Нумизмат

      Есть ли взаимосвязь между собирательством вещей и пищевыми потребностями? Научно доказано, что с незапамятных времен люди изыскивали съедобные зерна и плоды растений, хранили их и затем использовали для пропитания, обеспечивая тем самым выживание своего рода и племени. Заготовка впрок съедобного вещества становилась все более совершенной и разнообразной, превращалась в творческое ремесло, а в некотором аспекте даже соприкасалась с искусством. Были освоены разнообразные виды консервирования, создавались запасы на все случаи жизни. Возможно, что с течением времени рефлекс создания запасов еды трансформировался, интегрировался с другими видами накоплений. В настоящее время коллекционируют все, что только возможно как по личностному побуждению, так и в государственном масштабе. Отдельные музейные фонды огромны.
Воскресный зимний день сверкал отраженными солнечными лучами. Илья катался на лыжах с друзьями на берегу озера. Каждый из детей что-то кричал, доказывал, спорил, создавая волшебное искрящееся под прозрачными небесами пространство звонких голосов, возгласов и веселья. Когда стало смеркаться, береговой склон опустел. Дома Илья забрался на печь. От лежанки струилось нежное ласковое тепло. На кирпичном выступе лежала его металлическая круглая коробка с монетами. Илья достал ее, открыл, высыпал свое богатство на одеяло и тщательно пересчитал. В его хранилище было около полусотни монет в основном советского периода. Решение пополнить медно-цинковые и медно-никелевые монетарные запасы приобрело уверенность, и юный коллекционер блаженно погрузился в сон. Учился он к тому времени в шестом классе.
На следующий день вместе с учебниками он принес в школу и свою коллекцию. В перерыве между уроками Илья демонстрировал денежное накопление друзьям и сообщил о решении собирать старинные монеты, надеясь, что сверстники помогут ему в этом деле. За содействие юный нумизмат обещал вознаграждение в виде оставшихся этикеток из пропавшей коллекции или платы из обменного денежного фонда. У Ильи имелось некоторое количество монет одного достоинства и номинала. Родители отнеслись с пониманием к его новому увлечению и разрешили сортировать мелочь после их походов в магазин или поездок в город и районный центр.
Казна начала пополняться. Друзья принесли ему несколько немецких монет и даже одну французскую. А единственная девчонка их класса подарила рубль царского времени. Потом наступило затишье. Несколько месяцев новых поступлений не было. В отдельные моменты Илья даже чувствовал разочарование. Нумизматика не приносила моему пытливому герою столько новой интересной информации, как филумения, то есть собирание этикеток от спичечных коробков. Однажды Илья навестил дедушку с бабушкой и рассказал о своем предприятии. Старики о чем-то перемолвились, а затем бабушка пошла в чулан, открыла сундук и с самого дна извлекла небольшой сверток и вручила его своему внуку. Развернув подарок, Илья обнаружил в нем почти два десятка царских монет и рулончик из денежных бумажных купюр дореволюционного периода. Его восторгу не было предела. В течение следующего года в его копилку попадали только советские монеты в дублирующем варианте.
Когда Илья заканчивал седьмой класс, в школу прибыл новый директор. Он преподавал историю, а также экономическую географию. По его распоряжению в учебном заведении начали создавать музей. Один из стеллажей был отведен для нумизматического собрания. Как оказалось, директор был страстным собирателем антиквара. Илья в беседе с новым руководителем сообщил, что увлекается нумизматикой. Директор ответил, что также интересуется этой темой и у него есть коллекция денежных знаков. Было решено посмотреть на собрания друг друга. В один из дней после занятий Илья постучал в дверь комнаты на территории школы, где временно проживал директор со своей женой, также педагогом. Вместе со скрипом дверной петли в полумраке комнаты показался директор. Его жена сидела за столом и читала книгу.
— Здравствуйте! — неуверенно произнес визитер.
— Проходи, Илья.
Гость осторожно зашел в комнату и начал расшнуровывать ботинки.
— У тебя же обувь чистая, не нужно разуваться, — послышался голос жены директора.
Илье пододвинули стул и усадили. Юный коллекционер развернул принесенный сверток и начал аккуратно раскладывать свои экспонаты. Гладко выбритое лицо директора до того слегка бледноватое начало покрываться румянцем, а потом появилась возбужденная проснувшимся интересом розоватая пятнистость, захватившая даже шею, на лбу выступила испарина. Когда же было вынуто несколько монет серебристого цвета, Илье стало неловко от того, что в глазах руководителя школы появился пугающий металлический отблеск. Но Петр Яковлевич, так звали директора, быстро овладел собой и начал детально изучать коллекцию.
— Так, вот это бронза, — говорил он, переворачивая монеты и уточняя дату выпуска их в обращение. — А это из латуни, эти из мельхиора. Эти, похоже, из серебра. Где ты их достал?
— Бабушка подарила, — сообщил Илья.
— Бумажные деньги тоже?
— Да. А вы покажете свою коллекцию?
Директор выложил свое достояние, которое было размещено в специальном альбоме с разделителями по годам. Осмотрев содержимое, Илья был разочарован. Обмениваться было не на что.
— Я комплектую школьный музей, если у тебя будет что-то лишнее, с удовольствием возьму, — подытожил Петр Яковлевич их встречу.
Для учебы в восьмом классе Илью решили направить к родственникам. Что делать со своей коллекцией, он не знал. К тому же интерес к этому мероприятию у него угасал. И вот в мае на одно из последних занятий по истории он прихватил свою казну и, когда вошел директор и начал развешивать наглядные пособия, вручил ему сверток со своим собранием и сказал:
— Петр Яковлевич, это вам для школьного музея. Здесь все, что я вам показывал.
У директора на мгновение наступило оцепенение. Такого щедрого подарка он не ожидал. Молча взяв сверток, он положил его на стол, затем дрогнувшим голосом сказал:
— Спасибо. В музее будет надпись, что это подарено тобой.
— Петр Яковлевич, мне помогали мои друзья. Напишите, что от нашего класса.
Директор с нескрываемым интересом внимательно посмотрел на Илью, затем на молчаливые сосредоточенные лица других учеников и после небольшой паузы твердо произнес: — Хорошо! А теперь давайте приступим к занятию.

https://ridero.ru/books/ulica_v_beskonechnost/


Рецензии