Послушание
Послушание
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вне всякого сомнения, послушание является предметом самого пристального внимания в структуре любого человеческого общества. Поистине беда той стране, граждане которой перестают уважать и соблюдать законы. В таком обществе начинается хаос и анархия.
На послушании, подчинении, а если необходимо, на порабощении, построена вся иерархия любой организованной власти, будь то первобытное племя или современная республика, будь то немецкая танковая армия или татаро-монгольская орда. Можно без преувеличения сказать, что это – наиважнейшее качество наших характеров. Оно имеет также определенное судьбоносное значение в жизни любого человека, поскольку является непременным условием для получения благословения Господня.
На страницах Священного Писания имеется великое множество примеров, когда Господь призывает людей к послушанию, которому Он, по многим причинам, придает просто колоссальное значение. Тем не менее сплошь и рядом мы видим, как люди близоруко недооценивают важность послушания, и это зачастую приводит их к большим проблемам и даже к безвозвратным потерям.
Молодым, неопытным, неискушенным людям жизнь часто представляется как море по колено. Ошибки следуют одна за другой, и до поры до времени кажется, что нас ничего не берет… Но жизнь свое возьмет. Жизнь не прощает ошибок. Рано или поздно платить придется сполна. К сожалению, платить приходится подчас своею судьбой.
В этом смысле послушание родителям предусмотренно Богом как некая оградительная скорлупа для неопытных, неискушенных молодых людей, только начинающих свое земное поприще. Поскольку именно послушание способно уберечь их от досадных ошибок молодости, которые впоследствии бывают уже непоправимыми. Но самое главное, что в награду за послушание Бог оставил нам чудесную заповедь: «Почитай отца твоего и мать». Это первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» Ефес. 6:2-3.
Почитание мы можем охарактеризовать так: «Это – высшая степень послушания! Почитание – это сплав уважения, послушания и любви. Почитание в своей высшей стадии становится благоговением».
Исполняя эту заповедь, мы получаем от Бога привилегию иметь Его благое участие в своей жизни, потому что эта заповедь напрямую связана с твердым обещанием Господним: «…будет тебе благо, и будешь долголетен».
Нередко на склоне лет, вспоминая минувшие дни детства и юности, люди с неподдельным сожалением говорят: «О, если бы я слушался тогда своих родителей, а не тех слепых советчиков, которые увлекли меня в сторону ложных огней пустоты и бессмысленной траты времени! Все могло бы быть совсем по-другому…»
Я слышал подобные признания и от людей, большая часть жизни которых прошла за решеткой. Безвозвратно ушедшие годы, загубленная молодость, утраченные силы и здоровье, поломанная судьба и горький осадок злости в душе от пережитой несправедливости, ибо несправедливость всегда рождает новое зло в душе человеческой... Жаль, но уже ничего не поделаешь, поезд жизни, уходящий в горизонт вечности, оставил на разбитом полустанке еще одну догорающую судьбу с щемящим чувством утраты, что тебя кто-то обокрал, и украли у тебя не что-нибудь, а целую жизнь. По-видимому, так и родилась в народе эта правдивая пословица, с оттенком сожаления и грусти об ушедших годах и возможностях: «О, если б молодость знала! О, если б старость могла!»
От большинства такого рода проблем человека защищает послушание, которое по Промыслу Безначального спланировано, как безопасное судно в бурном житейском море. Горе тем, кто восстает против этого твердого правила Вселенной, установленного от начала творения.
В нескольких словах приведу краткую характеристику послушания.
Слово «послушание» – это составное слово и содержит в себе понятие «слушать не отвергая», «слушать с покорностью». Следовательно, полный смысл слова «послушание» заключается в понятии «услышать и исполнить», и составилось оно из двух слов:
«ПОкорное СЛУШАНИЕ» = ПОСЛУШАНИЕ
ПОСЛУШАНИЕ
«Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» Рим, 4:3, Быт, 15:6.
Я полагаю начать обзор этой темы от начала истории Бытия, насколько Провидение Вседержителя позволит нашему мысленному взору проникнуть в те отдаленные времена.
Согласно Священному Писанию, некогда вся вселенная была совершенно свободна от зла и греха и все ее субстанции пребывали в полной гармонии. Далее мы читаем в Библии, что некий Ангел света, занимавший в то время высочайшую позицию в Небесной Иерархии, возгордившись, решил вознести свой престол выше Престола Всевышнего. Это стало причиной его падения, и он становится дьяволом, или сатаною, что означает: «противник, или враг Бога».
Давайте немного пристальнее посмотрим на этот роковой факт в биографии всей вселенной. Ангел света, херувим осеняющий, в какой-то момент решает преступить волю Божию. Впервые дерзновенно нарушается установленный Богом порядок вселенной, который должны были свято соблюдать все небожители. Совершается первое преступление во вселенной!
Итак, мы видим, что дьявол становится первым преступником воли Божией. Под влиянием гордости в нем зародился дух противления, который и привел его к грехопадению через НЕПОСЛУШАНИЕ!
В Едемском саду эта история повторилась с Адамом и Евой. Разница была лишь в том, что грех не зародился непосредственно в их сердцах, но был совершен уже с помощью сатаны, сумевшего влить яд сомнения в сердце Евы. Это привело их к грехопадению. Каким образом? Через НЕПОСЛУШАНИЕ!
Напоминая о том печальном событии, Слово Божие говорит: «За ничто были вы проданы…» Исаия 52:3.
Вы – это все потомки Адама, земля, весь животный мир и все, что населяет нашу планету. Все принадлежало Адаму как его наследство от Бога, и сатана стал владеть этим согласно закону наследства, поскольку он купил в рабство наследника, т.е. Адама. Преступив заповедь Божию, Адам заявил этим поступком, что он предпочитает предложение змия более приемлемым для себя, нежели заповедь Господню, и утвердил этот факт своим непослушанием Богу!
Таким образом, мы видим, что непослушание является первородным грехом вселенского масштаба, из-за которого между Богом и человечеством пролегла великая пропасть, а Адам и все его потомки попали под власть другого хозяина.
Быстро пришло отрезвление к Адаму и Еве, но жизнь всей планеты уже покатилась в другом направлении... «Новая метла по новому метет», – так говорит нам народная мудрость. Вот уже первые слезы, первые раздоры и разногласия, первые похороны, первые вдовы и сироты, первые войны и грабежи… Новый хозяин наводил здесь свои порядки. Плоть вступала в свои права, и страшная машина греха быстро набирала обороты…
Дальнейший период жизни на земле освещен очень скудно. Библия ограничивается лишь перечислением родословий, выделяет имена двух праведников – Еноха и Ноя, упоминает о всеобщем тотальном разложении человечества до такого состояния, что даже Бог раскаялся и восскорбел в сердце Своем, что сотворил человека. Заканчивается этот период всемирным потопом.
