Детская страница

Как-то вечером, вне всякой связи с моими занятиями, в голове внезапно всплыла строчка стихотворения: «…То же выраженье милого лица». Совершенно не помня ни стиха, ни его автора, спросил у супруги, не знает ли она, откуда эта строчка. Она отрицательно покачала головой. Единственное предположение: по-видимому, это стих, который я когда-то читал своим маленьким детям или внукам. И тут совершенно волшебным образом из памяти стали возникать строчки, одна за одной и даже целыми блоками:

У сороконожки
Народились крошки,
Что за восхищенье,
Радость без конца!

Дети – это прямо
Вылитая мама:
То же выраженье
Милого лица…

Результат поразил меня самого: я восстановил по памяти почти весь стих. Остался невосстановленным только один блок из 4-5 строчек! Альцгеймер был посрамлен! Ведь читал я эти стихи ребятам не менее четверти века тому назад!

Теперь настал черед выявить автора. Ну, это уже была сущая ерунда: на поисковый запрос в Сети я тут же получил ответ: автором его является Вера Инбер, и опубликовала она его почти век тому назад, в 1924 году. Как подарок, я получил ссылку на это стихотворение с чудесными иллюстрациями Михаила Битного. Вот эта ссылка:

https://read-ka.cofe.ru/U-nas-v-gostyah-poet/Sorokonozhki

Если у вас есть дети или внуки, не сочтите за труд, найдите этот стих и прочтите его сами или дайте прочитать ребятам. А затем можно продолжить работу со стихотворением.

Предлагаю следующие упражнения.

1. Тренировка памяти.

Ответьте на вопросы:

• Сколько было деток у сороконожки?
• Как звали папу?

2. Развивающие упражнения.

Выясните, что ребята знают о том, что такое счеты, для чего они предназначены и что собой представляют. Если есть возможность и интерес ребят, можно поехать с ними в Политехнический музей и показать их «живьём» (не уверен на 100%, что они там есть, но, думаю, они там находятся, ведь этот экспонат американцы, в свое время, старались приобрести в России в качестве сувенира как Russian computer).
Второй объект для объяснения ребятам: что такое «калоши». Обратите внимание: в наше время этот вид обуви именовался «галоши». Калошами они назывались, по-видимому, во времена создания стихотворения Верой Инбер. Увы, я даже не знаю, носят сейчас галоши или они ушли в небытие, так же, как и «гамаши» и ряд других предметов одежды и обуви из нашего детства.

3. Тренировка устного счета. Это, пожалуй, наиболее интересное упражнение.

Задайте ребенку вопросы (тренировка памяти):

• Сколько ребятишек народилось у сороконожки?
• Сколько ног было у каждого ребенка?
• А сколько всего ног нужно было обуть в калоши маме?

Предложите ребенку посчитать без счетов и калькулятора количество калош, необходимых детям сороконожки для того, чтобы пойти в школу. Для этого ему понадобятся следующие знания, умения и навыки:

• Понимание сущности математической операции умножения;
• Умение складывать в уме два одинаковых числа.

Для решения задачи необходимо умножить количество ножек у одного ребенка (40) на количество детей у сороконожки (33). Как это сделать проще всего в режиме устного счета? Наверное, проще 33 умножить на 40, нежели 40 на 33. Тогда последовательность решения выглядит следующим образом:

1) Разлагаем число 40 на два сомножителя: 4 и 10.

2) Складываем число 33 само с собой и затем ту же операцию проделываем с полученной суммой: 33 +33 = 68; 68+68=136. Результат: умножение 33 на 4.

3) Полученный результат умножаем на 10. Итог: 1360 есть результат умножения 33 на 4х10.

Вообще, это упражнение есть прекрасный способ демонстрации техники умножения в уме произвольного числа на 2, 4, 8 и т.д. Когда-то, в дни моего детства существовала чудесная книга Якова Перельмана «Занимательная математика» (возможно, «Живая математика», не помню уже). По ней я учился устному счету, и это мне очень пригодилось в жизни. Я легко мог подсчитать в уме (о наличии смартфонов в то время не приходилось говорить: их попросту ещё не изобрели), сколько денег мне нужно заплатить в магазине за купленные продукты. И бывало, уличал продавцов, вооруженных счетами, в «ошибке».

На этом позвольте закончить урок. Спасибо.


Рецензии