Музшкола Владимира. 4. Vladimir s Music school

Эта глава написана в шутку тем языком, которым учителя в школе разговаривают с маленькими детьми.  Если вы уже постарше и забыли этот язык - не беда, попросите ваших детей или внуков помочь вам осилить эту главу "на их", но не на вашем сегодняшнем языке. Они тотчас переведут вам всё, что я говорю, и  растолкуют и покажут.  Я их знаю - каждый день вижу.

Если детей и внуков под рукой нет - дело плохо. Тогда просто пропустите эту главу и идите прямо во второй класс (следующая страница) или выше.  Там будет более взрослый язык.


Пока вы были на перемене, я начертил на столе перед каждым из вас прямую линию слева направо.  И теперь, как в настоящей музыке,  мы будем все наши предметы - ноты нашей с вами музыки помещать только на эту линию. Причём, тоже  только слева направо. Даже если вы пишете и едите левой рукой,  всё равно вам придётся привыкнуть к тому, что ноты всегда идут одна за другой слева направо, а не наоборот.


Раньше у нас была одна на всех корзинка с яблоками. А теперь у каждого из вас стоит своя корзинка с яблоками и ...  шоколадками!
Нет, нет, нет!  Разворачивать шоколадку прямо сейчас нельзя.  Её можно будет съесть только после того,  как каждый из вас напишет гениальную музыку.
Ну вот! Только слёз нам на уроке ещё не хватало.  Почему такая красивая девочка плачет?


Сто лет тебе ждать не придётся,  да и любой шоколад за сто лет  уже испортится.  А я тебе обещаю,  что все-все  ребята,   и ты,  конечно,   напишут гениальную музыку очень, очень скоро.   Прямо на этом нашем сегодняшнем уроке!


А вот такие вещи учителю говорить не хорошо.   Я  же тебя никогда не обманывал.  Это Станиславский  там своим актёрам "не верю" говорил,  а ты у нас не Станиславский.


Лучше давай мы с тобой на шоколадку поспорим: если ты через полчаса гениальную музыку НЕ НАПИШЕШЬ,  то я отдам тебе свою шоколадку.  А если напишешь, то я тебе свою шоколадку НЕ ОТДАМ, но и твою у тебя НЕ ЗАБЕРУ, потому что ты её в этом случае заслужила.  Ну вот видишь - и плакать-то, оказывается, не о чём!


Ну а теперь за дело! Берём яблоко и кладём его в самом начале (с левой стороны, не забудьте) линии. А потом берём из корзинки и кладём после яблока шоколадку. Но не поперёк, а вдоль линии. Помните, сколько счётов мы давали каждому яблоку? Правильно, четыре. Вот и каждой шоколадке будем четыре счёта давать.


Ну а зачем же тогда, получается, нужна шоколадка в нашей музыке? Яблоку - четыре счёта,  шоколадке тоже четыре счёта... Какая между ними разница в таком случае?

А такая разница,  что яблоку мы даём четыре счёта и хлопаем при этом в ладоши.  А шоколадке тоже даём четыре счёта,   но в ладоши  НЕ ХЛОПАЕМ.  Потому что наше яблоко обозначает звук=тон=ноту (музыканты звук то так, то так, то так  называют, хотя всё время подразумевают одно и то же, об одном и том же говорят.)


А  вот шоколадка у нас будет обозначать МОЛЧАНИЕ, ПАУЗУ, ТИШИНУ - это значит, что пока мы шоколадкины четыре счёта вслух считаем (раз-два-три-четыре) у нас стоит полная тишина, никакого вообще звука нет.


Итак, раскладываем наши яблоки в таком порядке:
 
яблоко-шоколадкa-яблоко-яблоко
яблоко-шоколадка-яблоко-шоколадка

яблоко-шоколадка-яблоко-яблоко
яблоко-шоколадка-яблоко-шоколадка

яблоко-шоколадка-яблоко-яблоко
яблоко-шоколадка-яблоко-шоколадка

яблоко-шоколадка-яблоко-яблоко
яблоко-шоколадка-шоколадка-шоколадка,

a затем, как мы раньше уже делали, кладём наш ЗНАК ПОВТОРЕНИЯ. Он означает, что мы и эту музыку должны два раза играть, как и прежнюю.

А теперь  мы учимся исполнению этой музыки. Только я для вас считать больше не стану. Показал вам, как это делать - и хватит.  Хорошие ученики теперь уже сами должны так же, как я показывал,  уметь считать.  Кто у нас хочет быть хорошим учеником? Ну вот, лес рук поднялся.

Раз все хотят быть хорошими учениками, то все вместе - хором считать будем.  Так даже интереснее и громче получится.
 
Итак,  все считают и хлопают в ладоши на счёт  "Раз", если у нас на очереди (чтобы эту "ноту" прочесть) - ЯБЛОКО.
Читаем яблоко - ХЛОПАЕМ! Запомнили?

Однако все всё так же считают вслух, но НЕ ХЛОПАЮТ на счёт "Раз", если мы читаем в этот момент "ноту" - шоколадку.


