Ч. 49 Провал операции Wunderland

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/03/12/1134

Отстреливаться от тяжёлого крейсера из зенитных орудий можно было только для собственного морального удовлетворения, реального толку никакого. Тем не менее, советские моряки сдаваться не собирались.

На Диксоне получили радиограмму: «К нам приближается вражеский корабль, мы будем сражаться». Затем мощный радиопередатчик немецкого крейсера забил волну, по которой шли переговоры Качаравы с Диксоном, но на острове уже правильно оценили обстановку.

Все арктические станции немедленно получили предупреждение руководства: «Фашистский линкор в Карском море. Ледокол Сибиряков атакован. Все суда должны немедленно прекратить радиопередачи».

Опытные и хорошо обученные артиллеристы крейсера «Admiral Scheer» сразу взяли пароход «Александр Сибиряков» в вилку. Есть такой артиллерийский термин, когда один залп делается с перелётом, второй - с недолётом. А вот третий залп будет точно по цели.

Каждый снаряд из орудия, которым вели огонь по «Александру Сибирякову», весил 305 кг. Когда он попал в кормовое орудие парохода , от того мгновенно ничего не осталось, как и от всех артиллеристов, а также от людей, находившихся поблизости. Палуба была вся разворочена.

Ещё один снаряд попал в носовую часть. Осколки пробили бочки с бензином, вспыхнуло пламя, горящий бензин стал разливаться по палубе. Командир  парохода был тяжело ранен и потерял сознание.

Ещё один снаряд разорвался в машинном отделении. Пароход стал заполняться водой. Командование кораблём принял на себя комиссар Элимелах Зелик Абрамович. Он приказал всем покинуть корабль.

Хочу, чтобы меня правильно поняли. Невозможно уменьшить подвиг моряков, вступивших в бой с врагом без всяких шансов остаться живыми. Но некоторым авторам показалось, что этого мало, и они добавили собственные выдумки.

Давайте представим себе обстановку: полыхают и взрываются бочки с бензином, кричат и стонут раненные, ревут перепуганные уцелевшие коровы и воют собаки, палуба разворочена, завалена обломками.
 
Если верить таким авторам, то в том огненном аду на верхней палубе, оставшиеся в живых чинно ожидали посадки в единственную уцелевшую шлюпку. Как на самом деле проходила посадка в шлюпку, почему в ней оказался только один раненый, командир парохода, мы не знаем и никто нам уже не расскажет.

Одни фантасты пишут, что старший механик Николай Григорьевич Бочурко, выполняя приказ командира корабля, открыл кингстоны. Каким образом, да и зачем нужно было открывать кингстоны тонущего корабля, внутренние помещения которого уже были заполнены водой?

Другие рассказывают, что на пароходе остались только два человека: комиссар и старший механик, стоявшие рядом на палубе. Они хотели погибнуть вместе с пароходом. Третьи утверждают, что старший механик геройски погиб, когда открывал кингстоны.

Четвёртые расписывают, как остальные, в том числе и раненые, не хотели спасаться, а предпочли погибнуть вместе с пароходом. Цитирую: «Но большинство отказалось от спасения – из 104 членов команды немцы подобрали лишь 22 чел.
Многие остались на тонущем «Сибирякове» и погибли вместе с судном».

В том, что раненые остались на пароходе сомнений нет, но зачем это преподносить, как их собственный выбор.

Немцы спустили с крейсера катер, направившийся к месту гибели парохода. К самому пароходу он подходить не стал. В немецких изданиях говорится, что командир крейсера принял все меры к спасению людей.

Мне представляется это сомнительным, потому что в некоторых материалах упоминается, что плававших в воде, немцы на борт катера не брали.

Когда катер приблизился к шлюпке, кочегар Матвеев метнул топор в немецкого офицера. Не попал, и был застрелен. Немцы заставили всех перейти на катер и доставили их на крейсер. Результатами допроса моряков капитан цур зее Мендсен-Болкен остался недоволен.

Немцы выяснили только название парохода, пункт назначения и другие сведения, не представлявшие для них важности. «Александр Сибиряков» следовал самостоятельно, поэтому никакими сведениями о конвоях взятые в плен моряки не располагали.

Среди пленных находился руководитель будущей полярной станции Золотов. Но и он оказался немцам бесполезен, потому что по специальности был не метеорологом, а геологом, и ничего путного о погодных условиях рассказать не мог.
 
По немецким сведениям из 131 человека на борту парохода в живых осталось 28. В отечественных изданиях цифры пляшут, они самые разные. Когда крейсер вернулся в базу, пленных передали соответствующим немецким службам.
 
Их содержали в фашистском концлагере Штуттхоф в 37 километрах от Гданьска. Освободили узников советские танкисты. Потом моряки прошли проверку в советском лагере. После проверки всем, в том числе и капитану, разрешили работать на гражданских судах.

В немецких изданиях сказано, что радиста Шершавина после допросов расстреляли за два месяца до прихода советских войск. Кто-то на него донёс, что он собирался бежать. Радист, наверняка, собирался совершить побег не один, но он никого не выдал.

О подвиге экипажа парохода «Александр Сибиряков» стало широко известно только годы спустя после войны, во время хрущёвской оттепели. Тогда посмертно наградили несколько человек. Капитана наградили орденом Боевого Красного Знамени.

В те же годы мы впервые  узнали и о героических защитниках  Брестской крепости.

Теперь, когда крейсер лишился своего главного преимущества, скрытности, его командир направил корабль к важной базе Северного морского пути на острове Диксон. Там успели подготовиться и встретили немцев огнём береговой батареи и артиллерии с пароходов «Дежнев» и «Революционер».

Секретные документы и семьи зимовщики заблаговременно отправили на нартах в тундру. Командир крейсера руководствовался старыми английскими картами и опасался посадить корабль на мель, поэтому близко в острову подходить не стал.
 
Он мог высадить десант из 230 человек, но тоже не стал этого делать, предполагая потери десантных судов от артиллерийского огня гарнизона острова, тем более  Мендсен-Болкен был уверен, что ценные материалы многолетних наблюдений за ледовой обстановкой, температурой и другие секретные сведения, зимовщики успели хорошо спрятать.

Поэтому крейсер, уничтожив на острове несколько построек и нанеся повреждения пароходам, взял курс на возвращение в свою базу в Нарвик.

Так окончилась полным провалом немецкая операция «Wunderland», благодаря мужеству моряков «Александра Сибирякова»  и цепи случайностей, помешавших немцам реализовать свой план.
 
Конвои благополучно прибыли к месту назначения, ледоколы немцам уничтожить не удалось, ценную метеорологическую документацию, за которой охотились, не получили, Северный морской путь продолжал действовать.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/19/1242


Рецензии
Помню, читал в детстве героическую книжку о "Сибирякове". Благодарю за рассказ-исследование о том сражении. А много моряков "Сибирякова" дожили до окончания войны? С уважением.

Александр Алексеенко 2   16.03.2019 18:53     Заявить о нарушении
12 человек дожили до окончания войны.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   18.03.2019 13:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.