По повести В. Быкова Сотников часть 1
Образы Сотникова и Рыбака в повести В.Быкова «Сотников»
Повести В.Быкова о войне считаются самыми правдивыми и психологичными во всей литературе 20 века. Именно он сумел показать ее "лицо" так, как никто другой. Немалую роль сыграло то, что сам писатель был участником войны. Повесть про двух 26-летних бойцов одного партизанского отряда, которую изучают в 11 классе, сложна и разнопланова тематически и композиционно. Анализ идейного содержания, главных образов повести “Сотников” целесообразно начинать с истории создания произведения, которая затрагивает биографию самого автора.
Повесть «Сотников» Василь Быков написал в 1969 году. В основе сюжета была положена реальная история встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.
В августе 1944 года, проезжая мимо румынского села, лейтенант Василь Быков увидел в группе пленных немцев человека, с которым когда-то служил в одном полку. В ходе разговора с пленным удалось узнать, что после ранения он попал в концлагерь, там – временно, как ему казалось, – согласился сотрудничать с власовцами и все эти годы прожил в ожидании удобного случая, надеясь сбежать .
Случай так и не представился, и бывший однополчанин изо дня в день «увязал в отступничестве». Эта встреча заставила будущего писателя задуматься, на что же способен человек «перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств» .
В письме к Алесю Адамовичу Быков рассказывал, что, «кожей и нервами» почувствовав историю, в которой люди напрочь лишены возможности влиять на ситуацию, он выбрал «сходную модель на материале партизанской войны (вернее, жизни в оккупации)»: «….Я взял Сотникова и Рыбака и показал, как оба обречены, хотя оба – полярно противоположные люди, – такова сила обстоятельств. Не скрою, здесь замысел – от экзистенциализма, каким я его представляю» .
Первоначально повесть была названа “Ликвидация”, однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое.
Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.
Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетенный. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.
Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.
В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем…….
В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова.
Рыбак – бывший армейский старшина, который выглядит более приспособленным к борьбе, чем его напарник. В его воспоминаниях о прошлом нет ничего, что предвещало бы возможность предательства перед лицом смерти. Сущность персонажа выявляется постепенно, исподволь, в «процессе самопроявлений». Так, Рыбаку непонятна логика Сотникова, который, несмотря на простуду, все-таки пошел на задание; Рыбак после перестрелки с полицаями возвращается к раненому напарнику не по закону взаимовыручки, а из-за мыслей об ответе перед партизанами; он тайно питает надежду, что, находясь в полицейских застенках, Сотников умрет и тогда «его, Рыбака, шансы, значительно улучшатся» .
Сотников до 1939 года работал учителем в школе; в армии был командиром батареи. Критики, оценивая интеллигентность героя, усматривают в повести заочную полемику с романом Фадеева »Разгром» .
Финал повести показателен: измученный Сотников, с трудом взбираясь на стоящую под виселицей подставку, испытывает последнее чувство вины перед теми, кого он подвел под петлю: старостой Петром и Демчихой. Он и Рыбака пожалел за то, что «неплохой парень покатился в пропасть, не сумел умереть, сохранив достоинство и честь» .
Для писателя то неожиданное чувство, с которым Сотников уходил из жизни, стало открытием новой, высшей ступени человечности. Задумавшись над природой этого чувства, Быков закономерно пришел к мысли, что даже готовность к самопожертвованию не дает права не считаться с чужой жизнью, что человеческая жизнь представляет собой абсолютную ценность .
Василь Быков, отвечая на вопрос о том, почему, увидев приближающихся к дому Демчихи полицейских, Сотников не повел себя столь же решительно, как прежде, ответил, что его герой был сломлен первым боем; лишь в полиции он «находит в себе силы, чтобы умереть достойно» .
«Процесс самопроявлений» касается не только Сотникова и Рыбака – он затрагивает и Демчиху, вынужденную «переступать через естественное для нее материнское чувство самосохранения», и старосту Петра, которого казнят не только из-за выданной партизанам овечьей тушки, но и из-за не выданной полицаям еврейской девочки Баси .
С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников. Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.
В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не дает герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берется осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.
Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения. Быков показывает двух молодых людей, которые воспитаны в одинаковых условиях, они росли и формировали свои характеры, зрели и учились жизни.
В некоторых критических статьях к повести можно встретить следующую трактовку образов: «….в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам». Однако сама проблема и ситуация нравственного выбора значительно сложнее. И даже сам автор произведения, возможно именно потому, что это Писатель с большой буквы (в отличие от многих поверхностных критиков и даже режиссера Ларисы Шепитько, снявшей по этой повести фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько) не делает однозначных выводов, не расставляет всех точек над «I».
