III-1-6. Человек и Личность

               
                Решительно заявляю, что понятия "человек" и "личность" - не равнозначны по смыслу, а равны единственно в том, что оба применимы ТОЛЬКО к особому виду живых существ на Земле, созданных "ПО ОБРАЗУ И ПО ПОДОБИЮ БОЖЬЕМУ". Обращаюсь я не к тем, кто категорически не принимает эту Божественную аксиому, а к человекам, сомневающимся или запутавшимся в разных теориях и религиях.

                Несколько дней назад я все-таки откликнулась на реплику одного автора ПрозаРу. Он показался мне мыслящим человеком, доброжелательно иронизирующим над моим "заблуждением". Автор твердо, тезисно обозначил свои позиции, - подобное я слышала от многих людей, но здесь как-то все сложилось вместе:

"С тем, что зверушки не личности согласиться не могу. Осмелюсь, также заявить, что всё живое — личности! Поскольку, во-первых, хочет и волит.
Во-вторых, явно различает себя от не-себя.
И, наконец, в-третьих,– не обязано соответствовать человеческим представлениям о нём. То есть, у суслика личность сусличья, у муравьишки – муравьишкина".
 
                Далее рецензент начинает с моего афоризма «Животное отличается от человека только тем, что не может стать личностью», и поясняет:  - Это станет выражением, приближенным к истине, при следующих уточнениях. Либо, - "человеческой  личностью". Либо, - "человеком". :) "Но! Человек может, исходя из соображений единства принципов организации жизни, найти сходные признаки, характеризующие наличие свойств и качеств, приписываемых им Личности. Животные радуются, страдают, видят сны, воспитывают потомство, соблюдают право вожака, придерживаются морали, не убивая уступившего, строят гнёзда, хатки и логова, проявляя навыки дизайна и мастеровитости, а уж творчество в танцах, пении и т.п. И мне кажется, что Вы создали весьма полную концепцию личности всего живого".
                * * *               
               
                Я категорически не признаю "концепцию личности всего живого". Оппонент также уверен, что "все живое обладает сознанием", а животные в свих действиях "руководствуются моралью".

             • МОРАЛЬ - это УСТАНОВЛЕННЫЕ обществом представления о добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Животные же действуют согласно инстинктам, запрограммированным Великим Конструктором и Дизайнером во всех  живых организмах. И только человеку дана СВОБОДА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА в поступках.

                Я уже много раз обсуждала подобное устно и письменно - в своих текстах. Но все же попробую ответить, надеюсь, в последний раз, - очень коротко, без цитат из Слова Божьего, собрав в одном месте все самое существенное по этому трепетному вопросу о связи человека с "ЖИВЫМ СОТВОРЕННЫМ МИРОМ".  Все-таки мало кто сейчас отвергает  этот Божественный постулат о сотворении.
 
                Но, НЕ желая понять истинный смысл терминов, мы часто впадаем в заблуждение, размышляя над серьезными вопросами. Поэтому я всегда сначала договариваюсь об едином понимании смысла слов, которые нужны для раскрытия темы.

             • ЧЕЛОВЕК - это живое существо, которому дарована высшая форма бытия — ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. Природа человека триедина: ТЕЛО (организм), ДУША (психика) и ДУХ (сознание).

             •  ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДУХ человека - это особая ипостась, присущая ТОЛЬКО человеку и связанная с духовным миром окружающей человека среды.
             
             •  СОЗНАНИЕ человека — это категория духовная, сознание - НЕ  производное мозга. До сих пор наука не имеет четкого и обоснованного  определения, что такое сознание.  Не в сознании ли обитает индивидуальный дух человека как «образ и подобие Божье»? Убеждена, что только в  СО+ЗНАНИИ происходит (или не происходит) сопряжение человеческого познания с Божественной премудростью.

             •  «Господь, распростерший небо, основавший землю, образовал ДУХ человека внутри него». (Зах. 12:1). Слово Божье говорит, что индивидуальный дух человека как высшего существа на Земле должен направлять  душевные инстинкты и потребности человека во благо себе и всему окружающему миру (а это - люди, природа, живые существа на земле, в море и на небе).

             •  ИНТЕЛЛЕКТ - это присущая только человеку способность мыслить в образах и понятиях и выражать мысли в речи. Можно назвать интеллект "инструментом сознания" в процессе МЫШЛЕНИЯ.

