Воспоминания - 1

              (  ВОСПОМИНАНИЯ )


Всё проходит, да не всё забывается».
                Иван Бунин

     Не только у человека, но и у всего в природе есть своя судьба, свои всплески и свои горестные минуты. Вспоминая своё детство и свою Малую Родину, я не раз возвращалась на берег реки Мурафы. В эти годы река помогала людям, а люди помогали реке, строились запруды, мельницы, маслобойни и даже электростанции, которые включались в работу по очереди. Ранним утром река мелела. Это электростанция копила воду. Хозяйки спешили на речку бельё стирать, ведь в это время плиты, на которых стирали выступали из воды. Постепенно вода прибывала и некоторые деревья оказывались в воде.
     На закате дня особенно приятно было посидеть у реки. Солнце за Бандышивскую гору уходит, в реке отражаются багровые облака и шевелятся тени. Это вечно бегущая река на малых волнах качает тени прибрежных деревьев. А если по ним ещё и уточки плавают, то, бывало, сижу заворожённая, пока бабушка не окликнет. А потом ещё отругает за то, что сижу в забывчивости «как статуя». Того и гляди змея в подол залезет…

                ***
     Никто никого не вправе судить, где и как кому жить. Но те сельчане, покинувшие родные места, увезли воспоминания в сердце своём и не выбросить их, и не отмахнуться от них. Это самая уязвимая часть души, которая не заживает, а только покрывается тоненькой корочкой. Вот только всемогущий и таинственный сон может вернуть человека на несколько десятилетий назад, окунув  в те события, всколыхнуть воспоминания до такой степени, что нынешние заботы покажутся мелочными и несущественными.
     А увидела я сегодня во сне скошенное поле гречихи. Розовато-вишнёвые покосы тянутся до самого горизонта, а им наперерез плывёт по небу туча, чёрная, грозовая. И сложилось всё так, что если бросить взгляд понизу, то окажется чёрная туча вверху, как закопчённое устье печи, А там, вдалеке, как при выходе из туннеля, видна светлая полоска земли, где идёт дождь, сверкают молнии и всё, как будто в другом мире. И мне непонятно, где оно лучше: под этим чёрным глухим колпаком или там, где идёт дождь и сверкают молнии.
               
                ***
     Как сейчас помню, шли мы с мамой в предрассветный час, ещё до восхода солнца (это в часа 4 утра) росной  тропинкой за селом, мимо речной заводи. На шоссейную дорогу, на ранний автобус торопились. Надо было за покупками в город поспешать. В школу меня мама готовила. Светает, я ёжусь от утренней прохлады, кутаюсь в джемпер. Вдруг слышу:
     - Смотри-смотри, что поганец делает…
     Я посмотрела в сторону мелководья, а там, один из отпрысков многодетной семьи, в этот ранний час, в рубашонке до пояса, шлёпает по воде. И всё оглядывается, любуется кругами на воде, исходящими от его ног, Притопывает и хохочет. Вода ему по щиколотку, тёплая, не успевшая остыть во время короткой летней ночи. А над водой лёгкий туманец, как над парным молоком. А на том берегу вербы дремлют в росе. Но оживает неба край, отражаясь в воде.
     Недоглядели уставшие родители малыша, выскользнул во двор, сперва видно по нужде, а потом, как это обычно с детьми бывает, потянуло его к воде… Мама моя меня поторапливает, а я всё на него поглядываю. И мысли нет, что с ним что-то худое может приключиться. Нет, там мелко. Но зато какая красота! Какое волшебное утро! Какая радость исходит от тех ширящихся кругов, будто малыш со всем миром делится своим восторгом.
     До дороги мы уже бежали, чуть было не опоздали. Даже шлепка я от мамы получила… Но я видела, видела утреннее чудо! И этого у меня уже не отнять.

