Добро и зло
ДОБР0 И ЗЛО
Каждый новый день, подаренный нам Богом, как новая страница. Каждый человек на земле это писатель в своем роде. Все мы хотим ли этого или нет, заполняем страницы своей Книги Жизни, которую мы обязательно будем перечитывать стоя пред Белым Престолом, что бы дать отчет о прожитой жизни и что мы делали, живя в теле доброе или худое.
И мне представляется, что одним из первых вопросов, которые зададут нам Ангелы, встречая еще одну душу переселившуюся в свои вечные обители, будет: - Не как мы одевались, что мы ели, что мы пили, где мы жили,… а как мы любили!
«О человек, что стало на земле с твоим приходом? Стало там больше любви или ненависти, радости или печали, добра или зла, смог ли ты утирать слезы плачущим, – или окружающие тебя люди проливали слезы?…Твои слова лечили или ранили, созидали или разрушали?» И начнут перелистывать страницы твоей жизни…
Этот труд пусть послужит еще одним напоминанием о добре и зле, о нашем с вами призвании от Господа быть Его воинами, быть победителями в нашей практической жизни.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОБРО И ЗЛО
Открывая еще одну страницу жизни, я предлагаю вам сегодня принять участие в разговоре о добре и зле. Конечно, эту тему невозможно раскрыть полностью в такой небольшой книге. Об этом написаны сотни статей, трактатов, сказано тысячи проповедей, и т.п. И я не предлагаю вам сегодня, какое то новое учение на эту тему, не претендую на открытие чего-то абсолютного, ибо эта тема стара как этот мир.
Но хочу просто напомнить вам об этом явлении, мои дорогие читатели, еще раз обратить ваше внимание на давно известные прописные истины и может быть только попытаться посмотреть на это еще раз под несколько иным углом зрения.
Как-то я слышал забавную рассказ про одну даму, которая, зайдя в книжный магазин, обращается к продавцу: - Мне бы книжечку для больного. – Что-нибудь религиозное? – Спрашивает продавец. – Нет, ему уже лучше, - говорит дама!
Да, это пожалуй было бы смешно – если бы не было так грустно. Люди вспоминают о Боге, когда им становиться тяжело: в болезнях, в горе, в страданиях, и т.п. И недаром говориться в одной пословице: «Пока гром не загремит, – мужик не перекрестится».
И это действительно так. Люди забывают о Боге, когда кругом все хорошо. Есть вдосталь хлеба, все здоровы и на черный день что-то отложено. И пока не загремит гром над нашими головами, мало находится таких людей, которые ценят то добро, которое посылает Бог в нашу жизнь и принимают его как само собой разумеющееся.
Но если что-то случается и привычное наше благоденствие нарушается, тут виноватыми становятся все; и коммунисты, и капиталисты, и мафия, и милиция, и школа, и политика, и экономика, в общем, не виновными остаются только те, кто еще не успел родиться. Немало упреков достается и Богу.
Одни люди говорят: - Если Он есть, то куда Он смотрит, разве Он не видит, что вокруг столько много зла, что нам так плохо сегодня? И тут же следует вывод: - раз так получается, значит Бога нет вовсе.
Другие говорят: - да может Бог и есть, или еще какая-то сила, но эта сила или Бог, или не может, или не хочет вмешиваться в дела человеческие, предоставив нам самим разбираться со своими проблемами.
Третьи же во всех бедах винят Бога, и Он представляется им жестоким и злым тираном, наказывающим людей за малейшую провинность, так и следящим за нами неотступно, за каждым нашим шагом, чтобы тут же покарать нас.
И у этой теории, к сожалению, немало сторонников. Это хорошо выразила как-то одна девочка в своем разговоре с мамой. Когда они вдвоем склонились на вечернюю молитву, девочка говорит: Мама, я буду молиться не Богу, а Иисусу Христу! – Почему же? – спрашивает мама. – Потому что Бог злой, а Иисус Христос – добрый. – Отвечает девочка.
И кому-то это выгодно, кто-то заинтересован в том, чтобы подогревать у людей точку зрения, что Бог – это беспощадный тиран. Ведь вывод тогда здесь напрашивается сам собой: Раз Бог жестокий и карающий, - значит во всех наших бедах, виновен именно Он.
