Они воевали в Испании ч. 3

В один из дней, во время взлёта с аэродрома отказал мотор и самолёт Боброва врезался в автомашину-стартёр. Пилот был ранен, но вскоре вернулся в строй. 31 мая в районе Саррион в течение 35 минут происходил воздушный бой 22 И-15 и 22 - И-16, прикрывавших наземные войска, с 30 «Фиатами» националистов, сопровождавших 17 двухмоторных бомбёров. Было потеряно 3 И-15, но лётчики (все они - испанцы) остались живы. Один истребитель загорелся, у другого И-15 были перебиты тросы управления, пилоты спаслись на парашютах. Третий самолёт из-за неисправности двигателя произвёл вынужденную посадку на аэродром Саррион и был сожжён «Фиатом». Ещё один И-15 с остановившимся двигателем скапотировал при вынужденной посадке. Республиканскими лётчиками было заявлено о 10 сбитых «Фиатах», упавших в районе Саррион-Мора-де-Рубиелос. На одну победу претендует Андрей Степанов в паре с испанским лётчиком, на другую - В. Бобров. Наземные войска зафиксировали падение 14 самолётов, в том числе 4 республиканских. Националисты заявили о 8 сбитых И-15 и 2 - И-16 без собственных потерь. О 3-х победах заявил ас Сальвадор. Судя по его описаниям, похоже, что он был единственным, кто в действительности уничтожил республиканские самолёты, включая И-15, сожжённый на аэродроме. 13 июня группа из 6 СБ под прикрытием 18 И-16 встретила в районе Вильяфамес 8 Bf-109. 10 И-16 вступили в бой, остальные самолёты продолжили полёт. В бою погиб лейтенант Александр Сироченко, его самолёт упал на территории противника. Самолёт Георгия Прокопенко получил 42 пробоины, в том числе 3 в бронеспинке. Лётчик был ранен, но смог вернуться на аэродром и произвёл аварийную посадку.

По отечественным данным, Владимир Бобров сбил 1 Bf-109, который выходил из пикирования. Наземные войска подтвердили падение самолёта противника. Тем временем основная группа встретила и сбила одинокий двухмоторный франкистский разведчик. К концу пребывания в Испании у 23-летнего Владимира Боброва на счету числилось уже 17 воздушных побед, одержанных лично и в составе группы. Уже тогда в полной мере проявились и его индивидуальное воинское мастерство, и незаурядная тактическая одарённость, большие организаторские способности. Говоря о боях в Испании, хотелось бы обратить внимание вот на что. Вся отечественная литература советского периода указывает на 13 личных побед Боброва и 4 групповые. С.В. Абросов в своей книге, «Воздушная война в Испании», пишет: «Лично сбил несколько («есть сбитые им самим») и группой 13 самолётов». М.Ю. Быков, в своей книге «Асы Великой Отечественной», указывает на 4 личные и 13 групповые победы. Таким образом, общее число побед осталось неизменным, но количество личных и групповых побед поменялось местами: было - 13 + 4, стало - 4 + 13. Чем вызвано подобное явление, сказать сложно. Поскольку и С.В. Абросов, и М.Ю. Быков в своей работе используют материалы различных архивов, доверимся их сведениям и примем за основу. Бобров награждён орденом Красного Знамени – 22.02.1939 г.. С той поры крепко запомнил: порох в пороховнице надо всегда держать сухим. И готовил своих подчинённых к решающим боям, передавая им свой богатый боевой опыт, полученный в небе Испании... В.И. Бобров - участник национально-освободительной войны испанского народа с 26 марта по 13 августа 1938 г. Летал на И-16.

Совершил 78 боевых вылетов (боевой налёт 97 час.), в 8 воздушных боях сбил 4 самолёта лично и 13 в группе (по др. источникам - 13 лично и 4 в составе группы). После возвращения присвоено звание капитан, в должности мл. лётчика значился в составе 4-го и 10-го ИАП. Участник советско-финляндской войны. В 1941 г. окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования командиров эскадрилий. Участник ВОВ с первого дня. По февраль 1942 г. служил в 237-м ИАП; по ноябрь 1942 г. - в 521-м ИАП; по декабрь 1942 г. - в 21-м ИАП; по апрель 1943 г. - в 161-м ИАП; по март 1944 г. - в 27-м ИАП (129-м ГвИАП); по апрель 1944 г. - в Управлении 190-й ИАД; по май 1945 г. - в 104-м ГвИАП. В одном из боёв был сбит, получил при этом ранение. К концу войны совершил 451 боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 20 самолётов противника. 11 августа 1944 г. командир 104-го гв. ИАП гвардии подполковник В.И. Бобров был представлен к званию Героя Советского Союза, но тогда не получил его. После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 г. окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиадивизий при Военно-Воздушной академии. В 1960 г. гв. полковник В.И. Бобров уволен в запас. Жил в Москве. В 1966 г. окончил юридический институт. Затем жил в Харькове. Работал зам. директора института «Гипрокоммунстрой». Умер 28 марта 1970 г. Награждён орденами: Ленина - дважды, Красного Знамени - четырежды, Суворова 3-й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды - дважды, иностранным орденом и медалями. 20 марта 1991 г. посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

11. БОЧАРОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ – лётчик, ПОГИБ, имеется фото.

