Джеймс Мортимер Сангер. Искупленные - кто они?

ИСКУПЛЕННЫЕ - КТО ОНИ?
Джеймс Мортимер Сангер (1930)

1

Обычно говорят, что Иисус умер за каждого грешника. И все же Библия нигде не говорит ничего подобного. Так называемые доказательства Писания о всеобщем искуплении зависят от человеческих предпосылок, а не от простого Слова. Таким образом, что касается «умилостивления за грехи всего мира», нам говорят, что слово «мир» должно означать каждого человека в мире.. Но почему это нужно понимать именно так? Это вопрос без ответа. Слово «мир» означает в Священном Писании много разных вещей. Только контекст позволяет истолковать его правильно. Просто считать, что оно должно означать то или иное, значит заниматься неумелыми и пустыми разговорами.
Именно так происходит со словом "все". Только контекст может определить, означает ли это каждого в мире, или каждого в церкви, каждого в городе или каждого в комнате. Более того, иногда это выражение не может конкретизироваться и означает просто всякого рода людей. Тем не менее, всякий раз, когда мы хотим доказать всеобщее искупление, нам бездоказательно сообщают, что это должно означать каждого человека. И откуда берутся эти непрекращающиеся споры о словах? Здесь есть над чем подумать, ибо почти все является точно истолковываемым.
Таким образом, я не знаю никакой двусмысленности, связанной с двумя словами "умер за". Если бы один умер за другого в Олд-Бейли, никаких противоречий не возникло бы. Замена выполнена, то есть виновный избавлен от виселицы! Но является ли замена Христа менее реальной и действенной? Если да, дело обстоит так. Христос умер за грешников. Тогда грешники, за которых Он умер, должны избежать ада. Опять же, все могут согласиться с тем, что Христос умер за Своих избранных. И поскольку Он умер за них, они спасены. Их спасение не только возможно, но и обязательно.
До сих пор есть все, что оправдывает наш разумный перевод двух слов «умер за». Однако сторонники универсального искупитления могут сказать нам, что эти простые слова имеют еще одно и совершенно другое значение; и что в определенном смысле Христос умер и за людей в аду. Но я должен иметь объяснение этого «определенного смысла» в конкретных главах и стихах, иначе я должен сделать вывод, что это  чепуха. Я прошу обратить внимание на то, что касается не-избранных: каким образом Божий закон требует наказания дважды - сначала Заместителя, а затем самих не-избранных? Я прошу доказательств того, что смерть Христа дала два спасения - одно для избранных, другое для не-избранных, одно «законченное», другое незаконченное, одно реальное и другое номинальное, одно, что спасает всех, кого оно касается, и другое, которое никого не спасает вообще.
 Кроме того, я прошу, чтобы такие доказательства, в первую очередь, могли быть предоставлены из Ветхого Завета. И это по трем причинам.  Во-первых, потому что вопрос совершенно справедлив сам по себе. Спасение было закончено и реализовано до того, как появилась такая книга, как Новый Завет. И это было убеждением Павла, касавшимся его собственного свидетельства об искупительной любви, ибо он сказал: «Не должно прийти ничего другого, кроме того, что по словам пророков и Моисея» (Деян.26.22). Если тогда всеобщее искупление является какой-либо частью того Евангелия,  которое прославлял Павел, оно может быть доказано из Ветхого Завета без малейшей ссылки на Новый. Во-вторых,  мы таким образом избегаем неуместного обсуждения слов «мир» и «все» вместе с другими словами, фразами, текстами и фрагментами Нового Завета, которые так высоко ценятся сторонниками универсального искупления. В-третьих, потому что только таким образом мы можем предложить последним справедливую возможность подтвердить свое собственное исповедание. Они говорят нам, что их богословие не запутано кальвинизмом или любой другой человеческой системой и основано на Писании как таковом. Тогда, при таких обстоятельствах, оно не может зависеть в основном от текстов Нового Завета. Оно должно начать там, где начинается Евангелие, а именно, с закона Моисея. Мы просим их доказать от Моисея и пророков все, что связано с универсальным искуплением. Мы просим его доказать, что Христос является Искупителем Каина, а также Авеля, Исава и Иакова, как ложных израильтян, так и истинных, а также всех содомитов, моавитян, аммонитян и филистимлян. Мы просим их доказать, что смерть за грешников не обязательно спасет их, что для окончательного прощения нужно что-то большее, чем Кровь, что грех, забранный Жертвой, еще может оставаться вмененным, что Христос есть умилостивление для «нечестивых», на которых Бог "гневается каждый день" (Пс.7.11 KJV), и которых Он "создал на день злой" (Притч.16.4). Если все это можно доказать из Ветхого Завета, хорошо. Если нет, нам придется осудить сторонников универсального искупления, ибо они говорят что-то другое, нежели Моисей и пророки. В последнем случае, чем меньше будет сказано об «общем смысле Писания», тем лучше.