Это Он наслал на нас, все то многоразличное зло, в котором мы живем и мучаемся, все наши беды, в наказание за какие-то провинности. А раз это так, то именно Ему надо и посылать за это все проклятья.
И хотя это является чудовищной несправедливостью по отношению к Богу, но к сожалению, эта точка зрения не нова. Еще несколько тысячелетий назад, жена многострадального Иова, столкнувшись с серьезными переживаниями в жизни своей семьи, уже мыслила именно так. Мы прочитаем девятый стих из второй главы книги Иова:
«И сказала Иову жена его: '' ты все еще тверд в непорочности своей ? Похули Бога и умри!”»
Страшные слова, страшный совет. Когда мы читаем, эту уникальную книгу Иова, мы видим, что сатана, который был истинным виновником всего зла, которое постигло Иова наконец, как мы говорим, раскрыл здесь свои карты, и высказал словами жены Иова, свое самое сокровенное желание, которое он имеет и по отношению ко всему человечеству.
А именно. Чтобы каждый человек на земле вознес хулу на Бога. А потом? – А потом, умрите!
Некогда, в далекой древности, когда еще только начиналась история человечества в райских садах Эдема, именно сатана вверг всю землю в эту круговерть зла и греха, которые мы сейчас переживаем. Это именно он сказал голосом змия нашей прародительнице те роковые слова, которые и зародили в ее неискушенном сердце, первые зерна сомнения в том, а подлинно ли справедлив к нам Бог? Или Он нам что-то недодает, чем-то Он нас обделил?
И возникло чувство, какой то обиды на Бога; - Он нам что-то недодал специально, и сделал нас такими несовершенными, ущербными, специально, Он специально унизил нас!
А раз так, то тогда мы сами…! Мы сами будем строить свою новую жизнь, свой новый мир, воспитывать нового человека, и т.д.
И тот же голос, который слышала Ева, слышится и в словах жены Иова: - «Похули Бога и умри». И сегодня, это безумное пожелание сатана нашептывает в уши всего человечества, в различных вариациях и обстоятельствах, но суть остается прежней; - Люди, - похулите Бога и умрите!
Похулите Бога, когда у нас что-то не получается в жизни, - это Он все, наказывает и наказывает. Когда идет у нас какая-то полоса невезения, нет работы, хлеба, мало денег, нас не любят друзья, соседи, сотрудники, отвернулись близкие, мы никак не можем купить машину или получить квартиру и впереди не видно просвета. И едва мы успеваем залечить одну болячку, как цепляются две новые и все у нас кажется не как у людей. А тут еще и землетрясения, ураганы, наводнения, засухи, и пр. И пр.
И реальный «черный день» – имя, которому завтра – глядит прямо на нас своими тусклыми глазами…
И люди в таких обстоятельствах часто ломаются, кто-то озлобляется на всех и на вся. Кто-то уходит в себя как в крепость, становится безразличным ко всему и ко всем.
Кто-то ищет утешения в алкоголе, в наркотиках, в распутстве и т.д. и т.п.
Но в одном, почти все они единодушны: Ну, где же Бог ваш? Куда Он смотрит? Разве Он не видит?
И как это ни печально, многие люди следуют словам жены Иова и хулят Бога, видя именно в Нем причину своей неудовлетворенности.
На этом фоне, золотом горят бессмертные слова Иова, которые он сказал своей жене в ответ на ее предложение похулить Бога: - прочитаем десятый стих из второй главы книги Иова: «Но он сказал жене: - ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать…?
Как я уже упоминал, что книга Иова – это уникальная книга. Она считается одной из самых древних книг в Библии. Она чуть-чуть приоткрывает нам занавесь и бросает несколько лучиков в загадочную мглу той великой тайны, о которой нам простым смертным, находясь в теле, дано знать так мало. А именно, о законах «духовной войны», которая происходит в недоступных для наших человеческих глаз сферах.
Из книги Иова мы видим фрагменты этой борьбы, как она может отражаться и на нашей жизни, когда маленькое человеческое сердце становится полем сражения двух гигантских сил Вселенной.
В такой ситуации, наша жизнь не всегда течет спокойным руслом, да Господь и не обещал нам здесь спокойную жизнь. – «Гнали Меня, будут гнать и вас», - говорит Он нам со страниц Евангелия, зная наперед, в каком окружении зла, предстоит жить Его последователям, ведь диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить. Но мужайтесь, говорит Христос, - Я победил мир!
