Правильное дело писателя
Зощенко удручало, что люди смеялись над его рассказами. По его мнению, над ними надо было плакать. Зощенко был последователем гоголевского направления в литературе. Если внимательно вслушаться в его смех, можно заметить, что шутки являются лишь фоном для боли и горечи.
Кто такой обыватель? Зощенко считал, что такого понятия в чистом виде не существует. Есть люди - носители обывательских черт. Эти черты есть в каждом человеке, только у одного их меньше, у другого - больше.
"Я соединяю эти характерные черты в одном герое, и тогда герой становится нам знакомым и где-то виденным".
Зощенко высмеивал обывательские черты в человеке, а не самого человека. В своих рассказах он призывал не бороться с людьми, носителями обывательских черт, а помогать им от этих обыватеьских черт избавляться.
Необыкновенным считали уровень мышления писателя. Один человек одинаково владел двумя культурно-речевыми системами. Такое не каждый день встретишь. И повести и мелкие рассказы он писал одной и той же рукой.
Герои "Сентименальных повестей" были, на первый взгляд, вполне интеллигентными людьми. Зощенсковский интеллигентный человек - это человек, отличающийся от малограммотной массы лишь некой сравнительной культурой: чиновник низко оплачиваемой категории, тапёр, бывший помещик, бездельник из захудалых дворян, сочиняющий дрянные стишки. Какие же это интеллигенты?
Зощенко назвал подобных людей - средние люди... Зощенко хорошо знал среду, из которой вышли эти люди. Разные по своему социально-культурному уровню, прототипы этих героев были схожи в одном - все они ПРОСПАЛИ ПРОШУМЕВШИЙ ПОД ОКНАМИ ХОД ИСТОРИИ...
Зощенко в целом грустно сочувствует им, потому что это и правда несчастье - оказаться в положении лишних, выброшенных на задворки жизни.
Средние люди пробуют покинуть задворки, обмануть судьбу, они начинают ловчить и приспосабливаться, пускаются во все тяжкие, рассчитывая, что повезёт, подвернётся случай, благодяря которому удастся не только удержаться на поверхности, но, может быть, и испытать счастье.
Зощенко предлагает каждому из них воспользоваться таким случаем, но...ничего не выходит. Всякий раз из-за какого-нибудь нелепого пустяка, глупой мелочи рушатся все надежды и планы очередного соискателя счастья.
Какое счастье ищут герои сентиментальных повестей?
- О чём поёт соловей?
-Жрать хочется - оттого и поёт.
Оказавшись в лапах жизни, эти люди теряют и до того не ахти какой симпатичный человеческий облик. На пороге утраты героев всего человеческого, Зощенко не отказывает им в праве на последнее слово. И они, как за соломинку, хватаются за это предоставленное им право.
Как бы не иронизировал над ними автор, как бы не сводил их существование до "червякового", они по собственной вине пришли к той жизненной формуле, которую высказал за них за всех Вася Былинкин. Они настаивают, что виновник всех бед, приведших их к катастрофе, - революция. Но дело не только в революции.
Мысль о том, что не революция погубила ничтожных героев с их мелкими страстями и переживаниями, а ВЪЕВШАЯСЯ В ИХ СОЗНАНИЕ, ПСИХИКУ, КОСНОСТЬ ПРОШЛОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, явилась к Зощенко и была им выношена ещё в дописательские годы хождения по людям.
Не городская жизнь формирует человека и делает его культурным. Существует провинциальное качество сознания, непонимание определёнными категориями людей своих отношений с меняющимся на глазах миром.
Эти люди могут жить и в столице, крутиться в столичных толпах, всё видеть, всё слышать, но им не дано почувствовать, осознать перемену общественного бытия, будь то даже революция.
С помощью литературы переделать реального человека, заставить его отказаться от тех пошлых навыков и инстинктов, что накапливались и укоренялись в условиях дореволюционной России столетиями, очень сложно. Зощенко хотел верить, что это возможно. Он считал, что помогать людям в их перестройке - правильное дело писателя.
Свидетельство о публикации №219031301097