Об одной из незабываемых встреч

            О СЛУЧАЙНОЙ ВСТРЕЧЕ В КОРИДОРЕ АКАДЕМИИ С НАЧАЛЬНИКОМ АКАДЕМИИ МАРШАЛОМ АРТИЛЛЕРИИ Г.Ф.ОДИНЦОВЫМ

           В 1962 году после выпуска из Московского высшего военного общевойскового училища им. ВС РСФСР мы с В.Колошиным направлены были по нашей просьбе для дальнейшего прохождения службы в Винницкую армию РВСН. Командир роты майор Голев Анатолий Иванович планировал и убеждал меня идти в Роту почетного караула, но у меня уже от кроссовых и строевых перегрузок появился варикоз, и а в Роте почетного караула строевые перегрузки были ещё больше. И мы с Васей Колошиным (его отец уволился из ВС и получил квартиру в Виннице) просились в РВСН. Мы полагали, что будем служить в штабе ракетной армии в Виннице, куда получили назначение. Но в штабе ракетной армии нам дали направление в Учебный центр РВСН в город Котовск Одесской области. А в УЦ РВСН нас назначили преподавателями-командирами геодезических взводов в батарею капитана Михаила Яковлевича Жбанникова. И закрутилась наша служба. По семь часов занятий, иногда в поле целыми днями, утренние подъёмы, вечерние поверки, караулы, подготовка к занятиям вечерами, а то и ночью, конспектирование, маленькие комнатушки с печным отоплением, "удобства" на улице, …
В общем, служба, как говорил когда-то мне наш отец:
"Утром солдат ещё в постели, а офицер уже в казарме.
А вечером солдат уже в постели, а офицер ещё в казарме ..."
           В 1965 году меня, уже старшего лейтенанта, вызывает наш командир батареи майор М.Я. Жбанников и говорит, что его скоро из батареи переведут в штаб Учебного Центра, а мне в соответствии с современными требованиями к образованию офицеров надо поступать в академию, что есть заявки из ракетных академий из Ленинграда и Москвы и что выбор и рапорт - за мной. Я выбрал Московскую Военную Инженерную академию им.Ф.Э.Дзержинскго. Факультет был – «Спецтехника». Написал рапорт и при каждой возможности, зачастую по ночам, начал готовиться к вступительным экзаменам по  математике, физике, русскому языку, …
В 1965 году от нашей батареи поступил уже капитан В.Воложбенский в Ленинградскую Инженерную академию им. Можайского.

                В 1966 году я поступил в Дзержинку (так называли в быту нашу академию). Но отдел кадров направил меня не на факультет по  Спецтехнике, а на Командный факультет.
                Начальником академии был тогда всеми уважаемый фронтовик генерал-полковник Г.Ф.Одинцов.
                Начальник Командного факультета, начальник факультета генерал-майор А.В.Честнов, начальник курса полковник Троицкий. 
                Правда, через год в академии была реорганизация и наше отделение, и начальника факультета перевели с Командного на Первый инженерный факультет.
                Начальник факультета – генерал-майор А.В.Честнов, начальник курса – полковник Дружинин.

                И вот однажды, где-то в марте 1968 года, я, будучи в суточном наряде по факультету, в размещавшемуся тогда в главном корпусе академии – корделоже – во время занятий пошёл по коридору в учебный корпус, где размещались второй и четвёртый факультеты.
                И вдруг в узком переходе столкнулся лицом к лицу с начальником академии маршалом артиллерии Одинцовым. Маршала артиллерии он получил совсем недавно –  22 февраля 1968 года.
                Вообще-то, начальник академии был очень занятым и мы, слушатели академии, начальника академии видели редко. В основном, это были подготовки к парадам и совещания с поступившими в академию перед началом учебного года и напутствия перед каникулярными отпусками.
                На совещаниях начальник академии рассказывал в основном о необходимости хорошо учиться и честно служить Отечеству.
И отвечал на вопросы слушателей. Слушать его интересно было: он всегда рассказывал серьёзные вещи с использованием отступлений с присущим ему лёгким юмором.
                Например, очень часто слушатели задавали вопросы по поводу присвоения воинских званий. Дело в том, основная масса поступивших в академию офицеров были молодые старшие лейтенанты. И должности у них, у основной массы, были «старшелейтенантские». У кого были должности «капитанские», те получали капитанов своевременно (у меня, например, должность была «капитанская»), а остальные, в основном, получали воинские звания «капитан» по выпуску из академии, а это тогда было целых пять лет, … А бывало и больше, если офицер перед поступлением уже получил «старшего лейтенанта» год, а то и два года назад, … Но начальник академии тут не мог сделать ничего, это были приказы Министерства обороны, и он отвечал слушателям:
               - «Учиться надо на отлично. Тогда звание будет присвоено своевременно. А вообще-то я вот уже больше двадцати пяти лет хожу в одном и том же звании и ничего, …».
              Слушатели посмеивались этой шутке: мол, в генерал-полковниках-то ходить можно, …
              И вот в узком переходе я лицом к лицу столкнулся с недавно получившим Маршала артиллерии начальником академии. В коридорах было пусто - все были на занятиях. Маршал шёл по узкому коридору, попыхивая "казбечиной", разойтись было трудновато, и я «прилип» к стенке, приложив руку к фуражке, отдавая честь, и пропуская его.
              Маршал подошёл, дымя папиросой, остановился передо мною, смотрел некоторое время на меня, а я в это время подумал, что сейчас он спросит, почему это я в учебное время не на занятиях в классе, а в коридоре, а маршал, пыхнув в очередной раз дымом, вдруг сказал:
             - «Что, старший лейтенант, завидуешь, небось? А я тебе завидую! Ты молодой, здоровый, румяный, наверное, от девчат отбоя нет, у тебя всё впереди!»
             Я не знал что ответить. По Уставу начальнику надо было отвечать «Так точно» или «Никак нет», но что тут, в данном случае ответить?
             Но Маршалу ответ не нужен был. Похлопав меня по плечу, он сказал:
- «Иди, куда шёл»
             Я ответил «Есть», повернулся и пошёл …
             Такая вот незабываемая встреча была…
             Перед этим я в Котовске встречался с легендарным партизаном генералом П.П.Вершигорой (рассказ «Встреча с легендой») и он беседовал со мною о прочитанных его книгах, …  А потом на Байконуре я встречался с Дважды Героем Советского Союза Маршалом Советского Союза К.С.Москаленко.