Вспоминаются в данном контексте слова писателей братьев Стругацких в конце 20-го столетия о том, что писатель не может и не должен заниматься исправлением, лечением нравственных проблем общества, он лишь вскрывает, показывает в своем произведении наиболее острые из них. В этот мастер слова скорее сродни художнику, чем философу-моралисту. Указывая на злободневные проблемы, вскрывая язвы современного общества, писатель заставляет читателя прежде всего думать самостоятельно, преломляя сюжетную нить произведения через собственную эмоционально-нравственную составляющую. Василь Быков в повести «Сотников» оставляет читателя именно в такой ситуации, не навешивая однозначных ярлыков на достаточно сложные характеры персонажей, не идеализируя одного как героя и не втаптывая в грязь как предателя другого. Сложность и неоднозначность как характеров героев, так и развития самой ситуации, в итоге приведшей к трагическому концу, прослеживается через все повествование.
Главные герои повести – партизаны Сотников и Рыбак – в обычных условиях (даже в условиях реального боя), возможно, и никогда бы не оказались перед подобной проблемой нравственного выбора, и Рыбак бы остался честным мужественным человеком, хорошим товарищем и отличным бойцом. При этом в повести нет откровенной идеализации образа Сотникова и нельзя сказать, как это определяется в ряде критических оценок, что Рыбак на протяжении сюжета совершал несколько мелких предательств. Пока они не переросли в одно большое, после которого нет пути назад.
Разберем это на примере самого текста повести.
Изначально Сотников пошел на задание в деревню за провизией и медикаментами для отряда не только потому, что все остальные отказались (как он ответил на вопрос Рыбака, почему тот больной пошел с ним), но еще и, со слов автора, «…узнав, что предстоит сходить в село за продуктами, даже обрадовался, потому что все эти дни был голоден, к тому же привлекала возможность какой-нибудь час погреться в домашнем тепле».
Далее, как это неоднократно говорилось на протяжении повести «Больше всего он (Сотников) боялся из напарника превратиться в обузу, хотя и знал, что, если случится наихудшее, выход для себя найдет сам, никого не обременяя». В итоге в первой половине повести он только и делал, что был обузой и обременял. Именно из-за него Рыбак не смог выполнить задание (принести в отряд провизию), именно его болезненное состояние привело к необходимости искать прибежище в деревне, тем самым обременяя и подставляя под смерть ее жителей (Демчиху и ее детей, а, возможно, и всю деревню). Именно из-за кашля Сотникова они были обнаружены полицаями. Староста пострадал также из-за Сотникова. Если бы не его болезненное состояние, он смог бы вместе с Рыбаком не попасться на глаза полицейскому отряду или как минимум уйти от них вместе с тушей барана. Но из-за его слабости пришлось отстреливаться, убить полицая (по фильму – немца), что привело к массовому поиску партизан в деревне и обнаружению еврейки Баси в доме старосты (помимо тушки барана, которую также пришлось бросить и которая была опознана как собственность старосты). То есть, как видим, Сотников в первой половине повести отнюдь не был идеализирован. Более того, образ Рыбака кажется если не лучше, то более приспособленным к войне. В то время как Сотников – только обуза и причина несчастий самого Рыбака, старосты, Демчихи и ее детей, оставшихся без матери, еврейской девочки Баси. Как раз то, чего он внутренне боялся, при этом не имея моральных сил решить проблему: вернуться в отряд после сожженного хутора, чтобы не тормозить и не подвести Рыбака (так как что бы он тогда сказал в отряде?!); отказаться заходить в деревню и оставаться в избе Демчихи (знал ведь, что ставит их под угрозу… На слова Рыбака: «Мы с ним не можем дальше идти» был ответ Демчихи: «Ну сюда же как-то пришли»).
Рыбак как мог пытался бороться со сложившейся ситуацией, но экзистенциональная обреченность героев повести была основана на ситуации нравственного цугцванга. Так, Рыбаку пришлось идти на задание с хворым Сотниковым, потому что остальные отказались (один промок, у других также были объективные причины). На сожженном хуторе вынуждены были идти дальше в деревню, хотя было очевидно, что Сотников не помощник. Болезнь привела к неспособности Сотникова скрыться от полицаев, в результате чего он был ранен. В свою очередь Рыбак также не мог бросить раненного Сотникова. Дальше все развивалось как снежный ком. Раненого Сотникова нужно было где-то на время оставить, и они вынуждены были искать прибежища в избе у Демчихи, где кашель Сотникова выдал их месторасположение на чердаке, и т.д.
