Они воевали в Испании ч. 2

Характерной чертой Акуленко было то, что в разговорах с людьми, частенько для убеждения собеседника, кроме логики он применял и резкие, порой даже излишне «крепкие» словечки. Однако порядок в Центре он навёл быстро. Акуленко был заботливым начальником. Всю организацию лётного дня он проверял лично и, как правило, завтракал первым». В то время на реактивном истребителе Як-15 (1947 г.) разрешалось выполнять только виражи и перевороты через крыло. Петли, бочки, иммельманы и другие фигуры высшего пилотажа были официально запрещены. Но несмотря на этот запрет П.С. Акуленко, одним из первых в ВВС, выполнил (сначала неофициально) на этой машине весь комплекс высшего пилотажа. На Первомайском воздушном параде 1947 г. подполковник П.С. Акуленко летел ведущим первой пятёрки, фактически руководя всей колонной самолётов. Парад прошёл успешно и 16 мая 1947 г., за освоение новой реактивной техники, 163 авиатора (и среди них 110 лётчиков) были награждены многими правительственными наградами, в том числе и Акуленко. Окончил Военную академию Генштаба им. Ворошилова. С 1971 г. ген.-лейтенант авиации П.С. Акуленко - в запасе. Жил в Москве. Автор воспоминаний, напечатанных в сборнике – «Вместе с патриотами Испании». Умер в январе 1982 г. За успешное освоение новой авиатехники и безупречную службу награждён двумя орденами Ленина (один из них 16. 05. 1947 г.), тремя орденами Красного Знамени (два из них 5.02.1947 и 20.09.1947), орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями «За оборону Киева» - 21.06.1961 г., «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945» - 07.05.1965 г.

4. АНТОНЕЦ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ - лётчик.

Родился в 1910 г. Служил младшим лётчиком в 71-м истребительном авиаотряде Московского ВО. 25 мая 1936 г. за успехи в боевой и политической подготовке награждён орденом «Знак Почёта». Получив звание лейтенанта, был назначен младшим лётчиком в 118-ю ИАЭ того же округа. С октября 1936 г. по 30 января 1937 г. лейтенант П.А. Антонец участвовал в национально-революционной войне в Испании. Сражался Северном фронте, летая на И-15. У многих лётчиков, попавших в непривычные климатические условия в Испании (большие перепады температуры и влажность), начинало давать сбои сердце, нарушалась нервная система, повышалось кровяное давление. К тому же, в Испании были распространены многие инфекционные болезни. Вскоре Антонец тяжело заболел, и был досрочно отправлен на родину. 2 января 1937 г. награждён орденом Красного Знамени, получил звание капитана. Весной 1938 г. был назначен командиром 2-й эскадрильи вновь сформированного 16-го ИАП Московского ВО. Затем служил в 34-м ИАП, летом 1940 г. был командиром эскадрильи 148-го ИАП, в составе которого принял участие в советско-финляндской войне. В 1941 г. ему присвоили звание майора, и к лету назначили командиром 236-го ИАП. В 1941 г. ему присвоили звание майора, и к лету назначили командиром 236-го ИАП. Участник ВОВ с первого дня. Весной и летом 1942 года воевал под Москвой, Воронежем, в конце года на Сталинградском фронте, затем на Северо-Кавказском фронте. В ноябре 1942 г. получил звание подполковника. Командовал полком до февраля 1943 г. Затем, был назначен на другую должность. За период ВОВ лично сбил 2 самолёта Ме-109, оба в период боёв за Сталинград. Награждён орденами и медалями. После окончания войны продолжал служить в авиации. Уволился в запас в звании полковника.

