Неудавшаяся встреча, 50 лет сао оргрэс

Воспоминания о моём первом предприятии - САО ОРГРЭС, Ташкент

Подготовка к юбилейной встрече: "САО ОРГРЭС - 50 лет со дня образования предприятия!" (Написано в 2011 году...)

           *****

    Привет ОРГРЭС-овцам!

А вот уже и родилась первая песня 5-минутка.

САО ОРГРЭС 50!!!
Тёмная ночь... на подстанции

ОРГРЭС - ты любовь, ты любовь моя первая...
ОРГРЭС - мне тебя никогда, никогда не забыть...
ОРГРЭС - жизнь была, жизнь была на пределе и нервная...
ОРГРЭС - разреши мне бокал за тебя..., за тебя в 50 пригубить...

Вспомним друзья, как закончили с вами ТашПИ
И, диплом защитив, навсегда с институтом расстались...
Жизнь нас ждала и работа ждала впереди
Вот поэтому все, те кто мог, все в ОРГРЭС прорывались...

Знали всегда, этой фирме нет равных в стране.
Нет, не в проект, а в наладку - туда, где тру-дно.
Нет, не жалел - на подстанции, как на войне...
Жизнь отдать для страны хорошо, пусть питались мы скудно.

Тёмная ночь, лишь подстанция светит в степи,
Только ветер гудит в проводах и корона мерцает...
В тёмную ночь ты, наладчик, я знаю, не спишь,
И у "Цешки" склонившись, тайком, ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину той развёртки друзья!
Как я хочу к ней прижаться каран-да-ша-ми!
В тёмную ночь разделить нас с тобою нельзя
И тревожно-контактная цепь пролегла между нами.

Верю в тебя, в дорогую подругу мою.
Эта вера от "пульки" меня тёмной ночью хранила...
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою:
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.

Пуск не беда, с ним встречались не раз мы в степи...
Вот и сейчас над объектом приём кру-жи-тся.
Ты меня ждёшь, у релейного шкафа, не спишь
И поэтому знаю, со мной ничего не случится!

ОРГРЭС - ты любовь, ты любовь моя первая...
ОРГРЭС - мне тебя никогда, никогда не забыть...
ОРГРЭС - жизнь была, жизнь была на пределе и нервная...
ОРГРЭС - разреши мне бокал за тебя..., за тебя в 50 пригубить...

Средняя часть этой песни поётся на мелодию известной песни "Тёмная ночь...", слова которой я немного изменил. Преимущество - легко поётся с первого раза. Ведь у нас не будет времени репетировать.

Можно создать серию песен по этой конструкции, для любого цеха, группы, даю структуру:

САО ОРГРЭС 50!!!
(Тёмная ночь... на подстанции или электростанции) тема песни-меняется 

ОРГРЭС - ты любовь, ты любовь моя первая...
ОРГРЭС - мне тебя никогда, никогда не забыть...
ОРГРЭС - жизнь была, жизнь была на пределе и нервная...
ОРГРЭС - разреши мне бокал за тебя..., за тебя в 50 пригубить...
:
Здесь идёт сама песня по теме
:
ОРГРЭС - ты любовь, ты любовь моя первая...
ОРГРЭС - мне тебя никогда, никогда не забыть...
ОРГРЭС - жизнь была, жизнь была на пределе и нервная...
ОРГРЭС - разреши мне бокал за тебя..., за тебя в 50 пригубить...

Всем бывшим, настоящим и будущим работникам фирмы САО ОРГРЭС большой привет из Берлина от бывшего САО ОРГРЭС-овца!

Как известно, в этом году (напоминаю, было написано в 2011 году) САО ОРГРЭС празднует юбилей: 50 лет со дня образования предприятия.

Поздравляю всех нас с юбилеем!

Хорошо было бы встретиться нам всем в этом году в Ташкенте, крепко отпраздновать, вспомнить былое, познакомиться с настоящим и узнать планы на будущее нашей любимой фирмы. По крайней мере у меня есть такое желание.

