Малоизвестные татарские разности - 280

Малоизвестные татарские разности – 280


Старковы


Примечание.

Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.



Старковы

***

СТАРКОВЫ
От Фёдора Андреевича Старко Серкизова (см. Серкизовы), отец которого (царевич Серкиз в крещении Андрей) вышел в 1371 году из Орды. Фёдор Андреевич упомянут как боярин в конце XIV века. Рядом с селом Черкизово находился Старков погост (Веселовский 1974, с. 299).
(Источник: «Татарские, тюркские, мусульманские фамилии». EdwART, 2009.)

https://dic.academic.ru/dic.nsf/lastnames/16457




Старковы, объединяйтесь

***

Происхождение нашей фамилии
https://vk.com/topic-350143_22041689




Игорь Старков: «Я люблю Орду, как родную маму! Она всем русским людям родная…»

***

  Главное, Евразийский клуб, КультураTwitterFacebook
 14 ДЕКАБРЯ 2013 1

В музее Декоративно-прикладного искусства Москвы с успехом открылась выставка фотографа Игоря Старкова и видеохудожницы Дарьи Андреевой «Калевала. Reserch». Игорь Старков отвечает на вопросы портала «Центр Льва Гумилёва».

Расскажи немного о себе для читателей нашего портала, а также о твоей очаровательной коллеге и по сути соавторе — госпоже Андреевой

Ты представь, как это тяжело — рассказывать о себе. Однажды мне прислали вопросы из очень важного журнала, и попросили сделать то и же и самое, рассказать о себе. Я так ничего и не ответил журналу. Много чего происходило в жизни, и весь опыт в моих работах. Для меня удобнее общаться с людьми картинками, а не словами. Моя очаровательная коллега — моя жена, Дарья Андреева. Я фотографирую, а она снимает видео. Все же очень просто, не про нас история, а про Калевалу.

Почему вас, друзья интересует глубинная тайная Россия?

Глубинная тайна России меня интересует, потому что я русский человек, хотя в тайны не верю. Точнее, не люблю мистическую патину, налетик. Для меня тайна, миф — скорее из мира науки, этнографии или философии, плавно переходящих в идеологию. Тайна не настоящая, а миф реальный, и он не тайный, а явный. Вот этой Явью и занимаюсь.

Ты как-то можешь выразить своё художественное кредо?

Кредо — слово какое-то ненаше. После такого выражения можно надеть шляпу, взять шпагу и проколоть насквозь парочку несогласных. Мне просто нравится заниматься тем, чем я занимаюсь. Никакого кредо у меня нет. Путешествую, фотографирую, конструирую новую реальность, ищу инструменты и ресурсы, рутинная, но интересная работа. Нет начальников и можно спать до обеда. В моей работе много ремесла, которое мало кто может проанализировать. Поэтому часто бывает скучно, когда не с кем про работу поговорить.

Можно подробностей про твои фото экспедиции? Особенно интересует Касимов, Орда, всё что связано с русским Востоком.

Я люблю Орду, как родную маму. Она всем русским людям родная, только нас заставили ее забыть. После двухсот лет европейского ига и красных десятилетий нужно вспомнить свои корни, Орда начинается на Ордынской улице, по которой шла сила на Русь, прямо из степей. За Коломной — Касимов, бывшее ханство, потом Наровчат — ставка Узбека, Увек, который сейчас называют Саратовом, Букеевская Орда, Сарай и степь. Это главная артерия России, вот уж где мистика. За Сарай билась вся Орда, против европейских оккупантов, не за Сталина и не в Сталинграде. А сейчас там каменный шатер и женщина с мечом в руках, которая кричит монгольское «Ура!», во славу ордынской победы. Я хочу визуализировать эту связь, этот прекрасный миф. И тогда не будет никаких вопросов, на тот счет, могут ли жить среднеазиаты в России. Касимовский район Рязанской области населен людьми, которые считают себя русскими, но при этом ничем не отличаются от узбеков или таджиков, в плане антропологии и этнографии. А потом Пензенская область… И как-то случайно выясняется, что все, что мы считали исконно русским, подразумевая некую европейскость, по сути, ордынское. И Орда не татары, точнее не только татары, а еще русские, мордва и другие не менее коренные. Мы и есть Орда, она была такой, как Москва и она есть Орда. Русь давно исчезла, мы наследники сразу нескольких цивилизаций, в том числе, и славяно-скандинавской. Они, кстати, тоже еще той «ордой» были, но постепенно впитались и размешались.

Вы одиноки в своих творческих исканиях? Или есть ещё люди, которые также думают? Каким ты видишь будущее, результат своих сакральных поисков?

Моя работа — изучение мифов. Или их создание. Создание визуальных мифов, эпосов, Эпоса. Все служит этой цели. В том числе, и работа в направлении создания национальной фотографической традиции. Восток решает — Запад сосет.

Над созданием Нового Образа России работают и мои коллеги, добрые и талантливые авторы, и их будет больше, гораздо больше. У каждого свой миф, но вместе один.

У авторов из девяностых и нулевых есть миф о грязной спивающейся, как и они сами, Россиюшке, в которой живут дауны, алкаши и дегенераты. Они свою душу фотографируют, а не нашу страну. Но это их миф, который нам пытаются навязать их спонсоры.

Калевала, она что для тебя? Мне показалось, что наш коллега Штайнер в предисловии к проекту сделал большой упор на финский национализм. Но ведь лица, герои, пейзажи твоих работ они родные и близкие каждому русскому человеку. По сути Калевала в каждом из нас… Так что для тебя Калевала?

