Рассказ Маленький огородник

Восстановила по рукописям Нина Ильина (Шакулова)
Григорий Шакулов
Маленький огородник

     Случилось это в небольшой белорусской деревне в 1916 году. Шёл тогда Грише седьмой год. Был он шалуном и непоседой. Однажды он залез в чужой огород.
     А дело было так.
     Днём, во время сенокоса, в деревне мало людей – только совсем старые и малые.
     Гришу не взяли на сенокос, уехали, когда он ещё спал. Бабушка покормила его, и он пошёл гулять. Выйдя на улицу, он постоял около дома, поглядел в один, в другой конец улицы – никого не видно, только куры копаются в песке. Он прошёлся по улице, спугнул комком сухой грязи кур, замахнулся на Тузика, но Тузик, оскалив зубы, заворчал и не двинулся с места.
     Ой, как скучно маленькому человеку, когда на улице никого нет! И побегать не с кем. Один разве будешь бегать? И в войну не с кем поиграть. И не с кем погонять сделанный из тряпок мячик. И куда только Гришины друзья подевались?! Наверное, все на сенокосе, а он тут один. Правда, бабушка дома, но разве бабушка будет с тобой бегать, играть?!
     Гриша пошёл в сад, залез на яблоню, потряс ветки. Яблоки посыпались, и одно больно ударило его по голове. От этого ещё больше испортилось настроение. Он и яблоки не стал подбирать, а надкусил одно и бросил. И груш ему не хочется, и слив, и ничего не хочется.
     Никак не может решить Гришуня, что ему делать. А нужно что-то делать, ведь он не бездельник. Он всегда был с ребятами занят, и целого дня ему не хватало, а сегодня вот – хоть плачь, ничего интересного не придумать.
     Он залез на изгородь, поглядел в соседний сад, и там никого не видно. Спешить ему некуда, он сидит на изгороди и смотрит. «У них на старой липе аистово гнездо, а у нас нет, – думает Гриша. – У них в саду пруд с карасями, а у нас нет. Вот бы и нам выкопать пруд и карасей напустить. У них тыквы – вон, какие большие, а у нас не уродились. Хороши семечки и каша из тыквы. Я хочу, чтобы и у нас в огороде тыквы были. А что если…»
     И тут Гришу, как ветром сдуло с изгороди. Он прибежал домой. «Бабушка, я в огороде буду». Не заметила старая, как внук схватил большой нож с деревянной ручкой, и побежал в сад. Он перелез через изгородь и очутился в соседнем огороде.
     Теперь-то уж он знает, что делать!
     Размахивая ножом, как саблей, Гриша отрубал тыквы от длинных колючих стеблей. Он отрубил все, которые попались ему на глаза, и стал перетаскивать их в свой огород. И откуда взялась такая сила у мальчишки?! Тыквы тяжёлые, но он с ними управляется. Тыквы тяжёлые, но он с ними управляется. Гришуня тащит по земле тыквы за «ручки» – остатки стеблей. А самые большие – катит перед собой. Он под изгородью лазейку нашёл, подкопал землю, и не надо ему поднимать тыквы через изгородь.
     Гриша перетаскал из огорода соседа, дяди Семёна, тыквы в свой – в папин огород. И до чего же это было трудное дело! Доволен был, что и в их огороде тыквы лежат. «Вот папа удивится! Спросит, откуда взялись  – а я не скажу», – подумал Гриша.
     К вечеру Гришины друзья вернулись с сенокоса, и он бегал с ними по улице, забыв о тыквах. Так бы и кончился этот день и забылся бы, как все другие, но Гришин папа каким то, очень уж сердитым голосом позвал его домой.
     Папа, не говоря ни слова, схватил сына за руку и повёл его в сад. Он шёл такими широкими шагами, что Грише пришлось, чуть ли не бегом, поспевать за ним. В саду, подойдя к грядам, отец остановился и, показывая пальцем на тыквы, спросил:
     – Что это у тебя тут?