Следующий ключевой момент в летописи человечества связан с появлением в ней Авраама. Этот человек стал поворотной точкой истории бытия и навсегда останется объектом благодарности и подражания для всех благочестивых жителей земли. Открывая Аврааму Свой план, Бог засвидетельствовал людям, что Он не оставляет нас на произвол судьбы, но начинает эру возрождения и спасения рода человеческого. Первым камнем в основании этого здания должен был стать Его завет с Авраамом.
Мы верим, что Господь ничего не делает просто так, но почему Богу необходимо было пойти таким путем? С какой целью Ему понадобилось заключать завет? Может быть, было более простое решение этой проблемы?
Здесь я предлагаю более пристально посмотреть на самого Авраама. Как получилось, что Сам Бог обратил на него внимание? Что это? Случайность или совпадение? Зигзаг судьбы или заранее спланированный Богом исторический шаг?
По всей видимости, Бог стал пристально наблюдать за Авраамом задолго до того, как Он призвал его идти в землю обетованную. На страницах Книги Бытия мы находим, что Авраам родился в Уре Халдейском. Имя отца его Фарра. Вместе со своим сыном Авраамом и внуком Лотом он вышел из Ура Халдейского и переселился в Харран. По прошествии некоторого времени Фарра умирает в Харране, и Авраам остается вдвоем с Лотом, поскольку все остальные его родственники так и остались жить в Уре Халдейском.
Книга Бытие открывает нам один немаловажный факт из биографии Авраама: Сарра, жена Авраама, была неплодна. Само по себе это, конечно же, весьма и весьма печальное явление, но с учетом этого факта мы можем сделать некоторые выводы, характеризующие их духовное состояние. Во-первых, это их верность друг другу!
На Востоке бездетность всегда считалась позором и унижением. (Например: Бытие 30:1; 22-23). Тем не менее, Авраам и Сарра, несмотря на такое положение, остались верными друг другу. Авраам не стал брать себе другую жену, хотя в то время это считалось вполне нормальным явлением, когда человек имел две, три жены, тем более, что у Авраама была для этого очень веская причина. Но мы видим, что Авраам, смирившись, доживал свой земной век, покорно приняв это как неизбежное от руки Бога, не ропща и не ломая ничего, но сохраняя верность своей избраннице.
Это говорит о том, что Авраам был праведным, богобоязненным и добропорядочным человеком, крепко хранящим верность своим обещаниям и живущим примерной жизнью среди языческих народов Ура Халдейского. Это говорит о том, что Авраам действительно любил свою жену, ибо без любви это сделать было бы невозможно.
На этом человеке Бог останавливает свой выбор и шаг за шагом начинает испытывать Авраама на верность и послушание уже Самому Себе. В семьдесят пять лет Бог призывает Авраама оставить свой народ и идти в далекую неизвестную землю.
Это легко читать в кратких стихах Священного Писания, сидя в мягком кресле около теплого камина, но во времена Авраама, когда завоевание и порабощение одного царя другим считалось вполне нормальным и желательным явлением, это было равносильно самоубийству! В Книге Паралипоменон есть весьма многозначительная в этом смысле фраза: «Через год, в то время, когда цари выходят на войну…» 1 Парал. 20:1.
Интересно, не правда ли? Оказывается, в то время у царей был какой-то определенный период, когда цари, закончив, по-видимому, свои сельскохозяйственные работы и другие сезонные хлопоты, связанные с подготовкой к зиме, освобождались и у них появлялось время заняться военным промыслом, т.е. цари тех времен сами искали любую возможность, чтобы завоевать и разграбить своего ближнего. И об этом все прекрасно знали.
В Книге Судей есть еще одно место, также хорошо иллюстрирующее нам состояние тех народов: «Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей! с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали крохи под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог…» Судей 1:7.
Представьте себе, какие масштабы грабительства существовали в те времена. Сколько войн должен был провести этот языческий царек Адони-Везек, прежде чем он смог заполонить семьдесят других царей!
Таким образом, Авраам для любого местного царя был неожиданным «подарком» с неба. «Ну надо же, как повезло! Все время самим приходится рыскать и сражаться с другими царями за добычу, а тут такая удача! Добыча сама идет в руки, как «на тарелочке с голубой каемочкой!» Поэтому, зная нравы и обычаи народов тех времен, можно уверенно сказать, что Аврааму решиться на такой отчаянный шаг было очень и очень непросто. Это было серьезнейшее испытание его веры и послушания.
Итак, делая свой первый шаг к Богу, Аврааму в первую очередь требовалось показать Ему свое послушание. «И пошел Авраам, как сказал ему Господь…» Бытие 12: 4.
Мы неспроста так подробно останавливаемся на некоторых деталях его биографии, потому что в лице Авраама, впервые после Едемского падения, Бог вновь стал говорить людям о благословении! Ниже мы рассмотрим, как Провидение Божие ведет человечество от Адама до Авраама, от Авраама до Иисуса Христа и от Иисуса Христа в жизнь вечную, на Лоно Авраамово Царства Небесного.
Важнейшим звеном в этом трудном пути был завет Бога с Авраамом.
В этом смысле от Авраама зависело очень и очень многое. Возвращаясь к началу истории человечества, давайте вспомним, что случилось в райском саду Едема? Как получился разрыв между Адамом и Богом? Адам согрешил непослушанием!
Таким образом, мы видим, что Бог не изменился. Все требования Божии остались прежними. То, что Бог хотел видеть в Адаме, Он хотел увидеть и в Аврааме. Адам потерял свое благословение через непослушание. Авраам должен был приобрести утерянное благословение на том же простом условии – Богу необходимо было видеть его послушание, это было принципиальным и первостепенно важным условием для Авраама.
В Книге Бытие 15:6 мы читаем: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Но только ли поверил? Нет, не только. Но вера Авраама стала причиной его послушания и побудила его встать и пойти, куда призывал его Бог. Из этого мы можем сделать заключение, что послушание – это плод веры!
Здесь следует отметить одну немаловажную деталь: Адаму было легче проявить послушание и верность Богу, нежели Аврааму. Адаму не нужна была вера!
Адам знал Бога лично и встречался с Ним лицом к лицу, часто беседовал с Ним в прохладе дня, видел Ангелов Божиих и других небожителей всех рангов, и более того, Адам принимал почетнейшее участие в завершающей стадии творения. Много исторических событий совершались у него на глазах.