Калевала в нас, да еще в нас много что есть. Но Штейнер про другое написал, он сравнил ситуации. А лица родные, наши, чухонские. Хоть и не любят они это слово. Но вот когда в Питере едешь в метро, так там одна чухна и сидит, финны в русской одежде. Город-то наполнялся из областей, где эта кровь доминирует. Выставка и текст про то, что мифы можно конструировать и потом создавать государства. Миф — основа нации. Нет мифа — нет нации, а мы его собираем, как Леннрот, и создаем новую нацию, которая вспомнит свои корни. Калевала, Орда, Перуновы воины в голубых беретах, которые отмечают свой праздник в день славянского громовержца, Внутренняя Скандинавия, могу продолжить дальше, но не хочу светить пока не сделанное. Я не хочу говорит слова «патриотизм» и «скрепы», от них тоской веет, но, по сути, так. Лучше не говорить, а делать. Мы художники — создаем, возрождаем мифы, а благодаря «Триумфу» и другим добрым людям, запускаем их.

Каким ты видишь будущее России? Как относишься к евразийскому и скифскому проекту?

Скифы- такой же миф, один из мифов. Я бы не стал его делать основным, но он часть, и не дай Бог сделать из него наглядное пособие. Современные скифы — это казачество и все мы, но мы все не только скифы, но еще и Орда с Калевалой.

К евразийству отношусь положительно, но в партии не вступаю, так как у меня растет азиатская борода, как у Хоттабыча. Вот, кстати, вопрос, какую бороду считать красивой? Может быть, поэтому у моей прекрасной жены-спутницы раскосые бурятские глаза? Но меня смущает, что есть евразийцы, которые не любят английскую одежду, а она, кстати, неплохо сочетается с касимовским тулупом.

Беседовал Павел Зарифуллин





ГЕРБ ДВОРЯН ЧЕБЫШЕВЫХ: АМБИЦИИ ИЛИ НОСТАЛЬГИЯ (ИСТОРИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ)

***

…В настоящее время сохранились для потомков принадлежащие ему часы с изображением родового герба. Этот герб не только имеет сходство с проектом, поданным на утверждение одним из его родственников полковником Д.С.Чебышевым (из 3-й ветви рода) в 1855 году, но изготовлен с учётом замечаний, сделанных в Департаменте герольдии и касающихся изъятия элементов государственного российского герба. По всей видимости, Пафнутий Львович, состоящий на государственной службе в чине действительного тайного советника, имел возможность не только знакомиться с материалами Герольдии, но тем или иным образом реагировать на принятие решения. Исходя из этого, можно понять, что он хотел «пробить», ходя по инстанциям Департамента Герольдии. Оставшийся неутверждённым, герб П.Л.Чебышева имеет примечательное отличие – княжескую мантию. В семье рассказывали, что Пафнутий Львович якобы «отказался от герба без горностаевой мантии, почему герб и не попал в „Общий гербовник дворянских родов"». Отсутствие мантии, традиционного облачения монарха, как вариант, княжеской, по его мнению, «умаляло знатность его рода».

Объяснение этому элементу находим в семейной легенде, дошедшей в устной передаче через племянника академика, Льва Петровича Чебышева, и опубликованной племянницей последнего К.В.Чебышевой: «род Чебышевых произошёл от предка по прозвищу Чабыш, хана или царевича, погибшего в Куликовской битве». Более подробно версию своего деда озвучил его внук и мой отец Лев Максимилианович Чебышев-Лебедев: «их родоначальник выехал из Большой Орды на службу ко двору великого князя Дмитрия Ивановича Донского, крестился под именем Ивана и служил воеводой на восточных и юго-восточных рубежах Московской Руси». В дополнение к этому рассказывалось, что «в составе посольства великокняжеского денежника Ивана Фрязина в Рим за невестой Ивана III Софьей Палеолог был дьяк или боярин Чабыш».

Пролить свет на возникновение этих легенд позволяют материалы XVII-XVIII вв.

В соответствии с государевым указом царя Фёдора Алексеевича от 1682 года, для составления родословных книг в 1686 году Чебышевы подали в Палату родословных дел Разрядного приказа свою родословную роспись. Всего в 1682 и 1685-1688гг. родословные поступили от представителей около 560 родов, в основном, столичного дворянства. На основании этих родословных и была составлена книга, получившая позднее наименование «Бархатной».

Можно с достаточной уверенностью утверждать, кто именно из Чебышевых в то далёкое время проводил генеалогические розыски. Среди пятерых представителей рода, подписавших родословную 1686 года, был «Охтырский воевода стольник Семён Обросимов сын Чебышов», большой любитель исторических знаний.

По списку (наиболее близкому к оригиналу) родословная легенда гласит следующее:

«Род Чебышевых:

У Андрея Серкиза были два сына Фёдор бездетен, да Фёдор Старко. А у Фёдора сын Иван. А у Ивана дети Александр да Алексей. А у Александра сын Иван Никон бездетен, а у Алексея дети Иван Чабыш да Василий. У Василья же сын Фёдор. У Фёдора дети Иван Бородавица да Михайло. А у Ивана Алексеевича Чебыша сын Александр Иванович Чебышев...»

Источником этой легенды является известный боярский род князей Старковых-Серкизовых, при Иване Грозном или в Смутное время угасший или захудавший, но внесённый в «Бархатную книгу».