Иов хорошо понимал свою зависимость от Бога и твердо верил и знал, что Бог справедлив и правда будет восстановлена и не смотря на все страдания, позор и скорбь, которые он переживал, он остался тверд в своем отношении к Богу, веря в Его Высшее Правосудие и доверяя Ему совершенно. Он знал, что истинный виновник его страданий был некто иной.
Когда мы читаем начальные стихи книги Иова, мы видим, что у Бога и в мыслях не было причинять какое-то зло Иову. Напротив, Бог отзывается об Иове очень одобрительно, и даже с каким-то оттенком гордости за него; - «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова, ибо нет такого, как он, на земле», говорит Господь.
Апостол Иаков пишет в первой главе своего Послания: «В искушении никто не говори, – Бог меня искушает. Потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает ни кого. Но каждый сам искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью».
Из прочитанного, мы видим, что Бог, Сам никому, никогда, не посылает зло! Но человек, входя в область сознательного греха, отдаляется от Бога и его достигает диавол, от которого и происходит все зло во Вселенной.
В восьмой главе Евангелия от Иоанна, Христос дал исчерпывающее определение сущности диавола, давайте прочтем 44й стих:….он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо он лжец и отец лжи. В двенадцатой главе Книги Откровений мы читаем, что диавол, это клеветник, который день и ночь клевещет на братьев.
Мы не должны недооценивать силу диавола. Христианская молодежь, поет прекрасный гимн, он называется «Любовь Христа», там есть такие слова: «И если б Он,(т.е. Христос) отнял любовь на миг, то этот мир давнo уже погиб».
И в самом деле, если Господь отнимет от земли Свою Любовь, которая ,как мы читали в Книге Иова, сдерживает деятельность диавола в определенных границах, то никакая плоть бы не устояла, весь этот мир давно бы уже погиб. Но слава Богу, что Он хранит нас Своею силою.
Отвернувшись от Бога, оставив Его заповеди, и живя в грехе, человек сам обрекает себя на страдания, ведь в этом случае, мы становимся рабами греха и сами избираем себе нового господина, который никогда не пожалеет человека и он не скрипнет своим железным сердцем, когда кто-нибудь из нас страдает.
И более того; - он пришел убить и погубить! Это его цель! Ибо он есть человекоубийца от начала, как мы уже с вами читали. И поэтому сатана с такой готовностью сделал все, чтобы сломить Иова, причинив ему столько зла. Но этого ему мало!
Ввергнув всю землю во зло и в страдания, он всю вину за это пытается возложить на Бога. Ибо он лжец и отец лжи, и когда он говорит ложь, он говорит свое.
Будучи врагом Бога вселенского масштаба, он хорошо понимает, что наиболее сильное огорчение мы можем доставить своему Создателю это то, что являясь детьми Божьими, Его творением, мы начинаем хулить Бога, не понимая истинной причины своего страдания. И Бог ни в коем случае не виновен в том, что люди сами избрали себе свою участь, предпочитая делать зло.
И в связи с этим, мне вспоминается одна поучительная история. Однажды, один добрый человек, имеющий хороший достаток, увидел несколько молодых парней, ходящих от одного дома к другому и разыскивающих себе подходящее жилье на время учебы. Вспомнив свои студенческие годы, он умилосердился над ними, и дал им отдельный дом говоря: - Я человек ныне состоятельный и знаю, что с вашими стипендиями, вам будет трудно платить мне квартплату за этот дом, поэтому живите в нем даром, на протяжении всей вашей учебы.
Молодые люди онемели от счастья и придя в себя они дружно благодарили этого человека, который, отдав им ключи, уехал, пообещав время от времени навещать их.
Начались занятия и молодые люди погрузились в обычную студенческую жизнь. Вначале все было хорошо. Но вскоре между ними стали возникать мелкие стычки, разногласия, они приобщились к сигаретам, к вину, запустили учебу и в один печальный день, очередная вечеринка, переросла в драку, в которой один из студентов был убит.
Этим делом занялись соответствующие органы, и вскоре состоялся суд, на который был вызван и хозяин дома.
Но когда зачитали приговор, то к удивлению всех присутствующих, самый большой срок тюремного заключения получил сам хозяин дома, на том основании, что он предоставил им дом, где совершилось преступление.
