Каникулы Бонифация

   
 Утренний воздух пропитан горьковатым запахом сосен. После духоты летней Москвы здесь дышится так легко, полной грудью. Здесь – это в Сосновском лесхозе, недалеко от Тамбова. Вот эти высокие, ровные сосны с рыжими стволами и пышными кронами сажал мой дед. Здесь родился мой отец, отсюда ходил в сельскую школу, где в восьмом классе сел за одну парту с моей будущей мамой, отсюда они уехали учиться в Тамбов, поженились и ушли на Войну в 1941-м.

   В лесхоз меня пригласила учительница, она же директор начальной местной школы, Мария Васильевна. Она решила создать уголок, посвящённый папиному творчеству. После войны он серьёзно занялся   литературой, написал более 30 книг для детей и взрослых. Меня Мария Васильевна попросила оформить этот уголок и маленький зал, где дети полдничали, занимались физкультурой, самодеятельностью и проводили торжества.  А ещё написать плакаты к началу учебного года.  Отдохнуть в живописных местах с лесом, с купанием в чистой тихой речке было заманчиво. Я согласилась, оговорив условие – приеду с подругой, двумя собаками, и жить мы будем в школе. Елена, моя подруга, обрадовалась приглашению и возможности взять с собой Кляку, годовалую эрдельку. Елена недавно потеряла двух своих собак болонку Тику и Нитуш, мать моего Гордея, и ей грустно было находиться в квартире, где всё напоминало о них. Мы купили четыре билета, чтобы занять с собаками отдельное купе. Проводница, ни в какую, не хотела пускать наших крупных терьеров в вагон, боялась нагоняя от бригадира. Но некая сумма и страстные заверения, что собаки спокойные и будут молчать, как рыбы, помогли нам занять свои места.  Гордей, и Кляка не раз ездили в электричках, поэтому уверенно, без суеты прошествовали в вагон. Проводница была изумлена, когда зашла к нам в купе проверить билеты, и увидела, что собаки сидят попами на лавках, свесив  «ноги» и упираясь передними лапами в пол.

- Ничего себе! Никогда не видела, чтобы собаки так сидели, - проводница хихикнула.
- Они ещё не то могут, - подлила масла в огонь Елена. – Мы же из цирка, едем на гастроли. Задержались, вот теперь труппу догоняем.
- О-о-о! Вот это да! Приедем – девчонкам своим расскажу. А вы отдыхайте, бригадир уже прошёл, теперь до самого Тамбова не появится.

   На вокзале нас встретили два моих дяди – Иван и Василий. Василий подарил букет цветов из своего сада, извинился и заспешил по делам, а Иван после объятий и поцелуев  широким жестом указал на белую «Газель».

- Прошу, экипаж подан.
- Это из цирка их встречают, - услышала я за спиной голос нашей проводницы.

    Мы с Еленой помахали ей на прощание и сели в машину.  Зачем подруга придумала какой-то цирк? Мне стало неловко перед дядей, но он, кажется, не обратил внимания на эти слова. Дальнейшие события показали, что они оказались пророческими.

   И вот мы в лесхозе. Он довольно большой. Здесь есть мастерская, где делают деревянную посуду и цех по заготовке грибов, но они далеко от школы, где мы поселились. А вот дом деда совсем рядом - с высоким крыльцом и мезонином. Дед давно уехал разводить лес в Казахстане, теперь в нём живут другие люди.

   Начальная лесхозовская школа разместилась в крепкой бревенчатой избе. Пока Елена готовит завтрак, я на высокой открытой веранде делаю наброски для зала. Во дворе залаял Гордей. Я оторвалась от работы и увидела у калитки девочку лет девяти. В ситцевом платьице, русые волнистые волосы схвачены ободком, милое личико, спортивная фигурка.