В Книге Бытие 2:19-20 записан очень памятный для него эпизод, когда Адам вместе с Богом, в присутствии множества других небожителей, был главным действующим лицом самого необычайного парада на земле. Бог провел перед Адамом весь животный мир и предоставил Адаму почетнейшее право дать каждому живому существу на земле его собственное имя! Просто удивительно, как высоко Бог ценил Адама, как Он поднимал и укреплял его авторитет в глазах всех обитателей земли. Адам действительно был полноправным властелином земных владений, сочетав в себе образ и подобие Божие, и ему необходимо было только послушание.
Аврааму, конечно, было несравненно труднее. Ему прежде надо было поверить Богу и верою заставить повиноваться Божьим словам свою пораженную грехом человеческую природу.
Здесь мы подошли к тому времени, когда Бог открыто сказал Аврааму о Своем намерении заключить завет и произвести от него новый народ. Для осуществления этого плана Богу, в первую очередь, нужен был верный человек, а свою верность в «малом» Авраам, как мы уже знаем, проявил в семейной жизни, и Бог увидел в нем человека, способного исполнить Его планы. В этом смысле Бог поступает очень последовательно (вспомните: «…в малом ты был верен, над многим тебя поставлю..» Матф. 25:21-23).
Далее на протяжении 25-ти лет свою верность Авраам доказывает Богу. Медленно тянутся год за годом, в течении которых полностью омертвела плоть Авраама и Сарры, которая и в молодые годы была совершенно бесплодна.
Несомненно, это был самый трудный период жизни Авраама и Сарры. Видимо, об этом времени писал Апостол Павел, что Авраам «сверх надежды, поверил с надеждою,… и, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу!» Рим. 4:18-20.
Итак, на пороге столетнего рубежа все человеческие надежды Авраама угасли, и осталась только вера в обетование Господне. Как выясняется впоследствии, этого и ожидал Господь в Своем Провидении! Ему необходимо было дождаться, когда умрут все плотские надежды и возможности, и тогда сверхъестественная сила Божия в омертвелых телах Авраама и Сарры производит чудо! В то время этот план Божий невозможно было понять человеческим умом, это постигалось только верою, и вера Авраама сцементировала его послушание.
Наконец мы видим потрясающий финал этого ожидания. Когда умерло все, на что надеется всякая плоть, тогда сила Вседержителя воскрешает омертвелое! Именно воскрешает, поскольку мертвое нельзя восстановить, мертвое можно только воскресить.
Таким образом, от воскрешенных Авраама и Сарры на нашу землю рождается представитель совершенно нового народа на земле, и рождение его было настоящим чудом. Хотя Авраам и Сарра имели такую же Адамову природу, сам факт чудесного рождения Исаака говорит о сверхъестественном вмешательстве в этот процесс силы Божией. Произошло это благодаря завету! Поскольку завет связывал обе стороны конкретными обязательствами, то после того, как Авраам выполнил свою часть обязательства, Бог должен был исполнить Свою. Непременным условием завета было обещание Аврааму сына, родить которого должна была именно его законная жена Сарра. Эта статья завета на законном основании обязывала Бога исполнить то, что Он обещал Аврааму.
В этом усматривается высочайшая мудрость Создателя, устроившего такой чудесный план. Именно это Ему и нужно было от завета! Зная, что в этом случае Ему, связянному заветом, непременно предстоит выполнить обещание, Бог не торопится исполнять Свою часть обязательства и спокойно ждет, пока пройдет достаточно времени и полностью омертвеет плоть Авраама и Сарры для того, чтобы на законном основании Ему можно было применить сверхъестественную силу для рождения Исаака.
Это событие открывает нам несколько прямых прообразов грядущего Мессии.
Исаак является человеком, положившим начало новому обетованному народу на земле. Христос является Богочеловеком, положившим начало новому искупленному народу из всех племен, народов, колен и языков.
Исаак рождается чудесным образом после воздействия сверхъестественной силы Божией на его родителей. Христос рождается чудесным образом от сверхъестественной силы Духа Святого, сошедшего на Деву Марию.
(Очевидно, что рождение Иоанна Крестителя от неплодной старицы Елизаветы было также чудесным.)
Исаак родился после того, как умерло все плотское в его родителях, и сила Божия воскресила их плоть для обетованной жизни во плоти. Христос умирает на Голгофском кресте, пригвоздив к нему Свою плоть с нашими грехами, и воскресает Первенцем из умерших к обетованной жизни вечной в духе.
Как Авраам отдавал своего первенца в жертву ради Бога, так Бог ради нас отдал Своего Первенца Единородного в жертву …
По всей видимости, Бог планировал, что у этого нового народа, начатого таким чудесным образом, плотские Едемские корни будут в значительной мере обрубленны. Этот факт дал право народу Израильскому назваться особенным, избранным народом земли. Бог насаждал новое очищенное растение в Своем земном винограднике.
Нечто подобное Бог намеревался сделать во времена Ноя. Избрав его богобоязненное семейство, Господь намеревался оздоровить через него всю землю. Предварительно обрубив греховные корни потопом, Бог начал от праведного семейства Ноя новое поколение людей. Но увы! Грех, как многоголовая гидра, быстро вернул все на свои места, и люди гибли, не в состоянии противостоять его пагубной силе.
В плане Бога все потомки Авраама, рожденные через Исаака, должны были быть носителями особой миссии на земле. Они должны были быть народом – священником, через который Благая Весть спасения распространялась бы по всем пределам земли, во все племена, народы, колена и языки, и подготовить почву к приходу Мессии. В этом заключался главный смысл избранности народа Израильского.
Поэтому Бог уделяет народу Израильскому, который Он стал называть Своим народом, особенное внимание, сопровождая его необычайными знамениями, чудесами и покровительством. Чудесное спасение в Египте ( через верность Иосифа), еще более чудесный выход из Египта, расступившееся море, облачный и огненный столп, сопровождавший их во время хождения в пустыне, манна небесная, Закон Моисея, пророки и т.д. Это убедительно свидетельствует нам об особом предназначении народа Израильского, и давало ему бесконечные перспективы быть в центре всех мировых свершений под безопасной сенью руки Всевышнего.
Единственным условием для этого было послушание!
В 28-й главе Книги Второзакония записаны очень важные в этом смысле слова: «Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли;
…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы…
Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу…
И придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего».
К сожалению, метастазы греха быстро проросли и в среде этого избранного народа, главным образом через непослушание и неверность. Без духовного возрождения свыше плоть легко одерживала над человеком победу за победой. Поэтому Христос однажды сказал Никодиму: «Надобно тебе родиться свыше…»
Порою приходилось слышать упреки в адрес Бога, что Он, якобы, сконцентрировав Свое внимание на Израиле, совершенно игнорирует другие народы. Но это не так! Бог никогда не забывал, не забывает и не забудет ни одного человека на земле.