             •  СОВЕСТЬ  как "голос Бога" (по Л.Н.Толстому) - обитает тоже в сознании, но импульсы посылает в сердце, а потом подключается  интеллект, а может и не подключиться...  В такой ситуации действиями человека начинает управлять "рефлекторная дуга"/"рефлекторное кольцо" как функция мозга по обеспечению трех биологических потребностей организма: в пище, защите и размножении. Вот тогда-то человек своими действиями - а это уже не поступки - становится похож на животное.
Хорошо, если только похож...

                Интеллект и совесть ребенка развивается только в постоянном общении с людьми. Вырастая только в среде животных - "маугли" - он остается на уровне биологического развития, его душа не очеловечена духовностью, которая возникает в сознании и развивается только в общении с добрыми, умными и истинно верующими в Бога людьми. Сейчас я не говорю о культурологическом термине "духовность".

             •  ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ человека - это ВНУТРЕННИЙ процесс осознанного, целенаправленного развития ЛИЧНОСТИ из тех духовных задатков, которые даны каждому человеку от Бога при рождении.   В этом смысл жизни Личности.

             • ДУХОВНОСТЬ - это всеобъемлющая, качественная характеристика ЛИЧНОСТИ. Человеком  рождается каждый, а Личностью становится тот, кто сознательно организует своё внутреннее духовное существование по критериям добра, совести, истины, красоты, свободы выбора, сообразуясь с нравственными критериями Закона и Права.

             • ЛИЧНОСТЬ - синоним Божественного замысла: "сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему". (Бытие, 1:26). Личность заложена Творцом в человеке как генетические задатки духовного развития (наши ВИДИКТВ):
http://www.proza.ru/2018/05/04/595

"Мы не унываем; но если ВНЕШНИЙ наш человек и тлеет, то ВНУТРЕННИЙ - со дня на день обновляется". 2Кор. 4:16.
                Апостол Павел здесь пишет о ЛИЧНОСТИ (у каждого времени свои термины для неизменной сути человеческой природы).

                Сколько бы ни делалось попыток включить любимых животных в речевое общение с человеком, но дальше подражательства или позитивных эмоциональных реакций дело не шло.  Поэтому признАем, что животным не дано стать Личностями. Но, живя среди духовно развитых людей, они приобретают ценимые людьми качества: доброту, преданность, доверчивость. У злых и агрессивных хозяев и животные приобретают подобные проявления в действиях, разумеется, не ведая о смыслах происходящего.
 
                Животные  проживают свою жизнь только на биологическом уровне, так как в их природе нет духовной составляющей. Жизнью животного управляет только его индивидуальный РАЗ-УМ. А разум - и животных, и людей - предназначен Творцом только для решения разовых или сиюминутных проблем жизнедеятельности. Каждому виду отпущены специфические функции и формы обеспечения жизненных потребностей.

                Часто  люди употребляют в оценке животных истинно духовное понятие - интеллект, по сути, имея ввиду приспособительную функцию мозга - ИНТУИЦИЮ. Да, интуиция проявляется у животных ярче и быстрее, чем у людей, потому что не отвлекается МЫШЛЕНИЕМ, которым они не обладают.

                Те чувства высших животных, которые мы обозначаем  категориями из человеческих нравственных качеств, - это, по существу, психические реакции организма, основанные на инстинктах.

                После смерти животное полностью обращается в прах. То же происходит и с организмом человека. Но! индивидуальный дух  его, со всем наработанным за жизнь духовным багажом возвращается к Богу, и будет представлен на Последнем суде. (Притча о талантах. Мф. 25:14-30).

                Традиционно дух считается категорией идеалистической философии и религии. Отвергая духовную сущность человека, мы утрачиваем и ЛИЧНОСТЬ! Остается живое существо, которое необходимо влиянием извне приспособить к жизни в определенной социокультурной среде и усовершенствовать в соответствии с идеалами, значимыми в обществе. Ну, чем не дрессировка?!

                Закольцую это эссе (по законам жанра) возникшим афоризмом, "привязав" его к уже известной моей идее:

           "Как в видимой Библии сокрыта невидимая жемчужина Слова Божьего, так и
           в видимом человеке существует невидимая духовная сущность - СОЗНАНИЕ".

                "Мы смотрим не на видимое, но на невидимое:
                ибо видимое временно, а невидимое вечно" 
                2Кор. 4:18.

               
               


Рецензии