Со слезами на глазах, он взывал к судьям, что он здесь совершенно невиновен. Что он дал этот дом студентам на время учебы из чувства сострадания к ним и даже не брал с них денег, сочувствуя их бедности. Что он не жил с ними в этом доме, и в своих редких разговорах с ними всегда говорил, чтобы они жили и учились прилежно…
Но, ничего не помогло! Эти странные судьи были неумолимы и несчастного хозяина, в наручниках, увезли на темно-зеленой машине без окон.
Можно себе представить, как все возмущены финалом этой фантастической истории. Таким судьям не место в нашем обществе, кричат самые нетерпеливые и горячие!
Но…минуточку, друзья мои! Эти судьи – мы с вами! Обвиняя Бога во всех своих проблемах и бедах, мы по сути дела выносим Ему такой же несправедливый приговор!
Некогда сотворив этот прекрасный мир, Бог дал его людям, поставив человека владычествовать над всеми существами населяющими землю. Всю тварь Бог покорил под руку человека и сказал: - прочитаем непосредственно слова Бога, записанные в первой книге Моисеевой. Бытие, 1 гл. 28 стих:
«И благословил их Бог и сказал им Бог, плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле…. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма!!!»
Друзья мои! Человечество имеет прекрасный дом! Нам за него не надо платить. Более того, все самое необходимое в нашей жизни, то, что мы не купим ни за какие деньги, то, что не смогут сделать все заводы мира, - Бог также дает нам это даром. Бог поровну дает нам всем и праведным и неправедным, и дождь, и солнце, и воздух, нам бесплатно поют птицы, и земля взращивает свой плод – даром! Поэтэсса Вера Кушнир выразила это такими словами:
В нашей жизни самое прекрасное
Не ценою денег покупается
Даром светит с неба солнце ясное
И луна нам даром улыбается
Даром на распаханные полосы
Льется дождь со щедростью обильною
Даром ветер гладит мои волосы
С дуба листья рвет рукою сильною
Даром птичьим пеньем наслаждаемся
Зорями, восходами, закатами
С близкими, любимыми встречаемся
И вдыхаем воздух не за плату мы
Никакой монетой не заплатишь
За ребенка ласку необычную
За супругов нежные объятия
За любовь, за дружбу закадычную
Но всего дороже, драгоценнее
Нам подарок Богом преподнесенный
В Иисусе вечное спасение
Принимай и улыбайся весело
Посмотри, как Бог к тебе склоняется
И пойми, что как свет солнца ясного
Не ценою денег покупается
В нашей жизни самое прекрасное
Как жалко, что люди сегодня, подобно тем неразумным студентам не живут мирно в своем доме, убивают друг друга, и добровольно отвергнув Божьи заповеди, губят свой дом земной и сами себе свою жизнь сделали невыносимой. А потом, не найдя ничего лучшего, обвинили в этом Бога.
Но Бог сделал все на нашей земле для того, чтобы мы жили здесь счастливо, и говорит нам через пророка Михея; - прочитаем Его слова записанные в шестой главе: «О человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь! Действовать справедливо, и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».
Через пророка Иеремию, Бог упрекает людей… «Я ввел вас в землю плодоносную, а вы осквернили ее». Бог многократно через пророков и со страниц Писаний говорит людям: «Дети Мои, любите добро, живите дружно, любите друг друга….»
Но люди более возлюбили зло. В этом лежат корни всех наших проблем и страданий. Еще около трех тысяч лет назад, пророк Михей описывает состояние общества, которое отвергло Бога. Прочитаем из седьмой главы Книги пророка Михея:
«Не стало милосердия на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь, каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них - как терн и справедливый – хуже колючей изгороди….и далее пророк советует:… Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка против свекрови своей; враги человеку – домашние его».
Но глядя и на нынешний мир надо признать, что мы сегодня не можем похвалиться перед древними каким то особенным прогрессом в этой области. Как и тогда, так и ныне, сплошь и рядом, эти же самые пороки процветают в современном обществе. И такое впечатление, что пророк Михей прочитал пару современных газет и прослушал последнюю сводку новостей, прежде чем написать эти строки.