5. АНТОНОВ ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Родился 2 марта 1910 г. в с. Лебедянь Липецкой обл. в семье крестьянина. Работал народным учителем. В звании лейтенанта Е. Антонов служил командиром звена 35-й ИАЭ 56-й ИАБ Киевского ВО. С 31 мая 1937 г. по 28 января 1938 г. добровольцем участвовал в национально-революционной войне испанского народа. Был командиром звена, а затем и командиром 1-й эскадрильи И-15. Некоторое время Евгений Антонов летал ведомым у Анатолия Серова. 26 августа 1937 г. эскадрилья А.К. Серова в районе Вильямайора перехватила несколько самолётов Не-45 из националистской группы 6-G-15, прикрытых итальянцами из 20-й эскадрильи группы Asso di Bastoni. Серову и его товарищам удалось без потерь сбить 3 вражеских самолёта. Евгений Антонов сбил ведущий "Хейнкель", экипаж которого выпрыгнул с парашютом и попал в плен ( пилот - командир группы Хосе Перес Прада [Jose Perez Prada] и штурман Сальывдор Бланко Роман [Salvador Blanko Roman]). Раненый Перес Прада был доставлен в госпиталь, где спустя некоторое время умер. Сбил в Испании 4 самолёта. Совершил 180 боевых вылетов. Награждён орденами Ленина (2.03. 1938 г.) и Красного Знамени (3.11. 1937 г.). После возвращения из Испании служил лётчиком-инспектором в Лётной инспекции ВВС. Наряду со службой в боевых частях, входил в состав особой "красной пятёрки" истребителей И-16, предназначенной для показа фигур высшего пилотажа во время парадов и праздников. В должности зам. командира отдельной авиагруппы по истребительной авиации участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг., после которой вернулся в ЛИ ВВС. В 1941 г. ему присвоили звание майора. Участник ВОВ. Был лётчиком-инспектором Главной инспекция ВВС, помогал лётчикам боевых частей осваивать новые истребители МиГ-3, Як-1 и другие. В 1942 г. получил звание подполковника. 28 июня 1942 г. погиб в авиакатастрофе при испытании нового модернизированного истребителя Як-1 в районе Москвы.   

6. АПЛЕСНИН (Аплексин) ГРИГОРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ – авиатехник, ПОГИБ.

Родился в 1909 (1910) г. в селе Емаши Белокатайского р-на в Башкирии. В Красной Армии с 1932 г. Окончил авиашколу техников. Присвоено звание воентехника 2-го ранга (военинженера 2-го ранга). В Испании в 1937 г. в качестве техперсонала республиканской авиации. 23 июля 1937 г. был тяжело ранен осколком бомбы во время налёта вражеской авиации на аэродром Кампореаль. Умер 28 июля и был похоронен на кладбище г. Мадрида. Награждён орденом Красного Знамени - 11.11.1937 г., орденом Красной Звезды - 21.06.1937 г.

7. АЛЕКСЕЕВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – танкист, ПОГИБ, имеется фото.

Родился в 1912 г. в селе Ивантеевка Пушкинского р-на Московской обл. Русский. Сестра - Алексеева А.В. В звании младшего командира служил в танковых войсках. С декабря 1936 г. участвовал в боевых действиях на территории Испании, был башенным стрелком танка Т-26. Погиб в бою 12 (17) февраля 1937 г. в районе горы Пингаррон возле р. Харама, при попадании вражеского снаряда в танк. Ст. лейтенант Алексеев Н.В. награждён орденами Красного Знамени - 04.07.1937 г. и Красной Звезды - 02.01.1937 г.

8. АСТАХОВ СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ – лётчик, ПОГИБ.
 
Родился в 1913 г. в г. Петровск Саратовской обл. Русский. В Красной Армии - с 1931 г. Член ВКП(б). В звании лейтенанта служил командиром звена в 33-й истребительной авиаэскадрилье 142-й истребительной авиабригады Белорусского ВО. За образцовое выполнение боевого задания был удостоен благодарности и награждён ценным подарком (пр. НКО № 01782 от 11.06. 1936 г.). В Испании с 31 мая по 26 июля 1937 г., был пилотом истребителя И-16. Погиб в авиакатастрофе 26 июля 1937 г., когда во время облёта его самолёт, предположительно, из-за разрушения крыла, не смог выйти из штопора. Вместе с самолётом летчик упал на землю в районе Теруэля и погиб. Похоронен на городском кладбище Мадрида. Награждён орденом Красного Знамени - 02. 03. 1938 г.

