О челябинском метеорите

НЕБЕСНАЯ КОЛЕЯ
Утром в пятницу 15 февраля 2013 года я проснулась в своей челябинской квартире, старенькой родительской хрущевке,  с ощущением, что приближается какое-то серьезное событие. Перед моими глазами все еще стоял удивительно странный сон, который я увидела перед самым пробуждением. Будто целыми колоннами куда-то слева направо дружно, очень торопливо, не ссорясь, уходили звери: медведи и волки, и зайцы и прочая  мелочь лесная… Таких снов я и не припомню в своей жизни. Чего испугались звери в моем сне? От чего они бегут, волки и зайцы вместе?
Очень скоро я поняла, о чем был мой сон. Наш мозг – радиостанция, он ловит волны. Кодирует, передает нам. А мы чаще всего и понять не можем, что это нам и зачем показали. Потеряли мы, люди, давным-давно связь с природой, не умеем разбирать ее голоса. Разучились читать сообщения из Информационного поля Вселенной.
А звери чувствуют приближение гроз, землетрясений. И таких небесных явлений, как падение метеоритов… Убегают, прячутся…
Проснувшись, я стала приводить себя в порядок. Собиралась в тот день сходить в баньку, попариться. У нас неподалеку есть хорошая баня, недавно после ремонта. Пенсионерам в дневное время, в простые дни, билеты полагаются подешевле, со скидочкой. Надо бы воспользоваться, баньку обновить. Дорога туда мне с далекого детства знакома, мы с мамой и сестричкой всегда туда мыться ходили, правда, в душ. А теперь люди все в сауну норовят, да с бассейном. Ну, а мне и общее отделение сойдет, зато с парилочкой! 
Размышляю так о быстротекущей жизни. О пользе березовых веничков…
И вдруг прямо над моей головой раздается оглушительный грохот. Потолок дрожит. На часах девять часов двадцать минут.

 «Самолет взорвался», – подумала я. В прессе последнее время частенько появляется информация об авариях в небе.
Соскочила – бегом к балкону. В голове проносится: открыть дверь, посмотреть – или, напротив, все форточки закрыть поплотнее, вдруг там еще и газ какой-нибудь…  Давно ли был взрыв на вокзале, вагон с какой-то дрянью сфонтанировал, люди надышались, потом болели. Моя племянница тогда попала в то зловоние…
Не успела я подойти к балкону, как прогремел второй удар, третий… закладывает уши. Слышно звон стекла. Раздвигаю штору. В  утреннем небе с северо-восточной стороны от самой линии горизонта тянется яркий след, выше он делится на две белых колеи, две широких витых полосы, и эта колея стремительно катится вперед, все расширяясь и расширяясь, спиралью, кольцами, с ужасным шумом…
 Рывком открываю балкон, уже не думая о безопасности, пытаюсь определить, куда несется болид. Теперь ясно, это не самолет, это метеорит! Первый раз в жизни вижу летящий метеор. Как часто в детстве я разглядывала атласы звездного неба, смотрела на кометы, огненные шары! Отец преподавал астрономию, и дома было много наглядных учебных пособий. И вот теперь падение небесного тела  я вижу наяву! Удивительное природное явление. Посланец Космоса ворвался в наш мир! С ревом и сильнейшим запахом гари. Вонь наполняет комнату.
Метеор  несется на юго-запад. Как раз к нам в сад. Сад у нас за поселком АМЗ, на Шершнях. Упадет в водохранилище, что будет! Надо потом съездить, поглядеть, не вышибло ли стекла в  нашем садовом домике… (Не вышибло, однако….)
Позднее я узнаю, что метеорит пролетел значительно дальше и упал в озеро Чебаркуль, а вдоль всей траектории полета на землю падали его обломки. Посланец Небес наделал немало бед.

Я как будто предчувствовала это событие.
За два дня до того, как на Южный Урал прилетел грозный небесный странник, я из Екатеринбурга быстро-быстро засобиралась в город детства Челябинск. Зачем засобиралась? Так складываются обстоятельства, живу между двух городов, езжу туда-сюда, приходится.
На этот раз представился серьезный повод: вышел свежий номер альманаха  «Звездный голос». Четырнадцатого февраля, в четверг, в Челябинске, в городской библиотеке имени Пушкина, должна была состояться презентация. Проводил ее  редактор этого издания Анатолий Константинович Белозерцев, тогда председатель областной организации Союза писателей России (он умер спустя два с половиной года, Царствия ему небесного!)
В этом альманахе были опубликованы стихи москвичей, наших земляков Владимира Сорокина, Евгения Тагана, а также произведения прозаиков и поэтов, живущих в Челябинске, Карталах, Озерске…   Был напечатан и мой рассказ «Переезд», в котором действуют домовые. О жизни сегодняшней, когда только материальные интересы определяют поведение людей.  И о добрых, невидимых нам хранителях наших  жилищ, которые верят в Добро.
Хорошо, видимо, громко прозвучали в той библиотеке наши «звездные голоса», так что само Небо откликнулось.
  Впрочем,  полагаю, тогда никто и не подумал, что падение на Землю звезды-метеорита 15 февраля может быть как-то связано с презентацией накануне третьего номера «Звездного голоса». Да и я сама сопоставила эти два события лишь сейчас, начав писать этот текст.