Но перед ликвидацией во время осознанного нравственного выбора Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти в силу своей слабости характера запутывается и начинает обманывать самого себя, предавая раненого товарища, а тем самым и Родину… ради спасения своей жизни, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом своему народу и самому себе. Личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Его храбрость во время реального боя, где фактически нет места и времени нравственным колебаниям, уступает инстинкту самосохранения, не пройдя проверку его чести и гражданской совести.
Изначально, идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем ослабленный болезнью Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне готов к компромиссу со своей совестью, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу”.
В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю, опять же идя на компромисс со своей совестью: «якобы расположение и численность отряда Дубовицкого итак всем известно».
Сотников даже во время пытки не потерял человеческий облик (как то предрекал следователь особенно не в самой повести, а в фильме «Воскрешение» по ее мотивам), он все время терял сознание (из-за слабости, которая у него была из-за болезни, это многом и спасло его), но не сказал ничего.
Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и получив отказ, обратился к начальнику полицаев, заявив: “– Я партизан. Это я ранил вашего полицая, – не очень громко сказал Сотников и кивнул в сторону Рыбака. – Тот здесь оказался случайно – если понадобится, могу объяснить. Остальные ни при чем. Берите одного меня”. Но это признание не возымело никакого действия и их повели дальше к месту казни. В варианте фильма это выглядело более ярко и героично со стороны Сотникова, когда он объявляет себя командиром, берет все на себя, просит его одного расстрелять, так как другие тут не при чем, даже Рыбак и тот случаен. Но это все оказывается бессмысленным.. И на мерзкое, подошедшего к нему вплотную, портновское «что даааальше», последняя попытка Сотникова достучаться до человеческого в душе следователя: «Сделай что-нибудь для них» на его усмешку и аналогичный вопрос «Это все…, гражданин Иванов?». Сотников ответил ярко, дерзко и смело:
- Не-е-ет. Не Иванов. Я Сотников. Командир Красной Армии. Родился в 17-м году. Большевик. Член партии с 35-го года. По профессии я учитель. С начала войны командовал батареей. Бил вас, гадов! Жаль, что мало. Сотников меня зовут, Борис Андреевич. У меня есть отец, мать, Родина». Это был своего рода ответ на монолог Портнова о человеческой сущности, о той мелкой, по словам следователя, ничтожной мрази, сидящей в каждом и хватающейся за соломинку жизни. Так вот такой ничтожной мразью оказывается не Сотников, как то предрекал Портнов перед его пыткой. После этих слов Сотникова, бывший учитель музыки и советский агитатор медленно отводит в сторону лицо, подавляя в себе остатки человеческого… «Гер майор, ничего существенного». И как-то более мелко и гадко выглядит в фильме образ Рыбака, начавшего после этих слов чуть не на коленях умолять следователя взять его в полицаи.
Всего этого нет в самой книге. Ни просьбы Сотникова, ни его предсмертного рассказа-лозунга о себе. Все более просто и реалистично. Рыбак не так жалок в своем предательстве, а Сотников остается больным, чуть слышно говорящим и еле держащимся на ногах, уж явно не способным ударить связанными руками Рыбака и сбить его с ног.
При анализе образов Сотникова и Рыбака не случайно уделяется в данной работе столько внимания сопоставлению повести с вариантом, предложенным в фильме режиссером Ларисей Шепитько. В фильме более ярко прописана сила характера Сотникова, его человечность, а также цепь мелких предательств Рыбака, которые в итоге приводят его к последней грани, когда он теряет самого себя, теряет свой народ, свою Родину.
Образы в книге не столь просты и однолинейны и, может, именно поэтому не имеют и столь сильного эмоционального воздействия. Поэтому и оценка их для читателя, и особенно школьников старших классов представляется более сложной.
Если в повести в последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. То измученный пытками и болезнью практически умирающий Сотников в фильме находит в себе силы ударить предавшего свои нравственные принципы и поправшего человеческие идеалы, сбить его в снег связанными руками как ту самую мразь, о которой говорил на допросе Портнов.
Что же случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали (на допросе у него сняли ремень), и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще одного предателя”. Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины. Но тут уже вопрос нравственного выбора самого читателя. Для автора повести, писавшего образ с прототипа, оставшегося до конца с полицаями, решение судьбы Рыбака очевидно. Он уже смирился. Он уже предал не только товарища, Родину, но и самого себя.
Свидетельство о публикации №219031300910