Между тем я претендую на так называемый кальвинизм - честь, оспариваемую нашими противниками. Я говорю, что Искупление избранных Божьих является единственным искуплением, известным «общему смыслу Писания». И еще я говорю, что для некоторых из Божьих людей очень важно настойчиво усваивать Кальвину учение о Святом Духе.

2

 «Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира». Так говорил Иоанн Креститель. И слово «мир», как говорят сторонники универсального искупления, должно означать каждого человека в мире. Тогда, если так, грех каждого человека в мире был удален. И при таких обстоятельствах - почему не каждый в мире спасен?
 «Из-за неверия» - вот немедленный ответ. Но неверие - это грех. Как тогда человек может погибнуть от неверия, если Иисус забрал его грех? Расскажите нам об одном излечившемся от всех болезней, но при этом умирающем от рака, и история будет столь же сумасшедшей, что и история о ком-то, освобожденном от греха, но погибшем от неверия. Как много попыток поддержать глупое утверждение, что слово «мир» должно означать каждого человека в мире! Само простое предложение, которое оно заключает, является доказательством того, что оно ничего не может значить.
 Говорить о спасении мира считается чем-то неестественным, если спасение предназначено для Церкви. Но почему это неестественно? Иоанн Креститель не учил святых, а проповедовал грешникам. Тогда для него неестественной вещью было бы обсуждение частного искупления или любой другой доктрины, заметной только святым. Но не является ли странным, что он описывал искупление Церкви как принадлежащее миру, потому что это послужило бы источником евангелической доктрины о немедленном спасении для каждого  человека в мире, желающего получить его? Это - всего лишь элементарный урок, который Бог преподает для всех и с помощью которого Он дает Своим искупленным готовность "в день Своей «силы" (Пс.110.3 KJV). Те, кто считает, что для Бога неестественно провозглашать миру спасение, которое Он тайно замыслил для Церкви, должны помнить две вещи: во-первых, что Божье искупление лишь некоторых не ограничивает Его права собирать этих людей  с помощью определенных средств; и, во-вторых, что упоминание о спасении для избранных не будет средством благодати для тех, у кого нет признаков избрания. Но история спасения для мира - это другое дело. Оно приходит ко всем людям как находящимся в мире, применяется Духом к искупленным среди них и, таким образом, избирает этих последних из мира, чтобы они могли удостовериться в их «призвании и избрании».
 Возьмите любую ежедневную рекламу лекарства "для всего мира". Это понимается с учетом всевозможных ограничений, которые невольно навязываются нашим здравым смыслом. Никто не мечтает о том, чтобы лекарство было готово для всех, или подходило для всех, или было доступно для всех. Мы просто понимаем, что это лекарство для всех людей в мире, которые страдают от определенной болезни и могут и хотят попробовать его использовать. И не может ли Бог столь же естественным образом объявить о Своем средстве от греха, как подчиненном суверенным ограничениям избирающей и искупающей любви? Это средство является спасением для мира, но не для того, чтобы оно могло предназначаться или быть доступным для каждого человека в мире, но оно подготовлено для избранных во всех частях земного шара, и оно доступно в любой момент для всех, кто к этому моменту оживотворен Духом и по-настоящему сознательно страдает от болезни греха.  С евангелизационной точки зрения это спасение для мира, а с высшей точки зрения Божьего замысла - это спасение только для Церкви.