                ***
     Говорят – «Тоска на ровном месте». Наверное такое состояние души хоть раз в жизни каждый человек испытывал. Теперь я научилась справляться с этой напастью, а в детстве… доходило до отчаяния.
     Однажды, помню, шла я домой полем. Шла и шла себе, о чём-то своём думала. Вдруг потемнело всё вокруг. Тяжёлыми облаками небо насупилось, солнышка не видно и никого вокруг не видно. Ну хоть бы зверёк какой, птичка… Всё замерло. И вдруг холодно мне стало, одиноко и бесприютно. Словно нигде меня никто не ждёт и защиты мне не у кого спросить… Одна-одинёшенька на всём белом свете. Ноги подломились, я села на траву, подтянула коленки к подбородку и горько-горько заплакала.
     Сколько я так сидела, уже не помню, только прыгнул мне на руку зелёный кузнечик. Сидит, усиками шевелит. Мол, «я такой маленький, любая птичка может меня склевать… а я не падаю духом, надеюсь на хорошее. И тебе незачем унывать…» Я вздохнула, и горе моё отступило. Встала и пошла домой.
     Прихожу, лицо заплаканное, испуганная. Стала мама у меня допытываться: что да почему? Я ей рассказываю, а она принялась меня ругать. «Ты почему в эту минуту забыла, что у тебя есть дом, твоя семья? Что тебя дома ждут, переживают за тебя…»
     И чем больше она ругала, тем  скорее таяла ледышка под сердцем. То, что на меня накатило, стало как туман отступать в глубокие яры. Постепенно всё стало забываться. Но эта затаившаяся тревога ещё много раз, как-то тихо и неожиданно подступалась ко мне и я, чтоб окончательно не свихнуться, старалась выйти в людное место. А если это невозможно, заставляла себя петь. Любую песню, лишь бы не молчать… или беру любую книгу, открываю – где откроется и читаю. Сначала читаю пустые слова, ничего не значащие, потом, постепенно втягиваюсь и появляется интерес к чужой, книжной жизни, заодно и к моей. И всё же мне хотелось знать, с каких глубин поднимается холод и бесприютная тоска и окутывает меня в мои детские годы? Потом уже, много лет спустя, я узнала, что моего рождения не очень-то ждали, да и потом я столько обид натерпелась от людей, к кому обычно люди идут за защитой, а мне идти было некуда…
     Наверное, нет человека, который бы горя не хватил, не знал обиды, несправедливой клеветы и навета. Мы живём в несовершенном мире, и всякое с нами может случиться… Тут главное научиться грести к берегу, хотя бы мысленно найти свой спасительный берег. Ногтями, зубами цепляться за жизнь. А всё живое, не важно, листик ты или букашка малая, кем бы ты себя не считал, он уже счастлив. Счастлив, потому что живой! Нельзя, слышишь, нельзя подпускать отчаяние к сердцу своему… Рассеются тучи, выглянет солнышко, встретятся хорошие люди, помогут, что-то доброе посоветуют, подставят плечо, просто, по-доброму улыбнутся и жизнь опять войдёт в привычную колею. А если есть дорога, то она непременно  куда-нибудь  да выведет.
     «Только в тёмном углу затхлый воздух, на воле ветерок гуляет, там жизнь! Иди и живи!»

                ***
     Летние ночи зимних ночей вдвое короче, но спроси любого человека: какие ночи ему больше всего понравились? Ответ прост: конечно же – летние. «Летний день, как год», - любила повторять моя мама, когда я что-то не успела сделать. Сельчане работали от рассвета до заката, но и после захода солнца соседи собирались у чьих-то ворот, посидеть, поговорить, отдохнуть, насладиться вечерней прохладой.
     А вечерние костры? Мне помнятся вечера, когда мальчишки постарше, переплывали речку и уже на том берегу разжигали костёр. А мы, не смея ослушаться родителей, сидели, сразу же за дорогой, на пригорке и смотрели на тот костерок, как на заветную свою мечту. Дескать, придёт время, и я разведу костёр на том берегу.
     В летнюю ночь, когда мы возвращались из сельского клуба, обязательно кто-то песню запоёт. Песню тут же подхватят молодые сильные голоса. Ах, как сладко пелось при свете звёзд и тоненького серпа месяца. Сколько судеб объединилось в одну в эти лунные ночи. У каждой пары свои воспоминания, об этом и слов таких не найдёшь, чтобы выразить всё то, о чём душа поёт.
     На нашем пригорке собирались подростки. А бывало, что и постарше парни и девушки приходили. А если ещё и гармонист пожалует или кому-то разрешат родители патефон завести, то послушать пластинки даже деревенские старухи приходили.
     Мне запомнилась лунная ночь, уже тут, в Сибири. Праздновали юбилейное День рождения у наших знакомых. Засиделись допоздна. Домой надо было идти пешком. И мы, несколько семей, с детьми, свернули в парк. И, конечно же, свернули к озеру. Скамеек тогда ещё у озера ещё не было и мы, расчистив траву от упавших сосновых шишек, просто сели рядком. О том, как хохотали над старыми и новыми анекдотами, рассказывать не буду. А вот о том, какая в ту ночь была луна, какое чудное её отражение подрагивало на водной глади озера, как притихшие дети смотрели на неё, потом, через много лет, выросшие дети вспоминали. А я думала: ради таких воспоминаний стоило нарушить режим детского сна.