Меня попросил Альберт Константинович Семёнов, чтобы я вспомнил былое, т.к. собирают воспоминания к юбилею. Собственно в "Одноклассниках (ОК)" в моей группе "Вечные Одноклассники" в темах:

- "ОРГРЭС"
- "В феврале 2011 САО ОРГРЭС будет 50 лет!!! Юбилейная встреча! Соберёмся друзья-коллеги со всего света в Ташкенте после этого срока, в тёплое время, и вспомним былое!"
- и некоторых других темах ("ТашПИ", "ТашПНУ Средазэнергоцветмет", "Красногорск" и т.д.)
и в альбоме:
- "ОРГРЭС"

уже есть мои воспоминания и старые фото.

Приходите в гости, друзья-коллеги. Здесь же я попытаюсь коротко обобщить то, что осталось в памяти. В хронологическом порядке. Но не думаю, что это заменит мои воспоминания в "Одноклассниках", где много смешного и печального.

Работал я в САО ОРГРЭС с 20 сентября 1973 по май 1980 года, куда попал по распределению, после окончания ТашПИ по специальности "Центральные электрические станции", с тремя другими однокурсниками.

Я был одним из лучших студентов курса и у меня было право выбора. Человек я непрактичный и нехитрый. Просто слышал о фирме ОРГРЭС много хорошего. К тому же моим любимым доцентом в ТашПИ был Юлий Лазоревич Крупенье, который нам преподавал РЗА.

Поэтому выбор мой пал не на "первичку" (высоковольтную часть), а на "вторичку" - наладку релейной защиты, автоматики, управления, измерения. Т.е. я выбрал из многих фирм, которые нас хотели, ОРГРЭС, электроцех, группу РЗА.

Первым, кого я встретил в ОРГРЭС был Альберт Константинович Семёнов, начальник электроцеха. Кабинет А.К. Семёнова был на 3-м этаже, прямо, как поднимешься по лестнице.

Семёнов попытался, как мог, уговорить меня устроиться по другому профилю. Т.к. работа в группе РЗА была связана со сплошными командировками, а я пришёл с палочкой, т.к. умудрился свалиться с 5-го этажа общежития ТашПИ во время дипломной работы и поломал себе ноги. Но я настоял на своём, у меня было право выбора, т.к. хорошо учился.

Руководителем группы РЗА был Валерий Курилов, которого вскоре сменил Владлен Алимов. Нас было в группе человек 15-20:

- Валерия Курилова сменил Владлен Атакулович Алимов (умер)
- Юсуф Саитгалиевич Гайнулин
- Абрамович (умер)
- Анфиса Семёнова
- Галина Ивановна Синченкина
- Юра Скворцов (умер)
- Лёва Зельцер (умер)
- Таня и Коля Прилевские (Коля умер)
- Яннис Фотиадис
- Женя, вскоре уволился
- нас трое однокурсников: Толик Адаменко, Валера Кузнецов (умер) и я - Володя Пеннер
- Фима Серебряник
- Эльдар (Илья) Валиулин
- Толик Неутолимов
- Серёжа Баженова (умер)
- Наташа Баженова (Яицкая )
- Слава Булько
- Юсуп Атажанов
- Серёжа Потапов (умер)
- Паша Корчагин (умер)
- Стас
- Юра и Толик

Кого-то наверняка забыл. Кто-то приходил, кто-то уходил. Кто-то работал в лаборатории электроцеха, где мы обучали новичков и проводили практические испытания, связанные с изобретениями, патентами и рацпредложениями:

- Алексей Степанович Кузнецов (умер)
- Лёня Чернов
- Миша Куликов

Мы тесно работали и с группой "Энергосистемы", руководитель Эдиард Ильич Мерпорт. Так я был как-то в командировке вместе с Лёвой Осика на разборе аварийных ситуаций на одной электростанции. Справились, нашли ошибку, было по моему профилю... Нашу фирму, ОРГРЭС, часто приглашали на разбор аварий, если сами не справлялись. Нас ценили...