Но, это, как говорит Л.Каневский, «Совершенно другая история».
 О ней я рассказывал в «Счастье – это когда нет несчастья».

Кратко о  Маршале артиллерии Г.Ф.Одинцове (Информация из Интернета):
Родился 6 марта 1900 года в городе Воронеже.
По партийной мобилизации 15 июля 1920 г. вступил в ряды Красной Армии. Будучи бойцом отряда особого назначения Коммунистического полка 9-й армии, принял участие в боях на Южном и Кавказском фронтах.
Г.Ф. Одинцов решил посвятить свою жизнь службе в армии и поступил в ноябре 1921 г. на Краснодарские командные курсы действующих родов войск, где впервые приобщился к артиллерии. Во время учебы исполнял обязанности политрука 1-й батареи артиллерийского дивизиона курсов, военного комиссара артиллерийского отдела курсов. В феврале 1923 г. успешно окончил курсы в звании краскома-артиллериста. В течение двух с половиной лет Г.Ф. Одинцов командовал взводом, а затем служил в должности помощника командира гаубичной батареи в  14-м артиллерийском полку.
С сентября 1925 по август 1927 г. Г.Ф. Одинцов проходил переподготовку в Киевской объединенной школе Красных командиров, а затем служит в артиллерийском полку вновь сформированной Московской Пролетарской стрелковой дивизии, занимая должности командира батареи, помощника начальника штаба полка, начальника полковой школы.
Перспективного офицера летом 1930 г. направляют в Военно-Техническую Академию РККА им. Дзержинского для обучения на артиллерийском факультете.
В 1930-1934 гг. Г.Ф. Одинцов – слушатель академии имени Ф.Э. Дзержинского (с 1932 г. – Артиллерийской). Однако вскоре (март 1935 г.) его назначили начальником учебной части командного факультета. Более двух лет Г.Ф. Одинцов руководил организационным обеспечением учебной работой на одном из самых важных факультетов, к тому же и лишь недавно созданного.
В период с ноября 1937 по октябрь 1939 г. Г.Ф. Одинцов (полковник с 1938 г.) проходил службу в академии в должностях начальника учебной части командного факультета, комиссара командного факультета, начальника кафедры службы АИР, помощника начальника командного факультета.
Мечта Г.Ф. Одинцова сбылась, когда его назначили (в октябре 1939 г.) командиром 543-го корпусного полка 53-го стрелкового корпуса, формировавшегося в г. Омске.
Через год отлично подготовленного в теоретическом отношении артиллериста назначили командиром артиллерийского полка АКУКС, с которым он и вступил в войну под Лугой в июле 1941 г.
В составе 41-го стрелкового корпуса, оборонявшегося на Лужском направлении, действовала Особая артиллерийская группа (ОАГ), включавшая артиллерийский полк АКУКС, полки и дивизионы ленинградских артиллерийских училищ и два корпусных артиллерийских полка. Командовал этой группой полковник Г.Ф. Одинцов. Уже в первых боях он проявил твердость характера и искусство управления огнем.
В конце декабря того же года Г.Ф. Одинцов был назначен начальником штаба артиллерии Ленинградского фронта, а 2 января 1942 г. прибыл по «дороге жизни» в Смольный, где находилось полевое управление фронта. Положение в Ленинграде к этому времени стало критическим. Противник непрерывно вел бомбардировки города, выпуская ежедневно до несколько тысяч тяжелых снарядов по жилым кварталам города.
Военный Совет фронта возложил на Г.Ф. Одинцова персональную ответственность за недопущение разрушения города Ленина.
Вступивший в апреле 1942 г. командующим фронтом Л.А. Говоров поддержал Г.Ф. Одинцова. Он назначил его заместителем командующего войсками – начальником артиллерии Ленинградской группы войск, Ленинградского фронта.
После войны генерал-полковник артиллерии (звание присвоено в июне 1944 г.) Г.Ф. Одинцов – командующий артиллерией ЛВО, а с 1947 по 1953 г. – командующий артиллерией войск Дальнего Востока.
9 декабря 1953 г. Георгий Федотович Одинцов был назначен начальником Военной инженерной артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского.
