Минус шестьдесят три

Вездеход бодро шел по заснеженной лесотундре, взметая снежную пыль. От участка до базы геологической партии ходу всего 3-4 часа, что по северным меркам не так уж и много, учитывая бесконечные просторы Заполярья. Погода хорошая, легкий морозец. С тента вездехода подкапывало. К вечеру уже  были в Игарке на базе партии. Завтра предстоял обычный день предшествующий отлету. Надо пообщаться с коллегами, привести в порядок полевую документацию, составить списки проб и т.д. Самое важное выполнить некоторые заказы: подсуетиться насчет пары елок, купить шампанское и растворимый кофе. Да, были и такие времена. В Норильске это был дефицит, а Новый год  уже почти на пороге.

День перед отъездом пролетел незаметно. Все вопросы были решены. Вертолет до Норильска стоял в плане на утро. Улеглись спать уже после полуночи. Спалось крепко и безмятежно. Разбудил голос по громкой связи:

- Вылетающие в Норильск, подойти к диспетчерской.

Соображалось с утра как-то тяжело. Пока встали, оделись и «вывалились» со своим грузом из балка, прошло минут двадцать. «Вахтовка», мигнув красными огоньками, уже выехала за ворота базы. Диспетчер Надежда Михайловна пожала плечами и сказала:

- Поздновато проснулись. Вертолет ждать не будет!
- Похоже, уже «прилетели»! – озабоченно ответили мы.

Оно и понятно. Вертолетная площадка недалеко от базы, но пешком с грузом не пойдешь. «Восьмерка» двигатели не глушила и благополучно взлетев, взяла курс на Норильск. Успокаивало одно, что еще один борт планировался непосредственно перед Новым годом. Это не входило в наши планы, но что было делать. Прихватив с собой груз, вернулись обратно в балок. Предстояло еще на несколько дней задержаться в Игарке.

Мороз крепчал. К вечеру температура воздуха опустилась ниже - 45°С. Утром проснулись от холода в балке. ТЭНы не могли согреть помещение.

За окном было темно. Никакой жизни на базе не замечалось. Пролежали еще пару часов, дополнительно укрывшись всем, чем можно. Вставать не хотелось, но голод и холод не «тетка». Согрев с трудом чайник, так как от перегрузок в сети периодически «вырубало» электричество, перекусили.

По ходу стали думать, что делать дальше? Решение пришло быстро: «Надо слать гонца, чтобы согреть душу и тело!». Бросили жребий. Приговор судьбы был неумолим. Выпало идти мне. Конечный пункт назначения -  магазин «Весна» в 1 микрорайоне. Обычно эта дорога занимала минут пятнадцать, но в данном случае на это рассчитывать не стоило.

Надвинул на ноги валенки, предварительно намотав портянки. Дополнительно утеплился меховым жилетом, не забыл и про толстый шерстяной шарф, заботливо в свое время связанный однокурсницей. Полевая телогрейка с капюшоном, шапка-ушанка и рукавицы завершили походное облачение. Взял рюкзак и вышел из балка.
 
Было такое ощущение, что это выход в «открытый космос». Вокруг стоял непроглядный морозный туман. Видимость на расстоянии вытянутой руки. Где-то недалеко смутно проглядывал желтый свет фонаря. Миновав ворота базы, вышел на основную дорогу. Теперь только вперед и прямо.

Вокруг тишина. Легкое потрескивание слышалось в воздухе.  Это было проявление «эффекта сыплющегося зерна». Водяные пары, содержащиеся в выдыхаемом человеком воздухе при низких температурах, мгновенно замерзают с особым звуком и падают в виде мельчайших кристаллических льдинок практически ему под ноги. В Якутии данное явление имело романтическое название «звездный шепот» или «шепот звезд». В ясные зимние ночи, когда особенно холодно, на небе виднелось множество звезд. Характерное потрескивание связывалось с их обилием, за что и получило это название.

По большому счету, романтические названия в сложившейся ситуации меня интересовали мало. Дышать на морозе было трудно. При практически нулевой видимости приходилось двигаться точно по дороге. Быстро не пойдешь. Запросто можно простудить верхние дыхательные пути, а то и «прихватить» верхушки легких, заодно с их воспалением.

Вот и микрорайон. На улицах нет транспорта и людей. Миновал теплотрассу. Магазин где-то рядом. Первая попытка оказалась неудачной (прошел мимо поворота). Вторая попытка завершилась аналогично первой. В третий раз «уперся» точно в дверь магазина.

За прилавком сидела, нахохлившись от холода, «многослойно» одетая продавщица. Взгляд ее выражал недоумение. Я был единственным посетителем. В такую погоду хороший хозяин и собаку из дома не выпустит. Причина должна быть весьма уважительной: у мужика могла возникнуть резкая потребность в спиртном или закончилось курево, а взять его кроме магазина было негде.
Вопрос был резонный:

- За водкой угораздило в такую погоду?
- Судьба! Жребий выпал идти. Греться же надо, - признался я.
- Сегодня в Игарке минус шестьдесят три градуса, - обрадовала продавщица.

Даже для этих мест это явление аномальное. Минус 40-50°С еще куда ни шло, а тут такое. На открытых работах «актировка». Работают только самые необходимые предприятия и учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность города и безопасность населения. Если учесть, что летом температура воздуха может в отдельные дни повышаться до + 30°С и более, то это круто.

Поместив в рюкзак спиртное и необходимые продукты, махнул рукой продавщице и отправился на базу партии. Обратная дорога пролегала строго по курсу. Мороз давал о себе знать. Совершенно замерзли колени и буквально одеревенели передние части бедер. Холод сковывал тело.

Вот уже и родной геологический балок, где меня с нетерпением ждали. Стащив с себя верхнюю одежду, приник к еле теплому ТЭНу. Долго не мог согреться. Полстакана водки также не помогли. За час пребывания на сильном морозе организм потерял большое количество энергии. Сейчас не помешала бы тарелка горячего наваристого борща или жирной и острой ухи в сочетании с парой рюмок водки. В целом поход в магазин закончился благополучно. Немного прихватило щеку и переносицу. Замерзшие ноги постепенно отогрелись. Ближе к вечеру все пришло в норму.

Позже мы узнали, что - 63°С абсолютный температурный минимум для Игарки. Насколько это низкая температура воздуха говорить особо не приходится. Только испытав ее воздействие на себе, можно в полной мере судить об этом.

В России существуют два общепризнанных «полюса холода». Одним из них является поселок Оймякон, а другим город Верхоянск. Расположены они в республике Саха (Якутия). Официально зарегистрированная минимальная температура воздуха в Оймяконе составляет – 71,2°С. Примечательно, что данный населенный пункт находится южнее Северного полярного круга. Как там живут люди?

Мороз постепенно сдавал свои позиции. Уличный термометр показывал на другой день около -50°С. Наша «холодовая» эпопея еще не закончилась, но это уже сюжет для другого рассказа.


Январь 2018 г.


Рецензии
Скорректированный рассказ
"-63 град.С". Читается также легко и познавательно.

Егор Соломинский   13.03.2019 20:13     Заявить о нарушении
Целый час на морозе в минус 63 градуса!!! Потрясающе. Видимость один метр, "звёздный шёпот", удачная метафора -- "вышел в открытый космос". Впечатляющая история.

Фёдор Киприянович Чернов   20.01.2025 11:19   Заявить о нарушении
Забавная эта история приключилась со мной. Молодой тогда еще был! Спасибо. Георгий

Георгий Моршанский   27.01.2025 11:09   Заявить о нарушении