Перекочёвка

В стаде нас 12 человек: девять пастухов и три чумработницы. Когда мы перекочёвываем, нам приходится на всех ставить четыре палатки. За этой процедурой интересно наблюдать зимой, когда световой день короток, а работы особенно много.
В каждой связке одна нарта загружена тем, что необходимо для обустройства кочевого жилища. Там палатка, печь, топор, пила, посуда, постель и непременно деревянная ло¬пата для разгребания снега (эрэвун).
Как только оленьи упряжки останавливаются там, где будет разбит табор, женщины сразу же разводят костёр и начинают готовить на нём чай и варить мясо. Мужчины разгребают снег под палатку, готовят жерди для её установки, кто-то отправляется готовить дрова.
Внешне во всё этом нет никакой суеты, все действия отработаны до автоматизма, но по напряжению, с которым готовятся к ночёвке, чувствуется, что идёт негласное соревнование - в какой палатке первым из печной трубы пойдёт дым.
Затрещали в печи дрова, значит, в палатке заработало сердце, разнося тепло по брезентовому жилищу. Теперь можно помочь и соседу с установкой. Скоро из всех четырёх труб струится дым. С костра переносят в палатки чайники и еду: после долгого пребывания на морозе обязательно нужно согреть себя горячим чаем и подкрепиться. Иногда для этого все собираются в одну или две палатки, заодно обсудив переход на новое место.
Но, как правило, долго не засиживаются - впереди ещё много работы. Продолжаться она будет до темноты. Но и с её наступлением, когда стены палаток осветятся внутренним светом от зажжённых свечек, кто-то ещё будет выходить за постелью, кормить собак, отпускать рабочих оленей...
Наутро табор вновь оживёт, и всё здесь завертится в привычном и отлаженном ритме до следующей перекочёвки.


Рецензии