Наконец, есть драгоценное слово, говоряшее о гибели ереси: "Совершилось!". Многие сторонники универсального искупления говорят, что оно разрушает лишь папское учение о мессе. Но, господа, оно сметает вашу ересь вместе с папством! Вы не меньше, чем паписты, учите условному спасению, и тем самым отрицаете законченное дело Христа в любом виде.
 В наши дни о грешниках говорится следующее: «Христос умер за вас. Спасение закончено. Все, что вам нужно сделать, это прийти». Действительно странный способ пророчествовать мертвым! Совершилось -  и все же что-то осталось для грешника! Совершилось - но искупленные ушли, чтобы сделать то, о чем Иисус сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его»! Отделите слова умирающего Христа от их исторического контекста, и верным результатом станет полный богословский хаос.
Но соедините эти слова с предыдущим самоотвержением нашего Великого Первосвященника. Соедините их с Его отчетливым утверждением: «Ты освятил их ради Меня, чтобы они также могли быть освящены через истину». И тогда мы действительно видим не обман, а реальность. Мы видим, что избранные Богом рождены во грехе, оживлены благодатью и возвышены в славу. Ни грех, ни я, ни сатана не могут остановить благодатный поток, который несет их вперед, в «гавань, где они будут». Ибо их спасение, хотя их и множество, независимо от опыта столетий спустя, и оно стало фактом, когда Иисус умер.

3

Теперь мы имеем дело с Деяниями Апостолов или, другими словами, деяниями воскресшего Иисуса через апостольские средства.
 «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Мне много раз заявляли, что этому повелению невозможно подчиниться, кроме как сказать "каждому", что Христос умер за него. Но зачем тратить время на обсуждение того, что можно или нельзя сделать? Здесь у нас есть 28 непогрешимых глав, рассказывающих нам о том, что было сделано, и это тоже вдохновило людей. Эти 28 глав, хотя и изобилуют сведениями об апостольских отношениях с душами, не описывают никакого прецедента для этого популярного ныне обращения к необращенным - Христос умер за вас. Апостольские благовестники не говорили обо «всей твари» то, что верно только для Церкви.
Одни только Деяния могут дать нам образцы, во многих словах, проповеди Евангелия необращенным в этом устроении. Но поскольку универсального искупления здесь нет - где еше оно может быть? Если в Ветхом Завете или Евангелиях, должно быть, проповедники были более ясными до, чем после Пятидесятницы. Если в Посланиях или Апокалипсисе, Евангелие мира должно быть предназначено только для Церкви. Таким образом, то, что в Деяниях царит само собой разумеющееся молчание на эту тему, показывает, даже если не трогать остальных книг, что никакого универсального искупления в Писании нет.
Я слышу, что из Деяний можно вывести много доктрин. Но принять вывод - значит доверять мудрости того, кто делает вывод, а не простой не приукрашенной истине Самого Бога. Кроме того, апостолам было славно «использовать великую простоту речи» и не оставлять бедных необученных грешников делать выводы о том или ином, что касается искупительной любви. Если бы Иисус умер за каждого грешника, этот факт был бы заметен в каждом апостольском обращении к людям и массам. Но этого просто нет.
Отметив, чего апостолы не сделали, давайте теперь посмотрим, что они проповедуют и учат. Послушаем Петра в день Пятидесятницы. «Покайтесь и креститесь каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и вы получите дар Святого Духа. Ибо обещание вам и вашим детям» (Деян.2.38, 39 KJV). Таким образом, скажут сторонники универсального искупления, родителей учат думать обо всех своих детях как об участниках евангельского обетования. Но мы всегда должны читать внимательно, прежде чем излагать Писание. Соответствие этому простому правилу научит нас тому, что апостол Петр, насколько мы его слышали, ничего не сказал ни о каких родителях или каких-либо детях, кроме детей из дома Израиля. Наконец, приходит пункт, который ограничивает все сказанное ранее «теми, кого Господь призовет». Таким образом, Петр не провозгласил ничего другого, кроме обетования, которое мы проследили  от самых ворот Эдема, - обетование избранным людям, которые будут в свое время призваны Духом и отделены от семени змия.
