Питер Брейгель Старший и его произведения. Часть2

Это рассказ о творчестве замечательного художника эпохи Северного Возрождения, нидерландца Питера Брейгеля Старшего, одного из самых популярных  и почитаемых у современных любителей искусства старых мастеров.
Хотя Питер родился уже после смерти удивительного мастера аллегории и мистических  образов,  Иеронима Босха (ок. 1450-1516), именно его обычно называют духовным отцом Питера Брейгеля.
Миллионы людей восхищаются шедеврами Питера Брейгеля. Но достаточно ли внимательно мы рассматриваем полотна вообще, и полотна Брейгеля в частности?
На первый взгляд - это просто исторические и библейские сюжеты, жанровые картины и пейзажи, но в них зашифрован самый глубокий и порой тайный смысл.
Относится это и к искусствоведам, и к историкам искусства. Даже тщательный анализ его картин, проведенный специалистами, лишь частично приоткрывает завесу этих тайн, а, значит, вся надежда на будущих исследователей.
С течением времени  многие работы художника рассеялись по Европе.
Собранный по крупицам и представший, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер  Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала и многих своих современников, и своих сыновей - художников Питера и Яна, преуспевших при их жизни в карьере и славе куда больше отцовской.

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Творчество Брейгеля во многом близко искусству Иеронима Босха. Особенно заметно это сходство в произведениях, созданных Брейгелем в начале 1560-х годов.
Жуткое апокалипсическое зрелище предстает взору на картине «Триумф смерти».
Полчища скелетов, вооруженных пиками, убивают людей, которые тщетно пытаются укрыться в огромной мышеловке с крестом на крышке.
Если в прежних картинах пейзаж полон тишины и покоя, то здесь он имеет ужасающий вид. На его фоне и происходит страшная бойня. Всюду видны следы разрушений и пожаров.
О конце света возвещают апокалипсические кони - красный, с восседающим на нем скелетом, и белый, запряженный в повозку с человеческими черепами.
И никто не может спастись от смерти - ни женщины, ни мужчины, ни богатые, ни бедные. Ждут своей участи король в горностаевой мантии, рыцарь, шут, пара музицирующих влюбленных, за спиной которых уже притаилась смерть.

Не менее страшна и непонятна картина «БЕЗУМНАЯ ГРЕТА» (другое название «Сумасшедшая Мэг»). По своей выразительной силе ее образы превосходят даже фантасмагории Босха.
Притча о Безумной Грете была чрезвычайно популярна в Нидерландах XVI века.
Одна бедная пожилая женщина была доведена до полного отчаяния бедствиями войны и нищетой. Она покорно сносила пьянство мужа, который затем куда-то бесследно исчез, бросив ее с кучей орущих детей на руках. Как неизбежный удар судьбы она восприняла и гибель - одного за другим, своих детей, сражавшихся с захватчиками-испанцами. Так проходили годы ее жизни.
Одинокая, всеми покинутая и опустившаяся Грета как-то по утру не смогла отыскать сковороду, чтобы приготовить себе поесть. И тут все, что исподволь накапливалось в ее душе многие годы, нашло выход! Все было дико, несправедливо, неправильно. Особенно - кража сковороды. Словом, Грета решила объявить войну своей судьбе.
Как и следует поступать во время сражений, она облачилась в латы и вооружилась тем, что подвернулось ей под руку. Она слышала в церкви во время проповеди, что черти поджаривают грешников в аду на больших сковородах.
Взглянем на картину. Затянутое кровавой дымкой небо нависло над землей, усеянной отврати¬тельными существами. Из голов с огромными глазами рождаются урод¬ливые чудовища. А люди, не обращающие внимания на то, что окружает их, гибнут в давке, пытаясь овладеть золотом, которое на самом деле - лишь нечистоты, извергнутые безобразным гигантом.
 Центральное место на полотне отведено нелепой фигуре высокой женщины, одетой в жалкие обноски. В ее руке - меч, за поясом - кинжал. Она тащит узел с чужими вещами, готовая ринуться в адскую пасть - преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – Брейгель делает ее олицетворением алчности и порока.
На картине Питера Брейгеля бедная женщина изображена с уздечкой и золотой чашей - атрибутами Судьбы. Возможно, что вооруженная к старуха, курсирующая между мирами живых и мертвых, взяла на себя печальную миссию избавления от тягот этой жизни, теперь понятно почему она косит без разбора. Безумная, безумная Грета! 
Рядом обычные крестьянки со злобными лицами гра¬бят дом, оставленный хозяевами.
Не жуткие чудища, не сам дьявол поражают в этой картине, а люди, безумные и погрязшие в пороках. Они и создают этот ад.
 Картина написана в темных тонах, единственное светлое пятно - зарево пожарища, в верхнем правом углу, как символ разрушения и безысходности. И при всей своей фантастичности картина несла в себе острое ощущение реальности - трагизм современной художнику жизни.
Картина появилась в начале 1560-х годов - в дни, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше смертных казней, чем когда бы то ни было в истории страны.

В течение своей жизни Брейгель являлся жителем двух очень богатых городов - сначала Антверпена, а позже Брюсселя, резиденции габсбургского испанского регента. По темпу роста Антверпену не было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центром западного мира. Антверпен и был Вавилоном.  В этом городе жило множество иностранцев, к ним относились с подозрением.
В ситуации, когда людей не объединяла ни вера, ни единая церковь, росло всеобщее чувство незащищенности и тревоги, и особенно остро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.
Современники находили параллели этой ситуации в библейском сказании о Вавилонской башне.
«Пожелали люди построить себе город и башню высотою до небес. 
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие... и посчитал это строительство проявлением самомнения, гордыни, и наказал людей, смешав их языки. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню)...».  А самое главное - люди перестали понимать друг друга.
Брейгель писал "ВАВИЛОНСКУЮ БАШНЮ" по крайней мере, три раза. Сохранились «Вавилонская башня» (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок.1563). Первая находится в Вене, а вторая - в Роттердаме.
Никогда ранее не удавалось художникам передать так живо чудовищную величину башни, размах строительства, превосходящего всё ранее известное человеку. Уникальность Брейгеля как художника заключается в том, что он совмещает приемы панорамной живописи и миниатюры.

Искусствовед Клод-Анри Роке в своей книге "Брейгель" передает свои впечатления от венской "Вавилонской башни":
"Невозможно представить ничего более громадного под небом, на морях или на земле, чем эта башня: даже гора служит всего лишь опорой, вокруг которой обвиваются ее стены, - а между тем я различаю на одной из самых дальних строительных площадок желтую птичку, которую рабочий кормит с руки крошками хлеба.
К уступам башни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим гнездам, деревни. Город, готические крыши которого виднелись далеко внизу, сквозь дымку тумана, стал для этих людей чужим.
Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет.
Вся эта конструкция из камня, такая прочная и так умело построенная, когда-нибудь уподобиться песку на морском дне.
Четкие формы арок и столбов ничуть не более долговечны, чем формы облаков, проплывающих мимо амбразур.
Расчеты архитекторов, работа лебедок подобны сну, который забудется в момент пробуждения, от Вавилона, как и от Трои, останутся только воспоминания и поэма-метафора вечного детства человечества. Метафора тщетной погони за ветром, которая и есть наша жизнь...
... Башня подобна дереву, возраст которого определяют по годовым кольцам, каждый ее этаж есть итог определенного этапа в развитии человечества, однако, пока мы строим новые этажи, приходится постоянно переделывать или обновлять то, что подтачивает и разрушает время..."


Рецензии