Удивительные похождения Митяя и Егорки

Похождение Митяя
Митяй проснулся на редкость раньше обычного.
Потянулся по-кошачьи, почесал свой оголившийся от помятой детской майки животик. На цыпочках подошел к окну, отдернул занавеску и увидел деда с утра занимающимся уборкой сада. Дед Кузьмич в летней обветшавшей соломенной шляпе, деловито расхаживал с огромными, необычной формы ножницами в руках. Путь его лежал между кустарников,  яблонь и вишен.
  Из кухни струился ароматный запах вкусностей. Митяй также, по-хозяйски осмотрел свои владения.
Комната была чиста, каждая вещь находилась на своем месте. Сколько не пытался Димка не соблюдать установленных в семье правила. Сколько раз ему было лень прибираться за собой, но на все свои старания. Каждое утро он просыпался в уютной убранной комнате. Даже планшетник, который он оставлял, специально, где придется. По утрам находился посредине чисто вымытого письменного Митькиного стола.
В семье Димки не принято было наказывать детей за непослушанье. Вернее можно сказать так. Никого, никогда не наказывал за не желания выполнять обычные просьбы, но законы, которые были основой семейного уклада, должны были выполнять все. Ребятишки, порой пытались нарушить их и получали заслуженные наказания.
  Кожаных ремней в доме не было. Все старались обходиться самодельными кушаками или вязаными шерстяными поясами. Конечно, у отца были ремни, но они вместе с брюками висели в шкафу и использовались только по назначению. Он одевал их на работу и для дружеских посиделок вне дома.
Митяю до сегодняшнего дня даже в голову не приходило, что за то время, пока он нежится в постели, вокруг кипит жизнь. Происходят такие события, которые были не заметные ему. От таких мыслей Митяю стало легко, и какая-то невидимая сила наполнила все тело. Непонятно откуда возникло огромное желание помочь деду или бабушки, по хозяйству. Руки зачесались, а мышцы наполнились силы. Это было похоже на желание поиграть в футбол или поплескаться в водоеме.
Он, брезгливо посмотрел на планшетник, аккуратно лежащий на столе и без слов манящий своими играми. На мобильный телефон, напоминавший о звонке другу.
  Нет, сегодняшний день он должен провести с пользой! Попробовать войти в другую жизнь, начинать познавать мир с другой стороны. С нового, чистого листа!
Митяй, по-солдатски оделся. Как обычно, в ванной комнате, в ускоренном режиме, принял водные процедуры и стремглав понёсся помогать деду.
  Он на всякий случай остановился напротив кухни и предложил свою помощь.
- Может чем помочь? – С залихватской удалью выкрикнул малец и, не дождавшись ответа, вылетел на улицу.
Вдогонку  он только услышал:
- Смотри к трапезе не опаздывай! – Бабушкины призывы слились с шумом улицы и дуновеньем утреннего ветерка.
Дед Кузьмич продолжал внимательно рассматривать кустарники и краем глаза заметил стоящего Митьку, деловито упиравшего руки в боки.
- А ты, что такую рань проснулся? – Поинтересовался дед: - Сегодня праздник какой-то или так бессонница?
- Ни че и не бессонница! - Насупился Митяй: - Вот решил тебе помочь по хозяйству!
Кузьмич улыбнулся, лукаво прищурил глаза и переспросил:
-  Это ты сам придумал или, кто надоумил? Сознавайся! Нашкодил где? Или так.  По зову сердца?
Митяй, неуклюже переминаясь с ноги на ногу, добавил:
- Не знаю? – Мальчуган не находил правильных слов, чтобы грамотно ответить: - Просто помочь захотелось!
- Помочь, говоришь? Помочь это всегда хорошо! – Дед, от неожиданного предложения прокашлялся, обдумывая задание:  - Кто рано встает тому Бог подает!:  - Медленно продолжал он, пытаясь на ходу придумать задание по силам и не отбить порыв желания активно участвовать в жизни семи:
- Я тут давно одним делом хотел заняться. Руки все не доходили. Дело, конечно серьезное! Даже не знаю, справишься или нет? – Дед махнул в сторону хозяйственной зоны и серьезным видом добавил: - Там в сарае ножовка лежит. Тащи ее сюда, да смотри не поранься, подбери по размерам рукавицы, а то мозоли натрешь. Потом буду перед родителями и бабкой твоей отчитываться!: - Заворчал  дед себе под нос.
Задание Митяю понравилось. Они уже давно с дядькой Егоркой, который был на год младше Митяя, пару раз пытались без спросу воспользоваться этим заданием, чтобы напилить веток для подготовки костра возле речки. Только это были все шалости, и желание взять без разрешения всегда пугало мальцов.
Нет! Митяю было не страшно постоять в углу, даже на горохе.  Они были готовы  понести, любое другое наказание. Страшнее был семейный совет и душу скребущие нравоучения.
Сегодня, все было по настоящему, взаправду. Впереди Митяя ждало ответственное задание, с которым даже дед не смог справится.