                ***
     Любого и каждого спроси: «Какое место в его жизни занимают сны?», скорее всего  просто отмахнутся. Дескать, это нечто несерьёзное, не стоящее нашего внимания, эфемерное, призрачное, несуществующее. Начти кому-то рассказывать свой сон, то скорей всего окажется, что твой собеседник куда-то очень спешит и слушать ему совершенно некогда. Вздохнёшь и пойдёшь своей дорогой. Хорошо ещё, если этот сон скоро забудется, а бывает, что картина из сна и через годы вспоминается.
     Вот, был в моей жизни один случай. Я уже в 9-тый класс в соседнее село через поле ходила. Приснился мне сон, будто бы я шла по какой-то дороге, неизвестной мне до той поры. По одну сторону дороги вспаханное поле, а по другую – высокая полынь растёт, за нею лесок. Стояла поздняя осень. То ли снежком, то ли крупным инеем покрыты кусты полыни. Этакое белое непорочное царство, где, кроме снега и инея ничто не привлекает к себе внимания. И, вдруг, в белых, пушистых зарослях происходит какое-то движение. Никого не видно, только лёгкое облачко слетает с заснеженных веток. Ближе к дороге - полынь немного ниже. Именно там появляется белая лошадь. Из-за кустов только видна шея и голова лошади. И что интересно, её грива не больше четверти длиной. Лошадь вышла именно к тому месту, где я стояла, изумлённая прямо-таки сказочной красотой. Белая-белая, только ноздри немного розоватые и глаза, как две крупные сливы. Ресницы тоже белые, длинные. У меня никакого страха и даже никакой мысли в голове. Просто мы стояли друг против друга и смотрели обалделыми глазами.
     А дальше… ничего не случилось. Я проснулась, какая-то восторженная, радостная. Это моё состояние, конечно же, не ускользнуло от бабушкиных придирчивых глаз. Я тут же поделилась с нею своей радостью, всё во всех подробностях рассказала. И поинтересовалась, что же такого мне этот сон предвещает? Бабушка долго от меня отмахивалась, как от назойливой мухи, потом всё же сказала, будто бы кони – это враги. Такой её ответ меня явно не устраивал и я долго доказывала, что враги должны были бы присниться чёрными, а тут красавица – белая лошадь…
     Может быть этот сон и забылся бы со временем, но белая лошадь стала мне сниться даже если я днём где-то присяду и прикорну. Я своими рассказами до такой степени надоела своим домашним, что они, не то что отмахивались от меня, а даже стали угрожающе предупреждать меня о том, дескать, если я и дальше буду морочить людям головы своей белой лошадью, то велика вероятность в том, что люди сочтут меня за сумасшедшую. До слёз меня довели и я перестала им рассказывать что мне снится, но от этого сны не перестали ко мне приходить. Я и ругала себя, пресекала всякие мысли о лошади, потом стала придумывать, как бы эту лошадь на дорогу выманить, и даже хлеб под подушку клала, чтоб было чем ту лошадь угостить. Сюжет сна повторялся, но иногда были и маленькие изменения. Дошло до того, что когда лошадь наконец-то оказалась от меня так близко, что при желании можно было до её морды дотянуться рукой, я почему-то просыпалась и конечно же плакала от постигшей меня неудачи.
     Время шло. Я перешла в 10-й класс. И опять настала поздняя осень. Утром, я как обычно, сокращая путь, шла по за огородами в школу в соседнее село и, конечно же, думала о предстоящих уроках с надеждой на то, что сегодня меня не спросят.  И… вдруг, у меня появилось такое ощущение, что на меня кто-то смотрит и, даже лёгким шёпотом окликнул. Это было раннее утро. На пустынной дороге никого нет. Я остановилась. И тут, так же, как было много раз во сне, зашевелилась заиндевелая полынь. (Полынь в том месте высокая росла). Мне тогда показалось, что мои ноги примёрзли к дороге. Я столбом стояла и смотрела, ждала… появления лошади. Лошадь появилась, белая со сливовыми глазами и розоватыми ноздрями. Чётко слышала, как она фыркнула от облачка слетевшего с веток инея. И вдруг, низко-низко над нами пролетела стая каких-то птичек. Я на какую-то секундочку отвлеклась, глядя им вслед, а когда посмотрела в сторону полыни – то там уже никого не было. Расстроившись, побежала к тому месту, вошла в полынные заросли, но ни лошадиных следов, ни кустов, на которых был бы потревоженный иней, я так и не нашла. Слёзы катились по щекам, мне казалось тогда, что это моя вина. Я упустила своё счастье и никогда оно больше ко мне не придёт…
     Потом я услышала, а потом увидела, как по дороге идут в школу мои одноклассники. Уж их-то я в эту минуту видеть не хотела. Тут же присела, спряталась за кустами полыни и долго плакала. Потом вышла на дорогу, постояла и пошла… домой.

                ***


Рецензии
Нв "Воспоминания - 1! Анна Боднарук - Волшебная связь с природой оставляет восхитительные воспоминания. С теплом Лена Широкова

Лена Широкова   28.01.2021 07:37     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Лена. Спасибо, что нашли время и зашли на мою страничку. Что касается воспоминаний, так это же самое яркое и чистое, что есть в жизни человека. Детство мне ясно помнится, нынешние события быстро стираются из памяти. Моё деревенское детство - это вроде радуги цветной, хоть и всякое бывало... но всё же вспоминается хорошее.
Заходите, буду рада. С уважением,

Анна Боднарук   28.01.2021 16:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.