 Впрочем, ничего бы страшного не произошло, если бы я не попала на презентацию, спокойно досидела в Екатеринбурге до дня рождения старшего сына Дмитрия 16 февраля, поздравила бы его – и уж затем отправилась по своим литературным делам в Челябинск.
Но меня как ветром понесло в сторону юга. На автобус – и вперед. Потом я поняла. Я никак не должна была пропустить такое яркое космическое событие, как падение метеорита.
И вот это холодное зимнее утро. Метеорит буквально вихрем врывается в мою жизнь.
Оглушил! Стекла вылетели в кухонном окне!
 Однако надо было приумерить волнение и спокойно оценить разрушения в квартире. Да и поглядеть с улицы, как этот взрыв пережила наша  старенькая пятиэтажка.
Да-да… Два окна в комнатах с честью выдержали удар. Кухне повезло меньше…  Вышла на лестничную площадку. Вот в подъезде побиты все стекла! Старые рамы, то-то и оно…
Домоуправление потом будет наводить порядок  два месяца… А мне  надо уезжать. Придется вызывать мастеров, вставлять стекла, не дожидаясь милости от управляющих компаний…
Однако я, кажется, собиралась сегодня сходить попариться. Как говорится, война войной, а обед по расписанию. Я спокойненько собираю сумку и отправляюсь в баню. Там точно народа сейчас немного. Все в небо смотрят.
В бане и вправду полупустые скамьи. Любители пара обычно моются увлеченно, сосредоточенно, молча и тихонько, но сегодня не до спокойного мытья. Все бурно обсуждают последние события. Где в городе что разрушено, о чем говорили по радио, почему раньше не засекли небесного пришельца, не предупредили?!
Позднее, когда я вернулась домой, позвонил сын из Екатеринбурга, сказал, что видел пролет звезды и вспышку… Это за двести километров!
!
А еще в этот приезд в Челябинск мне нужно было получить новый номер детского журнала «Подсолнушки». С моими публикациями.
На следующий  день после падения метеора я отправилась в местное общество интеллектуалов (есть и такое, существует совершенно официально), там мне был оставлен очередной номер журнала с детским рассказом. Оказывается, меня ждала тут еще одна необыкновенная встреча с уникальным человеком. Это бывший офицер, а ныне философ и литератор. Он был возбужден и взволнован. Впрочем, кто из челябинцев в те дни не был взволнован!
– Я знал. Знал, что он прилетит. Я ждал его еще раньше. Не спал с  рассвета…
Вот так! Кто-то его поджидал, оказывается. Заранее был в курсе… Возможно… Возможно…

Невольно вспоминаешь про других посланцев Космоса. О Тунгусском метеорите я слышала от отца еще в далеком детстве. Он преподавал астрономию, да еще и лекции читал на эти темы. Тайна Тунгусского метеорита до сих пор волнует любителей Непознанного. Много копий было сломано в дискуссиях, метеорит ли это или межпланетный корабль… Поспособствовали ли опыты Николы Теслы взрыву небесного тела  или это опять инопланетяне постарались…
 И в этот раз по городу пошли разговоры, что метеорит не сам взорвался, но по нему якобы прицельно ударили инопланетяне, чтобы прекрасный наш Челябинск спасти от больших разрушений. Разумеется, сам небесный странник  никак не мог взорваться на входе в плотную атмосферу планеты!
И все же… Уфологи уверены: инопланетяне  и на этот раз нам помогли, город сберегли. И красивейшее уральское озеро Чебаркуль приняло уже второе послание Космоса

Спустя почти два года мы с мужем побывали в областном краеведческом музее. Огромный оплавленный ноздреватый кусок метеорита, извлеченный со дна Чебаркуля,  укрытый стеклянной пирамидой,  поздоровался с нами, когда мы вошли в первый зал музея. А за ним было черное небо, свечечки далеких звезд и шум волн огромного и вечного Космоса. И вновь явственно  вспомнила я то утро 15 февраля 2013 года. Свой сон, в котором лесные звери дружно убегали от каменного великана, несущегося на Землю. И взрывы. И белые полосы, небесная колея…

Моя подруга и коллега Людмила, журналистка местной районной газеты из поселка Междуреченский Кондинского района Югры, где мы с мужем прожили последние десять лет, спустя пару лет рассказала мне о Чуде, которое произошло в судьбе ее дочери, жившей тогда в Челябинске.  Молодой женщине врачи говорили, что больше у них с мужем детей не будет. Но прилетел метеорит! И вот оно, чудо, ровно через девять месяцев родился ребенок! Мать серьезно убеждена, что дочь забеременела как раз в день падения метеорита.
А знаменитый путешественник по сакральным местам планеты, писатель, художник Евгений Березиков увидел взрыв метеорита в ту ночь во сне, хотя находился тогда в Волгограде. Впоследствии он приехал в Челябинск, побывал с единомышленниками и в музее, и на озере Чебаркуль, где упал судьбоносный метеорит. Он считает, что этот посланник Космоса принес на Землю программу новых планетарных изменений, преображения человека. Как знать!

А в Челябинске и фильм сняли  о метеорите, художественный. Играл в нем Олег Николаевич Павлов, известный поэт и председатель Челябинской организации Союза писателей России. Он был редактором трех моих последних книг прозы, и я глубоко признательна ему. Человек творческий и архиталантливый, он и в фильме продемонстрировал не только актерский дар, но и свое понимание тайн мира.
Челябинские литераторы надумали было составить даже и сборник «Я и метеорит». Или: «Метеорит и я». Или: «Как я провел 15 февраля 2013 года». И т.д. и т.п. Идея осталась нереализованной, но для меня послужила толчком для написания сначала вот этого текста о метеорите. А потом  размышлений и о других событиях жизни, не вошедших в книгу воспоминаний «Листая годы»… Постепенно складывался сборник эссе.

В Интернете о челябинском небесном госте можно найти поэтические строчки, облетевшие весь мир: «Ничего так не бодрит, как с утра метеорит!» Не знаю, кто автор этого афоризма, но очень свежо! Этот афоризм сбросил мне на электронную почту приятель из Америки.
Так что гул небесного странника отозвался эхом по всей планете…
;


Рецензии