Пессимистические заметки
Рабство прячется в глубине человека. Об этом еще Шопенгауэр писал. Личность парализована рабством.
Одна знакомая дама всю жизнь науке служила. Книжки писала, учебники выпускала – жила на кафедре. Казалось бы, светлая дорога служения обществу. А на деле? Ситуация изменилась – в университет пришли новые силы и выдавили мою знакомую профессоршу на улицу. У дамы умер отец. Я был на похоронах. Поразился профессорской квартире: в ней замерли шестидесятые годы. Расшатанные табуретки с облезлой краской, оборванный диван, невзрачная посуда. В одной комнате по стенам деревянные полки с книгами. И всё! Помню разговоры с этой дамой в уголке на кафедре. Она критиковала мещанство – зацикленность на вещах и на сытости. И я внимал страстным речам. Мне казалось, что дама помогает мне обрести крылья, чтобы подняться над пошлостью.
Другая дама служила в банке. Умная и проницательная. Золотая школьная медаль, красный диплом. Воля, что позавидовать можно. Дама полагала, что каждый из нас в силах построить жизнь так, как ему хочется, что всё по силам такому человеку. Она вышла замуж за деревенского ограниченного паренька, чтобы поднять его до «своих высот». Превратила жалкую комнату в коммуналке в роскошную трехкомнатную квартиру. Искала и нашла уникальную дубовую мебель. И много чего она еще сделала! А когда ей исполнилось 50 лет – рак! Дама проболела лет восемь. За это время ее муж нашел в деревне простую женщину, которая вечно обрабатывает огород и варит варенье, сын женился и куда-то уехал. И что?
Мне было лет пять. Осень. Мама купила серое драповое пальто, в котором я и отправился гулять – счастливый и довольный. Два больших кармана. В одном до краев насыпан кедровый орех, а в другом подсолнечные семечки. Помню, что в первую очередь я грыз семечки, чтобы оставить вкусные орехи «на потом». И тщательно следил за собой, чтобы не нарушить это правило. И все удовольствие от прогулки потерялось где-то в шелухе от семечек. Что это? Откуда? Сторонник теории воспитания все спишет на родительское влияние – мол, научили экономии. Только я думаю иначе – это внутри, это иррационально. Во взрослой жизни я боролся с этим рабским бессознательным в себе, и до сих пор борюсь.
Трудно преодолеть пессимизм. Идеи ли Алисы Розенбаум с Карлом Марксом, желание ли всю жизнь радоваться дубовой мебели, ночевать ли на работе – сродни сначала грызть семечки, а не орехи. Награда – после. Мы всегда думаем про «потом». Что вот «побороться» надо – с обществом ли, с собой ли – без разницы. И в этом смысл. Только смысл ли?
Свидетельство о публикации №219031100820