Цель этой главы – в общей картине благословений свыше увидеть, как Бог в Своей премудрости начал осуществлять Свой план благословения всех народов земли, положив начало ему в завете с Авраамом. В 12-й главе Книги Бытие Бог сказал об этом Аврааму еще в самом начале: «…и благословятся в тебе все племена земные» Быт. 12:3.
Далее от Авраама до Моисея и от Моисея до Иисуса Христа Бог провел титаническую работу по осуществлению этого плана. Читая историю Израильского народа, мы можем только удивляться поистине сверхтерпению и сверхверности Божией. Бог свято исполнял все, что пообещал Аврааму.
Из Книги Бытие мы видим, что сам процесс заключения завета был поэтапным. Первым шагом, как мы уже говорили, было послушание Авраама, когда он, поверив слову Господа, оставляет землю, в которой родился, и идет в землю обетованную.
В Ханаане Бог заключает с Авраамом завет и говорит ему, что земля, на которой он стоит, будет принадлежать его потомкам Быт 15 гл.
Накануне рождения Исаака Бог добавляет еще одно условие, чтобы все потомки Авраама непременно соблюдали процесс обрезания, как знамение этого завета. Обратите внимание, с какой готовностью и послушанием Авраам исполнил это слово: «…и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» Быт. 17:23.
Когда наконец родился долгожданный Исаак, то казалось, что все трудности уже миновали, но, как выяснилось, самое тяжелое испытание ожидало их еще впереди.
После недолгих лет покоя, в течении которых Исаак подрастал и набирался сил, беззаботно забавляясь в своих детских играх, безмерно радуя своих престарелых родителей, вдруг, как гром среди ясного неба, Авраам слышит слова Бога, которые в буквальном смысле слова перечеркивали все, что было достигнуто и выстраданно таким трудным путем: «…и сказал Бог: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» Быт.22:1-19.
Какими словами можно описать то, что творилось в душе Авраама, когда он услышал эти слова? Переворачивается и протестует все естество человеческое против такого поступка. Как это объяснить? Как это понять? Зачем тогда моя верность, мое послушание, мои труды, лишения, риск? А как же завет и Твои обещания, Господи?
Здесь было от чего потерпеть кораблекрушение в вере и сказать Богу: «Нет!!! Я не могу! Я не могу отдать Тебе сына!»
Это была кульминация верности и послушания Авраама! Этот факт показывает, какую глубокую веру в Бога имел Авраам. В Послании к Евреям мы читаем: «Ибо Авраам думал, что Бог силен и из мертвых воскресить…» Евр.11:19. Здесь мы видим, что Авраам готов был кровью своего единственного сына подписать этот завет, и это было весьма драгоценно в глазах Бога.
В духовном мире не проходят подделки. Если в материальном мире случается, что люди обманывают друг друга, заключая различные договора, контракты, соглашения и т.п, то в духовном мире подделок быть не может. В духовном мире невозможно скрыть свои истинные намерения и цели.
Несомненно, что силы небесные и духи преисподней пристально наблюдали за развитием этого события. Можно только представить себе, сколько раскаленных стрел пускал дьявол в сердце Авраама, искушая его на трудном трехдневном пути к горе Мория, стараясь поколебать его верность Господу. Это был самый тяжелый путь в его жизни, и за это время Авраам, наверное, не раз отворачивал лицо от Исаака, скрывая наполнявшие его глаза горькие слезы.
Спустя почти два тысячелетия кровавый путь к той же горе, к месту Своего жертвоприношения совершал еще один Человек, и любящие глаза другого Отца наблюдали за Своим Сыном, идущим этим путем. Я думаю, что сердце Отца Небесного так же, как и сердце Авраама, обливалось кровью от любви и жалости к Своему Сыну…
Вполне возможно, что последнее тяжелейшее искушение Авраама, когда на горе Мориа он должен был принести в жертву Исаака, было не без провокационного участия сатаны. Сила трагедии этого события напоминает нам еще одно событие, описанное в Книге Иова. Там именно сатана выпросил у Бога право терзать праведного и богобоязненного Иова страшными и незаслуженными страданиями с целью: склонить Иова к тому, чтобы он из-за своих мук и позора похулил Бога. Так ему и посоветовала его жена, которая выразила этими словами самое сокровенное желание сатаны, какое он имеет ко всему человечеству: «Похули Бога и умри» Иов 2:9.
Может быть, и в этом случае сатана, пытаясь любой ценой поколебать верность и послушание Авраама, искушал Бога испытать его таким тяжким испытанием. Благодарение Богу, что Авраам так же, как и Иов, сумел победить в этой борьбе.
Мы читаем в Книге Бытие, как после этого события Бог, до глубины души тронутый готовностью Авраама принести ради Него такую великую жертву, говорит ему, что за сие дело Он навсегда запечатляет этот завет с потомками Авраама.
«И сказал ему Господь: Мною клянусь, что, так как ты сделал сие дело, (Бог говорит здесь об этом как о свершившимся факте) и не пожалел сына твоего, единственного твоего.
То Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» Быт.22:16-19.
Таким образом, со стороны Авраама все было исполненно. Все Божественные стандарты послушания и верности были полностью удовлетворены, и завет условно был подписан жертвенной кровью Исаака.
Поскольку завет заключается двумя сторонами, то спустя около двух тысяч лет, Бог, со Своей стороны, подписал этот завет реальной, пролитой кровью Своего Единородного Сына, отдав Его в жертву на кресте Голгофском!
Бог не остался в долгу перед Авраамом! То, что Бог просил сделать Авраама, и что Авраам готов был сделать для Него, Бог сделал Сам! Там, на Голгофском кресте, величайшее дело истории вселенной получило свое завершение. Завет был подписан кровью Сына Божьего. Совершилось! Так засвидетельствовал об этом Иисус Христос, возвещая начало Новой Эры на земле. Долгий и трудный процесс восстановления здания благословения, разрушенного Адамом, завершился Крестом Голгофы, и через разделяющую нас от Бога пропасть был построен мост.
От Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея и от Моисея до Иисуса Христа Промысел Всевышнего направлял ход истории в новое русло, и непременным условием для всех было послушание!
Адам стал началом всех живущих людей на земле и началом всех наших проблем через непослушание! Из Книги Бытие мы видим, что послушание было одной единственной заповедью Бога для Адама и Евы. Из бесчисленных плодовых растений Едемского сада одно единственное находилось под запретом. Это была очень простая заповедь для Адама и Евы. Но увы!
Следующим значительным пунктом истории земли был праведный Ной. Когда развращение и растление жителей земли достигло своей крайней точки, Бог решает посредством потопа произвести хирургическую операцию, чтобы таким образом отсечь греховные метастазы, поразившие человечество, и от праведного семейства Ноя начать новое поколение людей.
