C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Вселенское евангелие Вивекананды

    Эту   странную  книгу Р.Роллана 1936  года  выпуска   я  спас от   уничтожения   после списания   в  районной  библиотеке. В  сталинские  времена  в СССР  выходило  многотомное  собрание сочинений   французского писателя, друга Максима Горького и  самого «Отца  народов».  Поразительное  время!  В  стране  взрывали   православные  храмы -  и выпускали  книги с   апологией  мистики.
   В  последнее время  Вивекананда  снова на  слуху,  серия статей  о  нем прошла в  «Науке и религии».  В свое  время благодаря   этой  книге  я уяснил,  что наука,  религия,  мистика  суть различные пути познания  мира. Они  в  равной  мере имеют право  на существование. Сейчас  мистика в  моде. Говорят, что  в  Ялте  есть общества  б е л о й    и    ч е р н о й  магии. Она  между  собой  на ножах  и гадят  друг  другу по возможности -  вплоть до  членовредительства.
  Сама  мистика  мне  безразлична. Мне  кажется,  что ум у  меня  сухой,  рационализм  прет из   всех пор. Но  многие  мысли индийского махатмы   поражают смелостью и широтой. «Каждая  душа  божественна  в потенциале. Цель -  в том,  чтобы проявить  это  божественное  начало,  находящееся   внутри нас,  управляя как  внутренней,  так и внешней  природой.  Делайте  это  или  трудом,  или поклонением,  или психическим контролем,  или  философией  <…>  Будьте  свободны!  В  этом  -  вся  религия.  Учения и догматы,   обряды  и книги,   храмы  и формы,  -  все  это лишь второстепенные  детали».
 Как смело идея  свободы    истекает из  идеи: «царство  Божие  внутри нас»!  «Я  не  знаю  более грандиозной  концепции  Бога,  чем  следующая: «Он -  Первый  Поэт,  Высший  Поэт,  вся Вселенная  -  его Поэма,  с рифмами и ритмом,  написанная  в  бесконечном  блаженстве».
Одна  из  парадоксальных идей:  Вселенная  -  это  театр.  «У  нас  есть теория  вселенной,  согласно которой  Бог   появляется в  ней,  чтобы  смеяться,  и Воплощения  произошли  на земле,  чтобы  смеяться.  Игра… Все  -  игра.  Почему  Иисус  был  распят на кресте? Для  игры. Играйте попросту с  Господом. Говорите:  Все  -  игра».
 Эта  идея  перекликается  мыслью  Плотина о  том,  что  жизнь  есть театр,  все  люди  -  актеры,  крушение  империй  - смена  декораций. Мне  кажется,   в   основе  романа  К.Воннегута  «Сирены  Титана»  также  заложена   идея  игры.  В  сущности,  речь идет о розыгрыше,   объектом которого  стало  человечество  и вся  земная  цивилизация.
Поразительно,  как Вивекананда  поворачивает идею «Бог  внутри нас»   к  внешней  активности человека:  «Я  не  верю  в  такого  Бога,  который  дал  бы  мне вечный  рай  и не  мог  бы  дать хлеба здесь на  земле».  «Бог  -  во мне,   почему  я  должен принимать  все  мерзости мира?  От меня  зависит  их  уничтожить».
                * * *
  В  Приложении к   «Евангелию  Вивекананды»  Р.Роллан  изложил  свои   соображения  о роли мистики  в познании Реального,  о влиянии восточной мистики на   мистический  опыт  христианства.  В 500-х годах  новой  эры  в Европе  жил  Дионисий,  автор  «Трактата по мистическому  богословию».  Он пришел к  идее  утверждения  Бога  …  через  его отрицание! «Абсолютное  и блаженное  незнание  того,  кто превосходит все  объекты  человеческого   знания».
Отрицание,  по  Дионисию,  это срывание    покровов    чувственных,  «постигаемых вещей»  для постижения  Бога:  «Бог  есть ни  дух  ни разум.  Он  не имеет ни воображения, ни мысли,  ни рассудка,  ни понимания;  он  есть ни слово  ни мысль,  не может быть ни назван ни понят;  он не  есть ни число  ни порядок,  ни подобие,  ни различие.  Он  ни неподвижен -   ни в  движении,  ни в покое.  Он  не имеет силы    и  не  есть ни сила  ни свет. Он  не живет и не есть  жизнь.  Он  ни сущность,  ни вечность, ни время <…> Он  не имеет способности восприятия. Он - ни знание,  ни истина,  ни   власть,  ни мудрость;  он  не есть ни  единое,  ни единство,  ни множественность,  ни  добро. Он  не  дух <…> он  не сыновность,  ни отцовство,  ни какая-либо из  вещей <…> Он  - ничто из  того,  что  чего нет,  и ничто из  того,  что   есть. <…> В  нем  нет ни слова,  ни имени,  ни занния;  он -  ни тьма  ни свет,  ни  заблуждение ни истина… Это единственная  причина   всех  существ   превосходит   все  утверждения,  и тот,   кто вполне независим и   стоит выше  всех   остальных  существ, превосходит   все  наши отрицания».
Дионисий  называет  сие  «блаженное  незнание» о  Боге  «Божественной  тьмой»…
 Надо признаться,  что  тотальное  отрицание,  вселенский  нигилизм   старого мистика  впечатляет. Кажется,  он исчерпал  все  возможные виды и способы   отрицания -  разве  что  мог  внести дополнительную  поэтическую струю  в  бесконечной  список  «не»:  не камень,  не  облако,  не  цветущая  вишня… И в  тоже время  чувствуется,  что  весь  этот клад  можно было  бы вместить   в  одной  фразе: «я  знаю,  что ничего  не  знаю».  В  сущности,  из  диалектической  мысли    о высшем  знании  как  тотальном  незнании  и можно  было  бы произвести  идею  Бога  Дионисия. У  изощренного  мистика  есть,  однако,  и слабое место:  все-таки он  н а з ы в а е т    Бога:  это причина всех  существ.  Лишь  метафизик  мог  бы остановиться  тут и  не  задуматься. Ибо причина диалектически  связана со  следствием и отражена в нем;  сама причина  закономерно   возникает как  следствие    иной,  более отдаленной причины…
  Но  это  -  слабость метода.  Главное  у  Дионисия: Бог есть нечто, что непостигаемо в принципе.  Это нечто из  иного измерения. Сама мысль о  том,  что  немыслимо,   непостижимо,  вызывает восхищение.  Действительно,  ум  -  первенец  Бога (Плотин). Именно  тут надо искать корни  мистического опыта. Все  внутри   нас,  в  том  числе  и  идея  Абсолюта,  то есть, Бога.  В  сущности,  наш  разум – макрокосм,  который  пока  не  освоен  в большей  мере,  чем  внешний  космос.  Мистики открыли дверь в  этот внутренний  космос   и увидели  там … пустоту.  Леденящий  холод  бесконечности.
               
