Странный смех погребального обряда
Научная монография Светланы Лащенко «Заклятие смехом. Опыт истолкования языческих ритуалов восточных славян» (издательский центр "Ладомир") была опубликована несколько лет назад, но все еще мало известна широкой публике. А жаль.
Замечали ли вы, что на поминках (особенно после употребления алкоголя) скорбная церемония перерастает порой в нечто почти непристойное? Возможно, это отзвук языческих ритуалов. Откроем монографию Лащенко и посмотрим названия глав: «Смеховое прощание с умершим»; «Смех при покойнике: восхождение к содержательным истокам и смыслам»; «Так ли прост «простой» смех погребального обряда?»; «Смех как деяние и ритуальный дубль движения и секса».
Оказывается, еще в начале двадцатого века в глухих деревнях Закарпатья во время прощания с умершим исследователи фиксировали странные для современного человека ритуалы. Это были непременные «игры» и «забавы»: ряженые Дед и Баба совершали непристойные телодвижения и толкали ряженого Дублера мертвеца. Дед и баба – не просто герои сказок, они – боги, прародители мира у наших далеких языческих предков.
Ритуальное веселье на похоронах до сих пор практикуют в африканской Гане, в Индонезии, в Тайване, в Мексике, на Бали. Здесь считают, что жизнь - это неестественное состояние, а смерть - это освобождение души и возвращение её к природе.
У новозеландского народа маори в ночь перед погребением принято петь жизнерадостные песни и вспоминать смешные истории из жизни усопшего.
Со временем погребальные «забавы» славян-язычников смягчились и трансформировались в безобидные детские игры (когда водящий- «мертвец» должен угадать с закрытыми глазами, кто его толкнул в спину; когда водящий-«мертвец» должен непременно с закрытыми глазами догнать и «осалить» других участников игры – «живых» ). Христиане начала двадцатого века не задумывались о символике этих обрядов, но соблюдали традицию: повторяли то, что делали языческие предки.
До сих пор у многих славян практикуется на похоронах целование покойного в уста. А ведь это смягченный вариант… «ритуального коитуса» живых с телом умершего! Будучи связаны с ротовой полостью, поцелуи отождествлялись с соитием. Но соитие нашими далекими предками воспринималось не так, как сейчас: оно не считалось грехом, как в христианстве, или просто удовольствием, как у атеистов. Это было приобщением к Сакральному.
Смеялись на похоронах не веселья ради, а с целью задобрить Сакральное (смерть была непонятна, непостижима, а потому воспринималась как вторжение Потустороннего мира). Это была попытка слиться с Сакральным, с его «энергетикой насилия, агрессии, смехового и сексуального неистовства», пропустить его через себя и тем самым избавиться от его разрушительной силы.
Видимо, подобная энергетика генерируется, и когда шаманы впадают в транс после неистового кружения с бубном. В сектах «пятидесятников» также наблюдается нечто похожее. В христианских церквях афро-американские пасторы вместе с паствой поют и пританцовывают. В одном из направлений ислама верующие кружатся до исступления.
«Непреложна связь этого ритуального «смеха» с плачем, движением и сексом»; «ритуальный «смех» вкупе с ритуальным сексом и ритуальным движением был замешан на крови»,- пишет С. Лащенко.
Люди всегда хотели преодолеть старение. Однако древние пытались преодолеть его странным, на наш взгляд, способом: убивали тех, кто стал старым и немощным. Принцип был тот же, что и в Спарте: слабым, немощным и больным не место в этой жизни.
Но убийство не происходило «в трезвом рассудке». Убивали, как следует из книги Лащенко, опьяненные и распаленные «смехом», с осознанием приобщения к Сакральному, воспринимая свои действия как Жертвоприношение.
В сказках разных народов есть одинаковые сюжеты: как хозяин выгнал из дома животных, ставших немощными и бесполезными. На самом деле избавлялись не только от животных - слишком малы были ресурсы для выживания рода.