Вместе с тем, по мнению кандидата исторических наук Н.В.Лопатина, сам князь Иван Алексеевич Старков – Чебыш (который, согласно росписи, поданной дворянами Чебышевыми в Разряд в 1686 году и известной по ряду копий XVIII века, является их родоначальником), по документальным источникам, мужского потомства не оставил и «в явном виде» такого прозвища не имел. С одной стороны, это утверждение можно было бы принять на веру как исходное и разрушить тем самым – как недостоверную – связку родов Старковых и Чебышевых. Но с другой стороны, нельзя полностью отвергать версию о том, что боярский род князей Старковых имел ответвление на Чебышевых хотя бы женской линии: Александр Иванович Чебышев мог быть сыном сестры (родичем) князя Ивана Старкова (или любым иным лицом), им усыновлённым. Подобная практика в XV-XVI веке имела место. Однако титул в этом случае передан быть не может по законам тех лет. Стоит принять этот довод как одно из возможных объяснений. Не будем теперь строго судить Афанасия и Самойла Ивановичей, Ивана Григорьевича, а также Семёна Обросимовича (особенно пытливого в истории) и его родного брата Василия Обросимовича (вместо него руку приложил сын его Иван), подписавших чебышевскую родословную в 1686 году, три с лишним века назад. Ведь знатность, записанная в родословной легенде, в то время не могла никак повлиять на местническое повышение рода. Родословных легенд проверять было нечем, некому, да и незачем. Впрочем, знать о Старковых они могли – путём устной передачи – гораздо больше нас, современников, да и документальных обоснований у них наверняка было куда больше…

И всё-таки, поскольку устные предания XIX-ХХ вв. о происхождении Чебышевых от татарского царевича («тюркская версия») находят историческую параллель именно в полной версии родословия князей Старковых-Серкизовых, следует предполагать, что уже в XVII веке в семье существовала подобная легенда, обрастающая самыми разными подробностями на протяжении более трёх столетий. Пожалуй, уже в то время Чебышевы считали себя одной из младших ветвей этого рода.

Наверное, имеет смысл согласиться с высказыванием известной поэтессы Марины Цветаевой, однажды заявившей о Чебышевых:
«Кровь русская, с примесью татарской».

Исследованием боярского рода князей Старковых, прямых потомков ордынского царевича Ивана Серкиза (как и рода своих предков-князей Карачевских), на основе архивных материалов и устных преданий, занимался в середине XX века историк Русского Зарубежья М.Д.Каратеев (1904-1978). Его подвижнический труд (по основной профессии М.Д.Каратеев – доктор химических наук) как историка-самоучки имел вполне определённую цель: прежде всего, изучение русской истории в бурный XIV век – век освобождения Руси от монголо-татарского ига. События Куликовской битвы, описанные в историческом романе писателя из Буэнос-Айреса «Богатыри проснулись», увидевшем свет в 1963 году, изложены на основе как русской, так и иностранной летописной и научно-исторической литературы, такой как «Задонщина», «Вологодская летопись», «Сказание о Мамаевом побоище», «Новгородская летопись», «Московская летопись», «Никоновская летопись», «Троицкая летопись», «Симоновская летопись», «Московский летописный свод» и т.д.

По словам историка, «все, без исключения, князья и ханы, а также многие другие действующие лица этой книги существовали в действительной жизни и выведены здесь под подлинными именами». По существу, исторический роман М.Д.Каратеева – это своего рода историческая хроника того времени, пусть в несколько романтизированной форме. Остановимся на нескольких выдержках из романа «Богатыри проснулись», непосредственно касающихся предмета нашего исследования.

«… великий князь подъехал к Переяславскому полку. Сюда воеводой был назначен Андрей Иванович, сын ордынского царевича Серкиза, – ныне московского боярина, состарившегося на службе Руси и слабого ногами, а потому оставленного Дмитрием в Москве. К своему удивлению, князь увидел теперь старика царевича в полном боевом облачении сидящим на коне, рядом с сыном.

–Не ждал тебя здесь увидеть, Иван Ахметович, – промолвил Дмитрий, подъезжая к нему. – Что, не усидел в Москве?

 –Приехал, княже, – с лёгким татарским выговором ответил старик. – С сыном буду. Не обык я сидеть позади, когда другие в битву идут».

– так описывает встречу у Коломны Переяславского полка воеводы Андрея Серкиза с князем Дмитрием Донским известный русский писатель М.Каратеев, добавляя, что в Куликовской битве,

«согласно обычаю, русская рать была разбита на шесть отдельных отрядов – полков и поставлена “крестом”. В центре стоял Большой полк, на полверсты впереди – Передовой полк, двадцать тысяч бойцов, все на конях, под командой князей Ольгердовичей и братьев Всеволжских [в их числе и Переяславский отряд Андрея Серкиза]. Всю тяжесть первого удара принял Передовой полк. И Передовой полк был смят. Он откатился назад и смешался с Большим полком, стоявшим за ним».

Писатель-историк особо отмечает роль Ивана и Андрея Серкиза в решающий момент битвы и их героическую гибель:

«… сам Владимир Андреевич [Серпуховской] вскоре был окружён с небольшим числом воинов и бился из последних сил, уже не чая спасения. Казалось, – ещё минута, и татары прорвутся [к Дону], но подоспели сюда бойцы из других полков, – все, кто находился ближе. Выручая князя Владимира, сложили тут свои головы подскакавшие одними из первых московские воеводы Иван Родионович Квашня и Андрей Серкизов, сын ордынского царевича. Вскоре татар взяли в крепкое кольцо, и, полчаса спустя, все они были изрублены…

День, зачатый в крови, клонился к вечеру; чернея, длинились тени… Проехав ещё шагов двести, увидели на земле, среди нагромождения татарских трупов, иссечённые тела воевод Ивана Квашни и Андрея Серкизова. Князь Владимир Андреевич сошёл с коня, поклонился праху их земно и поцеловал покойников. Уже когда тронулись дальше, все увидели, что великий князь, отъехав в сторону, стоит, склонив непокрытую голову и глядя вниз: перед ним лежал на траве боярин Иван Ахметович. В груди старого царевича торчала татарская стрела, пробившая сердце. Лицо было спокойно и благостно».