- Фу, Гордей, место!
   Эрдель поднялся на веранду и лёг на коврик.
- Здравствуй, девочка. Тебя учительница прислала? Проходи, не бойся, собака тебя не тронет.
- Здравствуйте. Я Люся. Мария Васильевна просила узнать, не надо ли вам чего-нибудь?
-Спасибо, передай Марии Васильевне, пусть она не беспокоится, у нас всё есть.
   Люся не уходила и с любопытством поглядывала на стол с эскизами.
- Ты, наверное, хочешь посмотреть мои рисунки?
- Очень хочу. Мария Васильевна сказала, что вы художница и будете расписывать наш зал.
- Тогда поднимайся сюда. Не робей.
- Вообще-то я собак не боюсь,- сообщила Люся, отсчитывая пять широких ступеней, - просто ваши очень большие. А где вторая?
- Завтрак готовит со своей хозяйкой. Она тоже без команды не кусается.
   Девочка с восторгом разглядывала мои эскизы
- Здорово! Всё так красиво! Вы на стенках нарисуете эти картинки?
- Ну, да. Вот куплю завтра в Сосновке краски и начну.
- Ой, что же это я? Учительница велела вам передать, что после ремонта школы много разных красок осталось, и просила  зайти к ней посмотреть хватит этого, или нет.

   С учётом того, что я привезла с собой, красок вполне хватало, и уже после обеда я приступила к работе. Зал разделила на зоны. Здесь стол и длинные лавки – место для чаепития. Этот простенок украсит полянка с земляникой на фоне кустов малины. А над ними простирает ветви яблоня с наливными плодами. Над земляникой порхают бабочки, на яблоневой ветке сидят птицы. Там, где шведская стенка, спортивный уголок. Здесь я нарисую, как девочки гимнастки занимаются с разноцветными обручами, а мальчики играют в футбол. Рядом с футболистами бегает собака, конечно же, это эрдельтерьер. Из рабочего состояния меня вывели детские голоса.

- Отойди мне ничего не видно.
- Ой, ты мне на ногу наступил!
- Не толкайся, я первая пришла.

   Из проёма двери за моим творчеством наблюдали трое – Люся, крепкий загорелый мальчишка и худенькая девочка.

- Это Аня и Толик,  - представила своих друзей Люся. Можно мы посмотрим, как вы рисуете? А потом мы вам воды можем натаскать, полы подмести, или помыть.
- Смотреть можно, только не ссориться и не шуметь.  Но на сегодня я уже закончила, темнеет. А мне надо ещё позаниматься со своей  собакой.
- Позаниматься? Чем?
- Сейчас увидите. Рассаживайтесь на крыльце.

   Дети заняли места, а я взяла мешочек с лакомством, спустилась во двор и позвала Гордея. Мы стали отрабатывать элементы Общего курса дрессировки – хождение рядом без поводка, повороты на месте, выполнение команд на расстоянии отдельно по голосу и по жесту. Ребята были потрясены.

- Ох, какой он у вас умный! А вы что, в цирке выступаете?
- Нет, в цирке мы с ним не выступаем. То, что делает Гордей, должна уметь каждая служебная собака. Эрдельтерьер – порода служебная.
- Служебная? А похож на охотничью. Так он что, и разыскивать следы может, и преступников задерживать?
- Один раз Гордей помог задержать вора. Ну а поисковую работу собаки я вам покажу завтра. Приходите вечером, к шести часам.
- Можно со мной придёт мой брат? – спросил Толик.
- Конечно, можно. Приводите и братьев, и сестричек, и приятелей.

   Дети радостно помчались по домам, а я подумала, что Гордею будет полезно поработать на публике. Осенью ему предстоит участвовать в соревнованиях по дрессировке. Ох, я и представить себе не могла, во что выльется это моё приглашение.