Родился Владимир Бочаров 2 августа 1910 г. на станции Колпна Орловской обл. в семье машиниста паровоза (кочегара станционной водокачки). Окончил 9 классов средней школы № 42 (сейчас № 34) в Курске и в 1928 г. поступил в Вольскую объединенную школу лётчиков и авиатехников. В Красной Армии - с января 1929 г. Затем был переведён в 3-ю военную школу лётчиков и летнабов в Оренбурге, которую окончил в 1931 г. С 1931 по 1933 год служил в 7-й истребительной авиаэскадрилье мл. лётчиком, с 1933 по 1934 год - старшим лётчиком, а затем был флагманским штурманом 106-й истребительной авиаэскадрильи. В звании ст. лейтенанта командовал отрядом в 40-й истребительной авиаэскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского ВО. В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке ст. лейтенант В.М. Бочаров был награждён орденом Красной Звезды. Жена – Галина Андреевна. С октября по ноябрь 1936 г. участвовал в национально - революционной войне испанского народа. Командуя авиаотрядом И-15 ст. лейтенант В. Бочаров участвовал во многих воздушных боях, всегда первым атаковал противника и навязывал ему бой, метким огнём и умелым маневром создавая благоприятные условия для действий лётчиков-истребителей республиканских ВВС. Имел псевдоним «Хосе Галарс». Характеризовался, как лётчик - виртуоз, необыкновенно скромный человек. Всего в Испании произвёл 4 боевых вылета.

Сергей Прокофьевич Денисов, дважды Герой Советского Союза, летавший в одной эскадрилье с Бочаровым, вспоминал: "Бой 13 Ноября, из которого В. М. Бочаров не вернулся, я хорошо помню. Мы вылетели двумя отрядами. Один вёл Бочаров, другой - я. С нами летел и командир эскадрильи С. Ф. Тархов. Когда началась "карусель", так обычно вели бой истребители в те годы, я увидел, как один наш самолёт падал на территорию врага. Машина не горела, но лётчик, видимо, был ранен или убит". В действительности, в схватке с 5 вражескими истребителями Не-51, около 15 час. в районе Мадрида, Бочаров сбил один из них, но и сам был подбит. Будучи тяжело раненным, совершил вынужденную посадку в районе Сеговия, на территории, занятой врагом. Видя, что его окружают, Бочаров стал отстреливаться, надеясь последнюю пуля оставить для себя, но не рассчитал... Последней пулей он сразил подбежавшего к нему немецкого офицера. Франкисты схватили его, пытали, затем зверски убили и надругались над телом лётчика. Спустя 2 дня вражеский самолёт сбросил над Мадридом, аэродром Барахас, привязанный к парашюту деревянный ящик. В нём были изрубленные останки человека и обрывки одежды. Друзья и товарищи с большим трудом опознали В.М. Бочарова. Перевезённые в морг останки были продемонстрированы иностранным корреспондентам, которые были потрясены этим актом жестокости. Фотографии с соответствующими подписями попали во многие зарубежные газеты.

Неожиданный международный резонанс, вызванный этим событием, заставил ген. Франко назначить расследование, которое, как и следовало ожидать, ни к чему не привело. Весть об этом варварстве мгновенно облетела отряды ополченцев и милиционеров республиканских войск, тут же решивших расстреливать ещё в воздухе спускавшихся на парашютах пилотов сбитых самолётов, наивно считая, что это могут быть только вражеские лётчики. К сожалению, это было далеко не так. Жертвами обстрела с земли стали некоторые советские и республиканские лётчики. Так был тяжело ранен Сергей Тархов (скончавшийся позднее в больнице ), убит испанский пилот Фернандо Р. Вилтара... Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР - За мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, 31 декабря 1936 г. посмертно удостоен звания Героя Советского Союза и присвоено звание - капитан. Похоронен в Мадриде. Награждён орденами: Ленина, Красной Звезды (25. 05. 1936 г.), медалью. Его именем названа улица в Курске. На доме, где жил В.М. Бочаров, установлена мемориальная доска. В 1987 г. в сквере возле школы, в которой он учился, был установлен бюст Героя.

«...Володя Бочаров, - виртуоз. Не так давно, когда к нам прибыла группа американских лётчиков, он показывал им возможности И-16 в воздухе. А перед этим полковник Хулио - сдержанный, невозмутимый Пумпур, закончив короткий рассказ о новом советском истребителе, поискал глазами кого-то, поманил рукой. От группы наших ребят отошёл летчик, на ходу надевая шлем. Американцам представился: - Хосе Галарс. Хосе-Володя легко, с подчёркнутым шиком сел в кабину, бросил очки со лба на глаза. Лётчику нетрудно узнать почерк мастера. Я тоже летал на И-16, но теперь мне казалось, что у Бочарова он и разбегается как-то быстрее, и оторвался от земли раньше обычного, и сразу круто пошёл вверх. Я было подумал, что мотору не вытянуть. Но мотор вытянул. Бочаров положил самолёт на крыло, по спирали, забирая всё выше и выше. Сделал несколько фигур, и все они у него выходили изящно и стремительно. Но вот он вдруг низвергся в крутом пике вниз. Пора выходить, давно пора, а он тянет. Николай Артемьев беспокойно посмотрел на меня и... вздохнул с облегчением: «ишачок» почти у самой земли выпрямил полёт, что называется, постриг аэродромную траву - и вновь понесся по дуге в набор, на этот раз едва не касаясь крылом земли... Американцы качали головами. Когда Бочаров подрулил и спрыгнул на землю, бросились обнимать его. А рыжий здоровяк Артур восторженно хлопал огромной ладонью по фюзеляжу, повторяя: - Вери вел!.. Хосе сняв шлем, стоял смущённо отбиваясь от похвал: - Да ну что вы, пустяки... Он мне сразу понравился ещё и своей необыкновенной скромностью. Вытер потное лицо, отошёл и сел под оливой, словно вовсе не он только что заставил дрогнуть сердца тоже далеко не новичков в авиации...». (Из книги Е.Ф. Кондрата - «Достался нам век неспокойный»).

Продолжение следует в части  4                http://proza.ru/2019/03/20/658


Рецензии