Незадолго до моей первой командировки сочинил я песню "Командировка". Такая чушь получилась! Здесь не поставлю. Но пользовалась успехом и в ОРГРЭС и в командировках, т.к. с душой пел и был романтиком.

Хорошо запомнился первый объект: наладка и передaча в эксплуатацию новой подстанции 220 кВ в Туркмении, г. Теджен. Молодых специалистов посылали в трудные места. Там "зэкам" (заключённым) год шёл за два.

Туда мы и отправились: 3 однокурсника и Женя, как руководитель. Женю сменила Г.И. Синченкина. Со мной всегда была гитара. Это было интересное, насыщенное время. Были ещё трое молодых специалистов из другого отделения ОРГРЭС, из Владивостока. Мы были вторичниками, а они первичниками, т.е. они производили работы с оборудованием высокого напряжения.

В Теджене мы познакомились впервые с практическими работами:

- научились читать принципиальные, монтажные схемы, схемы кабельных повязок
- грубо перепроверять уставки РЗА, рассчитанные проектировщиками
- составлять кабельные журналы
- чертить развёртки, т.е. из всех ранее описанных схем составлять одну правильную схему, где есть все данные. Когда развёртки были готовы, то были автоматически проверены и откорректированы все схемы. Я так и не видел ни одного проекта без ошибок. После нас же ошибок быть не могло, мы были последними
- проверять механику реле
- работать с УПЗ-1, УПЗ-2, комплектное переносное устройство для регулирования и измерения величин переменного и постоянного тока и напряжения, для измерения времени срабатывания реле или защиты в целом и т.д.
- работать с ВАФ-85 (Вольтамперфазоиндикатор)
- работать с мегомметром
- работать с осциллографом
- прозванивать провода, шкафы
- протягивать винты и гайки клемм, реле и т.д.
- "охлопывать" результат проделанных работ
- сдавать в эксплуатацию объект

В Теджене мы научились помимо работы и поварскому искусству, т.к. столовая была на удивление плохая. И мы по очереди готовили себе обед.

Мы хорошо, дружно работали, крепко отдыхали, пели под гитару. И часто играли в преферанс, на интерес. Для наладки сложных защит приезжал Владлен Алимов. Такого вкусного чая, который он заваривал (в 3-литровой стеклянной банке), никто из нас не мог приготовить. До сих пор помню его вкус. 

Пришло время пуска подстанции. Не всё мы сделали правильно, всё же первый объект. Возились с исправлениями до поздней ночи. И вот наступило время: диспетчер дрожащей рукой включил выключатель и... тёмный, грешный городок Теджен засиял от света. Пришло довольно приятное чувство... усталости и удовлетворённости.

Мой следующий командировочный объект был Байрамали, подстанция 220 кВ. Подстанция была не новая - расширялась.

Там был прекрасный климатический курорт по лечению хронических заболеваний почек. Вблизи Байрамали расположены руины древнего Мерва, который мы посетили. Подстанция была тогда за городом.

Жили мы в одной половине двухсемейного дома, других домов там и не было. На этом объекте я был типа руководителя. Через год мы могли уже самостоятельно работать и не делали ошибок. Я был там с одним коллегой из моей прошлой командировки, Валерой.

К нам прибыли двa совсем молодых инженерa: один из Сибири, Иркутска, другой из ТашПИ, узбек: Серёжа и Юсуп.  Хорошие были ребята. Для некоторых работ приезжали и опытные специалисты: грек Яннис и татарин Юсуф Гайнулин. Многонациональная группа была у нас. Сам я немец.

Хлопот со сдачей этого объекта не было. Мне нравилось "охлопывание", опробование результатов своего труда, особенно воздушных выключателей. Взрывы, схожие с гаубицей образца 38 года. Мы были в ТашПИ артиллеристами на военке.

Как-то к нам в группу РЗА пришла работа, не связанная с техникой - просьба из нашего центра в Москве. Собрать и обработать для статистики все случаи аварий со смертельным исходом, произошедшие в электрических сетях Средней Азии за последние столько-то лет.