Далее следует пункт, дающий надежду язычникам: "И всем дальним". Даже если бы все это было сказано каждому человеку из сообщества ожесточенных грешников, здесь все равно не было бы общего предложения - всего лишь слово для внешнего уха, при условии, что Дух намерен говорить здесь и там к сердцу. Однако все это адресовано не ожесточенным грешникам, а тем, кто внезапно оказался под убедительной силой Духа.  «Когда они это (то есть, предшествующее изложение Писания) услышали", они были уколоты в самое сердце и сказали Петру и остальным апостолом: "Мужи, братья, что же нам делать?". Тогда, а не до этого апостол обращался к ним с рассмотренными выше словами, так что понятие общего предложения противоречиво во всех отношениях, поэтому первая проповедь, когда-либо проповедованная грешникам с силой Пятидесятницы, была лишена той самой вещи, которую современные евангелисты объявляют незаменимой.
Во второй проповеди Петра на Пятидесятницу язычники вовсе не упоминаются. Но к Израилю он обращается следующим образом: "Бог, воскресив Своего Сына Иисуса, послал Его, чтобы благословить тебя, чтобы отвратить каждого из вас от  беззаконий" (Деян.3.26 KJV). Апостол говорил с видимым Израилем, как и пророки до него, имея в виду скрытый Израиль внутри. Дух, а не проповедник, должен был сосредоточиться на людях, обозначенных этими словами - «каждый из вас». Ибо Спаситель не обращает никого от беззакония, кроме Своих избранных людей. И все же, хотя никто, кроме истинного Израиля, не мог слышать слова Петра как слова силы , каждый человек, который их вообще слышал, слышал их как слова свидетеля. Никто не мог в будущем ссылаться на невежество в отношении греха убийства Князя жизни. И именно во свидетельство, а не для общих предложений спасения, Христос повелел проповедовать свое Евангелие «сначала евреям, а затем язычникам».
 Одно слово о моей собственной проповеди и о моих так называемых «гиперкальвинистских» братьях. Говорят, что мы «односторонние». Все, что я хочу знать, так это то, насколько мы более «односторонние», чем апостолы? Они говорили и делали не одно и то же? Они начинались с обетований избранным и заканчивали свободной волей человека? Начали ли они с обетований избранной Церкви и искупления для каждого человека? Убедите меня из Деяний, что апостолы сделали это, и я действительно буду унижен. Но до тех пор пусть наши противники поймут, что мы проповедуем только "одну сторону" истины по той простой причине, что Библия не снабжает нас двумя.
Современные евангелисты, хотя и берут очень мало из того, из чего следует (то есть из Деяний Апостолов), часто ссылаются на Апокалипсис. Определенные слова, сказанные Иисусом как священником, произнесенные посреди "семи золотых светильников» к лаодикийскому епископу его официальном качестве, жестоко вырваны из всего их библейского окружения и описаны как обращение Иисуса к каждому слушателю Евангелия. «Вот, Я стою у двери и стучу» (Откр.3.20 KJV). На самом деле эти слова относятся к Песни Песней 5.2. Иисус "стучит в дверь" не к каждому грешнику, но к той, которую Он называет "сестра Моя, любовь Моя, голубица Моя, чистая Моя". Как бы плохо ни было в Лаодикии, там были еще некоторые из возлюбленных Христа. «Кого Я люблю, Я обличаю и наказываю; поэтому будь ревностен и покайся. Вот, Я стою у двери и стучу: если кто-нибудь услышит голос Мой и откроет дверь, я войду к нему и буду пировать с ним, а он со Мною" (KJV). Вот провозглашение Церкви видимой, с целью собирания и возрождения духовной Церкви, а также в перспективе  будущего появления Невесты на брачном пире Агнца. Но сделать это обращением ко всему миру - это просто испортить Слово Божье.
