Православное духовенство в Белом Омске в 1918 - 19

Сизов С.Г. «Гораздо понятнее борьба за веру» Православное духовенство и власть в Белом Омске в 1918 –1919 годах // Омские епархиальные ведомости. 2019. №2. Февраль. С. 10-11.

29 января 2019 года исполнится сто лет как в Омске, в здании Судебных установлений состоялось торжественное открытие Правительствующего Сената. В здании Сената глава Временного Высшего Церковного Управления Сибири архиепископ Омский и павлодарский Сильвестр принял присягу от Верховного Правителя и министров его правительства.

Столетний юбилей этого события, как и вековой юбилей Белого Омска, дают возможность более внимательно присмотреться к истории нашего города периода Гражданской войны. Среди вопросов, вызывающих интерес остаются и отношения Белой власти и Церкви.

Захват в России власти большевиками вызвал определённое беспокойство Церкви, но какое-то время она занимала выжидательную позицию. Православное духовенство ещё не вполне оправилось от стремительного краха монархической власти, резко изменившего ситуацию не только в политической, но и в духовной жизни общества. Знаменитая идеологическая формула «Православие. Самодержавие. Народность», как и триединый лозунг «За веру, Царя и Отечество», нуждались в изменении. Некоторые архиереи расценивали начавшееся после Февраля время как «междуцарствие», надеясь, что Учредительное Собрание может вернуть Россию новую монархию. Октябрьский переворот большевиков – откровенных безбожников и радикалов – и разгон ими Учредительного собрания не могли не вызвать серьёзных разочарований и опасений православного духовенства.

Большим положительным фактором для Церкви стало то, что в ней к этому времени уже было восстановлено единоначалие: проведён Всероссийский поместный собор и состоялись выборы Патриарха. Антицерковные действия большевиков в начале 1918 года полностью подтвердили самые худшие предположения православных церковнослужителей и мирян: повсеместное закрытие духовных учебных заведений, запрет преподавания Закона Божьего в школах, изъятие материальных ценностей, преследование и казни духовенства. Патриарх Тихон объявил анафему тем, кто участвовал в насилиях и грабежах , призвал противостоять этому, что вызвало озлобление большевистских вождей и обвинения главы РПЦ в контрреволюции.

В Омске на призыв Патриарха откликнулись православные верующие во главе с архиепископом Сильвестром. 4 (17) февраля 1918 год в городе состоялся крестный ход, в котором участвовали все городские приходы. Его возглавил преосвященный Сильвестр. Шествуя по улицам города, грандиозный крестный ход останавливался у каждого храма, епископ служил молебен, а затем обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке стало грозить разорение.

После падения власти большевиков в Сибири стали создаваться начальствующие церковные органы. Первым было образовано Сибирское Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). В ноябре 1918 г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание, в котором участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на этой территории, не подконтрольной советской власти и занятой впоследствии войсками адмирала А. В. Колчака.

В обращении к пастве участников совещания отсутствовали политические оценки положения в стране, а сам созыв совещания объяснялся тем, что вследствие гражданской войны «Сибирь и весь восток православной России оказался отрезанным от Москвы и пребывающих в ней Всероссийского святейшего патриарха и при нём Высшего церковного управления. Прекращение общения со святейшим патриархом для нас началось с мая месяца настоящего года и неизвестно, когда оно может быть восстановлено...» Исходя из необходимости организации и регулирования церковной жизни на этих территориях, отрезанных от высшей церковной власти, совещание образовало ВВЦУ во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским). Руководящее ядро в ВВЦУ Сибири помимо председателя составляли: епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), архиепископ Симбирский Вениамин и профессор П. А. Прокопьев.

Совещание также постановило, что ВВЦУ «учреждается впредь до соединения и восстановления отношений с патриархом», которому оно обязано дать отчёт по прекращении своей деятельности. Окончательно же ВВЦУ было оформлено лишь на Сибирском Поместном Соборе, состоявшемся в Омске после Колчаковского переворота, когда было свергнуто правительство «демократической контрреволюции».