   На следующий день в назначенное время во дворе маленькой школы  собралась группа ребят от шести до тринадцати лет. Кто занял место на ступенях лестницы, кто сидел просто на траве. Дети возбуждённо переговаривались в ожидании зрелища. Едва мы с Гордеем появились, все затихли. Я кратко рассказала, где применяются служебные собаки. Потом для разминки Гордей выполнил несколько команд. Детям особенно понравилось, как он спокойно лежит на обозначенном  месте, пока я от него отхожу, по команде скачет ко мне, садится у левой ноги, ждёт новую команду и галопом возвращается обратно. Потом я попросила семерых старших ребят взять по одной из заготовленных мной палочек, минуту подержать и бросить в кучу. Толику велела взять две. Ту, что бросил в кучу, запомнить, вторую отдать мне и отойти к ребятам. Гордей в это время сидел за углом и происходящего не видел. Я позвала его, дала понюхать палочку, показала на кучу и приказала: «Ищи!». Эрдель деловито обнюхал все палочки,  уверенно ухватил одну и принёс мне.

- Толик, это твоя?
- Да, моя! - Радостно закричал мальчик, а зрители зааплодировали.
- Теперь те, кто бросал палочки станьте в шеренгу, - попросила я.

   Семеро ребят построились, недоумённо переглядываясь. Я взяла Гордея на поводок, снова дала понюхать  палочку Толика, и подвела к ребятам.

- Ищи!

    Он прошёл вдоль строя, обнюхал всех, развернулся, подошёл к Толику, ткнул его носом и гавкнул. Публика ликовала.

- Ещё, ещё! Пусть он меня найдёт! Нет, меня!
- Всё, ребята, Гордей устал, да и вам пора по домам.
- А завтра вы будете заниматься? Можно мы завтра придём? Можно моя мама придёт? И мой дедушка?

   На следующий день двор школы заполнился народом разных возрастов, кое-кто даже принёс с собой табуретки. И снова наше выступление прошло с огромным успехом. Дети интересовались, почему Кляка ничего не делает. Я ответила, что она только-только начала учиться и пока выполняет простые команды рядом с дрессировщиком. В этот раз мы с Гордеем показали новые номера – прыжки через мою спину и устный счёт. Дети предлагали простые примеры на сложение и вычитание, а Гордей давал ответы – у нас с ним был тайный сигнал к началу и прекращению лая.
 
- Как насчёт умножения трёхзначных чисел? – спросил в шутку кто-то из взрослых.
- Да легко! Только придётся ответ до утра слушать. Согласны?

   Все рассмеялись и одарили нас аплодисментами.
   Ещё через день школьный двор уже не вмещал всех желающих посмотреть на умную собаку. Народ прибывал из Сосновки и ближних деревень. Пришлось перенести выступления на большую поляну. Через два дня утром к школе подъехал газик, и из него вышла молодая женщина.

- Здравствуйте, я директор детского дома. Сейчас ребята в летнем лагере, он тут недалеко, километров пять от вас. Прослышали о вашей чудесной собаке, и о том, как вы интересно рассказываете. Пожалуйста, выступите завтра у нас. Дети так просили, чтобы я вас уговорила. Мы за вами машину пришлём и назад доставим. Не отказывайтесь.

   Ну как я могла отказаться. Конечно, мы поехали. А потом мы выступали в Сосновском Доме культуры, потом на молокозаводе, потом в Доме отдыха…

   Елена не обманула проводницу. Цирк, с труппой из двух артистов, гастролировал по всему району. С моей стороны это была благотворительная акция. Восторженные зрители дарили нам цветы, яблоки, помидоры, огурцы и даже знаменитую тамбовскую картошку.

    Оформление школы и папиного уголка я к отъезду успела закончить.Когда в купе поезда мы с нашими собаками возвращались в Москву, Елена вдруг спросила.

- Алла, ты смотрела мультик «Каникулы Бонифация»?
- Ну да, там цирковой лев едет отдохнуть в Африку к бабушке. На пляже его испугалась девочка, и он её стал развлекать всякими трюками. На следующий день с ней пришли друзья и с каждым днём прибывали новые. В общем, все каникулы лев выступал перед детьми.
- А тебе это ничего не напоминает?

    Мы переглянулись и от души расхохотались.


Рецензии
Да уж!))) Каникулы. Весело))) Собаки любят быть в центре внимания.

Алёша Горелый   13.03.2019 21:51     Заявить о нарушении