 Наконец, вернемся к тем знакомым словам, с которых мы начали: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». До сих пор я позволял им звучать так, как будто английский перевод был безупречен. И даже в этом случае мы ничего не слышим об универсальном искуплении, равно как и апостолы до нас. Итак, тогда я не обязан говорить больше по этому вопросу. Тем не менее, было бы неплохо сообщить сторонникам универсального искупления, что их любимые слова "всякой твари" употребляются неточно. Многие не считают их принципиальными, но если кто-то настаивает на их употреблении, мы должны попросить его показать, как Евангелие было проповедано «всякой твари», прежде чем Павел написал Послания.  Это должно было делаться согласно Кол.1.33. Наши оппоненты должны либо отказаться от своей позиции, либо утверждать (чему никто не поверит), что каждый человек слышал Евангелие до 64 года по Р.Х.
Чтобы избежать всякого подозрения в предвзятости, я здесь обращаюсь не к кальвинистскому толкованию, а к пересмотренному Новому Завету покойного Дина Алфорда, чья глубокая ученость в греческом языке вызывает всеобщее уважение. "Таким образом, поручение Спасителя гласит: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению». И свидетельство апостола Колоссянам состоит в том, что Евангелие «проповедовалось во всем творении, которое находится под небесами». Таким образом, в обоих местах речь идет об основании для благовестия в последние дни, а не о конкретных лицах, к которым оно обращено. Искупленные разбросаны во всем творении, поэтому «во всем творении» должно быть провозглашено искупление.

4

"Это по вере, чтобы было по благодати, и обетование до конца обязательно для всего семени" (Рим.4.16 KJV). Вера здесь - не человеческое дело. Это работа благодати, а благодать ограничена обетованием особому семени. Теперь отметьте, из-за отношения Авраама к этому особому семени и только к нему его называют «наследником мира» и «отцом многих народов». Таким образом, Святой Дух делает именно то, что сторонники универсального искупления называют насильственным и неестественным. Он использует слово «мир» как обозначение избранных в мире. Для Бога не более противоестественно говорить о «мире» и его «многих народах», когда они означают Церковь, чем для  человека говорит о своей шкатулке, имея в виду ее скрытую жемчужину.
Поразительные слова ждут сторонников универсального искупления в следующей главе. Люди Христа "мертвы для закона телом Христовым".Да, в буквальном теле Христа, Его Поручителя, они понесли наказание святого закона Бога, и этот закон не может больше наказать их грех снова, чем наш английский закон может отомстить виновному, уже казненному. Они «мертвы для закона», поскольку покойника уже не накажешь. Развивая образную аргументацию контекста, мы можем сказать следующее: Церковь через свою смерть со Христом на кресте избежала владычества своего первого мужа закона (завета дел. - Пер.), так что в новой жизни и воскресении она может вступить в брак с другим, с Тем, Кто воскрес из мертвых, чтобы мы приносили плод Богу".
8-я глава содержит вызов миру, касающийся невиновности отдельных лиц по закону. "Кто осуждает? Христом умер". Здесь мы снова видим, что смерть Христа была фактическим достижением Божьей суверенной цели оправдать Свой народ. Оправдание на опыте не дается никому, кроме верующих. По сути оно для всех избранных и только для них. Некоторые из них пока живут во грехе. Но их грех не может отменить заслугу смерти Христа. Поэтому он также не может аннулировать их полное оправдание, основанное на Кресте и только на нем. Никогда не забывайте, что Павел здесь не бросает никаких особых вызовов ни от имени верующих, ни от имени святых. Вера и святость являются лишь плодами избрания, и есть определенные части наследия избранных, в которых такие плоды еще не появились. Но само избрание, подтвержденное делом Голгофы, является неприступной крепостью. "Кто обвинит избранных Божиих?".
