Вещий Фантастический рассказ

      Имя великого киевского князя Олега воспето во многих легендах и сказаниях. Он – основатель древнерусского государства со столицей в граде Киеве. Князь был знаменит своими военными победами и государственными свершениями. При его княжении Древняя Русь стала могущественным государством, а Киев – матерью городов русских. Он правил долго и славно. Более трёх десятков лет…
      
     Однажды, согласно легенде,  возвращаясь со своей дружиной из очередного похода, он встретил в лесу вещего старика-волхва. Старик напророчил ему гибель от его же боевого коня. Князь поверил волхву и приказал отроку увести своего испытанного друга. Прошло несколько лет. И когда князь узнал, что конь его почил, то сильно засомневался в правдивости предсказания вещего старика.
Однако предание гласит, что пророчества волхва сбылись. Звучит всё это таинственно, и весьма странно. А главное, совсем нереалистично…

     Вот на этой странности и заострили своё академическое внимание историки Хроноцентра. Не верить истинности утверждения народных преданий, у них не было ни каких оснований. И всё же, для установления истинной причины смерти великого властителя Древней Руси, требовалась дополнительная и достоверная информация.

     Для прояснения столь важного исторического вопроса, в олегову эпоху  был отряжен самый опытный из хронопутешественников, Глеб Дронов. Непосредственный шеф Дронова, Год Веков подготовил своего подопечного к путешествию весьма тщательно. Он прекрасно понимал, что общество, в которое ему предстояло войти, не отличалось утончённой светскостью. Это были, в основном, суровые воины и главным аргументом в их разговоре был меч…

     907 год. Князь киевский, Олег совершает свой дерзкий поход на Византию. Восточная римская империя на тот момент времени позиционировала себя самым могущественным государством мира. Византия располагала мощной сухопутной армией и могущественным флотом. И, тем не менее, византийский император не рискнул сразиться с русичами в открытом поле, а решил отсидеться в осаждённом Царьграде, за его крепостными стенами. Вместо сражения с русичами, он предпочёл откупиться. И правильно сделал. Потому что после этого, мудрая Византия благополучно просуществовала ещё пять с половиной столетий. Олег же получил много золота и большие привилегии для русских купцов. В знак своего военного превосходства над вторым Римом, он повелел прибить свой щит к вратам Царьграда. В назидание.
 
      Однажды, по возвращении из очередного, победоносного похода, ему встретился старик-прорицатель. Олег попросил волхва открыть ему завесу грядущего. Старец предрёк князю скорую смерть. Но не от меча, стрелы или кинжала. Он предрёк её от его же собственного коня. Закручинился Олег: жаль, ему было расставаться со своим боевым товарищем. Ведь тот много лет преданно служил князю верой и правдой. Но делать нечего: собственная жизнь дороже!

      Простился Олег со своим боевым конём и того, тотчас, увели отроки. Вдогонку он строго наказал, чтобы за опальным конём уход был таким же, как и прежде. Вскоре, за мирской суетой, он забыл о своём скакуне.

      Минуло несколько лет. Наступил 911год. Этот год принёс новую победу киевскому князю. Вернулась дипломатическая делегация из Византии. Вернулась с доброй вестью. Император цареградский уведомил киевского правителя, что ранее заключённые договора с Русью остаются в силе, и Византия будет неукоснительно соблюдать их и дальше.

      Весть добрая, нужная для Руси. На радостях, князь Олег распорядился устроить на берегу седого Днепра, рядом с холмом, царский пир. Князь покликал на пир всех, оставшихся в живых, боевых соратников. Это были седовласые бойцы, которые участвовали во всех его боевых походах. Осталось их немного. Но дружинники, как встарь, были энергичны, крепки и веселы.
Рядом с седовласым князем, сидел его  молодой преемник, будущий киевский князь Игорь. Светило вечное солнце. Весело искрились воды Днепра. Разгорячённые лица овевал прохладный ветерок. Вдали возвышался стольный Киев-град.

     Братины, наполненные до краёв добрым мёдом и выдержанным вином, ходили по кругу. Бойцы, сидя за широкими, дубовыми столами, угощались и веселились. Они поминали минувшие дни и битвы, где вместе рубились они…

     Странный человек появился внезапно!
Словно выткался из воздуха!
Прямо перед пирующими!
Это был хронопутешественник Дронов. Выглядел он, как и те, в обществе которых он внезапно объявился. Если бы не его чудное явление, то на него никто не обратил бы внимания. Оружия при нём не было. Разве что, висевший на поясе, традиционный армейский нож, с которым он никогда не расставался.  Нож служил ему своеобразным талисманом.

     А так… появление странного молодца ниоткуда, произвело на захмелевшее воинство неизгладимое впечатление. Да и на князя, тоже. В своей бурной жизни они встречали многое. Но такое чудо видели впервые. Пролети сейчас мимо них змей Горыныч, или проскочи в своей ступе баба-Яга, они, пожалуй, впечатлились бы меньше.