По настоянию Верховного Правителя адмирала А. В. Колчака местонахождение ВВЦУ было определено в Омске. ВВЦУ должно было взаимодействовать с правительством через «министра исповеданий», которому вменялось в обязанность «направлять деятельность ВВЦУ». Адмирал А.В. Колчак полагал, что Православная Церковь, соединенная с авторитарной системой власти, близкой настроениям русского крестьянства, поможет ему стабилизировать и контролировать политическую ситуацию в Сибири, а идея защиты православия и исконных духовных национально-патриотических традиций может привлечь на его сторону всю нацию. В связи с этим он говорил: «Ослабла духовная сила солдат. Политические лозунги, идеи Учредительного собрания и неделимой России больше не действуют. Гораздо понятнее борьба за веру, а это может сделать только религия».

После окончания Томского соборного совещания постановлением Совета министров от 27 декабря 1918 г. было составлено положение о Главном управлении по делам вероисповеданий. Создание этого управления расценивается как реакция светской власти на появление централизованного церковного органа, с которым необходимо было установить рабочее взаимодействие. Согласно положению, Главное управление становилось высшим органом, через который осуществлялись мероприятия правительства в области отношений с существующими вероисповеданиями.

Православное духовенство активно включилось в общественно-политическую жизнь белой Сибири. Назовём основные направления этой деятельности.

1.Признание легитимности существующих «белых» правительств.

Духовенство оказывало полную поддержку как «демократической контрреволюции», так и (в ещё большей степени) правительству адмирала Колчака. Проходивший в апреле 1919 г. в Омске Собор духовенства Сибири, предал анафеме руководителей большевистской партии и постановил в каждом богослужении поминать А.В. Колчака как «Верховного правителя». Одновременно духовенство на протяжении всего периода истории белой власти поддерживало антибольшевистскую и антипартизанскую борьбу властей.

Следует сказать, что государство также активно поддерживало ВВСУ, видя в нём одну из духовных оснований существующий власти. Можно согласиться с мнением Д.В. Олихова по поводу этого взаимодействия. «Признание ВВЦУ Сибири высшим представительным органом православной церкви и принятие расходов по его содержанию, придание уставам церковных епархиальных и приходских структур статуса государственных законов, материальное содержание духовенства, в том числе и беженцев духовного звания - все указанные меры говорят о глубоком осознании государством и церковью своей роли во взаимных отношениях в сложное время вооруженной борьбы и взаимном стремлении к строительству новой России, хотя и как светского государства, но осознающего определяющую роль церкви в жизни людей».

В Белом Омске сложилась своеобразная «симфония» власти и Церкви. Обе стороны понимали важность этого взаимодействия. Характерными примером были богослужения за Верховного Правителя. Такая служба была, например, 25 ноября ст.ст. 1918 года, т.е. спустя менее месяца после переворота, приведшего А.В. Колчака к абсолютной власти. Как писали газеты, «в Успенском соборе была отслужена литургия и молебен о ниспослании Божьей помощи в трудах Верховного Правителя и перед началом деятельности Высшего Церковного управления. В служении участвовали Архиепископ Омский Сильвестр, Архиепископ Симбирский Вениамин, Епископ Самарский Михаил, Епископ Семипалатинский Киприян и отцы настоятели городских церквей». Обращает на себя внимание и следующий эпизод. «Перед началом молебствования Архиепископ Сильвестр сказал слово о значении единоначальной власти как в государстве, так и в церкви. Молитвы читались о православной власти. На богослужении присутствовал Верховный Правитель адмирал Колчак, члены Совета Министров и множество военных и гражданских чинов».

В свою очередь правительство Колчака искало возможность предоставить дополнительные материальные льготы православной Церкви. Так, например, Главное Управление Налогов и Сборов в мае 1919 года подготовило законопроект об освобождении от акцизов виноградных вин, приобретаемых церквями и монастырями христианских вероисповеданий.

2.Активная идеологическая поддержка «белой власти».

Эта деятельность осуществлялось посредством проповеднической деятельности архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским), архиереями других епархий, священниками и православными активистами-мирянами. Другими формами такой поддержки стало проведение крестных ходов.