                * * *
   Дэвид  Бом,   физик-теоретик  ХХ  столетия,  не  прошел мимо  мистики  как инструмента познания. «Мистицизм -    это ощущение непосредственного   прикосновения к  конечной  реальности в  ее  единстве». Почему  именно   физик,  создатель   циклотрона,  признал мистику? Он опирался на новую, так называемую   г о л о г р а ф и ч е с к у ю   модель мира.  В  60-х годах   психолог  К.Прибрам  обнаружил,  что   информация в мозгу   фокусируется   в  любой  клетке   по принципу  голограммы. По  любому  «осколку»  голограммы  можно воспроизвести  целую  картину. Этот принцип  был перенесен на всю Вселенную:  в каждой  части  и  частице Вселенной отражены  все  ее  свойства и структура («Наука и религия»,  1986,  № 6) .
  Отсюда  вывод:   космос  закодирован в  каждой  клетке  нашего организма… Таким образом,  мистику для постижения Бытия нет нужды  ни в  хитроумных  электронных  микроскопах,  ни в  грандиозных   рентгеновских  телескопах. Идея  Бесконечного -  внутри нас,  и   благодаря   медитации   можно углубиться в себя и приблизиться  к первоистокам  …
                16  апреля  1989.


Рецензии
Геннадий! Добрый мистичечкий вечерок!
Не знаю, мистика ли это: вчера на одесском сайте вспоминали 1989, улицу Советской Армии, а сегодня - опять эта дата.
" Да, много мудрого у нас...
А, впрочем, с Новым годом Вас!
Давайте спать и хныкать
И пальцем в небо тыкать!"( Саша Чёрный)

Лариса Бережная   13.03.2019 17:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, за веселую рецензию! 1989 год... Да, давненько я занимался этой темой! Но наверняка кому-то пригодится...

Шалюгин Геннадий   22.03.2019 13:56   Заявить о нарушении