Что в свою очередь требовалось от Ноя? Послушание!
Можно только представить себе, как непросто было Ною и его сыновьям поверить и послушаться повеления Господа, которое полностью противоречило здравому смыслу того времени, потому что допотопные люди не имели никакого представления о дождях и наводнениях, не говоря уже о потопах. Книга Бытие не дает нам никакой информации о том, что Ной жил где-то в приморской зоне. Скорее всего, нет. Таким образом, мы можем заключить, что ни Ной, ни его сыновья не были ни моряками, ни профессиональными судостроителями, знающими это дело.
Подумать только, что пришлось пережить Ною и его сыновьям за несколько десятков лет, которые понадобились им, чтобы построить огромное судно вдали от моря на сухом месте! Это было настоящим безумием в глазах любого здравомыслящего человека тех времен. Но для семьи Ноя это было спасением.
«И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал» Быт 7:22.
(Нечто подобное случается и в новозаветное время. Апостол Павел пишет об этом в Первом Послании к Коринфянам:«Ибо слово о кресте для погибающих юродство (безумие) есть, а для нас спасаемых, - сила Божия» 1Кор. 1:18.)
Следующей исторической вехой был Авраам и завет. Об этом мы уже немало рассуждали. Далее на арене бытия появляется Моисей, первый вождь Израильского народа. С именем этого человека связаны особенные действия Бога в процессе духовного становления Израильтян. Во время Моисея Бог планировал закончить исполнение большинства обетований, данных Аврааму при заключении завета. Бог продолжает Свою работу по созиданию народа Израильского и начинает полагать основание для грядущего Мессии, Спасителя всего мира.
В этом смысле появляются уже прямые прообразы Мессии в виде пасхального агнца, крови на косяках дверей, выхода из Египетского рабства, Закона Божьего, данного Моисею, который являлся детоводителем ко Христу, прихода в землю обетованную и т.д. Таким образом, мы видим, что Бог отвел для Моисея весьма и весьма важную роль в Своем плане спасения человечества.
Давайте коротко отметим для себя некоторые наиболее значительные детали из жизни Моисея. Во-первых, его послушание и верность. Те же качества, которые мы нашли и в Аврааме Числ.12-7.
Во-вторых, его кротость. Моисей был кротчайшим человеком на земле Числ. 12:3. Но когда Бог поручал ему что-либо, Моисей преображался.
С величайшим риском для своей жизни Моисей смело говорил с фараоном… Сорок лет он ходил по пустыне, будучи вождем этого необузданного и горячего народа… Сколько приходилось ему терпеть несправедливых упреков и непонимания от своих же собратьев, которых он, несмотря ни на что, любил больше своей жизни.
Хочу обратить наше внимание на один замечательный эпизод из жизни Моисея, благодаря которому мы познаем, какое великое сердце билось в груди этого человека Божия. Однажды Бог, доведенный до крайности ропотом и непослушанием Израильтян, сказал ему о Своем желании истребить этот непокоривый и буйный народ и предложил Моисею начать от него новый народ, многочисленнее и сильнее этого Числ.14:12.
Представьте себе, какое это было искушение для Моисея. Вот это да!!! От меня! От Моисея! Сам Бог предлагает начать новый народ! Как это заманчиво! Какие замечательные перспективы! Какое будущее! Подумать только, теперь во всех веках люди будут говорить: «Вот, это вы видите особенный, избранный народ, и отцом этого избранного народа является человек Божий по имени Моисей! Не Авраам, как это есть сейчас, а Моисей!»
Думаю, что враг душ наших не упустил такой шанс искусить Моисея и подтолкнуть его на этот роковой для всех Израильтян шаг. Речь шла здесь не об одном племени или колене, но о многочисленном народе.
Но Моисей сказал: «Нет!» Прочитаем его слова, записанные в Книге Исход: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» Исход 32:32. Разве могла такая любовь, жертвенность, самоотверженность остаться незамеченными в глазах Бога? Конечно, нет!
Как птица расправляет крылья, защищая птенцов от беды, так и Моисей встал впереди своего народа и готов был даже ценою жизни спасти их от гибели. Бог знал, что Моисей говорил это не ради красного словца, но действительно готов был положить душу свою за братьев своих!
Спустя тысячелетие, Иисус Христос, последний раз вкушая пасху с учениками на тайной вечере, сказал им Свою знаменитую формулу любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих!» Иоан. 15:13.
Эти слова Христа как нельзя лучше отразили состояние души Моисея в его предстоянии пред Богом за народ Израильский. Он действительно был великим вождем и настоящим пастором для своего народа, готовым положить за них душу свою.
Заключительной и кульминационной фазой Божьего Плана спасения человечества было рождение Иисуса Христа.
Жизнь, которую прожил здесь Сын Божий, отнюдь не была прогулкой под луной. Все силы ада обрушили против Него свой многовековый опыт, бесовские знания и ухищрения, всю свою злобу, досаду и ненависть за то сокрушительное поражение, которое Сын Божий нанес падшим ангелам, свергая их в бездну ада вместе с их коварным вождем дьяволом.
Давайте зададим вопрос: изменил что-либо Бог в Своих стандартах с учетом того, что на земле был Сам Сын Божий? Нет! То, что требовалось от Адама, от Ноя, от Авраама, от Моисея, требовалось также и от Иисуса Христа.
Критически важным условием для Адама было послушание! Через непослушание он теряет все.
Критически важным условием для Авраама было послушание! Через послушание он исполняет условия для заключения завета.
Именно послушание необходимо было проявить Иисусу Христу для достижения победы! Божественные стандарты остались прежними. Бог вчера, сегодня и вовеки тот же. Поэтому от Иисуса Христа, находящегося во плоти, требовалось послушание Богу так же, как от Адама и Ноя, от Авраама и Моисея…
Нам порою представляется, что поскольку Иисус Христос был совершенным Человекам с неба, то Ему как бы было полегче бороться со всеми житейскими проблемами и бедами. Но это не так. В земной юдоли Сыну Божьему не было никаких поблажек, за жизнь Свою Он сполна получил мерой «утрясенной и нагнетенной» от Своего творения, но Он знал на что Он пришел. Слово Божие говорит, что Ему, как и обычным людям, приходилось в тяжелейшем труде, в страданиях, в терпении, в унижении, в болезнях совершенствовать Свой характер для достижения послушания, несмотря на Божественное происхождение.
Пророк Исая пишет об этом в 53-й главе очень прямо: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его…» Исая 53:3.
В Послании к Евреям мы читаем: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» Евр. 5:8-9.
В Послании к Филиппийцам мы читаем: «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» Филип. 2:8-9.