29 января 1919 года владыка привёл к присяге адмирала А.В. Колчака как Верховного правителя России. Немало русских людей связывало с адмиралом определённые надежды на восстановления порядка в России. И снова архиепископ Сильвестр решает испросить помощи Божией, организуя грандиозный крестный ход. В воскресенье 17 (30) марта 1919 года в Омске состоялся религиозно-патриотический общественно значимый крестный ход. Прежде чем говорить о самом ходе, следует сказать об иконе святителя Николая Чудотворца, которую несли во главе этого хода. Эта икона была сделана с крошечного снимка, переданного в Пермь по благословению Патриарха Тихона. Снимок был сделан с надвратной иконы Николы Можайского в киоте Никольской башни Московского Кремля. Передача этого снимка может быть расценена как скрытое признание патриархом Верховного Правителя России. Имеются и другие свидетельства благославляющего письма Колчаку. По свидетельству премьер-министра П.В. Вологодского на основании снимка уральские мастера сделали икону Николы Можайского из «уральских камней». И эта икона была преподнесена епископом Борисом Пермским А.В. Колчаку в Перми.

Но вернёмся к крестному ходу в Омске. Газета «Сибирская речь» в номере от 3 апреля 1919 года даёт весьма подробное описание этого исторического крестного хода. «С разрешения Верховного правителя, принадлежащая ему икона Святителя Николая Чудотворца — точный снимок со старинной иконы, находящейся в Москве на Никольских воротах и поруганной большевиками, пребывавшая всю неделю в Успенском кафедральном Соборе, выносится, после литургии, с торжественным крестным ходом на площадь для следования в дом Верховного правителя, через весь город. Солнце заливает своим ярким светом собравшиеся Крестные ходы их всех церквей Омских. Ослепительно блестят золочёные ризы на иконах, кресты, хоругви и облачение духовенства. Мощное пение сливается со звуками исполняемого военным оркестром «Коль славен» и торжественным звоном колоколов.

Крестный ход направляется по Тобольской улице. Впереди всех распорядитель, затем последовательно: фонарщики, кресты, хоругви, иконы, духовенство. Старшие протоиереи о. Покровский и о. Соловьёв несут икону. За ними архиепископ Омский Сильвестр и епископ Казанский в полном облачении с посохами. Народ заполняет всю улицу, на всю её ширину. Целое море голов. Пение не прекращается во все время пути. Крестный ход последовательно проходит мимо всех приходских церквей, с остановкой у каждой из них, а именно у Крестовоздвиженской, Братской, Ильинской, Михайловской, Петропавловской, Казанской Кладбищенской, Знаменской, Никольского казачьего собора.

У всех церквей совершается краткое молитвословие, настоятель местного храма произносит слово. Владыка благословляет на все четыре стороны город и народ.

По всему пути встречает крестный ход народ. Стоят у дверей домов и ворот и даже на крышах.

Сильное впечатление на слышавших произвело слово Архипастыря Сильвестра, сказанное им перед Петропавловской церковью.

Владыка, указывая на икону, вдохновенно говорит: «Не напрасно совершили большевики поругание святой иконы. Бог прославил её ещё больше — поруганную. Видите — меч в руке Святителя. Он цел и невредим. Под грозным водительством Святителя Николая Чудотворца пойдет Русская армия спасать Русскую Землю».

У Кладбищенской церкви произносит горячее слово о. Орлов. Он говорит о родине.

Картинно описывает, чем была Россия раньше и чем стала теперь. Надеется, что при помощи Божией армия вернёт былую славу и мощь нашей родине. Мы должны помочь армии всем, чем можем.

Перед Казачьим Николаевским собором настоятель о. Леонид Покровский произносит высокопатриотическую сильную речь. Указывая на чудесное сохранение иконы, он видит в этом особое предзнаменование. Именно икона Святителя Николая Чудотворца находится у Верховного правителя в Омске, в Сибири. Он верит, что плененная Москва, ранее собиравшая землю Русскую, передала список со своей святыни, как своё благословение на великое дело. Святитель Николай — покровитель Сибирского войска. Сибирские казаки первые примкнули к чехословакам для освобождения Омска. Они первые пойдут и на освобождение Москвы.

