Уникум
Мой одноклассник Александр Хижняков обладал хорошей памятью. Он наизусть знал не только много стихотворений, но целые отрывки из каких-нибудь рассказов или романов.
Особенно его любила наша учительница литературы, а вдобавок ещё и гордилась, и при всяком удобном случае выставляла его напоказ, особенно, когда к нам в школу приходили именитые гости или комиссия из ГорОНО.
Помню он, как-то читал отрывок из повести про Маресьева, ну это лётчик, который во время войны раненый полз зимой по лесу и отморозил ноги, а потом на протезах продолжал летать.
Учительница вокруг него порхала, а Сашка был довольный собой, что производил на проверяющих большое впечатление, а те смотрели с умилением и шептались между собой : «Уникальный ребёнок».
А один гость важного вида так и сказал:
- Ну, ты уникум, если будешь продолжать в том же духе, то когда вырастишь, может, станешь чтецом или даже артистом.
Так к нему и прилипло погоняло – «уникум».
Правда, среди учащихся не все разделяли эту точку зрения. Наверное, некоторые просто завидовали чёрной завистью, говорят, что бывает ещё и – белая, но я думаю, что зависть – есть зависть, а от того какие последствия предпринимают завистники, она и получается различных цветов.
К примеру – Поганини, подпиливали струны в скрипке и набивали стекла в обувь – это чёрная, а придумывать всякие небылицы или эпиграммы писать с разными намёками – это белая.
Подростки в этом плане более прямолинейный и амбициозный народ. Каждый пытается выделиться, но не всем нравится, когда у кого-то это получается лучше других.
На эту тему даже есть старый анекдот: «Идёт разговор между двумя учениками:
- Вон наш отличник пошёл, сегодня по физике пятёрку получил. Давай ему наваляем.
А второй:
- А если, он нам наваляет?
- А, нам-то за что?»
Правда, у нас в классе и без него хватало одарённых учеников.
Вот мой приятель Юра и я рисовали стенные газеты, а наш преподаватель по рисованию и черчению говорил, мол, это будущие художники и периодически припахивал нас на оформление стендов и пособий для школы, но мы этому были только рады, потому, что нам доверяют взрослую работу.
А некоторых просто «жаба душила» и поэтому они начали тоже, что-то учить наизусть.
Помню, одноклассница Инна Давыдова даже большой отрывок из «Царя Солтана» выучила, а мой другой приятель Витька, так, тот оказался хитрее.
Он не стал зубрить всякие отрывки, а выучил пару рассказов А.П. Чехова.
И теперь, когда приезжал очередной гость из ГорОНО, то все наперебой начинали читать наизусть всякие произведения.
Ну и, конечно, в таком хоре желающих выступить Александр затерялся, и уже проверяющие, никого не выделяли, как уникальных детей, а хвалили учительницу за то, что она прививает любовь к литературе.
Александр захотел было дело взять реванш, и вызубрил целый монолог Хлестакова из комедии «Ревизор», но это не сработало. Его, правда, по привычке ещё называли уникум, но это уже было похоже на издёвку.
Вот наша одноклассница Марина Вишнивецкая, ничего, правда не учила, а про него даже стишок придумала:
Он «Ревизора» выучил всего,
любую сможет привести цитату.
Ума палата явно у него,
но жаль что это книжная палата.
То есть, тем самым намекая, что он конечно уникум, но всё равно, где-то есть изъян.
С той поры прошло немало времени мы закончили школу и разъехались кто-куда…
И вот как-то, встретив своего одноклассника Александра, мы начали вспоминать прежние времена. Я рассказал, что работаю художником, а приятель Юра – архитектором, а Марина, которая придумала эпиграмму, теперь известная поэтесса и писатель.
- А я закончил ХПИ, - сказал Сашка,- и работаю инженером по монтажу и наладке оборудования, - и вздохнув, добавил, - вот, интересно, если бы тогда все не кинулись учить всякие произведения наизусть, может и я бы стал чтецом или артистом.
Свидетельство о публикации №219031401872