Конечно, Бог мог бы в одно мгновение обуздать зло, но, являясь Высшей Справедливостью во Вселенной, Бог свято соблюдает принцип свободы выбора и предоставляет каждому человеку, самому сделать выбор между добром и злом, обещая нам при этом Свою помощь, зная наперед наши слабости.
В сорок пятой главе пророк Исаия, от имени Бога, пишет нам такие слова: «Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь, – говорит Бог, из уст Моих исходит Правда!»
Цель нашего разговора сегодня, помочь нашим читателям, немного яснее видеть роль добра и зла в нашей жизни, лучше представлять себе истоки, причину и следствие всего, с чем нам приходиться встречаться в нашей жизни.
А также вдохновить вас, дорогие друзья, чтобы вы во всем доверяли Богу, зная что: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» Эти слова записал для нас Апостол Павел в восьмой главе Послания к Римлянам.
Суммируя все сказанное, хочется сказать, что зло не всесильно. И пожелать всем нам, чтобы мы всегда помнили, что сила пролитой Крови, имеет достаточно авторитета, чтобы каждый человек с Её помощью мог жить победной жизнью в Боге.
«А Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому, премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки.
Часть вторая.
ПОБЕЖДАЙТЕ ЗЛО !
В предыдущей главе мы говорили о добре и зле, о его истоках, как оно зародилось на земле.
В этой главе, с помощью Вечной Библии, мы хотим поговорить о том, – как побеждать зло, которого, к сожалению, так много еще в окружающем нас мире. Как выглядит то оружие, которым можно победить зло, и можно ли победить его вообще?
Как странно человеческое сердце
Во глубине незримые растут
Мечты любви и ненависть и ревность
Добро и зло находят здесь приют…
Задумываясь над самим определением зла, мы видим, что это не физическое явление, его нельзя выделить из среды в так называемом чистом виде, его нельзя осязать как стол или стулья, но влияние на физический мир оно имеет огромное.
Люди, порабощенные злом, производят ужасные действия, среди себе подобных и таким образом зло материализуется, принося нам страдания, болезни, смерть, нарушая гармонию мира. Я думаю, что мы можем и из личной жизни и из истории, легко представить себе людей, которые воплощали в себе столько зла, что их можно было бы сравнить с демонами.
А ведь когда-то и они были невинными, чистыми младенцами, их заботливо растили матери, они ходили, взявшись за руки в Рождественских хороводах, лепеча своими пухлыми губами слова, которые может понять только мама…
Но проходит немного времени и этот невинный малыш, вырастая, становится порою живым олицетворением зла, - настолько сильно изменяет его эта страшная сила.
В жизни великого итальянского художника Леонардо да Винчи, был такой случай. Около сорока лет он писал свою знаменитую картину «Тайная вечеря», постоянно пребывая в поисках моделей для лиц Христа и Апостолов.
Он был в восторге, встретившись однажды с прекрасным юношей, по имени Пьетро Бандинелли и написал с него лик Иисуса Христа. Спустя сорок лет, картина была почти готова, недоставало только лица Иуды – предателя.
Усталый от многолетних поисков и работы, Леонардо да Винчи встретился, наконец с одним бродягой, только что выпущенным из тюрьмы. Это было то, что надо! Лицо этого бродяги полностью соответствовало замыслу художника. Оно несло на себе все следы греха, пороков, животных инстинктов и совершенных беззаконий.
Воодушевленный этой встречей, Леонардо решил без промедления продолжить свой труд и привел этого бродягу в мастерскую. Объяснив, для какой цели, он ему понадобился, Леонардо приготовился к работе.
Но… неожиданно этот бродяга горько заплакал, и немного придя в себя, сказал удивленному художнику: Маэстро, сорок лет назад вы написали с меня на этом самом месте, лицо Иисуса Христа…
Да, зло – это реальная и страшная сила, которая низводит человека с образа и подобия Божия, в подобие диавола. Даже некогда святые Ангелы, - стали демонами. И вряд ли молодой Пьетро представлял в своем юном воображении, конец своего земного пути в таком жалком виде.
Зло справедливо сравнивают с огнем и этот огонь нельзя потушить никакой физической силой. Конечно, можно угрозой меча поставить человека на колени, - это бывало под солнцем. Можно навалившись скопом, согнуть чью-то спину в бараний рог. Но и умирая, человек может злословить и проклинать своих мучителей и никакой силой нельзя поставить на колени сердце человека. И зло от этого только умножается.
