Янайдаровы, Енодаровы

Янайдаровы
Енадаровы
Енодаровы
Енадыровы


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только, как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Список татарских княжеских родов России.

***

Статья № 1126. Пункт № 3. предписывал содержать списки Департаменту Герольдии Правительствующего Сената: Список князьям и мурзам татарского происхождения, восстановленным в прежнем их достоинстве[3][4].

На основании этих списков официально на 1892 год утверждены в достоинстве татарских князей следующие рода:

Фамилии княжеские

В список вошли фамилии татарских родов, которые в царских жалованных грамотах, служебных и других официальных документах именовались князьями, но официально не утверждены:

Фамилии княжеские:

2. Князья Енадаровы[6]

13. Князья Енодаровы[6]

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Янгильдей Енадаров

***

Кроме князя Аклыча, известны ещё имена свияжских татар находившихся в Переяславле-Рязанском — это

Енбулат князь Бекшеев,

Янгильдей Енадаров,

Балтас Енмедерев,

Ишей мурза Булатов,

Явгостя Урманаев.

Они прибыли в Москву к царю с челобитной о незаконных поборах, в которой отметили свои бывшие заслуги: «были мы холопи твои на твоей царьской службе в Переяславле Рязанском с твоим государевым воеводою с Мироном Ондреевичем Вельяминовым и ходили за Ивашком Заруцким и многие смутные городы привели к тебе государю» [109].

http://www.tatargen.ru/revolt.html




Янайдаровы

***

В родстве с родом Ризаэтдина Фахретдинова. Родоначальник рода служилый татарин Янгильда Янайдар, чей сын Янзигит по переписной книге Ивана Аничкова 1646 – 1652 гг. являлся одним из наиболее крупных татарских феодалов Свияжского уезда. Его поместные земли (всего свыше 560 четвертей пашенной поместной и «примерной сверх дач и свыше 140 дес./2865 копен) сенокоса) располагались в деревнях Малый Бурундук, Малый Кошман, Большие Кайбицы, Багишево (ныне Апастовский и Кайбицкий районы РТ), «деревня, что была пустошь Тегеняб», пустоши на речках Ерыкле и Юмаш, с. Янгилдино. В них за ним было записано 38 крестьянских дворов. В его же владении находились рыбные ловли и другие угодья по Волге[1]. Служилые татары Я. в ХVIII в. проживали в д. Багишево Свияжского уезда. По переписи 1747 г. в этой деревне показаны уфимский переводчик Шафей Дмитриев Я. с сыном Абдрешитом. Здесь же проживали их дворовые люди (всего 26 душ) и 55 душ башкир, которые были отданы ему во владение во время его службы переводчиком при Оренбургской комиссии. Ранее, в декабре 1741 г. за «верную и ревностную службу» Ш. Янайдарова начальник Башкирской комиссии Л. Я. Соймонов «учинил в подпоручицкой клас». В 1681 г. среди кадомских служилых татар показан Сеит мурза Арсланов сын князь Янайдаров. Кроме того, мурзы Я. в начале ХVIII в. отмечены в д. Виряс Темниковского уезда.