Так я объездил все среднеазиатские столицы, побывал в соответствующих местах, покопался в соответствующих журналах, собрал и обработал информацию. Ну и случаи были, нарочно не придумаешь. Можно было бы интересную книгу написать об этом.

Был я раз и на конференции молодых специалистов всех отделений фирмы ОРГРЭС в Свердловске. Помню был от нас ещё Боря Бешер-Белинский, других не помню. Интересно провели время:

- обменялись опытом как специалисты
- посостязались в спорте
- выпустили стенгазету

Очень запомнились уральские пельмени, сделанные вручную, на прощанье. И подаренные уральские самоцветы.

Ну а я успел к тому же посетить мою одноклассницу, Ольгу Дубограй, которая выучилась и жила в Свердловске.

Были у нас работы и на Волге, в г. Горький, на знаменитом ГАЗ. Здесь выпускали автомобили Волга и Чайка. Какие только уровни напряжения здесь я увидел впервые! Например: 1кВ.

Одной из работ была наладка и пуск генератора 60 мВт. Срок сдачи - ночь под Hовый год. Чтобы справиться с работами прилетела почти вся группа РЗА во главе с А.К. Семёновым. Работали без выходных. А на открытом распредустройстве и при -30°С. Все были в изнеможении, но А.К. Семёнов был непоколебим, работали допоздна.

Я говорил ребятам: "Вперёд, Семёновцы!" Руководил проектом Ю.С. Гайнулин. Он уже раньше был в Алжире на наладке электрической станции. На мне были 2-3 шкафа сигнализации.

Пуск и проверка вторичных цепей заняли 24, если не 36 часов. После этого я и ещё пара коллег пошли праздновать Новый год. А ночью побродили по городу. Запомнилось много снега, высокие ёлки на площадях и необычные для нас, Ташкентцев, крепости, звери и другие большие изделия из снега.

Отправили меня однажды в Уфу, быть председателем комиссии по приёму нового сигнального реле. На одном Ташкентском предприятии, по совету Владлена Алимова, мне удалось посмотреть, пощупать прототип этого реле. Реле мне понравилось. Старое реле, по сравнению с новым, действительно никуда не годилось.

Самолёты в день моего отлёта не справлялись с расписанием и мне пришлось провести ночь на полу здания аэродрома, т.к. людей было значительно больше, чем мест. Добравшись до Уфы, устроился в гостинице в двухместном номере.

Одно место было уже занято и я улегся в свободную кровать. У меня была ещё возможность поспать часа два до первого совещания и я решил этим воспользоваться.

Только уснул, будит меня кто-то из глубокого сна. Молодая женщина... Сообразив, что это не сон и не аэропорт я спросил - что ей от меня надо? На что она встала на дыбы с призывом, чтобы я убрался из её комнаты...

Объяснив ей сквозь сон, что я всю ночь не спал и у меня скоро совещание и что вечером разберёмся, я повернулся к стенке и заснул...

Дальше ждал меня новый сюрприз. Оказалось, что Уфимское предприятие не справилось с переходом технологии на выпуск нового реле и желало и дальше выпускать старое.

Ответственное лицо предприятия, молодой мужчина, стал нас мастерски обрабатывать. Показал предприятие с техникой и вонью ещё военных времён. Показал людей, которые, как автоматы, полностью вручную собирали старое реле.

Вызвал у нас жалость тем, что если им запретят и дальше этим заниматься, то людей уволят и семьям будет нечего есть, т.к. работы в городе нет. На перестройку же оборудования у предприятия нет денег.

Совещались мы два дня. По вечерам  молодой человек возил меня, как председателя комиссии, по городу, знакомя с его достопримечательностями. И кормил меня хорошо...

Пришла пора принимать решение. Что делать с этим предприятием? В комиссии нас было человек 5. Я принял решение - спасти людей и мучиться со старым реле. Другие мужики также подписали протокол. И лишь одна женщина его не подписала, она была представителем ГОСТ.

