Путь Аграфены 38
«Висячие сады Семирамиды,
изумлявшие Азию несколько столетий спустя,
были лишь слабым подражанием
этим древним чудесам,
так как во времена Семирамиды
уже начиналось общее вырождение
как мужского, так и женского пола».
Вольтер. «Царевна вавилонская»
Трудолюбивые мулы бежали резво, тянули привычную ношу, телегу, по широкой дороге, трамбованной и выложенной плотно пригнанными каменными блоками. Этот путь был прочерчен от порта к центру острова давным-давно, но искусство древних мастеров и сейчас было достойно восхищения: паломников к Храмовой горе становилось все больше, а блоки все так же надежно держали вес груженых телег и походных сапог.
Правил телегой сморщенный, выжатый солнцем и годами островитянин, облаченный в традиционное одеяние проводников: в черный длиннополый сюртук и широкополую черную шляпу. Дорожная пыль щедрым слоем покрывала одежду, что нимало не смущало проводника. Он то и дело поглаживал тонкую бородку, разделенную на два острых конца.
Гильдия проводников пользовалась уважением на Йом-Киппуре и занимала немалую часть базара. Оно и понятно: для тягловых волов, походных мулов, ездовых рысаков нужны были стойла, выгулы, выпасы. Сама же контора, где приказчики принимали заказы и плату за услуги гильдии, выглядела довольно скромно – небольшое строение в два этажа с фанерной подковой-вывеской над двустворным входом.
Когда, глянув на Моисея и Венса, управляющий, не сомневаясь, предложил вороного жеребца капитану и лохматоногого тяжеловоза коку, Моисей отказался от такого предложения наотрез.
- Привык к морской качке, - сказал он. – В седле раскачиваться не хочу и не умею. Поедем на телеге, тем более что с нами твоя помощница, Венс.
- Я умею держаться в седле, - попыталась возразить Га, но Моисей не слушал – он уже вносил плату и подписывал какие-то бумаги.
По обочинам дороги высились статуи – наследие минувших эпох. Обнаженные или полуприкрытые туниками или тогами мужчины и женщины в элегантных позах пили вино из кубков, натягивали луки, занимались любовью, усмиряли животных – совершали действия, которые, по мнению древних, должны были совершать боги и герои. Некоторые изваяния имели головы животных, крылья птиц или хвосты рептилий – все это в разных сочетаниях. О том, что статуи изображали именно богов и героев, рассказал девочке всезнающий кок Венс.
- Ты же сам говорил, что островитяне признают только одного бога, которого так и зовут – Бог, - удивилась Га. – Почему же статуй так много и почему боги тут такие разные?
- Островитяне своего единого Бога нашли не сразу, - пояснил Венс. – Долгое время на Йом-Киппуре правило иное племя. Остров назывался тогда иначе, сейчас уже никто и не упомнит - как. Это были мудрые люди, среди которых немало было искусных зодчих, великих ученых, талантливых поэтов и художников. Их боги олицетворяли различные силы природы, потому-то древние изображали богов с чертами разных животных. Другие племена служили древним, учились у них возводить храмы и возделывать поля.
Но вот однажды древние покинули остров. Никто не знает, почему – просто сели в свои корабли и покинули остров навсегда. И никто не знает также, куда отправилось это загадочное племя. Некоторые считают, что на всех островах Семи морей можно найти следы их присутствия. А те, что остались, решили стереть даже память о своих былых хозяевах. И начали с богов. От каждого древнего бога взяли по чуть-чуть и слепили своего Бога – могучего, единого, сотворившего мир из хаоса и людей из грязи.
Вот только статуи разрушать не стали – не решились. То ли велико было в островитянах чувство прекрасного, то ли древних богов устрашились разгневать. Со временем оставшиеся расселились по всему острову, переименовали его в Йом-Киппур, занялись торговлей, построили базар. И древний храм забытых богов перекрасили, перестроили, оставив неизменным только камень Основания.
- Храм стоит на вершине вон той горы? – Га указала вытянутой рукой на одну из вершин в горном кряже.
- Именно, - подтвердил Венс.
- Мы должны были бы его уже видеть, - сказал Моисей. - Жаль, что закат так слепит глаза. Будто бы сам храм горит багряным заревом.