Во второй части научной монографии Светланы Лащенко речь идет о свадебных обрядах восточных славян. Оказывается, и здесь веселье было родственным ритуальному «смеху» похоронного обряда и купальских мистерий.
Смех в языческих брачных ритуалах (купальских мистериях) – это смех совершающих Жертвоприношение. «Смертельно засмеянные» - те, кого «в пылу смехового неистовства» принесла в жертву Сакральному опьяненная в прямом и переносном смысле «исступленная человеческая масса» во время «огневых скаканий» купальского праздненства.
Сопровождались мистерии употреблением горячительных напитков, а «скакания» через костер имели символическое значение. Сам костер – это одновременно символ фаллоса и собственно соития.
Невеста была для древних славян (как и у многих других древних народов) объектом «осмеивания» и проституирования: принадлежала в первую брачную ночь старейшинам из рода жениха или его «дрУжкам». Таким образом невеста символически переходила из рода своего отца в род мужа. А высмеивание должно было на самом деле защитить от агрессии Потустороннего и сглаза. Вспомним, что и охотникам до сих пор желают «ни пуха, ни пера».
Этнографы начала двадцатого века фиксировали: невесту все еще «засмеивали» на брачном пиру, хотя сами гости не понимали, зачем это нужно. Сохранились даже смягченные варианты ритуального «избиения» невесты женихом в доме ее отца.
Кстати, до вступления в брачные отношения юноши и девушки у древних восточных славян вели свободную сексуальную жизнь. Наличие добрачного ребенка было плюсом, так как доказывало способность молодой женщины к деторождению.
Окровавленная рубаха молодой, которую выносили на шесте и показывали гостям, а потом носили по деревне всем на показ, в языческие времена вовсе не была свидетельством «убийства невинности». Даже в начале прошлого века в глухих деревнях на второй день брачного обряда совершалось ритуальное убийство петуха или курицы. Это - смягченный вариант… человеческого жертвоприношения. Вот только в древности убивали не животных, а стариков - родителей мужа.
Приход невестки в дом означал смерть свекрови (молодая хозяйка заменяла старую). Поэтому впоследствии у славян возникло поверье, будто сноха может «наслать болезни» и даже стать «мистической причиной» смерти свекрови. Первопричину поверья народная память стыдливо вытеснила в подсознание.
Впоследствии, в более «гуманные» христианские времена уже сама сноха стала жертвой в доме мужа: народные песни сохранили информацию о притеснениях и обидах, которые молодые женщины терпели от сестер и матери мужа. Домострой и патриархат привели также к снохачеству (глава семьи принуждал своих снох к сожительству).
Белая фата не являлась для наших языческих предков символом невинности. Это был покров - мистическая накидка, защита невесты от Потустороннего во время ее переезда из дома родителей в дом жениха. После чего фату палкой (ни в коем случае не рукой!) снимали с головы невесты и сжигали в печи.
Интересен раздел «Срамословие свадебного обряда» (пение непристойных, на нынешний взгляд, частушек). Во времена культа плодородия соитие считалось не греховным, а Сакральным.
Потрясает подробный рассказ об изготовлении и разрезании каравая (одновременно он символизировал фаллос, соитие и даже… ритуальную жертву: его разрезали на множество кусочков по числу гостей). Невольно напрашиваются аналогии с христианским причащением хлебом и вином (тело и кровь Христовы). Вспоминаются также детские игры прошлого века, где участники берутся за руки и поют: «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай».
Так что же такое смех? У животных это – проявление агрессии, оскал зубов. Наши далекие предки, совершая ритуальные убийства (жертвоприношения) тоже «скалили зубы».
«Потомки людей архаики сделали все, чтобы забыть о той кровавой смеси ярости и жестокости их предков, что некогда являлась питательной средой жадно растущего «эмбриона смеха». Лишь иногда, бросив взгляд на Человека Смеющегося, потомки удивлялись поразительному сходству его лица с «маской ярости и зла», - пишет С. Лащенко.
Свидетельство о публикации №219031201573