Я летел домой и думал: стоило ли мне из-за этого дела проводить ночь на полу аэропорта, ругаться с молодой женщиной в гостинице, знакомиться с новым реле, чтобы выпускать и дальше старое?

Наверное стоило: посмотрел новый город, узнал как тяжело живётся, работается другим людям. И быть может своим неправильным поступком, подписав как председатель комиссии протокол, позволяющий другим людям дальше жить, сделал то, что другой на моём месте не стал бы делать.

Был у нас объект и на Кавказе, в Северной Осетии, в г. Орджоникидзе: новая подстанция 330 кВ. Там было очень много работы, но я там был с перерывами.

Была и одна небольшая работа на другой подстанции в г. Орджоникидзе. Был там с Ниной. Дело было зимой. Ох и продувало там и было холодно! Так что мы оба сильно простыли. А жили мы в интуристе, в шикарной по тем временам гостинице Владикавказ.

Нам было так плохо, что я заказал завтрак по телефону. Пришёл молодой человек с завтраком, а мы с Ниной в постели. Только 2 головы торчат из под одеяла. Он смутился, не знает, что ему делать: в постель подать? Или как? Я ему сказал: "Ставь на стол, спасибо…"

Опишу немного проект: "Внедрение программы по расчёту уставок и расчёт уставок сложных релейных защит в РЭУ СЕВКАВКАЗЭНЕРГО на большой ЭВМ".

Эту программу написал Красноярский институт. Семья Прилевских, Таня и Коля, коллеги из нашей группы РЗА, решили создать новое направлениe на базе этой программы.

Дружно взялись за дело. Заключили договор с РЭУ СЕВКАВКАЗЭНЕРГО. Работы было много, всё было новым для нашей группы РЗА, которая занималась в основном наладкой. Правда, нас этому учили в ТашПИ...

И тут серьёзно заболел Коля (слышал, что его уже нет среди нас). Меня подключили к этой работе. Мне это было на руку, я к тому времени женился, а здесь ожидались короткие командировки. Коля после болезни сменил место работы и Таня тоже покинула ОРГРЭС.

Остался я один. Срок договора был на год, пол года прошло. Это были очень способные коллеги, но начали работу неправильно...

Составили неправильно схемы замещения прямой, обратной и нулевой последовательности эл. сети Северного Кавказа. По таким схемам программа не могла всё просчитать.

И я решил начать с нуля. Съездил один в РЭУ СЕВКАВКАЗЭНЕРГО, взял у них актуальную схему эл. сети и за две недели начертил схемы замещения, понятные для ЭВМ. Пришлось правда работать день и ночь. Но мы, ОРГРЭС-овцы, часто так работали. Был и прекрасный помощник, Люда - местная релейщица...

По приезду в Ташкент эти схемы замещения набил на перфокартах и опробовал на нашей большой ЭВМ контрольные задачи. Всё работало. Теперь собственно можно было и приниматься за расчёт уставок РЗА.

Руководящие указания на эту тему были, но здесь много нюансов, которые не вычитаешь без практического опыта. Лучше разобраться помогла однокурсница Наташа Каракай, которая занималась этим в Теплоэлектропроекте (ТЭП) вручную, на базе расчёта ТКЗ (токов короткого замыкания).

В 2014 году видел Наташу, она одна из сильнейших релейщиков Узбекистана. Ублажила меня посещением ТашПИ (теперь это ТашГТУ - Ташкентский государственный технический университет, с 2017 года имени Ислама Каримова (с 1973 по 2017 год им. Беруни) и участием в лекции по РЗА (по моей просьбе).

Красноярская программа делала всё автоматически, но анализировать расчёты нужно было самому и, конечно, нуждалась в достоверных данных. Когда я постиг и это, дело оставалось за работой: просчитать сеть и выбрать уставки.

Времени оставалось в обрез. Мне дали в помощь старшего инженера Синченкину Галину Ивановну и молодого инженера Лёву Рукина (слышал, что он умер в Германии).