     Да и сам хронопутешественник  был не в большом восторге от своего близкого соседства с вооружённой гурьбой,  основательно подгулявшего воинства.
« Похоже, я обозначился в этой реальности не совсем удачно, - с тревогой подумал Дронов, - слишком близко от объекта исследования. Плохо. Могут быть неприятности…».

     Дронов как в воду глядел. Столы загудели. Потом от захмелевшего собрания последовал неправильный вывод: раз странный человек появился не известно из чего, то неспроста всё это. Не лихой ли он? Не принёс ли он беду?
Воевода князя и несколько разгорячённых дружинников вскочили из-за стола, и схватились за мечи. Полукольцом подступились к странному незнакомцу.  Дело начинало принимать скверный оборот. Медлить было нельзя.
Пришелец  поднял руку и обезоруживающе улыбнулся.
- Мир вам всем. Я без меча. Я пришёл к вам с добром!
Улыбка и миролюбивые слова таинственного мужа возымели своё действие. Дружинники нехотя остановились. Суровое выражение их бородатых лиц, чуть-чуть смягчилось.
Воевода окинул оценивающим взглядом ладную фигуру пришельца. Вложил меч в ножны.
-  Добро. Ладные слова глаголешь.
Задал хронопутешественнику вполне ожидаемый вопрос:
 - Ответь, кто ты и зачем пожаловал к нам?
Пришелец миролюбиво продолжил:
- Хочу слово молвить славному князю киевскому.
Воевода повернулся к своему сюзерену.
- Дозволишь, княже?
Седой, как лунь, князь повелительно кивнул.
- Пропусти молодца. Пусть подойдёт.

      Хронопутешественник неторопливо, с достоинством, прошёл меж дубовых столов и остановился перед киевским властелином. Шёл он в сопровождении воеводы и двух дружинников. У всех троих в руках обнажённые мечи. На него, не отрываясь, глядели другие дружинники. В глазах гамма  самых разных чувств.  От любопытства, до ужаса.

     Дронов остановился в трёх шагах от легендарного князя. В знак уважения, склонил голову. Учтиво поприветствовал седовласого правителя земли русской:
- Приветствую тебя,  великий князь, победитель Византии. Слава о тебе пребудет в веках. Правь долго и счастливо, во благо земли русской!
Пригожий незнакомец князю понравился. И слова его учтивые пришлись суровому воину по душе. Он мягко ответствовал:
- И тебе добра, муж неведомый.
Прищурив свои синие глаза, пристально посмотрел на нежданного гостя.
- Ответь мне, кто ты? Откуда, взялся?
Дронов озвучил одну из, разработанных совместно с шефом, легенд:
- Я ученик волхва, который некогда пророчил тебе, великий князь.
Поднял глаза к небу.
- А здесь я по воле небесной.
Ответ, похоже, удовлетворил князя. Он наморщил лоб, вспоминая:
- А это не тот ли мудрый старец, который предрёк мне смерть от моего же коня?
Дронов кивнул головой.
- Да, славный княже, это он.

     Утверждая себя учеником волхва-прорицателя, Дронов сильно  рисковал. А если старик окажется лжепророком? Что тогда? Как отнесётся Олег  к его ученику?  В этом случае, у хронопутешественника могли возникнуть проблемы.   Хотя… смерть киевского правителя от укуса ядовитой змеи, притаившейся под черепом его почившего коня, была маловероятной, но, всё же, не исключалась и, тем более, не была похожей на чудо. Ведь предания основывались, надо полагать, на реальных событиях. И Дронов рискнул придерживаться этой гипотезы. В крайнем случае, он мог уйти в спасительный «кокон» хронопортала, который всегда был при нём.  Правда, существовала небольшая вероятность, что чей-нибудь хмельной меч мог обрушиться на его голову раньше, чем она исчезнет...
Князь добродушно усмехнулся.
- Помню этого старика. Он ещё отказался от княжеских даров за своё гадание. Гордый был.
Сделал приглашающий жест рукой.
- Садись. Гостем будешь.
Бойцы тотчас потеснились, освободив место гостю. Дронов сел напротив киевского князя.
- Благодарю тебя за гостеприимство, великий князь!
Князь улыбнулся. Покликал прислужника.
- Налей гостю доброго вина, да попотчуй его жареным лебедем!