Дед Кузьмич принялся внимательно наблюдать за поведением Митяя. Мальчуган, вдруг стал выше и взрослее своих лет. Его плечи распрямились, движения стали походить на походку гусака охраняющего свое стадо. Мысли деда погрузились в далекие воспоминания о своем детстве, а Митяй, это был лишь маленький привет из прошлого.
Митяй исчез в проеме сарая, откуда стали доносится непонятные звуки. Мальчуган по-стариковски ворчал. Он пытался освободить табурет от того хлама который его загораживал. Конечно хлам, этот был только для мальца, потому что он мешал достать ножовку, которая висела на гвозде, и он со своим ростом достать никак не мог. Мальчуган тогда не знал  о предназначении инвентаря, поэтому просто разносил его в стороны, чтобы потом, аккуратно вернуть на свои места. Шаг за шагом он подбирался к своей цели.
Кузьмич, тем временем погрузился в свои воспоминания…
  На память приходили картинки, как в возрасте Митяя они с пацанами, украдкой забирались в соседские огороды, чтобы полакомиться. В те времена не было великого голода и в это время уже не голодали.
В те моменты каждый из участников местной ватаги, прекрасно понимал, что если прийти к хозяевам днем и попросить угощения. То они с удовольствием бы поделились урожаем огорода.  Это обязательно были бы ведра яблок и охапки ягод. Такие варианты случались частенько, но в таких случаях вкус был  другой, более пресный чоли?  Может, по какой другой причине. Не заметно для себя, зачем-то Кузьмич вспомнил Бытие. Тот момент, за что Бог изгнал Адама и Еву из Эдема. Эта мысль была не основная, но она шла словно лейтмотив.
 Кто помнит, это произошло за непослушание, и стал первым грехом, которое совершило человечество! Запретный плод всегда сладок.  но почему-то соседская виктория была вкуснее своей, а яблоки наливистей! Редкие случаи проходили без последствий, их можно даже на пальцах пересчитать. Когда в общине узнавали о подобном происшествии, то получали вся детвора, даже та, которая не учувствовала. Получали не ремнем, но всегда находились такие слова, которые навсегда оставались на скрижалях детских сердец.
  Вкус фруктов, овощей и ягод, давно забылся, а ожоги от крапивы и солевые ванны на ягодицах вспоминается до сих пор. Детская пора и веселые воспоминания. На всю жизнь запомнил случай с соседским мальчуганом, когда  парнишка, зацепившись штанами за плетень кричал:
- Я не виноват! – Это все они! - Я, даже не успел ничего попробовать! – Истошно визжал он, смешно дрыгал ногами, пока хозяин огорода оставлял первой попавшейся веткой следы у него на ребячьей коже.
Ссадины проходили быстро, а вот азарт усиливался.
Наконец появился Митяй, отряхиваясь от накопившейся за зиму пыли. Верхонки,  которые смог найти мальчуган, явно не подходили по размерам. Эти меховые варежки, были похожи на боксёрские перчатки, и своей длинной закрывали, даже локоть.
- Дед? – Поинтересовался мальчуган. – Можно твой скафандр взять? – Они почему, то с Егоркой так называли танкистский шлемофон не каской, а именно скафандр.
Порой, уединившись, они постоянно придумывали различные истории про то, как Егоркин отец, а Димкин дед был космонавтом и спасал мир от фашистов.
Вначале Кузьмич, не мог понять о каком скафандре идет речь, но на всякий случай разрешил.
Счастливый Митяй, вновь взбодрился и торжествующе почесал нос перчаткой, исчез в проеме сарая и вновь появился в громадном шлемофоне, который, как показалось Кузьмичу, стоял прямо на плечах мальчугана. Лицо его святилось от счастья,  шлемофон наползал на глаза, детский беззубый рот, придавал минуты умиления.
Митяй был доволен собой и хотел, чтобы его непременно увидел Егорка и позавидовал тому, что как он опередил этого «соню»…
Кузьмич смотрел на это маленький чудо-колобок. Вид мальчугана был похож на описанного Власа из стихотворения Некрасова «Однажды в студеную, зимнюю пору» …
О наличии шлемофона, Кузьмич уже давно забыл. Он никогда не был танкистом, но по счастливой случайности приобрел в «Воин торге» во время строительства своего дома . Этот  шлем не однократно спасал голову Кузьмича от различных ссадин.
В армии Кузьмич служил. Его служба была ближе к небесам, к авиации, поэтому  ребятам порой казалось, что это был настоящий космический скафандр.
Митяй деловито взял в руки ножовку,  вытянул ее вперед  и зачем-то зажмурил левый глаз, которым он только недавно научился подмигивать. Было не известно. Что он там рассматривал?  Со стороны это выглядело правдоподобно и похоже на то, как идет подготовка деда к работе. Затем он щелкнул оголённым пальцем первый попавшийся зуб и побежал в сторону Кузьмича, чтобы получить задание.