В заключение каратеевских поисков стоит упомянуть о том, что интерес латиноамериканского автора к боярам Старковым, помимо своего рода, не случаен, ведь большинство вотчин князей Старковых, – а впоследствии и дворян Чебышевых – находились на землях всё того же Карачевского (прародиной своей Чебышевы считали древний Серпейск) и Новосильского удельных княжеств.

Интересны исследования по старковской тематике другого историка, автора известного романа «Иван III – государь всея Руси», Валерия Иоильевича Язвицкого. В основу этого произведения легли реальные события (середины XVI века) царствования как великого князя Ивана III, так и его отца – великого князя Василия Тёмного, в частности, преодоление княжеских распрей. На страницах романа читатель находит смелого и коварного царедворца Старкова, в смутное время низложения великого князя Василия Тёмного переметнувшегося к феодальной оппозиции и тем самым сохранившего за собой вотчины и должность. Со слов Н.М.Карамзина, «в числе московских заговорщиков находились боярин Иван Старков, несколько купцов, дворян, даже иноков». 12 февраля 1446 года в решающий момент борьбы за власть воевода Иван Старков отворил претенденту ворота в московский Кремль, что дало перевес партии князя Дмитрия Юрьевича Шемяки, двоюродного брата великого князя. Храбрый воевода вскоре будет раскаиваться о содеянном и дерзнёт говорить слова горькой правды жестокому временщику. Обратимся к тексту.

«– Пал ты духом, – помолчав, обратился князь Димитрий Юрьевич к Старкову, но тихо уж и с грустью… – Храбрый был человек, а ныне…

 – Ныне, – с горечью подхватил Старков, – вижу, и народ и бог-то против нас, государь…».

http://www.chebishev.narod.ru/gerb.htm




Серкиз

***

Иван
Имя при рождении Серкиз (Черкиз)
Дата рождения середина XIV века
Место рождения Золотая Орда
Дата смерти конец XIV века
Место смерти Московское княжество

Дети Андрей

Серкиз (Черкиз, в крещении Иван; XIV век) — родоначальник рода Старковых, согласно семейным преданиям позднейшего времени — царевич из Золотой Орды.

По документам XIV века существование Серкиза не прослеживается. Согласно Государеву родословцу, царевич из Большой орды по имени Серкиз (Черкиз) выехал с многочисленным войском и провизией на службу к великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому. Царевич был крещён под именем Иван[1].

По мнению С. Б. Веселовского, выезд следует относить к концу 60-х — началу 70-х годов XIV века. Причиной для выезда могла послужить ситуация в Золотой Орде, которая сложилась в середине XIV века, а также личная вражда темника Мамая с юным Серкизом[1].

Дмитрий Иванович наделил царевича волостями угодиями на территории современной Московской области, четыре селения в честь него получили название Черкизово.

Брак и дети

Имя жены Серкиза не известно.

Дети:
Андрей (ум. 1380)

Родословная роспись Старковых

Приехал к великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому из Большой Орды царевич Серкиз, да и крестился. А у Серкиза сын Андрей. У Андрея у Серкиза было два сына: Федор бездетен, да Федор Старко. А у Федора сын Иван, а у Ивана дети: Иван да Никон бездетен. А у Алексея дети Иван да Василей. А у Василия сын Федор[2]. А у Федора дети Иван Бородавица да Михайло[3].

Примечания

‡Перейти к: 1 2 Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — С. 397.
‡Временник. книга 10. стр. 123.
‡Бархатная книга.
Литература[править | править код]
Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — М.: Наука, 1969. — 584 с. — 4500 экз.
Долгоруков П. В. Российская родословная книга. — СПб.: Тип. 3 Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1857. — Т. 4. — С. 205.

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Старковы — история фамилии

***

Старковы в 1-й трети XV века занимали при дворе видное положение, но Иван Федорович своим участием в усобице между Василием II Темным и Дмитрием Шемякой на стороне последнего низвел это положение до третьеразрядного. Его сыновья и внуки служили по Переяславлю.
 
Последним представителем рода был Яков Иванович Бородавицин, убитый около 1606 г. У него была единственная дочь Мария, которая умерла ребенком до 1608 года.
 

 
Фамилия Старкова принадлежит к числу древнейших семейных именований и представляет собой уникальный памятник славянского имясловия.
Исследуемая фамилия была образована в качестве отчества от нецерквного имени предка Старко с помощью фамильного суффикса «-ов», характерного для русской ономастики. Данное прозвище возникло как стяженная форма популярного на Руси прозвания Старой.
 
Таким образом, прозвание Старко могло закрепиться за самым старшим членом семьи – дедом. Вместе с тем, прозвище Старко мог получить почтенный старец, опытный и мудрый старожил селения. Данное именование могло указывать не только на возраст, но и на общественное положение обладателя, например, Старком могли называть деревенского старосту или военного старшину, подчеркивая тем самым значимость его поста.
 
Личное именование Старко в старину являлось довольно популярным среди представителей всех сословных групп, к примеру, в письменных источниках упоминаются: Старко Чириков, боярский сын (1495 год), Старко Вышеславцев в Зарецком погосте (1500 год), Старко Жданов, вологодский губной целовальник (1554 год), Старко Кичемасов, помещик в Балахонском уезде (1562 год).
 
