Рецензия на отечественный сериал 1941

Рецензия на сериал «1941» (2009 год, производство Россия, Украина)

Как известно, жили-были старик со старухой. А еще жили-были талантливые люди с околокинематографическими наклонностями, решившие снять фильм о войне, да еще с элементами мелодрамы. Вот как. Если в двух словах и "помягше", как говорил Аркадий Райкин, то назвать фильм не иначе как насмешкой на тему Великой Отечественной войны нельзя. А ведь так все неплохо начиналось - милое тихое украинское село, свадьба, гости в праздничных одеждах, веселье, - словом, в душе шевельнулось что то доброе, из далекого детства, даже пришли ассоциации с фильмами "Свадьба в Малиновке" и "Максим Перепелица". Да и актеры этому немало поспособствовали - в частности, появление Анатолия Котенева сразу настроило на позитивный лад. Но дальше... Хмм. Да, как говорится в старом анекдоте, "Пришел поручик Ржевский и все испортил". В наше время снимается очень немного настоящих, хороших фильмов о любви в непростое для советского человека время, время, когда в одно мгновение сотни тысяч человеческих судеб было исковеркано войной. Можно было снять фильм об этом, не спорю. Но все то, что получилось в результате, не выдерживает никакой оценки, ни как мелодрама, ни как кино о войне.
Что касается мелодрамы - актеры ужасно переигрывают, половина всего актерского состава, по-моему, вообще не понимает, как они оказались на съемочной площадке. Пока главный герой в течение всего фильма мучительно соображает, с кем ему следует жить, с женой или любовницей, остальные герои просто присутствуют в кадре в качестве мебели, изредка внося разнообразие в повествование какой-нибудь очередной бредятиной. Так, любовница главного героя, девушка Даша в течение всего фильма ходит с физиономией чугунного утюга, мучаясь о неразделенной любви к главному герою, в то время как Алена, законная супруга главного героя, с той же самой физиономией на лице, мается от неразделенной любви к своему мужу. Вообще, какого героя ни возьми, то он либо в кого-нибудь влюблен, либо по нему кто-то сохнетв свою очередь. При этом выглядит это настолько неискренне, что просто диву даешься. От всей этой "санта-барбарщины" устаешь уже к концу 2-й серии. Единственный, ко хоть как то пытается выглядеть достойно в кадре - это немецкий актер Йоханес Габриель, который, должно быть, не до конца понимает, на какую аферу он подписался.
Что касается войны, так тут полный караул. Обидно даже не за фильм, а за наших ветеранов, которые будут смотреть "это". Так, главные герои ленты представлены эдакими "Джонами Рэмбо" и в течение всего фильма пытаются воевать в одиночку. Зачем, для чего? Наверное, чтобы показать в кадре - "а я вот как умею". Детский сад, не иначе. Какие-либо попытки сплотиться и организовать целенаправленную партизанскую войну не приводят ни к чему. Главный герой запросто кидает под пули вверенный ему личный состав, в результате кладет чуть ли ни всех бойцов, потом, оправившись, повторяет это снова по кругу. Попытки осмыслить свои ошибки герои не делают, видимо, так и нужно. Брат главного героя идет служить к немцам, в результате отец отрекается от него как от предателя. Но после того, как сын объясняет отцу, что, дескать, к немцам пошел он только для того, чтобы помочь Алене, жене своего брата, то отец сразу его прощает. Несомненно, желание спасти любимого человека должно быть гораздо важнее жизни всего народа и безопасности всей страны. Это что за русофобия такая, простите? Оправданий предательства нет и быть не может. Тот же брат главного героя, решив окончательно перейти на «светлую сторону силы», кладет из пулемета взвод карателей, прибывших, чтобы сжечь село. Для чего он это сделал? Видимо, для Алены, если пытаться рассуждать как создатели фильма. Действия немцев тоже поражают своей нелогичностью. Например, когда немецкие части вступают в село, они, почему то, не предпринимают попыток арестовать председателя колхоза и его зама, в результате последние продолжают проводить диверсии против немцев, при этом об этом становится всем известно, кроме самих немцев. Как в том старом анекдоте про чукчей, которые на студии сняли фильм о войне:
- Где партизана?
- Ушла мост взрывать и листовки расклеивать.
- Ну тогда передайте, что приходила Гестапа и осень ругалась.
Не поймите меня неправильно, дело не в том, что я оправдываю их действия - просто на фоне этого неудачи наших войск на ранних этапах войны выглядят как еще один смачный плевок в нашу сторону.

В общем и целом, на выходе мы имеем скучное действо с русофобским уклоном, которое нужно смотреть только для того, чтобы понять, каким НЕ ДОЛЖНО быть кино о войне.

Положительные стороны: неплохой подбор актеров.
Отрицательные стороны: все остальное.

Общее впечатление: Тихий ужас на тему Великой Отечественной Войны.
Оценка: 1 из 10.

(С) Никитин Алексей (2017)


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Алексей.
Фильм не смотрела, но и не буду смотреть, прочтя Вашу публикацию.
К сожалению, подобных фильмов не так уж мало.
-----------
С уважением.

Александра Вежливая   31.03.2020 10:45     Заявить о нарушении