Кузьмич сам, казалось, забыл. Зачем пришел в палисадник? Он смотрел на приближающего сорванца и вспомнил  ответственное задание. Подошел к росшему кустарнику вишни и попытался с серьезным видом,  за правду. Объяснить. Что необходимо делать:
- Мне от тебя требуются аккуратный подход к делу. – Принялся выдавать задание дед. – Видишь сухую ветку? – Спросил Кузьмич.
Митяй кивнул, да так резко, что головной убор чуть не слетел с головы на землю, и напрочь прикрыл его глаза.
- Постарайся сделать так, чтобы не задеть живые побеги. – Продолжал пожилой человек. – Я по старости лет уже не могу, да и зрение ослабло… - Посетовал он.
Это  вновь усилило степень ответственность мальца.
В это время на крыльце появился заспанный Егорка. То, что он увидел впоследствии, привело его в замешательство. Он реально не мог понять. Почему Отец доверить племяннику такое ответственное задание.
Племянник уже увлечённый своим заданием аккуратно делал зазубрины на сухой ветке, он искал правильный вход в ствол сухостоя.
Егорка подошел поближе и не мог понять. Что в данный момент больше раздражает. То, что Митяй первый одел скафандр или то, что его не разбудили. Он переминался с ноги на ногу, не зная с чего начать свое возмущение. Но пересиливая свои эмоции и чтобы привлечь внимание произнес:
- Доброе утро!
Митяй попытался повернуть голову, чтобы ответить взаимностью, но повисший на плечах скафандр не дал полноценно это сделать и он пробубнил прямо в динамик своего шлемофона. Что-то невнятное, но очень похожее на:
- Бр, бр, тр.
Все семейство знало, что начинать утро с негатива нельзя. Какое бы не было настроение необходимо всем домочадцам пожелать доброго утра и здоровья.
Митя продолжал свое начатое серьезное дело. Егорка крутился волчком. Он, то обходил кустарник, то пытался заглянуть, чтобы рассмотреть правильную ножовку выбрал племянник. Его руки чесались, чтобы помочь. Вдруг он не выдержал и предложил.
- Дай, я тебе помогу?
Митяй, недолго задумываясь, ответил:
- Кто рано встает тому Бог дает – И моментально нашел для Егорки задание. – Сейчас ветка падать начнет. Помоги придержать ее, да только смотри, чтобы она тебе по голове не прилетела. – Предупредил Митяй: - Я то в скафандре…
Егорка обеими руками вцепился в ствол и потянул на себя. Ветка сухостоя затрещала и легко поддалась детским усилиям.
- Что ты натворил? – Возмутился Митяй: - Дед просил аккуратно, а ты как попало.
- Кому дед, о кому- то отец. – Пытался оправдаться Егорка.
-Ага! Теперь опять получать придется мне одному, как старшему.- Возмущался Митяй и принялся, рассматривая целостность оставшихся ветвей. Он даже для удобства снял скафандр, чтобы  не упустить самую не заметную царапину.
Неизвестно откуда вдруг появился Кузьмич и громко произнёс:
- Вот молодцы! Вот помощники растут. – С не поддельным восхищением произносил он: - Ну а теперь. Инструмент на место ветку к дровам руки мыть и за стол.
Эти слова взбодрили каждого из участников. Каждый из ребятишек думал, что именно он есть главный герой. Даже первоначальная обида Егорки прошла.
Он попросил у отца померить скафандр, и детвора понеслась в дом занимать место за кухонным столом. На кухне уже было все готово к трапезе.
Митяю та понравился помощи, что он был готов заниматься этим весь день.
- Дед! А можно я после трапезы тебе еще по помогаю? – Хотел предложить Митяй, но его выпавшие зубы помещали правильно произнести последнее слово, и получился какой-то гоголь-моголь.
Тут же присоединился Егорка, прекрасно понимая, о чем идет речь.
- Вот радость, какая будет! – Поддержала разговор бабушка Митяя и соответственно мать Егорки.
- Конечно можно. – Принял предложение Кузьмич: - Только на том условии , если у вас нет других важных занятий.
Ребятишки в один голос крикнули, что они весь день свободны.
Впервые потребовалась добавка пищи. Кузьмич ловко находил задание, чтобы ребятня не подралась из-за скафандра или еще какой-нибудь мелочи. Спрос был одинаков для обоих и требования были одни для всех. 
Кузьмич всегда помнил о том, что произошло между Каином и Авелем. В  воспитание своего потомства он всегда придерживался этих заповедей.
Дело спорилось и после обеда, когда дед пошел отдыхать, у ребятни появилось свободное время, которое детвора знала, чем занять.
-Бабушка тем временем сняла мерки со шлемофона, включив свою фантазию и навыки портнихи, готовила три одинаковых скафандра.
  Время пролетело для всех не заметно.
Митяй, первый  раз в своей жизни. Вечером сделал уборку в своей комнате, и посоветовал дяде Егорке сделать то же самое.
Рано поутру три танкиста после чаепития с удовольствием ковырялись в огороде.


Рецензии