Также имеется предположение, что наследственное имя Старковых возникло от женского прозвания Старка, данного большухе – старшей женщине в доме. Но отчества, произошедшие от женского прозвища, всегда были довольно редкими и могли иметь место только в том случае, если женщина одна воспитывала детей, сама вела хозяйство и, таким образом, становилась главой семьи.
 
Другие исследователи полагают, что родовое имя Старковых входит в число «географических» семейных прозвищ, данных предкам в связи с местом их рождения, жительства или национальностью. В таком случае прозвание Старков закрепилось за жителем деревни Старки, расположенной в Зуевском районе Кировской области.
 
Фамильное прозвание Старковых встречается в архивных документах с первой половины XV века. Так, к примеру, в Полном собрании русских летописей указан Иван Старков, московский пристав при Дмитрии Шемяке (1436 год), в Актах юридических значится московский митрополичий дьяк Микита Старков (1472 год), а в Актах Калачова содержатся сведения о кайгородском посадском Козме Трофимове сыне Старкова (1605 год). Известен русский дворянский род Старковых, родоначальником которого являлся князь Андрей Хворостинин Старко, живший в начале XV века.
 
В то же время, существует и шведская ветвь фамилии Старковых, происходящая от шведского рода Starck («сильный» швед.). Представители данного рода были введены во дворянство в 1634 году и числились подданными Великого княжества Финляндского, а с 1818 года члены рода Старк в письменных источниках упоминаются как «русские».
 
Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения фамилии Старкова говорить сложно.
 
Однако с уверенностью можно утверждать, что она имеет богатейшую историю и отражает в себе древние славянские верования и традиции именования людей.
 
Источники:
Тупиков Н.М., Словарь древнерусских личных собственных имен. Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. Унбегаун Б.О., Русские фамилии. Кублицкая И.В., Имена и фамилии. Происхождение и значение.
 
Немного из истории

На Руси немало иноземцев с востока — из Золотой Орды — в XIV–XV веках появилось в тот период, когда в Орде происходили события, вынуждавшие людей ее покидать и искать лучшей жизни где-то в других землях, городах и весях.
 
Комментируя эти факты, историки обычно подчеркивают, что русское государство, в ту пору процветавшее и быстро развивавшееся под твердой властью московских великих князей, привлекало выходцев из Золотой Орды, принимало их к себе на службу, давало честь, место и даже вотчины всем полезным людям.
 
Вот что пишет об этом известный историк академик С. Б. Веселовский, упомянувший также о некоем ордынском царевиче Серкизе, по имени которого и получило свое название село Черкизово:
 
«Со смертью в 1314 году золотоордынского хана Узбека началась «великая замятня» — эпоха разложения Золотой Орды в связи с процессом ее феодализации. В 1360 году малолетнему Дмитрию Ивановичу (будущему князю Дмитрию Донскому. — М. Г.) пришлось после смерти отца ехать в Орду за ярлыком на великое княжение.
 
Одновременно в Орду были вызваны и другие русские князья. Дмитрий в том же году благополучно выбрался из Орды, но другие князья были задержаны, и на их глазах в короткий срок произошло несколько кровавых переворотов. После жестокой борьбы воцарился наконец Амурат, брат Хидыря, который и дал Дмитрию Ивановичу ярлык на великое княжение (1362 год). Между тем, борьба за ханский престол продолжалась, выбрасывая за пределы Золотой Орды царевичей и вельмож, потерпевших поражение в переворотах.
 
В эти годы мурза Тагай основал в Наровчате, в Мордовской земле, свое татарское царство, а князь Булат Темир утвердился в области камских булгар.
 
В 1371 году великому князю Дмитрию Ивановичу пришлось вторично ездить в Орду за новым ярлыком, который ему удалось получить ценой огромного выкупа. Ко времени «великой замятни» в Орде и поездок туда великого князя Дмитрия Ивановича и относится выезд большого количества татар на службу в Москву к великому князю и к митрополиту Алексею, который бывал в Орде и пользовался там большим авторитетом.
 
Родословцы дают сведения о выездах только самых значительных лиц. По государеву родословцу при великом князе Дмитрии Донском выехал из Золотой Орды царевич Серкиз и на Москве крестился. Имя Серкиз, по-видимому, испорченное имя армяно-григорианской церкви Саркиз.
 
Сын Серкиза Андрей Иванович Серкизов на Куликовом поле был воеводой Коломенского (в некоторых летописях Переяславского полка и был убит в бою Мамаем, с которым, может быть, у его отца были старые счеты. У Андрея Ивановича Серкизова (иногда — Черкизова) был сын Федор, носивший прозвище Старко, и от него пошла боярская фамилия Старковых, угасшая в конце XVI века».
 
Царевич Серкиз, после крещения ставший Иваном Серкизовым, не был бедным человеком: остатки былого богатства семьи ему удалось перевезти с собой из Орды на Русь — этот достаток, в частности, дал ему возможность приобрести и некоторые земли.
 
В то же время Иван Серкизов, как и другие родовитые выходцы из Золотой Орды, был награжден великим князем и вотчинами. Поэтому ближайшие потомки Ивана Серкизова считались в Москве весьма состоятельными людьми. В число вотчин Ивана Серкизова-Черкизова вошло подмосковное село Черкизово...

http://www.artstarkov.ru/iart/starkoff/






Серкизов Андрей Иванович

***

Андрей Иванович
Андрей Серкизович
Коломенский воевода
? — 1380
Вероисповедание Православие
Смерть 8 сентября 1380
Куликово поле
Род Старковы
Отец Серкиз (Иван)

Дети
Фёдор Большой,
Фёдор Старко

Андрей Иванович Серкизов (Черкизов) (? — 8 сентября 1380) — чингизид, герой Куликовской битвы, сын служилого татарского царевича Серкиза (Секиз-бея) (в крещении Ивана), коломенский воевода. Имел вотчины под Москвой, в Коломенском и Дмитровском уездах, пожалованные Дмитрием Московским, а также приобретённые на богатства, вывезенные его отцом из Орды[1].