Яблоко - хлопаем! 

Шоколадка - НЕ ХЛОПАЕМ, только считаем. Не перепутайте!


Начали!

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 - ит.д.

А теперь в два раза быстрее ту же музыку считаем и играем:

1-2-3-4-1-2-3-4-1-2-3-4-1-2-3-4 ит.д.

А теперь ЕЩЁ В ДВА РАЗА быстрее считаем и играем

12341234123412341234123412341234

А теперь у нас - работа потруднее:

Все встали!

Опять считаем и играем эту музыку медленно, как в самом начале
1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 - ит.д.

Но теперь  мы играем эту же музыку уже не ладошками, как раньше, А НОГАМИ.  Вместо хлопков в ладоши мы делаем шаг на месте, но наступаем ПЯТКОЙ на пол (не носком - носок со ступнёй нас обязательно запутают и со счёта собьют), как и раньше, точно на счёт "раз".

А теперь в два раза быстрее то же самое делаем

1-2-3-4-1-2-3-4-1-2-3-4-1-2-3-4 ит.д.

И ещё в два раза быстрее делаем

12341234123412341234123412341234

И, наконец, самая-самая трудная на сегодня работа:
Опять считаем медленно и ступаем на счёт "раз" пяткой на пол.

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 - ит.д.
                Но !!!

Мы  больше  НЕ СЧИТАЕМ до четырёх нашим ртом, а считаем до четырёх, и опять до четырёх, и опять до четырёх безо всяких там остановок, ровно и непрерывно нашими...
                ЛАДОШКАМИ!


А теперь мы уже по-настоящему идём по кругу, а не на месте маршируем, обязательно ступая ПЯТКОЙ на пол точно на счёт "раз".  И при этом считать  до четырёх можно только "про себя", в уме,  но ладошками мы этот счёт себе непрерывно поддерживаем, подкрепляем, чтобы у нас все шаги получались одинаковыми, ровными и вовремя.


В заключение, мы все проходим экзамен.  Все ребята вместе потихоньку хлопают в ладоши, а каждый из вас по очереди делает три круга по классу, "играя" ногами всё эту же музыку, которую мы только что с вами выучили. И самому хлопать уже больше не нужно, когда сдаёшь экзамен - просто слушаешь хлопки остальных ребят и "играешь" эту музыку своими шагами по полу.

Отлично. ВСЕ сдали экзамен.

Ну и последнее. Все ребята опять хлопают в ладоши: потихоньку и ровно. А каждый из вас по очереди подходит к роялю и, точно так же, как перед этим ступал пяткой на пол на счёт "раз", "ступает" теперь вторым, указательным пальцем на ноту "ми" первой октавы.
Эта нота "ми" первой октавы находится в самой середине клавиатуры, справа от двух чёрных клавиш. Смотрите сюда - вот она, нота "ми" первой октавы.

Я сам сыграю эту же музыку, но уже на ноте "ми" для вас первым.  Именно так, как вы должны это делать.

https://yadi.sk/d/1H2yLJLk45cBrw


Слышите, как это должно звучать?

Я вижу, что вы все разочарованы. Наверное, каждый из вас сейчас думает: "Ну и что тут гениального или хотя бы хорошего в этой повторяющейся много-много раз ноте "ми"?"

И я соглашусь с вами - ничего особо хорошего в ней нет и не было бы, если бы ....
Бетховен не одел эту ноту в очень-очень красивую одежду.  Только в музыке это называется не "одежда", а "гармония". "ГАР - МО - НИ -Я". Поняли? Повторите за мной.  Молодцы!

Как, скажите, вы сможете отличите королеву на картинке ото всех других женщин рядом с ней?

Правильно, она в золотых одеждах и с короной на голове.

А на пляже вы бы её сразу угадать сумели? Да ни за что!  Золотых одежд и короны на ней-то в этом случае нет.

Вот и с  этой мелодией на одной и той же ноте "ми" та же самая история.  Без  замечательной одежды - гармонии, которую ей дал Бетховен, она совсем невзрачная.  Никто и внимания на неё не обратит.

А вот теперь послушайте, как она звучит в своём наряде - гармонии.


https://yadi.sk/d/fQR1QDcT_JK7-Q


А вот так она звучит уже по настоящему в исполнении оркестра. Бетховен эту музыку для оркестра написал.


https://www.youtube.com/watch?v=NKXFdT14DIE


Посмотрите заодно на экране и на то, как эта же самая музыка выглядит, когда её записали не яблоками с шоколадками на столе, как мы, а настоящими нотами на бумаге. Но и у нас с вами тоже хорошо и понятно для всякого музыканта получилось.

Если вы спросите любого знатока музыки, что он думает о той музыке, над которой мы сегодня с вами работали, а сейчас прослушали,  он вам обязательно скажет, что это - гениальная музыка.

Ну и поскольку вы эту гениальную музыку сегодня, как я и обещал, написали (пусть пока что только на столе нашими яблоками и шоколадками, а не на бумаге) всё равно вы все заслужили право их съесть.  Разворачивайте шоколадки!


Рецензии