Непреходящая сила искусства

Когда я начал анализировать фильмы, мне хотелось раскрыть секреты того, что скрыто в произведении искусства за внешними сюжетами. Когда же я понял, что искусство - это не только уроки нравственности и пропаганда идей построения здоровых взаимоотношений между людьми, то круг моих интересов стал расширяться. Музыка, живопись, литература - все виды искусства служат, оказывается, одной цели. И эта цель - показать связь человека с Богом. При этом, потеря связи влечёт за собой несчастья для человеческого существования, а движение к укреплению этой связи приводит к изменению судьбы человека, к обретению гармонии, ощущению полноты жизни и отсутствию страха за свою жизнь. Всё это демонстрирует искусство. Но это не означает, что автор произведения понимает все тонкости вселенских законов. Он скорее чувствует обострённо, на уровне своего подсознания, что происходит, если поместить человека в те или иные жизненные обстоятельства. Фактически, художника можно назвать интуитивным психологом. Он чувствует душу своего героя и способен увидеть, к каким проблемам могут привести те или иные движения души его пациента. Поэтому всё больший мой интерес стала вызывать не история кинематографа или история любого вида искусства, а тот механизм, через который искусство показывает нам законы развития человеческой души. Главным препятствием на пути освобождения души является наше животное начало. Это наше тело, наше сознание. Они крепко связаны с нашим земным существованием. Мы рабы своих инстинктов. А они, в основе своей, корыстны. Мы стремимся расширить и закрепить свою территорию, на которой должны действовать только наши интересы. Это одна сторона нашего естества, которая имеет непродолжительное существование длиной в одну жизнь. На второй чаше весов находится наша бессмертная душа, которая проходит сквозь множество жизней и состояний. Только душа связана непосредственно с Создателем, только она обладает способностью к единению со всем миром через чувство любви. Противоборство земного и небесного начал в нашем земном существовании есть главный конфликт, в котором либо начинает побеждать земное, и тогда человек страдает, получает груз проблем, болезней и разрушения своей судьбы, либо человек преодолевает своё земное притяжение, свою корыстность, и устремляясь к Богу, обретает радость и счастье прикосновения к Вечности. Внутренний конфликт человека и есть предмет искусства. Внешние конфликты с другими людьми служат отражением этого главного внутреннего конфликта. Конфликт не есть зло. Это механизм развития всего во Вселенной. Конфликт - это взаимодействие двух противоположностей, но которые не могут объединиться, слиться без выхода на новый уровень видения мира. Я уже приводил в одной из своих статей пример, когда два человека смотрят каждый из своего окна и не могут объединить свои картинки, потому что видят каждый только кусочек своего города. Каждый видит свой собственный двор. Но поднявшись над городом, они могут увидеть весь его целиком, и в этой картине у них будет одинаковое видение всего города, его общая панорама, а на ней двор каждого из них. Они будут видеть, как соотносится двор каждого из оппонентов между собой и с городом, т.е. они смогут определить положение каждого в городе. Карта города - это уже мозаичное панно его дворов, улиц, где каждый двор занимает своё уникальное место. Конфликт даёт возможность строить из разрозненных противоречивых пазлов наших мнений и принципов непротиворечивую мозаичную картину нашего мира. И процесс познания бесконечен. Мы каждый раз выходим на всё более высокий уровень, но затем за ним открываются новые уровни, о которых мы даже не догадывались. Это многоуровневая игра, где выход на следующий уровень связан с совершенствованием своей души. Боль, страдания необходимы нам как стимул для развития, для выхода на путь познания и развития. И об этом и повествует нам всё искусство, вся его история, все шедевры, созданные человечеством в разные периоды своего существования.

По этой причине я раньше писал статьи с анализом кинофильмов, давая им заглавия по названию фильма. Теперь же я стараюсь вынести в название ту или иную психологическую проблему, а анализ фильма является всего лишь иллюстрацией к теме, лабораторией по исследованию души человека и его судьбы. Основная задача - выявить закономерности между душевным состоянием героя и его последующей судьбой. По этой же причине я избегаю употреблять в статье слов "рецензия", "критический разбор". Я не оцениваю качество фильма или другого вида произведения. Я не стремлюсь разбирать талантливость игры актёров, использованные технические приёмы. Мне важна ткань произведения. Если художник, автор достаточно талантлив и честен перед самим собой, то он сам работает как исследователь. Он помещает своих героев в определённые обстоятельства, и наблюдает своим внутренним зрением за тем, что происходит. Это видение далеко от того, что называется реализмом в искусстве. Реализм - это подобие идеологии, пропаганда своего корыстного взгляда на жизнь. Логическое построение окружающего мира, его взаимосвязей и изображение того, во что поверил. Но это всегда фотография. Реализм - это попытка зафиксировать свой мир в виде догм, жёстких конструкций, отвергая право на это конструирование другими. Все современные религиозные конфессии, все научные школы базируются на главенстве и справедливости только своих концепций. И в этом их ограниченность. Если вы православный, то мир мусульманина вам враждебен, неприятен. Если вы материалист, то отрицаете внутреннюю жизнь верующего человека. Научные школы борются за непревзойдённость истин, провозглашённых их основателями. В этом состоит сложность и ограниченность понимания мира представителями науки и религии.

Искусство, обращаясь к миру чувств, образов, к интуитивному восприятию мира, способно сегодня не только подтвердить всё то, что было изложено устами пророков, но и дать ключ к пониманию этих текстов, изложенных притчевым языком. Большинство сюжетов произведений литературы и кино сводятся к библейским сюжетам, их поясняют, иллюстрируют. Через искусство легче понять сложные места Евангелий. Посмотрите фильмы Тарковского. Мы можем не понимать того, что там происходит. Но они действуют на нас своей какой-то внутренней силой, внутренней энергетикой. Мы чувствуем, а не знаем. Вот главное свойство искусства. Оно воздействует на наше подсознание, минуя наше сознание, минуя человеческую логику. Как бы коряво не писал Достоевский, как бы не ругали его за плохой литературный язык, но весь мир уже 150 лет заворожённо следит за его героями, за его сюжетами. Режиссёры ставят всё новые и новые фильмы, пытаясь разгадать то, что зашифровано в этих текстах. И в этом сила искусства. Оно не может умереть, пока живо само человечество.


Рецензии