От собора крестный ход направляется к дому Верховного правителя. На набережной против дома оркестр играет «Коль Славен». Крестный ход входит в ограду.

На дворе у крыльца Верховный правитель встречает икону. Архиепископ служит торжественный молебен. Провозглашается многолетие. Архиепископ благословляет иконой Верховного правителя и народ и вносит её в дом.

Крестные ходы расходятся. Время подходит к 7-ми часам вечера. Богомольцы, пробывшие с крестным ходом около семи часов, возвращаются бодрые и радостные».

Издание агитационной литературы также можно считать частью этого направления работы Церкви. Издательскую деятельность вели общества «Святителя Гермогена», «Святого Креста» и местные епархиальные братства. В Омске выходили военно-патриотический журнал «За Русь Святую» и издание ВВЦУ «Сибирский благовестник».

3.Помощь Белой армии, воюющей на фронте.

Эта помощь осуществлялась по разным каналам. Самой заметной формой этого участия было направление на фронт военных священников и проповедников. Из 3,5 тыс. священнослужителей, находившихся на территории, занятой войсками адмирала А.В. Колчака, около 2 тыс. человек составляло военное духовенство, бывшее в его армии. Позднее православное духовенство сыграло центральную роль в формировании военных добровольческих Дружин Святого Креста. Создание Дружин Святого Креста напрямую связано с приходом в августе 1919 года на должность командующего Восточным фронтом генерала М. К. Дитерихса. Именно он провозгласил Крестовый поход против большевизма. Священники также занимали важное место в комитетах помощи армии. Во всех крупных акциях по сбору денежных средств для армии они принимали самое активное участие.

Среди тех, кто сыграл заметную роль в развитии этого процесса в Омске, был Дмитрий Васильевич Болдырев. Прибыв в Омск, он остался верен своим принципам и вскоре «как знак неустанной национальной патриотической борьбы» учредил здесь «Братство святителя Гермогена, митрополита Московского». В августе он возглавил инициативную группу, поставившую цель поднять беженцев на борьбу с большевиками.

27 августа в здании Первой Омской женской гимназии состоялось собрание беженцев из Поволжья, Прикамья, Урала и занятых красными местностей Западной Сибири. На нём была принята следующая резолюция: «1) Так как бежать больше некуда и не для чего, ибо, чем дальше, тем гуще все сибирские города переполнены, и беженцы не найдут там не только хлеба, но и крова, то поступить всем беженцам, находящимся теперь в Омске, Куломзине и на берегах Иртыша в Дружины Святого Креста для защиты Родины, Веры от банд иноземных и иноверных разбойников; 2) Всех беженцев, уклонившихся от добровольного поступления в армию, в самый кратчайший срок мобилизовать (не позднее 2 сентября); 3) Просить Верховную власть издать приказ, что все граждане России, выехавшие за границу, начиная с октября месяца 1917 г., должны в указанный краткий срок вернуться обратно для поступления в армию. Если же они этого не сделают, то считать их изменниками Родины, а имущество их конфисковать».

Для достижения Д.В. Болдырев цели предложил создать Дружины Святого Креста. В передовой статье «Нашей Газеты» была изложена цель создания таких дружин: «Настала и наша очередь встать на защиту своей веры.

Для этой цели и будут образовываться дружины Святого Креста. Так эти дружины называются потому, что вступающие в них в строю носят нашивной крест на груди, показывая этим, что они борются не за власть, а за веру, за христианство, против вероотступников, которые хотят истребить христианство.

В дружинах Святого Креста кроме обыкновенной воинской повинности, должны быть особые порядки. Брань, пьянство, нечестность не могут иметь место среди тех, которые приняли на себя крест. Не должно быть и грубых отношений между начальниками и подчиненными».