Когда на Голгофском кресте умирал Иисус Христос, каждая клеточка тела, Которого дышала любовью в людям, рядом с Ним умирали два разбойника, обреченные на такие же муки, этой же толпой. И слыша, как толпа злословит Иисуса, и один из разбойников злословил Его тоже, хотя Христос не сделал ничего худого ему лично.
И хочется спросить его: - почему ты злословишь Иисуса вместе с этой толпой? Ведь вы пьете ныне из одной чаши страданий. Эта же толпа, которая распяла тебя, распяла и Его, ведь Он также как и ты и без того, тяжко страдает. Ведь вы оба, уже умираете!
И через короткое время, Он также как и ты, последний раз выдохнет воздух запекшимися губами. И все! Вас уже не будет на этой земле! Всех троих! Но почему же и ты злословишь Его, вместе со своими мучителями? Он же не виновен в твоих страданиях!
Но зло ослепляет людей. Объятые этим пламенем, люди доходят порою до безумия в своих поступках, не находя в себе силы остановиться. И нередко бывает, что люди сами, своими руками, разрушают до основания то, что строилось годами, десятилетиями. Разрушается любовь, дружба, семья, отношения с родственниками, детьми, с соседями, положение в обществе и многое, многое другое.
В шестнадцатой главе книги Откровения, описывается состояние людей ослепленных злом, когда, находясь в страданиях, в язвах, они предпочли кусать от злости свои языки и хулить Бога, чем раскаяться в своих неправедных делах и избавиться от страданий.
У Л.Н. Толстого есть небольшой поучительный рассказ под названием: «Упустишь огонь, – не потушишь». Там рассказывается о двух крепких, хозяйственных крестьянских семьях, которые вот уже долгое время жили по соседству в мире и согласии.
Но вот однажды из-за одной курицы, которая по ошибке стала класть яйца на чужом сеновале, между женщинами загорелся спор. На другой день в этот спор вмешались мужчины, дети, и вскоре эти две, недавно еще дружные семьи, из-за лукошка яиц, стали как два вражеских лагеря…
Напрасно увещевали их старики, призывая простить все и придти к миру, но этот огонь все более разгорался. Развязка этой истории очень печальна.
Доведенный до безумия собственной злобой, один из соседей, поздно ночью поджег поместье своего обидчика, в озлоблении уже не понимая, что и его собственный дом и двор находятся рядом и что при пожаре непременно сгорит и тот дом и другой.
Его сосед же, слышал ранее угрозы в свой адрес и обеспокоенный этим, караулил свое хозяйство. Но, увидев только начинающийся огонек и поджигающего соседа, он из своего укромного места, также озлобленный, бросился воздавать ему за это и пробежал мимо только начинающегося огня, имея еще несколько секунд времени, чтобы успеть потушить пламя.
Но когда через минуту он вернулся на это место, - уже было поздно! Вся соломенная стена амбара была объята пламенем. И тогда и здесь и далее, он как безумный начинает повторять одну и ту же фразу: «Ну что же это а? Братцы? Ведь мне только бы выхватить, да затоптать! Только б выхватить, да затоптать!»… Горько сожалея о том, что упустил свое время.
В этом пожаре сгорело пол деревни. Огонь огнем не потушишь, – говорит нам народная мудрость, так и зло – злом не остановишь, но от этого будет рождаться только новое зло.
И сколько есть сейчас в мире людей, в минуты ослепления злом совершившие непоправимое, упустившие время, когда еще можно было что-то исправить, готовы сегодня повторять эти же слова, вместе с тем несчастным соседом: «Эх, ведь мне б только выхватить, да затоптать!»
Но зло ослепляет людей! И только на Страшном Суде, когда Владыка всей Вселенной будет подводить итоги бытия, мы узнаем, сколько погибло душ человеческих, сгоревших в этом пламени. И сегодняшний мир, также продолжает жить по диавольской формуле: «Ты мне сделал плохо, а я тебе сделаю еще хуже». А зачем? А чтоб знал! Чтоб больше так не делал! Чтоб повадно не было!
Но Бог говорит нам сегодня, – Не обманывайтесь! Зло на зло будет рождать еще большее зло!
И мы видим, как оно множится и растет вокруг нас. Общество пытается что-то сделать, когда зло переходит все разумные границы. Его пытаются связывать, заключают в узы, наказывают смертью, и т.д.