Совершенно очевидно, что послушание не спустилось к Иисусу Христу с неба, как что-то магическое и свехъестественное. Послушание Он достигал Своими молитвами, смирением, терпением, страданиями, верой, любовью, точно так же, как это достигается всеми простыми смертными.
Опыт земной жизни позволяет Ему теперь до тонкостей понимать, через что приходится проходить каждому человеку, живущему на земле. Поэтому Апостол Павел пишет в Послании к Евреям об Иисусе Христе: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» Евр.4:15.
И еще одно место: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» Евр.2:18.
Во второй главе Евангелия от Луки мы находим, что от самого начала Своего земного поприща Иисус, еще будучи отроком, был в повиновении у Своих земных родителей. В Писании мы находим убедительные свидетельства послушания Иисуса Христа Отцу Своему Небесному.
Христос много раз повторяет на страницах Евангелия, что Он говорит не от Себя, но только то, что слышал от Отца, что Он творит дела, которые Бог Отец повелел Ему творить, что для Него творить волю Отца Небесного – это есть и пища и питие...
Таким образом, если Сам Господь проходил через такой труд и страдания, стремясь достигнуть послушания, то тем более нам необходимо уделять этому качеству самое пристальное внимание. Более того, Иисус Христос говорит Своим ученикам, что послушание – это единственный путь доказать свою любовь к Богу.
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим…
…кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих…» Иоан.14:21-24.
Еще одно место: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» 1Иоан.5:3.
Пророк Самуил задолго до рождения Христа говорил эту истину, обличая непослушного царя Саула: «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;
Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем.
И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа, и слово твое» 1Царств 15:22-24.
Совершенно очевидно, что наше христианство, наша вера и любовь к Богу доказываются только через послушание, которое является верным индикатором, определяющим нашу любовь к Богу!
Выше уже приводилось место Священного Писания из 28-й главы Книги Второзакония, где Господь открывает замечательную перспективу послушания и указывает на прямую взаимосвязь этих двух понятий – послушания и благословения.
«Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли;
И придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего» Втор. 28:2-13.
Приведу еще одно место Писания записанное в Книге Псалмов: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их» Пс.80:12-15. Подобных мест в Библии очень много.
То, что мы уже прочитали о послушании, было от времени сотворения человека и до Иисуса Христа. Свершившаяся победа Сына Божьего, за которую Иисусу Христу пришлось заплатить очень дорогую цену, и факт примирения с Богом всего человечества вывел историю земли на новый уровень наших отношений с Богом.
Бог завершил Свой план спасения человечества, начатый через послушание и веру Авраама и законченный Сыном Божием, где Его послушание Отцу Небесному также было наиважнейшим условием.
В Послании к Римлянам записано: «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» Римл.5:19.
Мы рассмотрели немало примеров послушания в древней истории, но вопрос послушания также важен сегодня, как и во времена патриархов. Апостолы Христовы оставили много замечательных примеров, как люди, обновленные Его благодатью и возрожденные Духом Святым, через послушание совершали великие дела на ниве Божией.
В 16-й главе Книги Деяния Апостолов записана история рождения Филиппийской церкви. Сопоставляя события этой главы и Послание к Филиппийцам, мы найдем здесь интересные и поучительные примеры, оставленные великими мужами веры Апостолом Павлом и Силой, в которых огромную роль сыграло именно послушание.
Все началось с того, что получив благословение братьев, Павел, Сила и присоединившийся к ним в Листрах молодой ученик по имени Тимофей, начали очередное миссионерское путешествие. Начало путешествия было весьма успешным и безоблачным. Проходя по городам, они проповедовали Слово Божие, наставляли верующих, церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. ( Есть о чем подумать и молиться многим нашим современным пресвитерам, у которых церкви не увеличиваются, а уменьшаются!) Пока все идет просто замечательно.
Вот они намереваются идти на проповедь в Асию, но Дух Святой не допускает их на это дело. Затем они решают идти в Вифинию, Дух Святой опять воспрепятствовал им. Несомненно, что этот факт не остался без их внимания и они ожидали, что же Господь повелит им делать. Тем временем они добрались до Троады. Здесь начинается самое интересное. Ночью Павел видит видение. Некий муж македонянин просит его прийти в Македонию и помочь им. (Может быть, Апостол Павел впоследствии узнал в этом муже начальника тюремной стражи или кого- нибудь из будущих пресвитеров Филиппийской церкви.)
Далее мы читаем в 10 стихе: «После сего видения тотчас мы положили отправиться в Македонию…»
С этого места давайте коротко оглянемся на эти события. Как строго Апостол Павел и его соработники, посвятившие себя труду на ниве Божией, держались правила послушания.
6-й стих: они послушались Духа Святого и не пошли на проповедь в Асию.
7-й стих: без ропота и сомнения они отказываются от своего намерения идти на проповедь в Вифинию.
10-й стих: увидев видение, они тотчас положили отправиться в Македонию и через несколько дней прибывают в первый Македонский город Филиппы.
Вначале все шло более – менее неплохо, хотя, может быть, не так успешно, как в других местах, где церкви увеличивались числом ежедневно. В Филиппах обращается к Господу Лидия, зажиточная женщина, имевшая свой бизнес и хороший дом, в котором было достаточно места, чтобы принять постояльцев. Таким образом, крестилась Лидия, ее домашние, и на этом пока все закончилось.
Далее потянулись долгие дни ожидания, когда не было никакого видимого духовного движения, но вдруг начинается сущий кошмар. Чуть ли не весь город восстает против них, возбужденный одной богатой и влиятельной семьей этого города. Увидев, что через исцеление их одержимой служанки прекратилась значительная часть их дохода и популярность, ( а как известно, чем богаче человек, тем более он чувствителен к разного рода убыткам…), они повлекли Павла и Силу к городским начальникам и воеводам ( Полный набор современной законодательной и исполнительной власти). Их обвиняют в нарушении порядка и в возмущении спокойствия города, что они проповедуют вредные для Римлян обычаи и т.д. Конечно, их обвинители ни слова не сказали о своих утерянных доходах.
Павлу и Силе, грубо сорвав с них одежды, дают множество ударов палками и в конце концов ввергают в городскую темницу, где начальник тюрьмы, видимо, желая подстраховаться, ко всему прочему еще добросовестно забивает ноги в колоду и запирает их в ее внутреннюю часть. Это, по-видимому, было подвальное или полуподвальное помещение, может быть, даже без окон, что обеспечивало наибольшую сохранность узников от побегов.
Так закончился этот день, о котором любой другой человек вспоминал бы не иначе, как с содроганием и ужасом. Ситуацию, конечно, хуже не придумаешь. Захлопнулись двери темницы, ноги, как у самых опасных преступников, забиты в колоду, сами они лежат раздетые, избитые, израненные на холодном каменном полу темницы. Вокруг кромешная тьма, затхлый тюремный воздух и компания отъявленных преступников и злодеев.