Уже через несколько дней газета рассказала, как организован день в дружинах. «В крестоносных дружинах трудовой день начинается в 6 часов утра. В 6 часов все уже на ногах. Следует молитва, затем чай и строевые занятия. В строю строгая военная дисциплина. Вне строя – отношения простые. Кого только нет в дружинах; юноши, пожилые старики, вятичи, пермяки, казанцы. Все связаны одним желанием – спасти Россию и сломить большевиков. В 11 часов строй кончается. После него обед, затем перерыв и снова занятия до 6 часов вечера, после чего ужин. До сна в свободное время читают книги, газеты. Нет в этот время ни праздного шума, ни ругани. В 9 часов поверка и все отходят ко сну». 5 сентября 1919 года на фронт отправился первый крестоносный батальон.

Верховный Правитель адмирал А.В. Колчак поддержал начинание Болдырева и назначил начальником добровольческих формирований генерал-лейтенанта В.В. Голицына, а 14 сентября Д.В. Болдырев был утверждён начальником агитационно-вербовочного отдела добровольческих формирований.

18 сентября в Омске в час дня перед Кафедральным собором состоялся всенародный молебен. Служили четыре архиерея: два архиепископа Сильвестр Омский и Павлодарский и Вениамин Симбирский, и два епископа – Киприан Семипалатинский и Мефодий Петропавловский. Население города приняло в нём активное участие, и площадь перед собором была полностью занята. Перед его началом Высокопреосвященный Сильвестр произнес слово о значении Дружин Святого Креста и благословил дружинников списком с иконы Святителя Николая (список с иконы святителя на Никольских воротах Кремля). Затем состоялось освящение знамени и крестов для батальона, изготовленных братством Святителя Гермогена. Кресты возложены председателем братства … протоиереем Рождественским. После молебна был проведен первый смотр первых Омских православных дружин Святого Креста и мусульманских дружин Зелёного знамени. На смотр присутствовали: Главнокомандующий Восточного фронта генерал-лейтенант М.К. Дитерихс, генералы Б.И. Хорошихин, А.И. Дутов и В.В.Голицын. В первых рядах крестоносцев шёл, как сказано заметке, «инициатор крестоносного движения, проф. унтер-офицер Д.В. Болдырев».

В «Нашей газете» 23 сентября 1919 года была опубликована заметка «Крестовый поход», где рассказывались дополнительные подробности об отправке из Омска на фронт второго батальона крестоносцев. Проводы проводились в театре «Кристал-Палас». После торжественных речей, батальон был построен. В его составе было две роты православных и две роты мусульман. Активное участие в формировании батальонов приняли беженцы. Все православные воины имели белые восьмиконечные кресты на шапках и левой стороне шинели, а мусульмане зелёные кокарды и повязки с изображениями звезды и полумесяца. Такая форма была повсеместной.

В дальнейшем Дружины Святого Креста были созданы в ряде других городов Сибири. В них записывались и старообрядцы, которые активно поддержали движение и материально. Одновременно в добровольцы привлекались и мусульмане, для которых было инициированы Дружины Зелёного Знамени. Численность дружин составляла от нескольких десятков до нескольких сот добровольцев. А их общая численность достигла 6000 бойцов. Дружины Святого Креста оправлялись на фронт без предварительной боевой подготовки в тылу, поэтому в большинстве случаев боевая ценность дружин была невелика. Каждая дружина целиком включалась в состав батальона или полка без дробления добровольцев между ротами.

После разгрома основных сил Колчака крестоносные дружины присоединялись к отступавшей армии. Ко времени окончания Великого Сибирского Ледяного похода все дружины растворились без остатка в боевых частях, в которые они были влиты. Часть омских крестоносцев, выжившая на фронте, ушла за границу в Китай. Несмотря на то, что формирование дружин крестоносцев всё-таки не имело большого военного значения, сам факт этого добровольческого движения и его поддержка со стороны общественности, имел большое моральное значение и свидетельствовал, что многие православные люди и верующие мусульмане, готовы жертвовать собой «за веру и отечество» (эти слова были вышиты на их знамёнах), ради сохранения традиционной России.