Если бы путники выбрали в конторе коней, то, выехав с рассветом, добрались бы до цели уже к вечеру. Но такой транспорт стоил дорого. Тот же путь, проделанный при помощи впряженных в телегу мулов, занимал два дня, но плата за животных была меньше почти в два раза. Однако Моисей и Венс все равно ничего не выигрывали в цене и тратили даже больше, чем за дневное путешествие. Дело в том, что вдоль дороги, как раз там, где все телеги оказывались после дня пути, располагались гостевые дворы.
Здесь паломники к Храмовой горе останавливались на ночлег, снимали комнаты, проводили вечер в трактире за блюдом с мясом и овощами да за бутылью местного сидра. Проводники-погонщики привозили путников в те дворы, с хозяевами которых имели договоры, за что получали от хозяев гостиниц вознаграждение. Размер вознаграждения зависел от тех сумм, что тратили гости за столом в трактире. Поэтому проводники всегда старались развлечь своих клиентов интересными историями про чудеса Храмовой горы, про Краеугольный камень и даже про древних богов – все лишь для того, чтобы задержать подвыпивших гостей за столом и заставить их раскошелиться. Погонщик, которого наняли Моисей и Венс, не был исключением.
- Не сомневайтесь, доведу вас до самой вершины, - сморщенный проводник скрипел не хуже собственной телеги. – Если только у вас не билет в один конец.
Тут старик зашелся кашлем-смехом так, что полы его черной шляпы, которую он не снимал даже за трапезой, задергались, как крышка на бочке со свежей брагой.
- О чем ты, друг мой? – спросил Моисей.
Капитан безмятежно развалился на скамье и благосклонно наблюдал, как трактирщик наполняет его кубок пенным сидром. Проводник тоже подставил свой маленький стаканчик под струю из кувшина.
- Это старая легенда, - не заставил себя долго упрашивать старик. – Одно из многочисленных чудес храма, о которых все говорят, но никто не верит. Будто бы некоторые паломники так и не возвращаются к подножью горы после восхождения. Любой проводник всегда в душе опасается, что его заказчик и есть такой паломник-невозвращенец, у которого билет в один конец.
- И почему боятся? – спросила Га.
- Да потому что проводник в таком случае пропадает вместе с паломниками, - пояснил старик в шляпе. – Это наша страшилка, которую рассказываем детям на ночь перед сном. Ведь наши дети подрастут и тоже станут проводниками. Так дети больше любят и уважают своих отцов, уважают их труд и ждут возвращения домой.
- Не переживайте, - весело заявил Венс. – Ваши дети Вас дождутся. Мы с братом и этой милой девочкой намерены обязательно вернуться на борт «Морской ведьмы». У нас еще много дел на других островах. Правда, капитан?
- Кто знает? – шутливо сдвинул брови Моисей. – На месте нашего друга я бы не стал расслабляться до тех пор, пока мы вновь не повернем оглобли телеги в сторону моря.
- На самом деле, причин для беспокойства нет, - проводник потеребил бородку сразу двумя руками, разведя в стороны ее острые концы. - По легенде храм чувствует приближение такого путника и начинает сиять на вершине. Если храм сияет, то никто не сможет совершить восхождение, кроме того, кому не суждено вернуться. Так что нам, проводникам, ничего не грозит. Говорю же: это всего лишь страшная история для детей.
Такую историю рассказал проводник вчера вечером за столом в трактире, под грушевый сидр и вареное мясо с горчицей, а сейчас Моисей, Венс и Га не отрывали глаз от багрового зарева на вершине Храмовой горы. Проводник натянул поводья, остановил мулов и вознес острые концы бородки к небу.
- Поворачиваем оглобли? – скрипнуло из-под пыльной полы черной шляпы. – Или можем переночевать на постоялом дворе. Их тут много, постоялых дворов-то, у самого подножья. Знаю один – самый лучший. Хозяева - мои друзья, почти что родственники.
- Не сомневаюсь. Вот и подожди нас там, - предложил Моисей. – Дорога на вершину одна, не заблудимся.
- Сколько ждать-то? – мгновенно согласился проводник.
- Надеюсь, мы вечером присоединимся к тебе за ужином. Если же нет, то выспись, а завтра утром выдвигайся в обратный путь, - подумав, разрешил Моисей. - Вот тебе деньги на еду, сидр, ночлег и корм для мулов.
Свидетельство о публикации №219031100029