Участие в Куликовской битве

В росписи князей и воевод, пришедших на битву, Андрей Серкизов числится переяславским воеводой. Руководил татарской конницей.

До столкновения главных сил, Андрей Серкизов находился в «Сторожевом полку», для отражения превентивных ударов конных лучников (застрельщиков) по неподвижному строю «Передового полка» с безопасного расстояния. Для пресечения таких ударов оптимально использовалась конница из бывших ордынцев. Великий князь уделил этому особое внимание, так как сам, согласно летописям, лично отправился со «Сторожевым полком».

К началу самой битвы Андрей Серкизов со своей конницей, как и сам Дмитрий Московский, передислоцировались в «Большой полк».

Из синодика Софийского собора в Новгороде, где Андрей Иванович Серкизов числится среди «павших с дружиной в 1380 году», следует, что вместе с Андреем в битве полегла и вся его конница.

Брак и дети

Имя жены Андрея неизвестно.
В Государевом родословце у него указано двое детей:

Фёдор Большой, бездетен.
Фёдор Старко (1-я половина XV века), боярин, родоначальник Старковых.

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Федор Андреевич Старко

***

…Владение Черкизовых, находящееся под Коломной, расположено на правом высоком берегу Москвы реки в 4 км выше устья реки Северки, входило в Коломенский уезд. Первоначально оно принадлежало внуку Ивана Серкизова - Федору, получившему прозвище Старко. От него пошли боярские фамилии Старковых, угасшие в конце XVI в.
Федор Андреевич Старко был очень богатым и многовотчинным человеком, принадлежавшим к верхам Московского боярства. Через свою дочь Ирину он породнился с Алексеем Игнатьевичем Жеребцовым, который был в довольно близком знакомстве с великой княгиней, женой великого князя Василия Васильевича.
Федор Андреевич Старко и Алексей Игнатьевич Жеребцов были записаны в государственный синодик Успенского собора. Федор Андреевич Старко перед смертью постригся и умер незадолго до 1446 г.

От Федора Андреевича Старко владение Серкизовых под Коломной перешло к его сыну боярину Ивану Федоровичу Старкову, который по непонятным обстоятельствам стал «коромолить» против великого князя Василия Васильевича и участвовать с мятежными князьями в ослеплении великого князя. 16 февраля 1446 г. великий князь Василий Васильевич (Василий II) был ослеплен.

После поражения мятежников Иван Федорович Старков за крамолу подвергся опале и лишился своих вотчин. В связи с этим его мать Анастасия и сестра Ирина, имевшие в пожизненном владении свои имения в Коломенском уезде, должны были «продать» свои земли великому князю, поэтому позже земли эти находились в дворцовом ведомстве.
В XIV в. село принадлежало Дмитрию Донскому. В конце XVII в. оно перешло к роду князей Черкасских, крупнейших помещиков России.

О Черкизове Горестова стана, расположенного на северо-западе в 20 км от Москвы, которое входило в Дмитровский уезд, известно, что в XV- XVI вв. оно находилось в дворцовом ведомстве. В конце XVI в. Черкизово стало принадлежать царице Леониде, вдове царевича Ивана Ивановича, а затем вновь перешло в дворцовое ведомство. В 1689 г. село было пожаловано царскому шурину - Льву Кирилловичу Нарышкину.
Род Серкиза, Ивана Серкизова, продолжил единственный правнук - Иван Федорович Старков. Но он, участвуя в бурных событиях междукняжеской замятии, скомпрометировал навсегда свой род, лишился своих вотчин и выбыл из боярской среды.

У Ивана Федоровича Старкова было два сына: Александр и Алексей. Александр Иванович Старков служил в уделе князю Юрию Васильевичу и был у него дворецким. Алексей Иванович Старков служил великому князю и в 1475 г. был послан в Крым.

У Александра Ивановича было два сына: Иван и Никон, которые умерли без мужского потомства.

У Алексея Ивановича тоже было два сына: бездетный Иван и Василий.

В Новгородском походе 1495 г., предпринятом великим князем Иваном III, среди молодых отпрысков знатных родов, принявших участие в походе,  упоминаются Иван и Василий Алексеевы Старковы.
Больше о службе лиц этого поколения ничего не известно.
Единственный сын Василия Алексеевича Федор в 1550 г. был городничим в городе Смоленске. В 1551 г. Федор Алексеевич Старков был писцом дворовых сел в Московском уезде.

Сыновья Федора Васильевича Иван Бородавица и бездетный Михаил служили в Переяславле, где им удалось сохранить часть родовых вотчин.

Последним представителем рода царевича Серкиза - Старковых был Яков Иванович Бородавицын. В 1577 г. он был московским дворянином. В 1599 г. — городовым воеводой в Торе. Его дочь Марья умерла в детстве. Родословная царевича Серкиза на Руси была закончена, остались лишь названные его именем поселения, которые предоставил ему в свое время великий князь Дмитрий Иванович Донской.

