Оригинальна ли банная сцена Станислава Ростоцкого?
Если в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» из банного эпизода удалить возгласы (типа - ты русалка, у тебя кожа прозрачная, с тебя скульптуру лепить…), то он будет выглядеть довольно скромно:
«Тот день банным был, и, когда наступило их время, девушки в предбаннике на новенькую, как на чудо, глядели…
В отделении у них замухрышка одна была, Галка Четвертак. Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки. Женька ее в бане отскребла, прическу соорудила, гимнастерку подогнала — расцвела Галка».
И тем не менее режиссер Станислав Ростоцкий из этого писательского минимума в своем фильме создал полновесную сцену, считая этот эпизод очень важным для всей идеи фильма - ведь эти красивые и юные девушки наравне с мужчинами несут все тяготы войны и вскоре погибают от пуль фашистов.
Сцена стала настолько яркой и значимой для фильма, что во всех последующих ремейках фильма (не экранизации повести как заявляли последователи, а по сути именно ремейках фильма Ростоцкого) она была повторена. В тех или иных вариантах.
Так, Ренату Давлетьярову (ремейк 2015 года) «банной обнаженки» показалось маловато, и он добавил сцену купания героинь под водопадом.
Китайский режиссер Мао Вэйнин (ремейк 2005 года) за неимением в Китае русской бани поместил приглашенных в сериал русских актрис в японские (?) фурако – огромные деревянные бочки с горячей водой.
Но насколько была оригинальной «банная сцена» девушек во время войны. Вряд ли судьбы девушек на войне волновали только Ростоцкого и автора повести. Поднималась ли до них в искусстве эта тема и именно таком аспекте?
Неожиданный ответ на этот вопрос нашелся на сайте SA-kuva среди 160 тысяч финских фотографий времен Второй мировой войны. И интересное совпадение – совпадение по времени вымышленных автором повести событий («Шел май 1942 года») и реальных событий, имеющих место, но… по другую сторону фронта.
Небольшая историческая справка по военной ситуации в Карелии – месте, выбранном автором повести для сюжетной линии.
Карельский фронт существенно отличался от других фронтов Великой Отечественной войны. Он был самым протяженным – более полутора тысяч километров и самым малопригодным для человеческого существования. Суровый климат и сложнейший рельеф местности (скалы, непроходимые болота, быстрые реки и студеные озера, сильные морозы зимой и дурная погода летом) обусловили бездорожье и малонаселенность.
Отсюда и вторая особенность Карельского фронта – он не имел сплошной линии фронта — только очаги сопротивления со своими линиями соприкосновения с противником, с незакрытыми участками между ними, через которые просачивались в тыл соперника как советские партизанские отряды, так и диверсионные группы противника Красной армии (в основном – финские, гораздо реже – немецкие).
Еще одна особенность фронта: на оккупированной территории не было баз с продовольствием и оружием, основная масса населения эвакуировалась, поэтому партизанские отряды совершали рейды в тыл врага из советской прифронтовой зоны, где они постоянно и базировались.
На ребольском направлении (Реболы — село в Центральной Карелии) войска Красной армии сдерживали наступление финской 14 пехотной дивизии, стремящейся выйти к Кировской (Мурманской до 1935 года) железной дороги и Беломорско-Балтийскому каналу. После ожесточенных боев линия фронта на этом направлении надолго – с конца сентября 1941 года до июня 1944 года установилась восточнее Ругозера, где обе стороны закончили оборудование плацдармов, опорных пунктов и подготовились к окопной войне.
По всей видимости, отсутствие активных боевых действий на этом участке Карельского фронта позволило солдатам финской 14 пехотной дивизии разнообразить свой досуг и поучаствовать в своеобразном конкурсе поделок.
И как тут не вспомнить фразы повести Васильева:
«А здесь был курорт».
«От тишины и безделья солдаты млели, как в парной».
Итак, в мае 1942 года, задолго до того, как у Бориса Васильева возникла идея написать повесть, а Станиславу Ростоцкому экранизировать ее, в оккупированной финскими войсками деревне Андронова Гора (Онтросенваара), где располагался штаб 14 пехотной дивизии была организована выставка конкурсных работ.
Среди самых престижных работ, выполненных солдатами дивизии на досуге и представленных на конкурс поделок (кубков и чашек из дерева, плетеных сумок и лаптей из бересты), внимание фотографа привлек рисунок девушек в бане.
Поскольку страсть финнов к сауне стала практически их второй национальной религией, то не удивительно, что финский солдат на досуге написал картину на банную тему.
Возможно, она принадлежит кисти младшего сержанта Саркама (Sarkaman), который в том же мае 1942 года снят фотографом за работой над картиной «Сквозь огонь и дым из местности Омеля» (Омеля, она же Емельяновка была местом ожесточенных боев в сентябре 1941 года).
Вряд ли в дивизии был еще один художник. Иначе бы он нашелся на многочисленных архивных фотографиях того же мая 1942 года, где многие авторы выставочных работ также запечатлены в процессе их изготовления.
Остается только гадать, кто вдохновил художника-любителя создать «банную» картину, кого он изобразил на ней?
На этом участке фронта трудилось более тысячи женщин, так называемых «Лотт» - членов женской военизированной организации «Лотта Свярд».
Позировали ли они художнику или это результат его фантазии? Может быть он рисовал по памяти и на картине – довоенные воспоминания?
Вопросы, вопросы, вопросы…
Но в любом случае неизвестная ранее картина с «банной сценой» однозначно опередила замыслы создателей популярных фильмов.
В коллаже использованы фото с сайта SA-kuva:
1. Из престижных работ конкурса. Рукайярви, Онтросенваара, май 1942 г. (рисунок девушек в бане)
2. Сержант Саркама в минуты досуга практикуется в искусстве
3. Картина сержанта Саркамы «Сквозь огонь и дым из местности Омеля».
Свидетельство о публикации №219031100082
С уважением.
Андрей Жеребнев 22.02.2020 16:06 Заявить о нарушении
Генадий Леонов 22.02.2020 19:21 Заявить о нарушении