Есть два параллельных отрывка - один в этом послании и другой в первом Послании к Коринфянам, - которые, как говорят, доказывают возможность  вечной смерти тех, за кого умер Христос. "Не губи своей пищей тех, за кого умер Христос" (Рим.14.15 KJV). "И от твоего знания погибнет слабый брат, за которого умер Христос?" (1 Кор.2.11). Здесь, однако, говорится то, что доказано уже не раз. Если бы это было так, как считается, это категорически противоречило бы постоянному свидетельству Священного Писания об определенном спасении всех братьев во Христе, сильных или слабых. Но утвержденный принцип заключается просто в том, что независимо от их дарованной Богом безопасности это никоим образом не уменьшает ответственности святых друг за друга. Любой, кто безрассудно бросает камень преткновения на пути своего брата, делает все возможное для его погибели.
Нам говорят, что в 2 Кор.5.15 прямо  сказано, что Христос «умер за всех». Это якобы убедительное доказательство всеобщего искупления. Если бы апостол обращался здесь ко всему населению Коринфа, в этом аргументе была бы сила.  Но поскольку его послание направлено на «Церковь Божию, которая находится в Коринфе, со всеми святыми, которые находятся во всей Ахайе», просто глупо настаивать на том, что слово «все» в таком документе должно означать всех людей. Кроме того, контекст делает не самую маленькую ссылку на внешний мир. Это исповедание апостольского рвения под влиянием любви Спасителя к «делу» коринфских верующих. И таким образом выражается осознанное суждение, на котором основывалось это рвение. «Если один умер за всех, то все умерли», то есть умерли во Христе по Его поручительству. "И Он умер за всех, чтобы те, кто живут, отныне жили не для себя, а для Него, Который умер за них и воскрес". Предполагаемое доказательство всеобщего искупления - это всего лишь повторение того, что так часто говорилось римлянам, об индивидуальном представлении избранных Божьих на Кресте Христа и об уверенности в их воскресении из греха в святость.
Из ст.19 той же главы следует, что «мир», равно как и апостол и его единоверцы (см. ст. 18), был «примирен с Богом Иисусом Христом, так что его «преступления» не были вменены ему. Отметьте, что здесь ничего не говорится о желании, попытке или предложении примирения. Нет никакого упоминания о том, что Бог сказал проповедникам, и даже если бы они были, ясно, что если миллионы вообще не имели проповедников, было бы смешно делать «мир» означающим каждого человека в мире. Но речь идет о том, что Бог сделал «во Христе», о примирении, совершенном на Кресте, и о победе в устранении вмененного преступления. Такое примирение произошло с Павлом. То же самое примирение относится к «миру», то есть к Церкви, которая когда-то имела национальные, но теперь всемирные масштабы. Всем, кто шокирован тем, что мы взяли на себя эту предполагаемую свободу с неоднозначным словом «мир», гораздо лучше посмотреть на самих себя. Считать, что речь здесь идет обо всем мире, означает уничтожить два сопутствующих библейских представления - о примирении грешников и невменении греха.
Вера - это не дело твари, благодаря которому потерянный может быть спасен. Это чудо благодати среди тех, кто уже спасен - духовный знак того, что их спасение было «завершено» на Кресте и подтверждено утром воскресения. «Благодатью вы спасены через веру, и это не от вас самих: это дар Божий, а не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2.8-9). Но теперь все вопят: «Спасение для всех, только приходи и верь этому». Таким образом, вере приписываются приоритет и действенность, которые по праву принадлежат только суверенной благодати.
Что означают эти слова: «Он наш мир» (Еф.2.14)? Что касается внешнего мира, они вообще ничего не значат. Но они означают, что Кровь сделала избранных грешников «близкими», а «Крест» примирил иудеев и язычников с Богом "в одном теле». Христос в Его буквальном теле сотворил неизменный мир для Своего мистического тела. И Павел говорит, что Христос «заключил мир через кровь на Кресте» и «примирил« Свой народ »в теле Своей плоти через смерть» (Кол.1.20-22 KJV).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии