Ищите женщину. Часть 10. Сапр

      
                САПР (Система автоматизированного проектирования.)


        Впервые в ЦСКБ я стал ведущим, образованной в отделе расчётов на прочность, группы разработки пакета программ. Выделялись деньги для заключения договоров с разработчиками программ.
 
        Пакет прикладных программ по прочности нашей группе помогала создавать Алла, как системный математик прикладникам.

        Одна из новых сотрудниц моей группы, увидев Аллу в нашей группе, спросила меня:
        - Что это за дамочка?
        - А это - моя жена!

        Звонит как-то мне Алла:
        - Лев, приди-ка в машзал, тут такой интересный человек из Москвы, из «Энергии». Находка!.

        Познакомился я с гостем. Есть два брата, в недалеком прошлом наши земляки из Самары, с библейскими именами: Исаак и Иосиф. Оба, нельзя не отметить, гениальные.

        Исаак приехал в ВЦ внедрять свою разработку. Рассказал, что  брат его - прочнист, программист и сам разработал и развивает комплекс программ для БЭСМ-6 на основе метода конечных элементов МКЭ. И пригласил для детального разговора нас с Аллой в Москву.

        И мы поехали с Аллой в столицу, познакомились с Иосифом Менделевичем и его старшим коллегой Александром Григорьевичем. Поговорили, считай, по-родственному. Договорились о заимствовании его комплекса «безвозмездно». Все-таки были мы когда-то их филиалом. Все-таки все наши «прочные» изначальные кадры прочнистов здесь на ножки становились.

        У Иосифа сначала я  перенимал опыт, затем комплексом стали в отделе пользоваться на ЭВМ БЭСМ-6. Позднее, опять же  Алла посоветовала своей подруге перейти в нашу группу. Она и приняла эстафету МКЭ, работала с расчетчиками конструкций. Разбиралась успешно в скандальных случаях, - находила в исходных данных лишние или недостающие запятые. Защищала комплекс от необоснованных наговоров. Спасибо ей за это!

        Затем внедрили комплекс РИПАК на ЕС ЭВМ. Там неоценимую пользу приносил Игорек Китаев. Он помогал использовать РИПАК в отделе. Я в это время вместе с Аллой осваивал аналогичные комплексы из СибНИА и из Горького.

        Конструкция не всегда цилиндр или сфера. Она может быть похожа на валенок. Гладкая или с подкрепляющим набором. И нагружена всем, что есть в матушке-природе. К моменту написания моего ТЗ в СибНИА уже был почти готовый комплекс программ для произвольных конструкций на устойчивость. И потекли ко мне бесконечные версии-«диверсии» неоконченных сибирских разработок, чтобы не потеряли  друг друга исполнитель и заказчик.

        Спасибо, что мы работали на одинаковых ЭВМ, на  БЭСМ-6. Но все равно не обходился я без Аллы Петровны, когда приезжал Лев Петрович или его помощница Света Барабанова, программист и планерист. Приходилось встречаться, осваивать их творения, переписываться  в связи с возникающими замечаниями…

        Прочнисту Валере я доверил деликатное сервисное дело: создать приветливый диалог в системе «КОРПУС» для некой программы, чтобы можно было легко работать пользователям. Алла научила его работе на БЭСМ-6 в режиме интерактивного доступа в среде МС «Дубна».

        Взаимодействие с ЭВМ «Вопрос-Ответ» было новым делом: машина стала «понимать» и «разговаривала» на экране с расчетчиком!

        После его работы я особенно понял, что творить должны только добрые люди, иначе творчество станет разрушать души! С особой тщательностью Валера запрограммировал ввод пароля, и чтобы избавляться от «некорректного» пользователя он устроил трехразовую проверку данных с «выплевыванием» задачи.

        Ему нравилось быть на виду у своих коллег, но однажды он не удержался и пригласил самого начальника отдела, показать свою диалоговую диковинку и поработать с диалоговой программой расчета, не важно чего.

        И случился такой конфуз уважаемого и не без амбиций начальника нашего отдела с «умной» машиной:

- количество точек в сечении =                - 12
- количество точек в сечении =                - 12
- количество точек в сечении =                - 12
- Я с идиотами не работаю!

        Конец задачи

        Очевидно зона на магнитном диске сбоит, такое постоянно мешает работать. А начальника Валера обидел, обозвал.

        И нужно было объяснять, что «идиот-то» сам неотесанный выскочка-программист. А начальник никогда больше не подошел к видеотону. И никому от этого хорошо не было. Это называется «недружелюбный интерфейс».


        Отдела САПР практически уже не было. Уволили Гуляева. Его молодые помощники ушли вместе с ним. Алла еще держалась в отделе, но была, как блуждающий форвард. Ее формально приписывали к разным группам.

        Новому начальнику была дорога не способность работника, а его послушание в хлебных вопросах приобретения новой техники! Для этого и создавались в глазах начальников ВЦ так называемые АРМ.

        Аллу принял на свою территорию отдел тепловиков и аэро-газо-динамиков по инициативе групповода и отличного прикладного программиста Жигалова. Он ревновал меня к Алле в производственном смысле: «Лев знал на ком жениться!».

        Теперь Алла  и ему стала первым помощником в его отделе для тех, кто стремился сам что-то программировать и автоматизировать по тепловой тематике.


        Т.к. деньги на договоры предоставлял головной институт, то ОФАП решил для галочки устроить проверку нашей деятельности.

        С исповедями, т.е. с докладами выступали -  я, Алла Петровна и сподвижник ее из отдела тепловиков и аэродинамиков Саша Евдокимов: умница, выпускник Физтеха.

        Приехали слушатели во главе с Луковой. О ее банальном образе можно было бы ничего не говорить, если бы в ней не просматривался типичный представитель совкового вышибалы. Широкая блонда с нагловатым взглядом вседозволенности, с бестактно обрывным голосом самозванки. «Бесконечная» папироска в редких зубах, вальяжная поза: нога на ногу. Она не хочет и не умеет понимать оратора, да и не входит это в ее функцию. В Луковой просматривалось только две мысли «Да» и «Нет». Ее основная задача показать значимость бесполезного  столичного крючкотворного учреждения, которое ее кормит долгие годы!

        Докладчик Евдокимов - крайняя ей противоположность. Меланхолик и неизлечимый пессимист. Он серьезно готовился к выступлению, заранее зная, что его ждет! Он начал красивую и уверенную речь. Хотелось его слушать дальше и дальше. Но и он, бывший преподаватель ВУЗа, не смог продержаться больше одного предложения и выдержать морально столь некорректного обращения с собой. Он замолчал, игнорируя Лукову начисто. Будь перед ней сам Диоген из бочки, его бы тоже она оборвала на полуслове.

        Но по результатам такой выборочной «проверки» периферийного предприятия был составлен протокол с хорошей оценкой нашей работы!


        Мы с Аллой на заводской площади встретили как-то своего «крестного отца» по САПР, Гуляева Валерия Алексеевича. Из нашего ВЦ он перешел в филиал НПО «Энергия».

        Хоть мы и были идеологическими противниками в вопросах развития САПР, но очень любили и уважали друг друга. Просто хороший он человек. Интересный. Стартерный. Демократичный. В разговоре экспромтом выдавал крылатые изречения.

        - Чем занимаетесь теперь, Валерий Алексеевич?.. 
        - Комплексом ЕС-АРМ. И никаких Скалозубов.
        - Примите меня к себе, Валерий Алексеевич!         
        - Да... У нас сейчас некому народ будоражить!

        Отечественный АРМ на базе мини ЭВМ оказался непригодным, прежде всего из-за исключительной ненадежности. Даже простую демонстрацию поворота изображения солнечной батареи без остановов не выполнишь.

        Через полгода снова встречаем Гуляева:
        - Я сейчас директор. Занимаюсь холодильниками. У меня в штате Заборов и Котов. Теперь я миллионер!
        - А Заборов и Котов тоже миллионеры?
        - Исполнитель не может быть миллионером!

        Вспоминается, как Гуляев вошел в рабочий зал веселый и торжественный.   На нем был новенький костюмчик из материи джерси в крупную клетку. Брюки на помочах, как у Карлсона. В руках коробка конфет.
        - Угадаете, что за конфеты, отдам, не глядя!
        Алла:    
        - Птичье молоко?
        - Да, черт тебя подери, забирай! А как мой новый костюмчик?
        Алла:
        - Моторчика сзади не хватает!

        В отделе тепловиков сменилось руководство, и новое начальство не захотело в своих рядах иметь системного программиста. Жигалов не мог вмешаться. Алла к этому морально была готова давно.

        В условиях конверсии вышел приказ: «Из подразделения в подразделение переходить нельзя». Алла ушла из ЦСКБ «в порядке перевода» на предприятие ВНИИПИНефть, куда уже были завезены персональные коммерческие ЭВМ.


        И на персоналках Алла с нуля организовала автоматизацию проектных и графических работ. Разработала и внедрила  программы для строителей и  для выпуска чертежей в системе ACAD-10, в которой создала специальный аппарат для уменьшения объема данных в разы!

        К ней приходили за консультациями даже прежние начальники отделов ВЦ из ЦСКБ, для которых когда-то она была «красной тряпкой …»!

        Сферой деятельности Аллы косвенно стал весь город Самара. А также нефтеперерабатывающие заводы Новокуйбышевска и Сызрани. Она читала лекции по  своим разработкам в 8 проектных организациях. Обучила приемам САПР не одну сотню инженеров города.

        Через пару лет и я уволился из ЦСКБ. Уходить нужно, пока свои ноги ходят, а не дожидаться, когда тебя «вынесут» на погост любимые сотрудники.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/03/13/1633

Оглавление: http://www.proza.ru/2019/03/16/699


Рецензии
Уважаемый Лев!

У Вас прекрасная манера письма, Вы уделяете внимание коллегам, партнерам, начальству, смежникам, так что складывается полная картина коллективного творчества, поиска, взаимопомощи. Удивительная дружелюбная атмосфера в сочетании с железной производственной дисциплиной и ответственностью, вплоть до уголовной.

Увлекательно, познавательно, поучительно, восхитительно.
Но Алла Петровна - выше всяких начальников.
Спасибо. Читается, как увлекательный роман и детектив вместе.

Георгий Иванченко   22.06.2022 19:13     Заявить о нарушении
Блистательная рецензия, дорогой Георгий!
Приятно вспоминать наше совместное творчество с Аллой.
Перестройка расширила географию САПР на всю область.

Сейчас САПР в каждом доме, не говоря о предприятиях.

Спасибо огромное, что заглядываете!

Счастья и ЗДОРОВЬЯ,
Лев

Лев Неронов   22.06.2022 19:55   Заявить о нарушении
Лев! Вы можете со мной не согласиться, но я вижу в этом, что Вы описали,
и с чем я сталкивался в свое время элементы коммунисического труда -
творческого, с полной самоотдачей, стремлением достичь общего успеха,
где вознаграждение было не главным аргументом и стимулом.
Именно ЭВМ не хватало, чтобы это явление, этот поцесс стали бы массовыми.
Политическая ошибка КПСС - держать ИТР вторым сортом - встала барьером.

Георгий Иванченко   22.06.2022 20:22   Заявить о нарушении
СПАСИБО!

Лев Неронов   22.06.2022 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.