Кровоточат и болят свежие раны, в горле пересохло от жажды, от голода и потери крови кружится голова, поскольку в тот день им вряд ли давали пищу… Понятно, что у них было достаточно много причин для ропота и сомнения.
- А правильно ли мы сделали, что пришли в эти Филиппы?
- Павел, а может, это был только сон, когда тебе приснился тот муж Македонянин? – Мог бы спросить его, Сила.
- Да разве может Бог допустить Своих избранных до такого состояния?
- Тут, видимо, мы где-то ушли от реальности жизни…
Я думаю, что здесь было о чем сокрушаться и от чего прийти в уныние, но Павел и Сила хорошо понимают законы духовной войны, то, что наша брань не против плоти и крови, поэтому они, не теряя самообладания, мужественно продолжают начатую борьбу, зная, что в этот момент Бог через их жизнь совершает нечто по Своему изволению. Что именно? Им еще не вполне понятно, но они знают, что скоро все встанет на свои места, а пока их задача состоит в том, чтобы своим ропотом и сомнением не помешать благодати Божией совершить то, что Бог восхотел совершить.
Поэтому Павел и Сила, не теряя присутсвия духа, воспевая и молясь, терпеливо ждут и благодарят Бога, будучи вполне уверены, что скоро увидят результат.
На уставшую от дневных забот землю опустились тишина и покой теплой южной ночи. Все в городе уснуло спокойным сном, набираясь сил для хлопот грядущего дня. Спят городские начальники и воеводы, спокойным сном заснул начальник тюремной стажи, будучи вполне уверен, что в его владениях царит полный порядок. Не спят только узники, находящиеся в камере с Апостолом Павлом и Силой. Они с немалым удивлением слушают их молитвы, пение и славословие. Как можно, находясь в таком состоянии, петь, молиться и благодарить?! За что?! Непонятно.
Не спали, по-видимому, также Тимофей и Лидия со своими домашними. Бодрствуя и молясь, они взывали о помощи к Небесному Защитнику.
И вдруг среди ночи город потрясает великое землетрясение, поколебавшее даже основание темницы. (Я думаю, что эпицентр этого землетрясения был прямо под основанием тюрьмы). Это не так важно. Важно то, что отворились все темничные двери и узы у всех узников ослабели так, что они могли выйти на свободу.
( Подобно этому Господь потрясает порой сердца грешников и ослабляет их греховные узы, которыми сатана сковывает заблудших, держа их в рабстве греха. Господь в такие минуты дает им шанс выйти на свободу и стать новыми свободными людьми, пригодными для служения добру и правде, ибо кому вы отдаёте себя в послушание, тому вы и рабы. Рим.6:16-18. )
Начальник тюрьмы, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, подумал, что все узники уже убежали, извлек меч и хотел умертвить самого себя. В последний момент Павел успевает остановить эту трагедию, возгласив: «Все мы здесь, не делай себе никакого зла!» Сам по себе факт такого намерения говорит о том, что начальник тюрьмы был по крайней мере порядочный и честный человек, для которого было страшнее смерти потерять свою честь. Хотя вполне вероятно, что его никто бы не осудил за это происшествие, поскольку такая серьезная причина, как землетрясение и повреждение тюремных построек, конечно, послужила бы причиной для его безоговорочного оправдания. Но в тот момент сатана, играя на его чувствах порядочности, толкал его к краю пропасти, на самом краю которой Апостол Павел успевает его остановить.
Здесь наступает развязка всей этой удивительной истории. Прежде всего освобождение получает сам начальник тюрьмы. Какой парадокс! Еще несколько часов назад он заковывает ноги своих узников в кандалы, а теперь он сам падает к ним в ноги и называет их: «Государи мои!» Какая замечательная победа! Спасена жизнь начальника тюрьмы, его репутация, но самое главное – ослабели и спали его собственные греховные узы, и он, вместе со всем своим домом, с готовностью принимает благовестие о Господе. Все они немедленно крестятся и радуются, что уверовали в Бога. Так было положено начало Филиппийской церкви.
Читая Послание к Филиппийцам, мы видим, что все оно пропитано особым духом любви и благодарности. Мы находим, что Апостол Павел с какой-то особой откровенностью пишет о себе Филиппийцам. Подобно тому, как нежный и заботливый отец, находясь в разлуке, пишет письмо своему любимому семейству, так и Апостол Павел с необычайной сердечностью открывает Филиппийцам свое самое сокровенное и делает это просто и естественно, как своим детям. Он делится с ними своими радостями, печалями, наставлениями, рассказывает им о своих трудностях и пишет им обо всем просто и открыто, как бы зная наперед, что они обязательно поймут его так, как надо, и сделают даже больше, нежели он их просит.
В этом Послании Апостол Павел открывает им глубочайшие духовные истины, из которых мы можем сделать вывод, что Филиппийская церковь, несмотря на свою молодость, была уже на весьма высоком духовном уровне.
Особое место в этом Послании занимает послушание!
«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутсвии моем, но гораздо более ныне во время отсутсвия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
Все делайте без ропота и сомнения,
Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире…» Фил. 2:12-15.
Совершенно очевидно, что все пережитое Апостолом Павлом в Филиппах, дало ему основание впоследствии написать им такое глубокое и содержательное Послание.
Хорошо помня, с кем он был там, Павел пишет это Послание от своего имени и от имени Тимофея, желая, видимо, поднять авторитет молодого Тимофея как служителя в глазах Филиппийской церкви. Он пишет это Послание уже как к большой, хорошо организованной и здоровой церкви, с епископами и диаконами.
Он пишет, что всегда благодарит Бога при всяком воспоминании о них. ( Какое замечательное свидетельство! Какой добрый пример всем нам оставили Филиппийцы! Всегда ли окружающие нас люди, хотя бы раз в жизни встретившись с нами, благодарят Бога при всяком о нас воспоминании?)
Павел пишет это Послание, находясь в узах. Он знает, что Филиппийцам будут особенно понятны его слова, потому что и Филиппийская церковь родилась, когда Апостол Павел был в узах, и он называет это подвигом. Он пишет это, как бы напоминая им о пережитом некогда в Филиппах: «Таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне… И не страшитесь ни в чем противников».
Этими словами он убеждает их воспринимать его нынешние узы без ропота и сомнения, и более того, Апостол Павел пишет, что его узы для многих братьев послужили даже ободрением, а это привело к большему успеху благовествования.
Он напоминает им, что, как и тогда в Филиппах, его узы послужили к их благословению, так и его теперешние узы также не без воли Божией. «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него», – пишет он Филиппийцам.