     Гриша глядел в землю, не зная, что ответить отцу. Наконец, еле слышно прошептал:
     – Тыквы.
     – Я сам вижу, что не огурцы. А откуда они взялись тут? – Папа строго глядел на сына.
     – Я… Я хотел, чтобы и у нас были, – заплакал Гриша.
     – Погубил ты меня, сын! Опозорил ты нас на всю деревню! Пальцами будут на нас показывать! Ворами нас назовут! Не даст нам теперь житья Семён. Зачем тебе эти тыквы понадобились?
     – Я… я хотел… Я больше не буду! – всхлипывал Гриша.
     – Этого мало, что ты больше не будешь. Сумел ты сюда их перетаскать, сумей и назад положить, на то самое место, откуда взял. Да смотри, не забудь у дяди Семёна прощения попросить.
     – Папочка, миленький! Что хочешь со мной делай, высеки меня ремнём, но не заставляй тыквы относить обратно!
     Но отец был неумолим:
     – Пока не отнесёшь все тыквы – домой не приходи. Не хочу, чтобы сын мой ворюгой стал!
     Отец пошёл домой. Он не хотел видеть Гришиного позора.
     А Гриша стал перетаскивать тыквы обратно из папиного огорода в Семёнов. Какими же они стали тяжёлыми... Когда он подкатил первую тыкву и приподнял голову, чтобы разглядеть, куда её положить, он увидел дядю Семёна, испугался и хотел убежать. Но дядя Семён сказал:
     – Сюда её, вот на это место подкатывай, она здесь лежала. Молодец ты, Гришуня, мне самому и не найти бы её. И подумать только – какой сильный ветер был – все тыквы в ваш огород перекатил.
     Гриша понимал, что дядя Семён шутит. Он знал, что никакому ветру не перенести тыквы, но мальчонка был рад, что на него не кричат и не наказывают его.
     – Я сейчас все на место перетаскаю.
     Гришутка побежал и вскоре опять притащил тыкву. Но тут уже собралось много людей. Увидев их, он остановился, но дядя Семён его подбодрил:
     – Кати, Гришуня, кати! Собирай их, озорников. Ишь, куда убежали! Видно, в своём огороде им надоело лежать.
     Гриша опять побежал, и вот ещё тыкву катит. И так-то было трудно её катить, она, наверное, самая большая, а тут, как назло, вкатилась она в ямку. Гриша и перед собой её толкает, и на себя тянет, и даже ложится на спину и ногами толкает, но тыква не выкатывается из ямки. А людей собралось ещё больше, все смеются над Гришуткой, советуют, как лучше сделать, но никто ему не помогает.
     – Ой, ой, вот уморил! Катит уже третью тыкву!
     – Ха- ха-ха! Ай да, молодец!
     – Вот театр!
     Дядя Семён подошёл и ногой вытолкнул из ямки тыкву, а Гриша побежал за следующей. Опять он тыкву катит и видит, что ещё больше собралось народу: здесь и дети, и старики. Тут и отец дяди Семёна – глухой Матвей, которому уже сто пятнадцать лет. Стоит он, опираясь на две суковатые клюки, и спрашивает:
     – А? Что? Зачем собрались?
     Ему объясняют, кричат что-то на ухо, показывают на Гришу.
     – Вот, муравей! – сказал старый сгорбленный дед Матвей. – Больше ста лет прожил, а такого ушлого не видывал! – Он поднимает обе свои клюки над головой, порывается бежать к Грише, но, не в силах оторвать своих ног от земли, кричит трескучим голосом: – Пустите меня, пустите! Я его проучу!
     Грише страшно – он боится деда Матвея.
     – Что ты, дед, уймись, не пужай мальца! – сдерживала разбушевавшегося старика Поланея – жена дяди Семёна. – До твоих годов доживёт – ума наберётся. А пока у него разум детский. Что с него спросишь?
     – А ну, чего расчирикались тут, воробьи! – прикрикнул дядя Семён на ребят. – Сами, небось, по чужим огородам лазаете?! Марш помогать Гришке! Один-то он и надорваться может, а вы тут смеётесь над ним.