Можно было всё просчитать и в Ташкенте, у нас был хороший вычислительный центр, где молодым инженером начал работать и Боря Давидович, которого подключили также к этому проекту.

Но я решил, что в СЕВКАВКАЗЭНЕРГО мы сделаем это быстрее. Многое нуждалось в согласовании, да и местный персонал надо было обучить. Так что поехали вчетвером...

Борис ненадолго, чтобы убедиться, что программа работает и на большой ЭВМ в СЕВКАВКАЗЭНЕРГО, а мы уж до победного конца...

Бориса сменила Нина, местный опытный программист, с которой у меня были прекрасные отношения. Были и другие помощники и интересные ребята, но это был костяк.

Рукину, правда, мне пришлось преподать пару уроков правильного отношения к работе, т.к. он до конца не мог самостоятельно прогнать даже контрольные задачи. Он считал, что в командировке, вдали от начальства, можно делать, что хочешь. Он ошибся. Мы работали по-другому и в контроллёрах не нуждались...

Приезжал в Орджоникидзе и А.К. Семёнов. Необходимо было сроки сдачи работы передвинуть на 1-3 месяца. Было очень много расчётов и мы работали, не покладая рук.

Когда работа была сдана и персонал был обучен, мне предложили написать в один специальный журнал статью о результатах этого проекта. Крепко помог А.К. Семёнов и знакомства в Минэнерго и в ОДУ для сравнений автоматического расчёта уставок сложных РЗ (мой проект) с расчётом вручную на базе расчёта ТКЗ, как это делали тогда другие.

Статьи о своих проектах писали и другие молодые специалисты всех отделений ОРГРЭС. Победителя ждал приз - участие в каком-то юбилее ОРГРЭС в Москве. И, надо же - я оказался победителем...

(Позднее, в 2014 году, Анатолий Блинцов сообщил:

"Володя, многих упомянутых тобой лиц, я знал. В САО ОРГРЭС проработал 1971 по 1990 гг. после окончания МЭИ. Юбилей ОРГРЭС в 1978 г, о котором ты написал, помню. Был и я на том странном - 45 лет ОРГРЭС - юбилее. Его устроил недавно ставший директором ОРГРЭС Печенкин. Празднование происходило в Монреальском павильоне на ВДНХ. Спасибо за воспоминания.)

Остальные гости юбилея: управляющий САО ОРГРЭС Кириллов, главный инженер Гойман и начальники цехов. Короче я абсолютно не вписывался в эту компанию и был рад тому, что пришла срочная работа.

Короче, поехал я в Новый Роздол, на Украину, помогать с другими нашими коллегами Львовскому отделению ОРГРЭС. Поджимали сроки пуска ЛЭП-750 кВ Винница-Альбертирша (Венгрия).

После пуска ЛЭП-750 кВ и трансформатора (помню я проверял РПН-Регулирование Под  Нагрузкой) я продолжал ещё некоторое время работать на Украине.

Много работы было на Бурштынской ТЭС. Бурштынская тепловая электростанция - расположена возле города Бурштын на пересечении линий электропередач, соединяющих Украину с Венгрией, Румынией, Словакией. Установленная мощность - 2334 МВт.

Здесь был системный узел с западной Европой и я впервые увидел уровень напряжения 380 (400) кВ, характерный для западной Европы. У меня сохранились хорошие воспоминания об этом времени.

Мы с Ниной, моей женой, которую я к тому времени устроил в ОРГРЭС, провели там вдвоём одно лето - целых 3 месяца на объекте. Впервые настраивал там 12-канальный осциллограф, где кроме реле и электроники была и оптика и фотография.

Были там и первые шкафы без реле: всё на полупроводниках и процессорах. Было много и индукционных реле мощности для противоаварийной системной автоматики. В Бурштыне я был ответственным на объекте от САО ОРГРЭС.