9. АХМАТОВ ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ - ПОГИБ в Испании.
Оренбургская обл. Красноармеец. Других данных нет.


10. БОБРОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ – лётчик 2-й аэ 21-аг. Имел несколько личных побед; по другим данным, всего побед 13 лично и 4 в группе, имеется фото.
 
Родился 11 июля 1915 г. в Луганске, в семье рабочего. В 1930 г. окончил 10 кл. и, с января 1931 г. по декабрь 1932 г. учился в школе ФЗУ при заводе № 60. Затем, до августа 1934 г. работал литейщиком и слесарем - бригадиром на Луганском паровозостроительном заводе. С 19 августа 1934 г. стал служить в Красной Армии и учиться в 11-й Ворошиловградской военной школе лётчиков имени Пролетариата Донбасса. После окончания школы в ноябре 1936 г., в звании лейтенанта служил младшим лётчиком в 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского ВО. Бобров В.И. - один из лучших советских лётчиков-истребителей, сбивший в двух войнах более 60 вражеских самолётов, но по непонятным причинам так и не ставший при жизни Героем Советского Союза. Непросто найти второго такого лётчика, в чьей лётной книжке ВОВ обозначилась бы более полно: он воевал на 6 фронтах, командовал двумя прославленными Гвардейскими полками. Сбив неприятельский истребитель в небе Прибалтики ранним утром 22 июня 1941 г., последнюю победу одержал над Прагой 9 мая 1945 г. в 12 час. 40 мин. Воспитал 31 Героя Советского Союза, а сам при жизни так и не получил этого неоднократно заслуженного звания. Своё боевое крещение Владимир Бобров получил, когда ещё пламя войны не бушевало над нашей Родиной. Он был одним из многих лётчиков-добровольцев, мужественно сражавшихся с фашистскими пилотами в небе Испании. 25 нашим добровольцам, прибывшим в середине последней декады марта 1938 г. на пароходе «Кооперация» (под командованием В.Ф. Родина), засиживаться не пришлось. Время торопило: противник безнаказанно бомбил мирные города и сёла, убивая ни в чём не повинных людей.

Командование Народного фронта вместе с советскими представителями сразу же знакомили лётчиков с наземной и воздушной обстановкой и после коротких тренировок на боевое применение срочно отправляли на фронт. На долю пилотов группы Родина пришлось особенно много боевых вылетов. Во многих неравных воздушных схватках выходили они победителями. Лейтенант В. Бобров (псевдо «Вольдемар Борисовский»), как и другие советские лётчики, имел хорошую лётную и воздушно-стрелковую выучку, быстро освоился с фронтовой жизнью и вместе с испанскими лётчиками с первых же воздушных боёв активно включился в работу эскадрильи. Его самолёт всё чаще появлялся во фронтовом небе, а сам он не знал страха перед «Мессерами» и «Фиатами». Владимир на большой скорости врывался в боевые порядки «Юнкерсов», обстреливая их из пулемётов. В один из таких вылетов эскадрилья истребителей на высоте 2 тыс. м приближалась к линии фронта. Внизу, объятая огнём бесчисленных пожаров, простиралась израненная многострадальная земля Испании. Ведущий группы подал сигнал, покачивая самолёт с крыла на крыло, увеличил скорость полёта и пошёл с набором высоты, увлекая за собой всех лётчиков группы. Впереди шла большая группа «Фиатов». Скорее на перехват! Каждый лётчик жаждал встречи с врагом. Через пару минут столкнулись две силы, завязался ожесточённый воздушный бой. И вот падает один «Фиат», объятый пламенем, за ним другой... В этом бою было сбито 7 итальянских самолётов, одну из побед записал на свой личный счёт и В.И. Бобров. В нашей эскадрилье был подбит один самолёт, который под прикрытием своих товарищей благополучно дотянул до аэродрома и произвёл посадку.

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2019/03/14/2210


Рецензии