Б.И. Васнёв
член Союза краеведов России

http://reznoidom.ru/stati/kraeved/cherkizovo.html




Списки жертв

***

Список Старковых татарской национальности

Старков Абдулла Рахметуллович
Родился в 1859 г., с.Усть-Рахмановка; татарин; б/п; хлебопашец. Проживал:  с.Усть-Рахмановка.
Приговорен: постановлением Тройки при ПП ОГПУ по СВО 5 ноября 1929 г., обв.: по ст.58-10 УК РСФСР.
Реабилитирован 20 июля 1999 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия

Старков Абдулла Рахметуллович
Родился в 1859 г., Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Усть-Рахмановка; б/п; крестьянин-единоличник. Проживал: Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Усть-Рахмановка.
Приговорен: тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжской обл. 5 ноября 1929 г., обв.: по ст. 58-10 УК РСФСР.
Приговор: в наказание зачтен срок предварительного заключения Реабилитирован 2 августа 1999 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия

Старков Абдулла Хусаинович
(варианты отчества: Хасанович) Родился в 1900 г., д. Устрахманка Пензенской губернии.; татарин; работал переводчиком китайского языка в советском консульстве в г. Сахалян.. Проживал: в г. Благовещенске.
Арестован 8 февраля 1928 г.
Приговорен: ОС при Коллегии ОГПУ 27 июля 1928 г., обв.: по ст. 58-6, 59-6 УК РСФСР.
Приговор: к 3 годам концлагерей. После отбытия срока выслан в Северный край сроком на 3 года. Реабилитирован 18 марта 2002 г. заключением прокурора Омской области
Источник: Книга памяти Амурской обл.

Старков Абедулла Абубакирович
Родился в 1878 г., Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Усть-Рахмановка; мулла. Проживал: Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Усть-Рахмановка.
Приговорен: Коллегия при ОГПУ 3 декабря 1929 г., обв.: по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: к 5 годам заключения в концлагерь Реабилитирован 20 июля 1999 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия

Старков Абедулла Абубанович
Родился в 1878 г., с.Усть-Рахмановка; татарин; б/п; священнослужитель - мулла. Проживал:  с.Усть-Рахмановка.
Приговорен: Коллегией ОГПУ 3 декабря 1929 г., обв.: по ст.58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: к 5 г.лишения свободы Реабилитирован 20 июля 1999 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия

Старков Алей Абдулович
Родился в 1883 г., Пензенская обл., Краснослободской уезд, село Устрахманка; татарин; Проживал: Россия, Красноярский кр., Уярский р-н, город Уяр.
Арестован 6 января 1937 г.
Приговорен: Тройка при УНКВД Красноярского края 18 ноября 1937 г.
Приговор: Конфискация имущества, ВМН Реабилитирован 22 ноября 1958 г. Красноярский краевой суд
Источник: Красноярское общество "Мемориал"

Старков Хаким Каримович
Родился в 1878 г., с.Усть-Рахмановка; татарин; б/п; хлебопашец. Проживал:  с.Усть-Рахмановка.
Приговорен: Коллегией ОГПУ 3 декабря 1929 г., обв.: по ст.58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: к 3 г.лишения свободы Реабилитирован 20 июля 1999 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия
***
Родился в 1878 г., Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Усть-Рахмановка; крестьянин-единоличник. Проживал: Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Усть-Рахмановка.
Приговорен: Коллегия при ОГПУ 3 декабря 1929 г., обв.: по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: к 5 годам заключения в концлагерь Реабилитирован 20 июля 1999 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия

Старков Хусаин Каримович
Родился в 1898 г., с.Усть Рахмановка; татарин; грамотный; б/п; работал завхозом колхоза "Коммунар".
Приговорен: Постановлением Особого совещания при НКВД СССР 22 мая 1938 г., обв.: по ст.ст.58-2, 58-6, 58-9, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: к ВМН Реабилитирован 19 марта 1957 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия

Старков Али Хусяинович
Старков Али Хусянович
Родился в 1895 г., с.Усть-Рахмановка; татарин; б/п; хлебопашец.. Проживал:  с.Усть-Рахмановка.
Приговорен: Коллегией ОГПУ 3 декабря 1929 г., обв.: по ст.58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: к 3 г.лишения свободы Реабилитирован 20 июля 1999 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия

Старков Ибрагим Каримович
Родился в 1882 г., с.Усть Рахмановка; татарин; малограмотный; колхозник. Проживал: с.Усть Рахмановка.
Арестован 19 февраля 1938 г.
Приговорен: , обв.: по ст.58-10, 58-2, 58-9, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: умер в тюрьме 17.04.38 Реабилитирован 14 ноября 1997 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия
***
Родился в 1882 г., Мордовия, Краснослободский р-н, с. Усть-Рахмановка; крестьянин. Проживал: Мордовия, Краснослободский р-н, с. Усть-Рахмановка.
Приговорен: , обв.: по ст. 58-1"а", 58-2, 58-9, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: дело прекращено в связи со смертью Реабилитирован 14 ноября 1997 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия

Старков Ибрагим Хусимович
Родился в 1916 г., Мордовская АССР, Рыбкинский р-н, д. Устрахманка;
Расстрелян 23 августа 1937 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Бутово. Реабилитирован сведений о реабилитации нет
Источник: Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон

Старков Исхак Феткуллович
Родился в 1870 г., Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Усть-Рахмановка; б/п; агент по сбору утильсырья. Проживал: Мордовия, Атюрьевский р-н, с. Усть-Рахмановка.
Приговорен: тройка при НКВД МАССР 25 октября 1938 г., обв.: по ст. 58-1 "а", 58-2, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: к 10 годам заключения в ИТЛ Реабилитирован 19 июня 1956 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия
***
Родился в 1870 г., с.Усть-Рахмановка; малограмотный; агент по сбору утильсырья сельпо. Проживал:  с.Усть-Рахмановка.
Приговорен: постановлением Тройки при НКВД МАССР 25 октября 1938 г.
Приговор: к 10 г.ИТЛ Реабилитирован 19 июня 1956 г.
Источник: Книга памяти Республики Мордовия

http://lists.memo.ru/d31/f174.htm




ГЕРБ СТАРКОВЫХ

***

Герб Старковых внесен в Часть 13 Сборника дипломных гербов Российского Дворянства, невнесенных в Общий Гербовник, стр. 75

Изображение герба из Высочайше утвержденного акта (диплома или официального гербовника) в настоящее время недоступно для публикации.

