматной Шкатулке.
Работа с родителями, посетителями, администрацией и коллегами
Работа в Интернете
Работа в городе и на выезде

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ШКАТУЛКИ 61

Шахматная Шкатулка. Материальная база
Шахматная Шкатулка. Разнообразие досок
Шахматная Шкатулка. Сеансовый метод
Шахматная Шкатулка. Одновременно 1
Шахматная Шкатулка. Одновременно 2
Шахматная Шкатулка. Расстановки стульев
Шахматная Шкатулка. Сеанс на число ходов
Шахматная Шкатулка. Расстановка столиков 2
Шахматная Шкатулка. Игра с Часами

ГЛАВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ДЕТСКОГО САДА 81

Почему ребёнок играет?
С какого такого СанПиНа?
Новая конфигурация отношений. Актуальность
Чем бы дитя не тешилось
Шахматная Шкатулка. Что самое важное
Шахматная Шкатулка. Формы занятий

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИГУРА 105

У дошкольника - да! А у взрослого?
Ах! Вы же прекрасно понимаете
О позиции центральной фигуры. Предисловие
Центральная фигура. Высшее педагогическое
Центральная фигура. О Времени и о
Сценарий Новогодней Шахматной Ёлки

ТЕХНОЛОГИЯ: ПОТОК 133

Шахматная Шкатулка. Занятия на потоке 135
Что такое поток?
Речь педагога:
Режим занятия:
Общие принципы на занятии:
Технологическая карта занятия:
Продолжительность занятия-погружения для дошкольников:
Пример Содержания занятия-погружения
Технологический подход
Резюме
Наполняемость группы 8-16 человек! 155

ПРОГРАММЫ 155

Программа обучения. Мониторинг и критерии 157
Материал:
Игра с часами:
Словарный запас:
Дебютные схемы:
Позиция:
Задачи:
Упражнения с программой «Динозаврики»
Пояснительная записка к Программе. Введение 159
Пояснительная записка к Программе. Цели и задачи 162
Пояснительная записка к Программе. Материал 165
Шахматная Шкатулка. Программа до 3-х лет 167
Шахматная Шкатулка. Программа до 4-х лет 170
Шахматная Шкатулка. Программа до 5-ти лет 173
Шахматная Шкатулка. Программа до 6-ти лет 176
Шахматная Шкатулка. Программа до 7-ми лет 179
К Программе обучения в ДОУ.  Литература 182

И ПОД ЗАНАВЕС 185

Шахматная Шкатулка - точка опоры ФГОС в ДОУ 187
Шахматная Шкатулка Обучение должно быть бесплатным 190


Рецензии
Шахматная шкатулка - отличное обучение!

Татьяна Морозова 7   19.11.2019 23:44     Заявить о нарушении