Но наказывают по сути дела не зло, а тех и без того несчастных людей, порабощенных этим пороком, через которых оно воплотилось, а зло остается невредимым, оно подобно многоголовой гидре, у которой на месте срубленной головы вырастают две новые.
Туркменский поэт Кайсын Кулиев написал об этом такие строки:
«Зло только зло родит, и ничего другого
В ответ лишь зло обид, рождает злое слово,
Свинец в стволе не спит, он кровь и месть рождает
А камень с гор летит, он камни увлекает
Иного ничего – зло только зло рождает,
Быть может от того, оно не иссякает?!»
Да, ты прав, Кайсын, именно от того и не иссякает зло на нашей планете, что люди пытаются остановить его новым злом!
Так что же нам делать? Есть ли под нашим солнцем что-либо такое, чем можно остановить этого дракона?
Мудрая Библия говорит нам, что есть один только путь на земле, которым можно победить зло! И Бог показал нам этот путь и не только на словах. Придя на землю, став как человек, Он показал нам путь, Истину и Жизнь. Он научил нас как можно побеждать зло. Он сказал нам, что только добро имеет в себе силу действительно побеждать зло, побеждать его без остатка, уничтожать его, подобно как от лучей солнца растворяется тьма, как тает снег, превращаясь в живительную влагу.
Размышляя над его свойствами, мы увидим, что добро универсально для всех племен и народов. Чтобы делать добро, нам не надо изучать языки. Язык добра понимается всеми людьми и здесь бессилен древний Вавилон, разделивший народы.
В связи с этим вспоминается жизнь выдающегося Английского миссионера, путешественника и исследователя Африки, Давида Ливингстона.
Он всю жизнь делал добро людям, и был настоящим другом африканских народов. Когда он умер, благодарные африканцы похоронили в своей земле его сердце, а тело Ливингстона, набальзамировали и девять месяцев через всю Африку, на руках несли к порту Зинзибар, откуда его останки пароходом отправили в Англию.
В двенадцатой главе Послания к Римлянам мы читаем такие слова: «Побеждайте зло добром». Но как? На страницах Библии мы находим многочисленные иллюстрации таких побед.
Давайте для примера возьмем один эпизод из жизни пророка Елисея, он описан в шестой главе четвертой Книги Царств:
«Царь Сирийский пошел войною на Израильтян и советовался со слугами своими, говоря; в таком то и таком то месте, я расположу свой стан. И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать; берегись проходить тем местом, ибо там Сирияне залегли.
И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его, и сберег себя там не раз и не два. И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским?
И сказал один из слуг его; никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей. И сказал царь: пойдите, узнайте, где он; я пошлю и возьму его.
И донесли ему и сказали: вот он в Дофаиме. И послал туда коней, и колесницы, и много войска. И пришли ночью, и окружили город. Поутру служитель человека Божия встал и вышел и вот войско вокруг города, и кони, и колесницы. И сказал ему слуга его; Увы! Господин мой, что нам делать»?
Да, ситуация прямо скажем – незавидная. И было от чего приуныть слуге пророка. Огромное вражеское войско окружило город и следуя человеческим меркам надо признать, что шансов спастись у них было очень мало. И естественный вопрос слуги: Увы! Господин мой, что нам делать? – В этой ситуации не звучал странно.
Но мы читаем далее с шестнадцатого стиха: « И сказал Елисей: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей , и говорил: Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел. ( Вот хороший пример для христиан, как много людей окружают нас и сегодня, за которых нам следует также молиться, чтобы Господь открыл им глаза, и чтобы они увидели Славу Божию и свою греховность.)
И открыл Господь глаза слуге его, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу, и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою, по слову Елисея.
И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город; идите за мною, я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. ( Еще один хороший пример для нас. Люди, ослепленные грехом, нуждаются в таком человеке, который подобно Елисею мог бы сказать: «Это не та дорога и не тот город, куда вам следует стремиться! Идите за мною, и я провожу вас, и укажу вам путь к спасению».)
И привел их в Самарию. Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: Господи! Открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в середине Самарии».
Ситуация как мы видим в корне изменилась. Теперь уже Сирийские солдаты оказались в довольно плачевном положении.