Описание герба (блазон):

На две части вдоль разделенный щит, у которого правая часть показывает в черном поле золотое стропило с наложенными на нем тремя горящими гранатами натурального цвету между тремя серебряными звездами, яко общей знак особливой Нам и всей Империи Нашей при благополучном Нашем на родительский Наш наследный престол вступлении верно оказанной службы и военной храбрости, а левая содержит в золотом поле старого человека в зеленой одежде с черным поясом, стоящего босиком на зеленой траве, его волосы и борода седые. Над щитом несколько открытой к правой стороне обращенный стальной дворянский шлем, который украшает наложенная на него обыкновенная Лейб-компании гренадерская шапка с червлеными и белыми страусовыми перьями и с двумя по обеим сторонам распростертыми орловыми крылами черного цвета, на которых повторены три серебряные звезды. По сторонам щита опущен шлемовной Намет: справа зеленого, слева черного цветов, подложенный золотом, с приложенною внизу щита подписью: «За верность и ревность».
Описание герба из Высочайше утвержденного диплома приводится по результатам переработки материалов И.В.Борисова.

Дата пожалования: 12.12.1748

КОММЕНТАРИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

Федор Старков, ум. 10.05.1756, из барских людей Московского уезда, лейб-компании вице-капрал (25.11.1746), капитан-поручик, возведен в потомственное дворянское достоинство Российской Империи 31.12.1741.

1) Диплом [15.05.1746 – 07.06.1748] не подписан.
• Подлинник утрачен (?)
• Отпуск: РГИА, ф.1411, оп.1, д.90

2) Диплом 25.11.1751 (выдан взамен предыдущего, так как потребовалось внести изменения в текст, отразившие узаконения о новом счислении службы лейб-компанцев
ДС, том XIII, стр.75
• Подлинник утрачен (?))
• Отпуски: РГИА, ф.1411, оп.1, д.90; РГИА, ф.1411, оп.1, д.86

См. изображение герба Старковых в книге "Гербы Лейб-компании обер- и унтер-офицеров и рядовых" (сост. С.Н. Тройницкий, 1914 г.)

https://gerbovnik.ru/arms/5028.html

https://library.geraldika.ru/text.php?id=369



Старков

***

Старков (Старкова) — русская фамилия.

Старков, Александр Михайлович (1922—1999) — гвардии сержант Советской армии, участник Великой Отечественной и Советско-японской войн, полный кавалер ордена Славы.
Старков, Александр Петрович (род. 1955) — советский футболист, латвийский футбольный тренер.
Старков, Арсений Викторович (1874—1927) — русский и украинский биолог, основатель украинской анатомической школы.
Старков, Борис Анатольевич (род. 1948) — советский и российский историк и педагог.
Старков, Вадим Петрович (род. 1979) — российский футболист.
Старков, Вадим Фёдорович (род. 1936) — российский археолог.
Старков, Василий Васильевич (1869—1925) — русский революционер, член «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», советский хозяйственный работник.
Старков, Владислав Андреевич (1940—2004) — советский и российский журналист, медиамагнат. Главный редактор газеты «Аргументы и факты».
Старков, Георгий Вениаминович (1909—1943) — советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, командир танковой роты, старший лейтенант.
Старков, Дмитрий Петрович (1915—1986) — советский журналист, участник Великой Отечественной войны, генерал-майор.

Старков, Евгений Геннадьевич (род. 1957) — российский военачальник, генерал-майор, начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ.
Старков, Евгений Эммануилович (1834—1886) — русский генерал-майор, участник Туркестанских походов.
Старков, Иван Евгеньевич (род. 1986) — российский футболист, полузащитник хабаровского клуба «СКА-Энергия».
Старков, Игорь (род. 1980) — российский фотограф, художник.
Старков, Кирилл Олегович (род. 1987) — датский хоккеист российского происхождения.
Старков, Сергий Прокопиевич (в монашестве Софроний; 1875—1932) — епископ Русской православной церкви, епископ Арзамасский, викарий Нижегородской епархии.
Старков, Максим Сергеевич (1996) — российский футболист.
Старков, Михаил Александрович (1977) — российский дзюдоист.
Старков, Эдуард Сергеевич (1969—1997) — русский музыкант, поэт, лидер и вокалист группы «Химера», один из основателей и барабанщик панк-группы «Последние танки в Париже».

Старков, Юрий Владимирович (род. 1948) — советский футболист, нападающий.
Старков, Юрий Геннадьевич (род. 1963) — российский хирург, доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель.
Старков, Яков Михайлович (1775—1856) — русский военный, полковник; участник Швейцарского похода Суворова и Отечественной войны 1812 года, автор воспоминании о Суворове.

Старкова, Диана Вадимовна (род. 1994 или 1996) — супермодель украинского происхождения, победительница международных конкурсов красоты.
Старкова, Клавдия Борисовна (1915—2000) — советский востоковед, специалист по семитологии и гебраистике.
Старкова, Мария Митрофановна (1888—1970) — советская пианистка и педагог.

https://ru.wikipedia.org/wiki/


Рецензии