Адгезивный отит

Адгезивный отит – этот диагноз происходит от слова Адгезия «(от лат. adhaesio — прилипание) в физике — сцепление поверхностей разнородных твёрдых и/или жидких тел. Адгезия обусловлена межмолекулярными взаимодействиями (Ван-дер-Ваальсовыми, полярными, иногда — взаимной диффузией) в поверхностном слое и характеризуется удельной работой, необходимой для разделения поверхностей». В названии медицинского диагноза это физическое понятие появилось совсем не зря, так как лучше всего отражает его физическую сущность и отсутствие лечения при его выявлении…


  Диагноз адгезивного отита устанавливается ЛОР-врачом при отоскопии, когда на барабанной перепонке обнаруживаются видимые глазом ЛОР-врача пятна, отличные по цвету от других областей барабанной перепонки. Они могут более белыми или более серыми, чем остальная барабанная перепонка. Это так когда-то давно зарастали перфорации барабанной перепонки после перенесенных когда-то острых отитов. Сам больной может и отрицать, что когда-либо у него были отиты, тем более с гноетечением из уха. Это связано с тем, что в раннем детском возрасте перенесенный отит мог пройти без осмотра ЛОР-врачом, потому что у грудного ребенка его родители просто не заметили острой формы отита и прорыва гноя через барабанную перепонку.
Частота острых отитов намного выше у младенцев и в младшем детском возрасте. Так как у них ещё не развиты кости черепа с присущей во взрослом возрасте пневматических полостей носа, обеспечивающих хорошую аэрацию носовой полости.


Евстахиевая труба в младшем детском возрасте очень широкая и короткая, что при отрыгивании младенцами рвотных масс, часто обуславливает заброс их в просвет слуховой (Евстахиевой) трубы. Происходящее в ней воспаление переходит на полость среднего уха, которое заканчивается экссудатом и нагноением среднего уха. Эта жидкость и прорывает самопроизвольно барабанную  перепонку и симптомы воспаления среднего уха проходят у младенцев незаметно для окружающих. Потом перепонка восстанавливает свою целостность и «на память»  человеку остается рубец на барабанной перепонке, который обычно никак его и не беспокоит.


Диагноз адгезивного отита устанавливают только ЛОР-врачи при отоскопии и при наличии жалоб пациента на снижение слуха. Здесь ЛОР-врач может направить пациента к аудиологу для установления степени потери слуха на пораженное ухо, а может и сам установить степень потери слуха на оба уха.


Для этого ЛОР-врачу надо проверить состояние слуха на каждое ухо в отдельности с помощью проверки шепотной речи. После чего перейти к камертональному исследованию ушей, путем сравнения восприятия звука камертона перед ушной раковиной и на сосцевидном отростке, куда ставится ножка камертона на кость черепа (под кожей). Этот опыт называется опытом Ринне. Если восприятие камертона лучше перед ушной раковиной, чем за ушной раковиной, на сосцевидном отростке, то можно и не ставить вопрос о наличии адгезивного отита. А если больной воспринимает звук камертона лучше с сосцевидного отростка, чем перед ушной раковиной, то это уже настораживает в отношении наличия адгезивного отита у больного. Здесь показателен камертональный опыт Вебера. Ножка камертона устанавливается на кость черепа (под кожей!) взрослого человека посредине лба, где нет волос, и сравнивается восприятие звука ножки камертона пациентом, не ЛОР-врачом, обоими ушами. Если звук идет в лучше слышащее шепотную речь ухом, то надо начинать исследование с начала, и с привлечением опыта Федериче, который заключается в сравнении восприятия звука с ножки камертона с сосцевидного отростка и при надавливании ножкой звучащего камертона на козелок.  Если и при опыте Федериче, как и при опыте Ринне, звук ножки звучащего камертона лучше воспринимается с козелка, чем с сосцевидного отростка, то говорят о положительном опыте Ринне и Федериче. Тогда и опыт Ринне идет в лучше слышащее ухо. То есть речь идет о перцептивной или нейросенсорной тугоухости.


Если же звук ножки камертона лучше воспринимается пациентом с сосцевидного отростка, чем с козелка, то говорят об отрицательном опыте Ринне и Федериче. При таком состоянии опыт Вебера с середины лба звучащей ножки камертона идет в хуже слышащее ухо. Это говорит о наличии кондуктивной тугоухости, или о наличии (при аудиометрии) костно-воздушного разрыва, который в случае поражения системы звукопроведения никак не может быть больше 40 децибелл .  А вот меньше, это всегда пожалуйста, обычно и бывает намного меньше костно-воздушный разрыв и на аудиметрии. Если же, полученная при аудиометрии, аудиограмма никак не соответствует этим параметрам, то совершенно никак и не информативна, вследствие недостаточной квалификации аудиолога и никоим образом не может отражать действительное положение дел со слухом пациента.
При установлении ЛОР-врачом или аудиологом диагноза адгезивного отита можно производить следующее лечение у ЛОР-врача курсами, с промежутками между курсами не менее полугода:


1. Продувание ушей по Политцеру, которое заключается в произнесении пациентом гнусаво и длительно слова «пароход», в положении сидя, с приведенной к грудине головой. Во время произнесения этого слова пациентом, врач из оливы, введенной в нос пациенту, нагнетает в нос воздух под давлением из баллона Политцера. При этом воздух под давлением должен проникнуть через слуховую (Евстахиеву) трубу в полость среднего уха и изменяющееся давление воздуха массирует барабанную перепонку и другие структуры среднего уха, подвергнувшиеся процессу адгезации. Ясно же, что при этой процедуре продувания носа никаких воспалительных явлений ни в носу, ни в носоглотке и быть не должно!


Более того, при появлении каких-либо неприятных ощущений у пациента при продувании носа по методике Политцера , данные процедуры  следует незамедлительно прекратить, и попробовать вновь только по истечении некоторого срока времени.
Описанные в специальной литературе способы катетеризации слуховых (Евстахиевых) труб весьма трудоемки и опасны своими осложнениями, поэтому могут производиться исключительно в условиях ЛОР-клиник.


 2. Пневмомассаж барабанных перепонок. Производиться может специальным аппаратом пневмомассажа, когда аппаратом подается дозировано струя воздуха в наружный слуховой проход. А может и подаваться в ухо все тем же баллоном Политцера, что менее удобно для ЛОР-врача.


3.Электрофорез с лидазой на сосцевидный отросток. Можно применять лидазу и в инъекциях в заушную область, но это более болезненно и малоэффективно по сравнению с электрофорезом.


  4. При снижениях слуха при адгезивном отите, даже при социально-допустимых величинах, можно и нужно рекомендовать слухопротезирование. Слуховой аппарат при этом заболевании вставляется своим ушным вкладышем прямо  в ухо и безо всяких ограничений.


Рецензии