      Дронову стало не по себе, хотя он не подал вида. Хронокодекс категорически запрещал ему угощаться в иной исторической эпохе.  Ему предписывалось только наблюдать, и ни во что не вмешиваться. Он стал лихорадочно размышлять, как выпутаться из патового положения.
Но выкручиваться хронопутешественнику из щекотливого положения не пришлось.
      Помог случай. Князь Олег снова вспомнил случай со стариком-волхвом. Позвал к себе двух бывших отроков. Тех самых, которые после печального пророчества волхва, ухаживали за опальной лошадью князя.
- А где мой товарищ? – промолвил Олег, - скажите, где конь мой ретивый?
И внемлет ответу: на холме крутом давно уж почил непробудным он сном…
Князь опечалился.
- Разве?
Один из бывших отроков показал рукой на вершину холма, под которым пировала дружина князя.
- Его кости уже давно покоятся на вершине этого холма.
Победитель Византии нахмурился.
- Мой конь мертв, а я жив…   Я  пережил своего коня… 
Тряхнул седыми кудрями.
- Выходит, старик-прорицатель ошибся!
Подозрительно посмотрел на гостя, который так и не прикоснулся к княжеским яствам.
- Незнакомец, твой учитель обманул меня!
Дронов пошёл ва-банк:
- Ты ошибаешься, славный князь, мой учитель сказал правду. Он всегда говорил правду.
Князь иронично усмехнулся:
- Разве мёртвая кость может убить меня?
Хронопутешественник решил идти до конца.
- Может!
Народ частично перестал жевать и начал прислушиваться к беседе своего князя с гостем. Вещий Олег удивился.
- Как?
- Княже, тебя убьёт не череп твоего коня, который ты попрёшь своей стопой, а змея, что утаилась под ним!
На лице Олега продолжала играть ироничная улыбка.
- Ты утверждаешь, что от судьбы не уйдёшь?
Глеб уверенно ответил:
- Не уйдёшь, княже.
Усмешка на лице вещего Олега стёрлась. Оно обрело жёсткое выражение.
- А мы, сейчас, это проверим!
Властным движением руки поманил к себе бывшего отрока.
- Ты ведаешь, где упокоились кости моего коня?
Тот кивнул.
- Как же не ведать, княже, конечно, ведаю!
- Так беги же на вершину холма, да потревожь череп усопшего коня. Проверь, не гнездится ли там ядовитая змея. А посмотрев, тотчас возвращайся.
Предостерёг:
- Не трогай кость руками. Ковырни её мечом.
Дружинник, немедля, бросился исполнять повеление князя. Вещий Олег добродушно посмотрел на гостя.
- Скоро всё выяснится! Мы узнаем, прав ли был твой учитель.
В глазах его ирония усилилась.
- А заодно узнаем, прав ли его ученик!

      Пирующий народ одобрительно загудел. Ему понравилось умозаключение князя. Все уставились на вершину холма, где уже маячил молодой дружинник.
А посланник князя, между тем, подошёл к черепу княжеского коня и осторожно ткнул его обнажённым мечом. Кость чуть наклонилась набок и сдвинулась с места. Под ней змеи не было. Дружинник, не мешкая,  пустился в обратный путь.

      В то время, как посланник спешил к князю, из ближайшего куста выползла чёрная, ядовитая змея и направилась к белеющей кости. Заползла в щель между костью и землёй. Новое убежище ей понравилось. Оно могло защитить её, и от врагов, и от непогоды. Да и наблюдение можно было вести,  не выдавая себя. Стоило только просунуть голову в пустую глазницу…

     Тем временем, запыхавшийся молодой дружинник подбежал к седому предводителю.
- Княже, змеи под черепом нет!
Вещий Олег посмотрел на гостя. Ирония в его глазах сменилась насмешкой.
- Ученик волхва, ты слышал, что сказал мой воин?
Дронов спокойно ответил:
- Слышал.
- Ты обманул меня, как и твой учитель!
Из-за соседнего стола поднялся, изрядно перебравший хмельного мёда, дружинник.
- Княже, позволь, я срублю ему голову!
Князь отреагировал мгновенно.
- Уймите мужа! Уведите его, от греха подальше!
Повернулся к хронопутешественнику. Глаза смотрели холодно.
- Какой ответ держать будешь, пришелец?
Дронов, по-прежнему, был спокоен.
- Мой ответ прост. Мудрый старик предрёк гибель от твоего коня не дружиннику твоему, а тебе, князь!
Вещий Олег задумался. Народ тоже приумолк, подивившись ответу гостя.
Наконец, Олег медленно произнёс:
- В твоей речи есть доля правды, пришелец.
Поднялся из-за стола.
- Но здесь  мы не решим наш спор.
Указал рукой на вершину холма.
- Он решится там, наверху, когда я попру стопой своей череп усопшего коня! Идём со мной ученик волхва, и ты узришь всё своими очами!
Дронов покачал головой.
- Не делай этого, княже! Волхвы никогда не ошибаются!
Меж бровей князя легла упрямая складка.
- Такова моя воля!
Хронопутешественник склонил голову.
- Добро, я иду с тобой, княже.

     Вещий Олег в сопровождении князя Игоря, дружинников и хронопутешественника поднялся на вершину холма. Медленно подошёл к останкам своего боевого коня. Наступил на его череп.
Презрительно усмехнулся.
- Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!
Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем, выползала; как чёрная лента вкруг ног обвилась, и вскрикнул внезапно ужаленный князь. Дружинники подхватили ужаленного князя под руки.  Они, в немом  ужасе, уставились на хронопутешественника. Тот понял, что его миссия окончена, и ему пора уходить, пока не поздно…

     И после этого уже никто, из академических кругов Хроноцентра, не сомневался в том, что историческая достоверность народного предания,  о Вещем Олеге, верна.
 


Рецензии