16 лет Г.Ф. Одинцов возглавлял академию. Это – период существенных изменений в учебном процессе, связанных с военно-технической революцией.
 В 60-х гг. Г.Ф. Одинцов был назначен заместителем председателя Государственной комиссии по испытаниям стратегического ракетного комплекса Р-9. Именно тогда он снискал большой авторитет среди разработчиков и создателей ракетной техники. Его признали как строгого, принципиального, но всегда доброжелательного представителя государства, который радовался достижениям и активно помогал при неудачах.
Период пребывания Г.Ф. Одинцова на посту начальника академии характеризовался непрерывным поиском путей дальнейшего совершенствования всех направлений ее деятельности.
За большой вклад в дело развития науки и техники, подготовку военных кадров в декабре 1962 г. Г.Ф. Одинцову было присвоено ученое звание профессора.
22 февраля 1968 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Г.Ф. Одинцову было присвоено воинское звание маршала артиллерии.
К большому сожалению личного состава академии, любившего своего начальника и гордившегося им, 30 сентября 1969 г. всего за год до 150-летнего юбилея академии заслуженный военачальник был уволен («по болезни») в отставку. Через 2 года (10.07.1971 г.) в соответствии с Постановлением Секретариата ЦК КПСС и распоряжением СМ СССР был вновь зачислен в Вооруженные Силы СССР. Приказ МО СССР об отставке по болезни был отменен.
Г.Ф. Одинцов продолжал службу в составе Группы генеральных инспекторов МО СССР в должности Военного инспектора-советника Группы генеральных инспекторов Министерства обороны Союза ССР. Более 50-ти лет в строю, более 50-ти лет в Коммунистической партии. Завидная судьба.
Георгий Федотович постоянно активно участвовал в общественной жизни. Избирался и самым активным образом работал делегатом ХХ;; и ХХ;;; съездов КПСС, депутатом Верховного Совета РСФСР, городских советов: Краснодара, Омска, а депутатом Московского Совета избирался восемь раз!
Одиннадцати высших орденов нашей страны и многих других наград был удостоен видный военачальник, талантливый педагог и мудрый, вдумчивый воспитатель Георгий Федотович Одинцов за верное, самоотверженное и беззаветное служение своему народу и своему Отечеству в рядах его Вооруженных Сил. В том числе: тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова I и II степени, Кутузова I степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени и медалями.
Умер Георгий Федотович Одинцов 1 марта 1972 г. от раковой интоксикации. Его прах покоится на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 4, ряд 7, захоронение 21).
7 мая  1970 г. имя Г.Ф. Одинцова занесено в Книгу Почёта  г. Луги и района. Также имя маршала Г.Ф. Одинцова присвоено улице пос. Отрожки г. Воронежа (постановление горсовета от 9.12.1974 г.).
В родном вузе именем Г.Ф. Одинцова названа лучшая аудитория, в которой регулярно заседает Ученый совет академии, решающий важнейшие вопросы подготовки кадров и научных исследований.

На фотографии я с однокурсником капитаном Новиковым А.Д. (Я справа).


Рецензии
«Что, старший лейтенант, завидуешь, небось? А я тебе завидую! Ты молодой, здоровый, румяный, наверное, от девчат отбоя нет, у тебя всё впереди!»

Да, молодые частенько не осознают, каким сокровищем они обладают.

Куда-то мы летим, торопимся, страдаем,
как будто бесконечен жизни путь.
Притормозить мы часто забываем,
чтоб оглядеться и не промахнуть.

Итог один. На те же грабли наступаем,
хотя себя мудрее сознаём.
Нам кажется, что жизнь большая,
позднее всё исправим и поймём.

Обидно, если мудрость опоздала,
к закату жизни пройдены пути.
Останется лишь сетовать устало,
что не вернуть сожжённые мосты.

Любовь Шифнер1   06.11.2019 17:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Любовь! Да, всё так, как Вы сказали! Веками! И ничего в поведении людей в этом плане не меняется!
Спасибо Вам за отклик, тем более в стихотворной форме!
С уважением,

Пётр Васильевич Качур   06.11.2019 21:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.