Хронические отиты

Хронические отиты подразделяются на две нозологические единицы у детей и взрослых:
1 . Эпитимпанит.
2. Мезотимпанит.
Диагноз может установить один только ЛОР-врач при отоскопии и никто другой. И никакими другими методиками, кроме отоскопии.


Поэтому и всякая полемика о способах неустановленного хронического отита с его «народно-целительными» методами  абсолютно исключена, вследствие их опасности для собственной жизни пациента, или для жизни, уверовавших в «чудо» исцеления от «золотушки» - ребёнка.



Мезотимпанит – диагноз устанавливается по расположению перфорации в области pars tenzor на натянутой части барабанной перепонки. Наличие или отсутствие гноетечения здесь имеет второстепенное значение. Имеет значение, что при попадании воды или других всяких «народных» средств, типа козьих какашек, чеснока, редиса и всяких разных щелочей от «серных пробок» процесс незамедлительно может принимать острый гнойный и распространенный характер с переходом на остальные, ещё не пораженные части среднего и внутреннего уха, в том числе и костные.


А без «народных целителей» мезотимпанит бывает, часто, и просто случайной находкой при осмотре ЛОР-врача, допустим, на профосмотрах. Да, пациент и раньше замечал, что при зажатом пальцами носе, при надувании щек, воздух у него выходил из уха или из обоих ушей, но думал, что и у всех такое же есть тоже «состояние». Да и проблем со снижением слуха мало кто замечает, потому что, при кондуктивной тугоухости в данной нозологической единице слух никак не снижается ниже 40 децибелл от нормы.  А иногда и намного меньше снижается и так, что всю жизнь люди с мезотимпанитом думают, что у них слух в норме, то есть социально пригоден.


Если нет гноетечения, то и в лечении это состояние особо не нуждается. Разве что, при отсутствии гноетечения произвести мирингопластику в её разнообразных методиках. Но, к сожалению, все методики почему-то мало результативны, и перфорация барабанной перепонки опять восстанавливает свои очертания, обычно после опять начавшегося периода гноетечения.


Поэтому мезотимпанит нуждается в диспансерном наблюдении ЛОР-врача, который должен рекомендовать избегать попадания в ухо воды и всякой другой «народной всячины».
Для этого необходимо прокипятить на огне подсолнечное масло, и после его остывания, смочить в этом стерильном масле и отжать кусочек ватки, которой заткнуть надо наружный слуховой проход перед купанием и мытьем головы, чтобы воды в ухе не было. После купания ватку из слухового прохода следует удалить. То же самое необходимо проделывать и при купании в реке или море, чтобы случайно вода в ухо никак не попадала.


С возрастом может возникать возрастные снижения слуха и на пораженном мезотимпанитом ухе, когда больному требуется слухопротезирование.  В данном случае ушные вкладыши от слухового аппарата не следует вставлять в наружный слуховой проход, так как нарушается аэрация среднего уха, то есть проветривание перфорации отсутствует, что может, при длительно заткнутом слуховом проходе, тоже вызвать гноетечение из уха при мезотимпаните. Раньше выпускались промышленностью слуховые аппараты в виде «очков», которые усиливали звуки не в ушной проход через вкладыш, а усиливающие динамики подавали звук прямо на сосцевидный отросток.


Учитывая то, что диагностика мезотимпанита крайне затруднена, по сравнению с более грозным заболеванием эпитимпанитом, которое не следует пропускать ни самому больному, ни тем более его лечащему ЛОР-врачу, то я бы советовал, и больным и ЛОР-врачам, только лишь с диагностической целью произвести и при мезотимпаните и «R-графию височных костей в укладке по Шюллеру». И именно в том R-кабинете, где персонал обучен технике этого рентгеновского снимка. Для определения степени пневматизации сосцевидного отростка.


Так как единственным действенным лечением при эпитимпаните является только радикальная операция на пораженном ухе в условиях ЛОР-клиники.
Симптомы эпитимпанита или абсолютные показания к операции:
любые «полипы» в ухе, иногда и кровоточащие самопроизвольно, или при дотрагивании к ним ЛОР-врачом «ватником». Ещё их, иногда, называют «грануляциями»… а это абсолютные признаки эпитимпанита.


Как и наличие холестеатомы, которую  ЛОР-врачу ещё только предстоит получить путем промывания аттика. Конечно, при эпитимпаните в её ненатянутой части барабанная перепонка уже имеет перфорацию или отверстие, которое незаметно при отоскопии, потому что его закрывать могут холестеатомные массы, по цвету и блеску совершенно не отличимые от нормальной барабанной перепонки. Достать их оттуда невозможно никаким другим способом, кроме как промыванием аттика в условиях ЛОР-кабинета. Для этого под контролем зрения ЛОР-врач длинной изогнутой канюлей с надетым на неё шприцом заходит в область аттика и струей антисептического раствора или стерильного физраствора из шприца направляет струйку воды из канюли в область аттика. При многократном промывании из шприца, под давлением, струйка воды начинает освобождать аттик от эпидермальных и холестеатомных масс. В почкообразном лотке с промывными водами ЛОР -врач, среди эпидермальных масс (тонущих в растворе воды всяких белёсых хлопьев) обнаруживает мелкие плоские блестящие чешуйки холестеатомы, плавающие и совсем не тонущие на поверхности воды. Это и есть абсолютный признак эпитимпанита.
Бывает, конечно, что и костный песок тоже  сыпется из уха, но это тоже лишь верный признак эпитимпанита.


Не дожидаясь никаких грозных осложнений эпитимпанита, необходимо сразу же начинать подготовку к радикальной операции на пораженном ухе. РО производится в условиях специализированных ЛОР -клиник, специально подготовленными отиатрами. Обычно РО производится под общим наркозом, но, если и под местной анестезией, то это ещё и лучше, если, конечно, предложат. Производится разрез за ушной раковиной, который после операции становится косметически совершенно незаметен, не требует никакой маскировки, рубец прячется в переходной складке за ушной раковиной. И, даже, при осмотре ушной раковины ЛОР-врачом,  впоследствии даже и не всегда замечаем.
Объем радикальной операции решает оперирующий хирург по степени кариозного разрушения костей височной кости черепа. Иногда приходится убирать пораженные гнилостным процессом кости вплоть до обнажения мозговых оболочек.
Иногда возможны и последующие слуховосстанавливающие операции, но это всегда зависит только от степени поражения гнилостным процессом костной ткани среднего уха.
После РО остается полость внутри наружного слухового прохода, выстланная эпидермисом кожи. 

Только ЛОР врач, под контролем зрения сможет очищать эту полость после РО от эпидермальных масс, которые там скапливаются приблизительно за полгода или год.  Впрочем, обычно оперировавший хирург сам даёт свои рекомендации, а по возможности и сам и почистит.


Рецензии