Фамилия мурз Я. встречается в ХVIII в. также среди новокрещеных жителей деревень Верхние Казыли и Балчиклы Казанского уезда[2]. По преданиям, предок рода Я. Кармыш баба переселился в Свияжский у. из Тетюшей. Отец Кармыша Нурыш, по этим же преданиям, был царским (ханским) сыном. Представителем этого рода служилым татарином Бакшандой Нурушевым была основана в 1620 г. д. Бакшанды (ныне Сабинский район РТ)[3]. За ним числилось пашенной земли 237 четвертей, 15 десятин леса, 67,5 дес. сенокосных угодий. Его денежный оклад составлял 20 рублей. Кроме того, Бакшанда Нурушев взимал ясак с марийской волости Нали Кукмор. В 20-х годах ХVII в. Бакшанда Нурушев брал с волости Нали Кукмор, в которой находилось 99 дворов «дорогильные пошлины 14 рублей, 18 алтын 2 деньги, с двора по 5 алтын, да с тех же дворов емлет со свадеб кунишную пошлину»[4]. Помимо этого, Б. Нурушев совместно с Камаем мурзой Смеляновым владел д. Урсек Казанского уезда (ныне с. Большое Русаково Кайбицкого района РТ). По поводу этой деревни Б. Нурушев показал, что принадлежащей ему половиной деревни прежде владели его дед Урсек и отец Нуруш. Известно также, что первым владельцем этой земли был князь Ертуш, видимо, еще один предок Б. Нурушева[5]. Одну из родословных линий Я. сохранившихся в фонде Ризы Фахретдина в Петербургском архиве приводит М.И. Ахметзянов по д. Берлебаш (ныне Кайбицкий район РТ): Кармыш – Янгилде – Янзигит – Суки (Шафей) – Дмитрий – Усман – Махмут – Валиша – Сагдетдин – Шамсутдин[6]

[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 433. Л. 79–80, 81 об., 84–86 об., 104–104 об., 200 об.
[2] АВПРИ. Ф. 108. Оп. 1. Д. 3 (1736 г.). Л. 2; РГАДА. Ф. 248. Оп. 5. Д. 261. Л. 827; Ф. 350. Оп. 2. Д. 1085. Ч. 2; Д. 3561. Л. 16 об; Ф. 1122. Оп. 1. Д. 1024; История Татарии в документах и материалах. М., 1937. C. 177.
[3] Ахметзянов М. Татарские шеджере. С. 42.
[4] Перетяткович Г.И. Поволжье в ХVI и начале ХVIII веков. Очерки из истории колонизации края. Одесса, 1882. С. 184.
[5] Степанов Р.Н. К вопросу о служилых и ясачных татарах// Сборник аспирантских работ. Казань, 1964. С. 59–60.
[6] Ахметзянов М.И. Ногайская орда: историческое наследие татарского народа (на татарском языке). Казань, 2002. С. 290.
http://ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/yanaydarov





Янайдаровы

***

Дв. Ишейко Аскарин з детьми, с Усмаметком да с Емейком да з Друсмаметком, да у него ж сосед бобыль Атуганко горние стороны.
Дв. Ишмаметко Карышев.
Дв. Досайко да Урасайко да Келейко Шанчюрины дети.
Дв. Ишейко Янайдаров з детьми, с Утейком да с Уразмаметком да с Ахмаметком да с Московком. 
Дв. вдова Оленка Власьева дочь с сыном с Логинком Клементиевым, живет во дворничестве у служилого мурзы князь Камаева сына Смиленева. 

Дворы слобоцких татар, которые служат с посадцкими людьми: 
Источник: zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой






Янайдаровы

***

Основной обязанностью служилых татар была военная служба.
Во многих челобитных служилых татар упоминается об их ратной деятельности.
Так, в челобитной свияжцев Янгильды Янайдарова и Бакрачя Янчурина говорится,
что «служат-де они государевы всякие службы: зимние и летние — и неметские, и литовские, и черемиские, и сибирские».

От служилых татар к татарскому дворянству / Габдуллин, Ильдус Рашитович- М., 2006. - 320 с.
https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=

***

Одну из родословных линий Янайдаровых сохранившихся в фонде Ризы Фахретдина в Петербургском архиве приводит М.И. Ахметзянов по д. Берлебаш (ныне Кайбицкий район Татарстана): Кармыш - Янгилде - Янзигит — Суки(Шафей) - Дмитрий - Усман - Махмут - Валиша - Сагдетдин - Шамсутдин .

