Ч. 49 Провал операции Wunderland
Отстреливаться от тяжёлого крейсера из зенитных орудий можно было только для собственного морального удовлетворения, реального толку никакого. Тем не менее, советские моряки сдаваться не собирались.
На Диксоне получили радиограмму: «К нам приближается вражеский корабль, мы будем сражаться». Затем мощный радиопередатчик немецкого крейсера забил волну, по которой шли переговоры Качаравы с Диксоном, но на острове уже правильно оценили обстановку.
Все арктические станции немедленно получили предупреждение руководства: «Фашистский линкор в Карском море. Ледокол Сибиряков атакован. Все суда должны немедленно прекратить радиопередачи».
Опытные и хорошо обученные артиллеристы крейсера «Admiral Scheer» сразу взяли пароход «Александр Сибиряков» в вилку. Есть такой артиллерийский термин, когда один залп делается с перелётом, второй - с недолётом. А вот третий залп будет точно по цели.
Каждый снаряд из орудия, которым вели огонь по «Александру Сибирякову», весил 305 кг. Когда он попал в кормовое орудие парохода , от того мгновенно ничего не осталось, как и от всех артиллеристов, а также от людей, находившихся поблизости. Палуба была вся разворочена.
Ещё один снаряд попал в носовую часть. Осколки пробили бочки с бензином, вспыхнуло пламя, горящий бензин стал разливаться по палубе. Командир парохода был тяжело ранен и потерял сознание.
Ещё один снаряд разорвался в машинном отделении. Пароход стал заполняться водой. Командование кораблём принял на себя комиссар Элимелах Зелик Абрамович. Он приказал всем покинуть корабль.
Хочу, чтобы меня правильно поняли. Невозможно уменьшить подвиг моряков, вступивших в бой с врагом без всяких шансов остаться живыми. Но некоторым авторам показалось, что этого мало, и они добавили собственные выдумки.
Давайте представим себе обстановку: полыхают и взрываются бочки с бензином, кричат и стонут раненные, ревут перепуганные уцелевшие коровы и воют собаки, палуба разворочена, завалена обломками.
Если верить таким авторам, то в том огненном аду на верхней палубе, оставшиеся в живых чинно ожидали посадки в единственную уцелевшую шлюпку. Как на самом деле проходила посадка в шлюпку, почему в ней оказался только один раненый, командир парохода, мы не знаем и никто нам уже не расскажет.
Одни фантасты пишут, что старший механик Николай Григорьевич Бочурко, выполняя приказ командира корабля, открыл кингстоны. Каким образом, да и зачем нужно было открывать кингстоны тонущего корабля, внутренние помещения которого уже были заполнены водой?
Другие рассказывают, что на пароходе остались только два человека: комиссар и старший механик, стоявшие рядом на палубе. Они хотели погибнуть вместе с пароходом. Третьи утверждают, что старший механик геройски погиб, когда открывал кингстоны.
Четвёртые расписывают, как остальные, в том числе и раненые, не хотели спасаться, а предпочли погибнуть вместе с пароходом. Цитирую: «Но большинство отказалось от спасения – из 104 членов команды немцы подобрали лишь 22 чел.
Многие остались на тонущем «Сибирякове» и погибли вместе с судном».
В том, что раненые остались на пароходе сомнений нет, но зачем это преподносить, как их собственный выбор.
Немцы спустили с крейсера катер, направившийся к месту гибели парохода. К самому пароходу он подходить не стал. В немецких изданиях говорится, что командир крейсера принял все меры к спасению людей.
Мне представляется это сомнительным, потому что в некоторых материалах упоминается, что плававших в воде, немцы на борт катера не брали.
Когда катер приблизился к шлюпке, кочегар Матвеев метнул топор в немецкого офицера. Не попал, и был застрелен. Немцы заставили всех перейти на катер и доставили их на крейсер. Результатами допроса моряков капитан цур зее Мендсен-Болкен остался недоволен.
Немцы выяснили только название парохода, пункт назначения и другие сведения, не представлявшие для них важности. «Александр Сибиряков» следовал самостоятельно, поэтому никакими сведениями о конвоях взятые в плен моряки не располагали.
Среди пленных находился руководитель будущей полярной станции Золотов. Но и он оказался немцам бесполезен, потому что по специальности был не метеорологом, а геологом, и ничего путного о погодных условиях рассказать не мог.
По немецким сведениям из 131 человека на борту парохода в живых осталось 28. В отечественных изданиях цифры пляшут, они самые разные. Когда крейсер вернулся в базу, пленных передали соответствующим немецким службам.
Их содержали в фашистском концлагере Штуттхоф в 37 километрах от Гданьска. Освободили узников советские танкисты. Потом моряки прошли проверку в советском лагере. После проверки всем, в том числе и капитану, разрешили работать на гражданских судах.
В немецких изданиях сказано, что радиста Шершавина после допросов расстреляли за два месяца до прихода советских войск. Кто-то на него донёс, что он собирался бежать. Радист, наверняка, собирался совершить побег не один, но он никого не выдал.
О подвиге экипажа парохода «Александр Сибиряков» стало широко известно только годы спустя после войны, во время хрущёвской оттепели. Тогда посмертно наградили несколько человек. Капитана наградили орденом Боевого Красного Знамени.
В те же годы мы впервые узнали и о героических защитниках Брестской крепости.
Теперь, когда крейсер лишился своего главного преимущества, скрытности, его командир направил корабль к важной базе Северного морского пути на острове Диксон. Там успели подготовиться и встретили немцев огнём береговой батареи и артиллерии с пароходов «Дежнев» и «Революционер».
Секретные документы и семьи зимовщики заблаговременно отправили на нартах в тундру. Командир крейсера руководствовался старыми английскими картами и опасался посадить корабль на мель, поэтому близко в острову подходить не стал.
Он мог высадить десант из 230 человек, но тоже не стал этого делать, предполагая потери десантных судов от артиллерийского огня гарнизона острова, тем более Мендсен-Болкен был уверен, что ценные материалы многолетних наблюдений за ледовой обстановкой, температурой и другие секретные сведения, зимовщики успели хорошо спрятать.
Поэтому крейсер, уничтожив на острове несколько построек и нанеся повреждения пароходам, взял курс на возвращение в свою базу в Нарвик.
Так окончилась полным провалом немецкая операция «Wunderland», благодаря мужеству моряков «Александра Сибирякова» и цепи случайностей, помешавших немцам реализовать свой план.
Конвои благополучно прибыли к месту назначения, ледоколы немцам уничтожить не удалось, ценную метеорологическую документацию, за которой охотились, не получили, Северный морской путь продолжал действовать.
Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/19/1242
Свидетельство о публикации №219031401182
Александр Алексеенко 2 16.03.2019 18:53 Заявить о нарушении
С уважением
Владимир
Владимир Врубель 18.03.2019 13:29 Заявить о нарушении