Вера и дела
Существует мнение, что для того, чтобы спастись, нужны как вера, так и дела, и никто не может быть спасённым по вере без дел или по делам без веры. В этом случае получается, что спасение на 50% зависит от веры и на 50% - от дел. Но на самом деле это не так, Библия говорит, что спасение даётся по вере, и ничего, кроме веры, не требуется. Фраза «вера без дел мертва» говорит о мёртвой вере, то есть, о маловерии, которое препятствует спасению. Здесь нет ни единого слова о том, что не совершённые дела – помеха спасению, именно вера мертва, и эта мёртвая вера не может спасти человека. В Библии нет ни одного места об оправдании делами, или делами вместе с верой. В таком случае логично задать вопрос: а можно ли спастись, не совершая полезных дел? Этот момент надо рассмотреть подробнее.
***
На страницах Библии мы встречаем слова: «вера твоя спасла тебя». Иисус хвалит тех, кто совершил какое-то полезное дело, но всегда хвалит не за само дело, а за веру. Иисус как-бы не видит то, что делают люди, хотя не видеть нельзя, но хвалит только веру. И в беседе с апостолами сами апостолы просят увеличить в них веру, что, разумеется, невозможно, и поэтому Иисус упрекает их в маловерии. То есть, Он не говорит о том, что надо сделать много разных вещей, как, например, пост, молитва, благотворительность, а говорит лишь о недостатке веры. Здесь логично задать вопрос: если дела, каким-то образом, нужны, то почему они не оправдывают?
***
Если, к примеру, человек совершил какое-то действие, полезное другим, или для изменения себя, то это действие, каким-то образом, приближает человека к Богу. К примеру, если человек вынес кого-то из пожара, то это говорит о том, что он верил, что это было нужно. Если бы он считал, что оно того не стоит, то поступок не был бы совершён. То есть, мы видим, что дела являются внешним проявлением дел, примерно как термометр отражает погоду, но не делает её. Если погода стоит тёплая, и много дождей, то будет урожай, но при этом термометр никто не хвалит – он всего лишь слепое орудие погоды. Точно также дела являются отразителем веры, примерно как кинескоп передаёт фильм.
***
Возникает вопрос: если дела отражают веру, то без дел спастись невозможно? Но здесь многое зависит от возможностей. К примеру, богатый человек может заниматься благотворительностью, а бедный – нет. Значит ли это, что богатому легче спастись? Или, если человек был парализован, и в этом состоянии уверовал, но не смог совершить ни одного полезного дела, то будет ли он спасён? Здесь нужно обратить внимание на слово «дело», если дело – это действие, то действием является как действие физическое, так и умственное. Поэтому, если человек в мыслях обратился ко Христу, но не смог что-либо сделать полезное, он всё равно будет спасён, так как спасает вера, а не дела. Но, с другой стороны, если человек имел все возможности заниматься благотворительностью, и не делал этого, то он не будет спасён. И не будет спасён он вовсе не потому, что не сделал что-то полезное, а потому что не верил, что это нужно. Всё, что требуется от человека – верить, что ему крайне необходимо приносить пользу другим и менять своё внутреннее состояние. Человеку не требуется «творить добрые дела», а требуется лишь верить, что это необходимо. Но тогда, разумеется, если он верит в необходимость, то он и делает что-то полезное. И получает похвалу за то, что верит. Что касается внутреннего состояния, то речь идёт, прежде всего, о молитве и посте. Их смысл в том, чтобы человек стал другим и имел прямой канал с Богом. Если же допустить, что человек был воспитан в атэистической среде, и при этом насмотрелся негатива про священников на Ютубе, то он находится под сильным внешним воздействием. Но, желая, чтобы другие люди вразумлялись, он будет всячески пытаться понять людей, которые не разделяют идей атэизма. И, таким образом, он будет соответствовать всем признакам человека «верящего». Поэтому сказано: человек спасается верой. Верой – во что? – Не сказано ничего. Потому что ничего и нет. Не играет никакой роли во что верить, можно верить во что угодно. Это говорит Библия, но, как ни странно, даже священники и многие епископы этого не знают. Они её читали, и изучали на греческом языке, но смысл так и не дошёл. А жаль. Те же, кто понял всё правильно, думаю, есть, но они никак не обозначены.
***
Недавно я озвучил эту концепцию спасения по вере на Фэйсбуке, пару человек похихикали, и всё замолкло. Сейчас это никому не интересно. Многие приводят какие-то фразы из Библии, но не понимают их смысл. Даже фраза «вера без дел мертва» понимается в таком смысле, что кто не творит добрых дел – не может быть спасён. Дела становятся чем-то вроде условия для спасения. Но на самом деле, дела – это зеркало веры, вера – это тот, кто смотрит в зеркало, а дела – это то, что в нём отражается. Выражение «каждому будет по делам его» означает спасение всех вообще людей, глядя на их дела – полезные или вредные, но эти дела – всего лишь зеркало веры. И это не дела физические, а «действия», в том числе и мысленные. Всё, что мы делаем, рождается из мысли – сначала мы думаем, затем говорим, что не всегда обязательно, и только потом делаем. Если же мы произвели правильную мысль, но не смогли сделать ничего полезного, то эта мысль отражается в зеркале, и происходит спасение. То есть, не мысль отражается, а сама эта мысль является отражением веры. Если кто-то умирает от голода, а у тебя есть 1000 рублей, и ты намерен помочь ему, то ты получаешь спасение не в тот момент, когда голодный уже наелся, а в тот момент, когда ты только решил оказать помощь. Ты ещё не совершил дело, а уже спасён. Спасло решение, а не дело. Из этого примера видно, что никакие дела сами по себе спасти не могут. С другой стороны, если человек делает много полезных дел, то возникает вопрос: а можно ли считать, что он уже спасён? Но как мы можем судить о человеке по его делам? Спасает вера, а веру увидеть глазом нельзя, можно лишь увидеть дела и узнать мысли человека. Поскольку вера совершенно невидима и неопределима, то мы должны относиться ко всем одинаково, а не по-разному. Но, по факту, выходит так, что к священникам люди относятся с таким подходом, будто они уже не только спасены, но и приближены к Богу. Это крайне неверно. Я ценю в людях искренность, сосредоточенность, прямолинейность, ясность мыслей, готовность идти до конца и честность. Честный священник прямо скажет, что у него нет ответа на такие-то вопросы, нечестный будет увиливать, наводить туман, или пристреливаться к вопросу. Всё это мне приходилось наблюдать, и многое не радует. Есть вещи, которые не достигают мозг простолюдина и священного, и эти вещи простые, понятные и не новые. Но для них это чуждо.
***
14.03.19
Свидетельство о публикации №219031401251