     Дети, кажется, только и ждали этой команды и, перегоняя друг друга, помчались помогать Грише.
     – Вон из моего огорода! Вон убирайтесь! Все гряды перетопчете, – не унимался дед Матвей. Он всё ещё думал, что он тут хозяин: что и сад и огород, и пруд с карасями, и солнце над садом – всё это его.
     Но, дети его не послушались и катали тыквы, радуясь, что на них смотрит столько людей. Смотрят и смеются.
     А Грише было не до смеха. Он думал, сгорая от стыда: «Лучше бы отец отругал меня и ремнём выпорол – не так больно было бы. Больше я никогда, ни у кого, ничего без разрешенья брать не буду. Ведь я же не вор!»
     Окончив свою обидную работу и даже не поглядев на людей, которые над ним смеялись, Гриша, весь грязный и мокрый от вечерней росы, побрёл домой, спотыкаясь и падая. Во дворе к нему подошёл отец и ласково спросил:
     – Ну, как, сынок, – всё сделал? Трудно тебе было?! Я видел, как над тобой смеялись. Но ты – молодец, выдержал. А вот у дяди Семёна попросить прощения ты забыл. Ну, ладно, завтра сходишь к нему. – Отец взял на руки сына и вошёл в избу.
     – Переоденьте Гришуню, – сказал он, переступая через порог. – Сынок наш сегодня намучился.
     А Гриша на руках у отца уже крепко спал.
     С него, сонного, сняли грязные штанишки и рубашку, уложили его в кровать и укрыли тёплым одеялом.
     Что в этот вечер говорили о Грише отец, мать и бабушка – он не слышал. А разговоров о нём было много-много: и дома, и в каждом доме в деревне, и на улице, и у колодца.
     Да, трудный день был у Гриши! Утром следующего дня он попросил прощения у дяди Семёна. Тот простил его и сказал:
     – Спасибо, Гришуня! Ты хорошо вчера потрудился, выбери себе самую большую, самую зрелую тыкву.
     Улыбнувшись, Гриша выбрал самую лучшую тыкву и покатил её домой.
     Папа ему помог разрезать тыкву и выбрать из неё белые семечки. Мама сварила его любимую кашу из тыквы с пшеном.
     Весной Гришуня с папой вскопали землю, сделали гряды, посадили семечки этой тыквы в своём огороде. Гришутка поливал их, удобрял, пропалывал сорняки, рыхлил землю всё лето.
     Выросли у него тыквы не хуже, чем у дяди Семёна. Ребята приходили, видели, что у Гриши такие большие красивые тыквы. Завидовали ему.
     Однажды Гриша рассказал об этом случае своему двоюродному брату, жившему в дальней деревне. Закончил он свой рассказ такими словами:
     – С ребятами я играю, как и прежде, но, как только поссоримся, они поют мне:
                «Гришка – ворюжка:
                тыквы украл.
                Тыквы украл и себе забрал!»
     А я убегаю тогда от них и плачу. Однажды, узнав причину моих слёз, отец сказал мне: «Это урок тебе. Думаю, ты понял: чужого не брать! Вытри слёзы, сынок! Мужчина, хоть он и мал ещё, не должен плакать!»


…………………………………………
     – Прожил я уже полсотни лет на земле, – рассказывал Григорий Логинович детишкам, – но эта история помнится мне так ярко, будто вчера это было. А папин наказ на всю жизнь в память мне врезался:
           «Чужое никогда не бери без разрешения!»


          Автор рисунков: Марина Борисовна Ясыченко

     Дорогой читатель! Этот рассказ опубликован в книге "Тайны зеленого царства" Сказки, стихи, рассказы". Книга эта является сборником произведений Григория Шакулова. Издана книга дочерью автора. Если у вас возникли какие-нибудь вопросы,
просим обращаться на почту Нины Григорьевны Шакуловой по адресу: shakulova_doch@mail.ru  .


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.