Сквозь годы 66

    
               "Ночи Кабирии". Эссе. Глава 1. 

..."Ночи Кабирии" - фильм, в котором социальное БЕЗОБРАЗИЕ - назовём это так - отражается как в зеркале, прямо и наглядно. Общество разрезается фильмом сверху донизу: одни живут в сверкающих белизной и шиком особняках, другие - непосредственно в земле, в открытых ямах, в грязных берлогах, как звери; одни мчатся в блистательных авто, другие с трудом тащат свои скрюченные, тяжкие, обременительные тела на деревянных костылях... Даже проституток разделяет резкая черта социального неравенств. Одни разгуливают вечерами по Виа Венето (так и напрашивается аналогия нашей Тверской), шурша шелками, другие затевают некрасивые, грубые женские драки на далёких, мутных окраинах, либо стоят под дождём и одиноко  ждут (как на Ленинградке)...

     Клоунада человечности, смешная и горькая,почти чаплинская, разыгрывается в Риме, который по замыслу Феллини, дышит холодом трезвости (вспомните тёплый Рим в "Римских каникулах")... Рим в "Ночах Кабирии" то великолепен и жесток, то неожиданно стандартен, совершенно лишён римского очаровани и в этой своей заурядности тоже опасен...

     Улыбающуюся беззащитность чаплинского героя актриса Джульетта Мазина как бы выворачивает наизнанку. Чаплинское в Кабирии, в этой маленькой проститутке, - её иллюзорная, совершенно несостоятельная уверенность в собственной практичности, деловитости, цепкости, в своей прекрасной и ловкой приспособляемости к жизни... Чаплин был велик и прекрасен своей непрактичной чистотой и в этом был весь секрет его поэтичности, его лиризма. Кабирия же, какой играет её Мазина, твёрдо уверена, что обладает и всей необходимой трезвостью, цепкостью, самостоятельностью и здравым смыслом. Кабирия гордится своей независимостью, убеждена, что умеет "устраиваться", что её "не проведешь", считает что уж кто-кто, а она-то сумеет за себя постоять, всё пустит в ход - и кулаки, и ногти, глаза выцарапает, но своего не отдаст, не упустит. У неё свой домик, пресловутая"крыша" над головой, у неё есть сбережения, наконец!

     Во всех перипетиях фильма, который начинается и кончается тем, что  возлюбленные хотят её обобрать и утопить, - во всех разнообразнейших коллизиях, возникающих в ночной жизни панельной женщины, Кабирия старается дать отпор своей судьбе...Увы, увы, увы - все буржуазные доблести Кабирии - её практицизм, здравый смысл, цепкость - всё это МНИМОСТИ, всё это одни иллюзии. На самом деле она беззащитна... Парадокс этого образа заключается в том, что грошовая проститутка, деловито и бойко торгующая своим телом и ласками, МЕЧТАЕТ о любви. Кабирии не удаётся быть такой же проституткой в душе, какой она является по облику: хотя она и продаётся ежевечерне тому, кто предложит больше, она РОМАНТИЧЕСКИ мечтает о нормальной жизни с человеком, который бы её любил... Кабирия с клоунской безмятежностью катится "на роликах" своей мечты и своей веры в любовь по самому краю пропасти...

                Продолжение следует...


Рецензии