Пессимистические заметки

О свободе человека много размышляли. И всегда будут размышлять. И в партии объединяться, чтобы сражаться за свободу, уничтожая словесно или физически своих противников.  «С Лениным в башке», с Карлом Марксом, с Айн Рэнд  …   резко отрицать реальность – то, что сейчас. И разрушать то, что есть – не созидать. Как следует  видеть плохое в том, что вокруг, - написаны тома книг. И отсюда этика критики. В России «мыслящий» человек не может не критиковать.  Идеал сформулировать в терминах социально-классовой нетерпимости или рационального индивидуализма и разумного эгоизма, чтобы биться с врагом.  Вечные «Вехи»!  Великий сборник статей  -  на все российские времена! Есть ли только во всем этом свобода? Согласно «Вехам», нет и, видимо, не будет.
   Рабство прячется в глубине человека. Об этом еще Шопенгауэр писал.  Личность парализована рабством.
   Одна знакомая дама всю жизнь науке служила. Книжки писала, учебники выпускала – жила на кафедре.  Казалось бы, светлая дорога служения обществу. А на деле? Ситуация изменилась – в университет пришли новые силы и выдавили мою знакомую профессоршу на улицу.  У дамы умер отец. Я был на похоронах. Поразился профессорской квартире: в ней замерли шестидесятые годы. Расшатанные табуретки с облезлой краской, оборванный диван, невзрачная посуда.  В одной комнате по стенам деревянные полки с книгами.  И всё! Помню разговоры с этой дамой в уголке на кафедре. Она критиковала мещанство – зацикленность на вещах и на сытости.  И я внимал страстным речам.  Мне казалось, что дама помогает мне обрести крылья, чтобы подняться над пошлостью.
   Другая дама служила в банке.  Умная и проницательная. Золотая школьная медаль, красный диплом.  Воля, что позавидовать можно. Дама полагала, что каждый из нас в силах  построить жизнь  так, как ему хочется, что всё по силам такому человеку. Она вышла замуж за деревенского ограниченного паренька, чтобы поднять его до «своих высот». Превратила жалкую комнату в коммуналке в роскошную трехкомнатную квартиру.  Искала и нашла уникальную дубовую мебель. И много чего она еще сделала!  А когда ей исполнилось 50 лет – рак! Дама проболела лет восемь. За это время ее муж нашел в деревне простую женщину, которая вечно обрабатывает огород и варит варенье, сын женился и куда-то уехал. И что? 
   Мне было лет пять.   Осень.  Мама купила серое драповое пальто,  в котором  я и отправился  гулять – счастливый и довольный.  Два больших кармана. В одном до краев насыпан кедровый орех, а в другом подсолнечные семечки.  Помню, что в первую очередь я грыз семечки, чтобы оставить вкусные орехи «на потом». И тщательно следил за собой, чтобы не нарушить это правило. И все удовольствие от прогулки потерялось где-то в шелухе от семечек. Что это? Откуда?  Сторонник теории воспитания все спишет на родительское влияние – мол, научили экономии. Только я думаю иначе – это внутри, это иррационально.  Во взрослой жизни я боролся с этим рабским бессознательным в себе, и до сих пор борюсь.
   Трудно преодолеть пессимизм.  Идеи ли  Алисы Розенбаум с Карлом Марксом, желание ли всю жизнь радоваться дубовой мебели, ночевать ли на работе – сродни сначала грызть семечки, а не  орехи.  Награда – после.   Мы всегда думаем про «потом».  Что вот «побороться» надо – с обществом ли, с собой ли – без разницы.  И в этом смысл.  Только смысл ли?
   


Рецензии