4.Помощь раненым и увечным воинам, находящимся в тылу.

Православная Церковь активно участвовала в помощи раненым воинам и. В Архиерейском доме в Омске Союзом православных приходов был открыт лазарет для больных и раненых воинов. В связи с чем, Союз обращался за помощью к состоятельным людям города с просьбой взять на себя оборудование и содержание одной или нескольких кроватей в открываемом лазарете.

5.Помощь детям-сиротам, в том числе тем, кто потерял своих близких на войне.

Собирались деньги разными благотворителями и для детских приютов. В феврале 1919 года Союз женщин-христианок г. Омска благодарил фирму «Караван» за собранные и переданные в правление Союза 6 тыс. руб. для детского приюта. Эти деньги должны были помочь продержаться приюту несколько месяцев. В свою очередь оставшийся безымянный генерального штаба полковник, «Председатель при Омском военном Воскресенском соборе братства по попечения о детях-сиротах» благодарил совет съездов торговли и промышленности. Уже упоминавшееся товарищество «Караван» смогло собрать на нужды сиротского приюта на этом съезде двадцать тысяч рублей.

6. Укрепление духовно-нравственного состояния общества.

Православная Церковь играла большую роль в деле сохранения национальных и духовно-нравственных ценностей общества. В условиях, когда многие социальные институты оказались разрушены, когда некоторые жители России разочаровались в прежних политических и духовных авторитетах, наличие такой духовной организованной силы как Церковь имело большое значение для поддержания правопорядка, воспитания подрастающего поколения, для противостояния маргинализации и разложению общества.

В статье "Голос церкви" автор, укрывшийся под псевдонимом К-Ович, пишет: «В тот момент, когда происходит страшное крушение всех ценностей русского духа и русской культуры и когда Россия день за днём становится лёгкой добычей врагов, поспешно рвущих ее на части, невольно возникает вопрос:

– Что же может спасти нас и чем мы, теперь ослабевшее, жалкие своим бессилием, поднимем унылый дух, чтобы опять загореться ярким пылающим в нём самоотверженной жертвой за свою родную землю ?

Где тот яркий, светлый луч, который должен внести тёплую христиански облагораживающую струю в грозную суматоху и кровавую нелепицу наших дней?

Кто в состоянии обновить нравственно общество, явить силу, свет и Любовь Божию?

Кто же другой может явить эти сокровища, если не православная Церковь Христова?»

И далее автор рассматривает вопросы, которые являются для Церкви наиболее важными. «Задача церкви, – пишет публицист, – должна заключаться в том, чтобы с одной стороны парализовать влияние проповеди злобы и неверия, а с другой, распространяя религиозно-нравственную литературу, христианизировать жизнь народа постоянными уроками христианской веры и жизни, углубляя понимание христианства, как целостного мировоззрения и жизненастроения». Задача это была отнюдь не простой, поскольку в предшествующие годы и сам авторитет Церкви либеральной и социалистической критики был поколеблен. Предстояло восстановить на новом этапе взаимодействие Церкви и общественности, но за такой короткий срок (чуть более года существования Белого Омска) сделать это было невозможно.

Таким образом, Православная Церковь занимала важное место в политической, общественной и духовной жизни Белого Омске. Поддержка ею «белых» правительств способствовала легитимации существующей власти, укреплению правопорядка, духовно-нравственных ценностей. В свою очередь, власть, понимая значение такой поддержки, проводила политику активного взаимодействия с Православной Церковью. В определённой мере можно говорить о «симфонии» власти и Православной Церкви в этот период. Церковь играла заметную роль в помощи Белой армии, прежде всего, через систему военного духовенства, пропагандисткой деятельности, сбору материальных средств, оказанию помощи раненым и увечным воинам. Заметна роль православного духовенства и мирян в благотворительной деятельности, в том числе, в организации детских приютов, помощи сиротам. Безусловно, Православная Церковь в Белом Омске играла весьма важную роль в сохранении нравственных ценностей и традиций, что было особенно важно в эпоху революционных потрясений.


Рецензии