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=

***

Янайдаровы. В родстве с родом Ризаэтдина Фахретдинова.
Родоначальник рода служилый татарин Янгильда Янайдар, чей сын Янзигит по переписной книге Ивана Аничкова 1646-1652 гг. являлся одним из наиболее
крупных татарских феодалов Свияжского уезда. Его поместные земли (всего
свыше 560 четвертей пашенной поместной и «примерной сверх дач и свыше
140 дес. (2865 копен) сенокоса) располагались в деревнях Малый Бурундук,
Малый Кошман, Большие Кайбицы, Багишево (нынеАпастовскийи Кайбиц-
кий районы Республики Татарстан), «деревня, что была пустошь Тегеняб»,
пустоши на речках Ерыкле и Юмаш, с. Янгилдино. В них за ним было записано
38 крестьянских дворов. В его же владении находились рыбные ловли и
другие угодья по Волге3.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=

***

Служилые татары Янайдаровы в XVIII в. проживали в д. Багишево Свияжского уезда.

По переписи 1747 г. в этой деревне показаны уфимский переводчик Шафей Дмитриев сын Янайдаров с сыном Абдрешитом. Здесь же проживали их дворовые люди (всего 26 душ) и 55 душ башкир, которые были отданы ему во владение во время его службы ереводчиком при Оренбургской комиссии. Ранее, в декабре 1741 г. за «верную и ревностную службу» начальник Башкирской комиссии Л. Я. Соймонов Шафея Янайдарова «учинил в подпоручицкой клас».

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=

***

Фамилия мурз Янайдаровых встречается в XVIII в. также среди новокрещеных
жителей деревень Верхние Казыли и Балчиклы Казанского уезда.

По преданиям, предок рода Янайдаровых Кармыш баба переселился в Свияжский уезд из Тетюшей.

Отец Кармыша Нурыш, по этим же преданиям, был царским (ханским) сыном. Представителем этого рода служилым татарином Бакшандой Нурушевым была основана в 1620 г. д. Бакшанды (ныне Сабинский район Республики Татарстан)5.

За ним числилось пашенной земли 237 четвертей, 15 десятин леса, 67,5 дес. сенокосных угодий.
Его денежный оклад составлял 20 рублей.
Кроме того, Бакшанда Нурушев взимал ясак с марийской волости Нали Кукмор.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=

***

В 1681 г. среди кадомских служилых татар показан Сеит мурза Арсланов сын князь Янайдаров. Кроме того, мурзы Янайдаровы в начале XVIII в. отмечены в д. Виряс Темниковского уезда.

***

Другим источником поступления крепостного населения для татарских
феодалов являлось право (указ за декабрь 1720 г.) брать к себе в крестьянство
попавшее в плен восставшее население того или иного региона, в том числе это
касалось самих же татарских феодалов. Этим положением, в частности, воспользовались
Тевкелевы и Янайдаровы.

***

Не отставали от мурз и князей известные служилые семьи Баишевых, Караевых и
Янайдаровых.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Янайдаровы

***

По данным же Мензелинской комиссии, помещикам было роздано 6309 женщин и детей3. Абсолютное большинство из них было окрещено. Лишь часть из них, оказавшаяся во власти татарских феодалов Янайдаровых и Тевкелевых, сохранила мусульманское
вероисповедание. Владельцы новых крепостных душ из татар и башкир, «приобщив
» их к христианству вывозила их во внутренние р-ны Российской
империи.

От служилых татар к татарскому дворянству / Габдуллин, Ильдус Рашитович- М., 2006. - 320 с.
https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Енадыровы

***

В 1700 г. служилый татарин из мурз Кадабердей Енадыров сын Чернеев был жалован за службу  «в разных походах и низовую службу... от великих государей саблею да пашенною землею в Синбирском уезде в деревне Старой Чекурской, 170 четей в поле, а в двух по тому ж с сенными покосы и со всеми угодьи».

Позднее, Чернеевы переселились из д. Старое Чекурское (ныне Дрожжановский район Татарстана) в д. Старые Ерыклы Чистопольского уезда5.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=


Рецензии