Неожиданно без какой-либо причины, они вдруг теряют зрение, и пройдя какое то время, по какой то дороге, уже просто неорганизованной толпой, держась друг за друга, они опять неожиданно вновь обретают его, и видят, что находятся уже в самой середине города! Да и какого города! Они находятся в столице вражеского государства, один из городов которого они хотели разорить огнем и мечем. Но теперь вот они сами со всех сторон окружены бесчисленными врагами.
Понимая, что сопротивление бесполезно, видимо каждый из них мысленно уже прощался с жизнью. Это было самое естественное окончание этой ситуации, и в этом никто не сомневался, так все делали. Поэтому не удивительно, что эта же мысль пришла и в голову царя; прочитаем двадцать первый стих: «И сказал царь Израильский Елисею: не избить ли их, отец мой?»
Но Елисей делает вдруг странное для всех предложение и говорит: «Не убивай! Разве мечем твоим, и луком твоим ты пленил их? Чтобы убивать их»? И далее он побеждает зло в этих людях. Он разрушает его классически, красиво, благородно.
И говорит Елисей царю: - «Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему»…
Такого исхода конечно, никто не ожидал, ни те, ни другие. Это было слишком необычно! Упустить такой случай, такой шанс? Когда просто само небо, предает нам в руки наших врагов! Непонятно!
В двадцать четвертой главе первой Книги Царств, царь Саул, также удивленно восклицает, тронутый однажды благородным поступком Давида: «Кто, нашедши врага своего, отпустил бы его в добрый путь!»? Говорит он. Непонятно! Так никто не делает! Врагов, никто не отпускает в добрый путь!
Да, в этих фразах выражена вся философия, весь образ жизни того времени. К сожалению, он мало в чем изменился и поныне.
-«Око за око» - это мы знаем! - «Зуб за зуб» – это нам знакомо! Но врагам своим дать хлеба?… Но благотворить своему соседу или товарищу по работе, который так досаждает нам, и молиться за него?… Но прощать и благословлять своих гонителей?… Нет, это нам не подходит. Как это, нашедши врага своего, отпустить его в добрый путь?!
Но все-таки царь сделал так, как посоветовал ему Елисей. Мы читаем далее двадцать третий стих: «и приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их и пошли они к государю своему».
Здесь мы подходим к финалу этой истории, прочитаем заключительные слова двадцать третьего стиха: «И не ходили более те полчища Сирийские, в землю Израилеву»!!!
Вот такой результат! Совсем не нужно было никого убивать, не пролилось ни одной капли крови. Но разжались руки судорожно сжимавшие рукояти мечей, и уже не было здесь победителей и побежденных, не стало новых вдов и сирот… Но зло было побеждено! Его больше не было в сердцах Сирийских и Израильских солдат.
«И не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву»! Это была ПОБЕДА!
О если бы люди всей земли, могли бы вот так встречать врагов своих, гонителей, обидчиков, то злу не нашлось бы более места на нашей планете.
Мудрость мира сего говорит, что только страхом можно обуздать зло. Что без страха наказания мир распадется как бочка, с которой сняли обручи. Но Бог говорит нам, что любовь и милосердие, есть более крепкий обруч, чем страх!
В двенадцатой главе Послания к Римлянам, Апостол Павел пишет: «Любовь у вас, да будет непритворна, отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру… И будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью…. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте…. Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. И если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его,… и не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
В этих словах есть целая программа жизни и принимая их всем сердцем, достаточно, чтобы научиться жить на всю оставшуюся жизнь. Хочется пожелать всем нам, друзья мои, чтобы именно такие победы всегда украшали нашу жизнь.
Чтобы эта заповедь Господа, стала естеством нашим, чтобы мы делали добро также легко и естественно, как мы вдыхаем воздух, даже не думая об этом. Помня, что и мы не задержимся на этой земле, как и многие поколения, жившие до нас и каждому человеку, однажды придется посмотреть в глаза Отцу своему Небесному, и дать Ему отчет о прожитой жизни, что мы делали, живя в теле, доброе или худое?
Заканчивая свою жизнь, мудрый Екклесиаст советует нам: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога, и заповеди Его соблюдай; потому что в этом, все для человека».
В заключении хочется напомнить слова Иисуса Христа сказанные Им в Нагорной Проповеди: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас… Да будете сынами Отца вашего Небесного…. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Аминь.
Свидетельство о публикации №219031200216