Но помогали мы Львовскому отделению ОРГРЭС, коллеги которого также время от времени там работали. У них были при сдаче проблемы с местным персоналом РЗА, который возглавляла женщина - большая редкость. Она была строга, а они были, на мой взгляд, не глупы, но ленивы. Мы работали по-другому, делали как будто для себя.

У меня не было проблем при сдаче и были хорошие отношения местным персоналом. Мы заработали там хорошие деньги.

Позднее мне дали 2-x молодых специалистов в помощь и чтобы их обучить: Толика и Юру. Хорошие были ребята, но очень разные. Юра был сильным студентом, мало спрашивал, но делал много ошибок. Толик расспрашивал каждую мелочь, но работал без ошибок. Мы хорошо сработались.

Коротко был в Харькове на совещании по комплектным распределительным устройствам (КРУ). КРУ - высоковольтные шкафы, предназначенные для приема и распределения электрической энергии.

В г. Хмельницкий, в районных сетях, прихватил с собой в Ташкент проект, связанный с пуском синхронного компенсатора. Но до дела так и не дошло, были проблемы с поставкой синхронного компенсатора.

Наши командировочные объекты были разбросаны по всему Союзу. А Союз был большой страной, поэтому пользовались мы только самолётами. Лишь один раз я ездил в одну короткую командировку на поезде на ГРЭС в г. Навои. Не помню, чем я там занимался, помню лишь, что Владлен Алимов попросил.

Мне очень нравилось моё первое предприятие, ОРГРЭС, особенно первые годы работы. К нам приходили ежегодно несколько лучших выпускников ТашПИ, были выпускники и из других городов.

Мы могли не только хорошо работать (все хотели нас и всё у нас получалось), но проводили регулярно спортивные соревнования по футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису, шахматам. Играли в бильярд, преферанс. Любили Тянь-Шань, Чимган и ходили в горы с рюкзаком или покататься на лыжах.

Подготавливали и проводили на высоком уровне большие праздники: 8 марта и Новый Год.

Ну и командировки по всему Союзу, технические совещания, конференции молодых специалистов в различных городах Союза. Было интересно...

Если кто желал, мог покинуть предприятие. Нас брали везде и давали самые лучшие места. Некоторые уходили из-за квартир.

А кто разочаровывался, мог вернуться назад. Всё это я испытал на себе, знаю о чём говорю. Хорошо было, первоклассное предприятие. Опыт на всю жизнь...

Как сейчас? Не знаю. Но думаю скоро узнать. Есть большое желание приехать на юбилей (посетил в 2014 году ОРГРЭС, так что знаю более или менее, что к чему). (А вот юбилей не состоялся).

Я до сих пор активный инженер-электрик. Слава Богу! И у меня на стене в моём рабочем кабинете в Берлине висит большая карта электрических сетей Европы до Челябинска, в котором я родился. Карта на немецком, английском и русском языках.

И, когда к нам устраиваются молодые инженеры, я им с удовольствием показываю те места, где я работал. Мне есть, что показать и есть, что рассказать.

P.S.: Хотелось бы поблагодарить всех коллег предприятия ОРГРЭС за совместную работу и жизнь. Особенно Владлена Алимова (его уже нет среди нас). А о А.К. Семёнове я уже и не говорю. Он был первым коллегой, с которым я познакомился. Он принял меня на работу. Был всегда очень внимателен ко мне и по работе, и в личной жизни.

А когда я в 2003 году был в Ташкенте на юбилее - 30 лет со дня окончания ТашПИ и зашёл в ОРГРЭС, то застал бессменного А.К. Семёнова всё в том же кабинете, на том же месте. Как будто бы этих 30-ти лет и не бывало.

Не могу представить себе ОРГРЭС без А.К. Семёнова (но его уже нет в ОРГРЭС, видел его в 2014 году, ему исполнилось 80 лет, но он всё в работе, консультирует другие предприятия). (Альберт Константинович Семёнов умер 4 января 2018 года, после тяжёлой болезни)

Спасибо тебе ОРГРЭС!


Рецензии