Давайте зададим такие вопросы: «Пожелал бы Бог так использовать Апостола Павла и Силу, если бы Он не был вполне уверен в их полном послушании? Пожелал бы Бог производить в них «хотение и действие по Своему изволению», если бы Он не был вполне уверен, что любые обстоятельства Апостол Павел и Сила примут без ропота и сомнения?» Конечно, нет! Таким образом, мы видим, что и в новозаветном времени послушание осталось важнейшим условием для осуществления Божьих планов.
Проводя параллель со своей жизнью, мы можем с уверенностью сказать, что если кто-либо серьезно хочет посвятить свою жизнь Богу и достичь успехов в служении, то особое внимание он должен обратить именно на это замечательное качество. Когда Господь видит, что наш навык к послушанию достигает уже достаточно высокого и надежного уровня, который Он может назвать верностью, так, что мы уже даем Господу возможность исполнять через нас Свои планы, когда закалка нашего характера позволяет нам делать все без ропота и сомнения, тогда Господь начинает производить в нас хотения и действия по Своему изволению.
Видя наше послушание и верность, Господь знает, что все, что Он через нас намеревается исполнить, будет сделано в точности. Это есть высшая стадия служения Богу, когда мы позволяем Ему действовать через нас, когда мы позволяем Богу производить в нас хотение и действие, и исполняем это без ропота и сомнения.
Таких людей нельзя обидеть или оскорбить, они действительно мертвы для греха, они никогда не будут искать своего, но только воли Божией, и готовы ради дела Божьего пойти на любые лишения. Это – настоящие воины в армии Иисуса Христа.
Выше мы уже читали, через что прошел Иисус Христос, прежде чем Он был вознесен Богом на такую высоту. Поэтому Апостол Павел пишет такие слова:
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» Фил. 2:5-10.
Посмотрите, какую чудесную духовную формулу открывает нам здесь Апостол Павел – «Иисус Христос, от образа Божия уничижает Себя до образа раба и через послушание вновь достигает самого высшего имени во вселенной!»
Это трудно себе представить. Принял образ раба! Божий Сын, Творец и Повелитель Вселенной, добровольно становится самым бесправным и униженным человеком на земле, но смирив Себя, через терпение и послушание все побеждает. Какой замечательный пример для всех поколений!
Опускаясь до образа раба, Иисус Христос показал всем людям, что нынешнее положение человека в обществе ничего не значит в глазах Бога, ибо у Него нет лицеприятия. Опускаясь до образа раба, Иисус Христос показал, что для спасения души нам совсем не обязательно быть царем, вельможей, священником, сильным или богатым и знатным. Нам совсем не обязятельно уметь верой переставлять горы, покорять народы, изгонять бесов, совершать чудеса и знамения и т.п.
Но нам совершенно необходимо, пусть даже ценой страданий, унижений, потерь, научиться быть послушными Богу.
Опускаясь до образа раба, Иисус Христос показал нам, что даже если какой-то человек здесь унижен и бесправен как раб, это еще ни о чем не говорит, ибо в вечности он может быть превознесен Богом на огромную высоту и иметь одно из славнейших имен во вселенной. Опускаясь до образа раба, Иисус Христос показал нам, как можно любому человеку через послушание, даже будучи здесь в рабском положении, все победить и прославить Бога. О, бездна богатства премудрости и ведения! Как неисследимо велики пути Твои, Боже! Воистину и самый неопытный пойдет по ним и не заблудится!
Итак, из прочитанного мы можем сделать вывод, что послушание – это не прихоть Вседержителя, выдуманная специально, чтобы усложнить нашу жизнь, но это Его непреложный закон, установленный для всей вселенной, и положен он Богом задолго до нашего рождения. В этом смысле каждый человек становится кузнецом своего счастья и своим послушанием Богу заполняет свой личный оффидевит в жизнь вечную.
Апостол Павел пишет об этом Римлянам: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя…
…ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» Римл.6:16-22.
Таким образом, по окончании земной жизни ни у одного человека не будет сюрпризов, ибо Бог говорит об этом наперед, и каждый человек знает, как он живет сегодня и кто он есть на самом деле, независимо от того, что знают о нем окружающие люди. Может, с виду кто-то как ангел, но Бог взвешивает души на весах правды.
Сегодня Иисус Христос говорит всем людям такую истину: «Придите ко Мне, труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» Матфея 11:28-30.
Из слов Самого Господа мы видим, что послушание Богу не есть невыполнимое и тяжкое бремя, но это благо и великое счастье знать, что вы в мире с Творцом и Создателем всей вселенной.
Подводя итог, я хочу еще раз перечислить важнейшие места Писания, через которые Дух Святой убедительными словами свидетельствует о любви Господней и о послушании.
1) «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» Иоан.3:16.
2) Послушание – это прежде всего непременное условие для благословения: «Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,
За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». Быт.26:4-5; Быт.22:18; Втор.28:1-13.
3) Послушание ценится в глазах Бога несравненно выше, нежели жертвоприношения: «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» 1Царств 15:22.
4) Послушание, как верный индикатор, показывает наше духовное состояние: «..кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы…» Рим.6:16.
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих…» Иоан.14:21-24.
«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец… 1Иоан.2:4.
5) Послушание не приходит просто так, оно сознательно достигается через смирение и страдания… «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию…» Евр. 5:8.
«Смирил Себя, быв послушным даже до смерти…» Фил. 2:8.
6) Когда наше послушание приобретает высокий статус, то Бог начинает действовать через нас с особой благодатью: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Все делайте без ропота и сомнения…» Фил. 2:13-14.
7) Послушание несет в себе далеко идущие перспективы, и это есть непременное условие для всех живущих на земле. Нарушение этого закона привело к катастрофе, исправить которую можно было только через исполнение этого закона, т.е. через послушание: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие…» Рим.5:18-19.
8) Послушание является оружием христианина и важнейшим элементом духовной борьбы: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
И всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
И готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится…» 2Кор.10:4-6.
9) Послушание детей родителям является непременным условием заповедей с обетованием: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» Кол.3:20.
«Почитай отца твоего и мать», это – первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» Еф.6:2-3; Исход 20:12; Втор.5:16.
10) Послушание располагает и приобретает сердца человеческие: «И сердце его (Тита) весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом…» 2Кор.7:15.
11) Послушание формирует духовного человека и становится защитной зоной, предохраняющей нас от падений и духовных болезней: «…чтобы вы имели веру и упование на Бога. Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию…» 1Петр.1:21-22.
12) Послушание имеет славное будущее. Это мы видим на примере Господа Иисуса Христа: «…Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…» Фил.2:8-10.
Свидетельство о публикации №219031200263