Такси

(некие размышления о жизни)

    Я - водитель. Да-да, обычный московский водитель, который еще в начале 90-х получил заветные корочки. Потом не за дорого купил старенькую иномарку на белорусских номерах, и на ней оттачивал «мастерство вождения» на московских дорогах. Тогда не было ОСАГО и мало-ущербные ДТП  решались на месте 50-100 долларовой купюрой, которая всегда была в «заначке».
   Это было то время, когда водительские удостоверения и сами водители делились на «любителей» - счастливых обладателей четырех колесного «чуда», и «профессионалов», которые водили грузовые авто и общественный транспорт, да еще таксисты. Была еще одна категория водителей, которых называли «бомбилами». Эту категорию не любили все: таксисты, у которых они отнимали заработок, демпингуя цены на вокзалах и в аэропортах; гаишники, которым приходилось носиться за ними по дорогам, т.к. пересечение сплошных и разворот в не положенном месте было самым малым презрением к ПДД, которое нарушалось ими везде и в любых дорожных условиях. Да и обычные водители, которых бомбилы подрезали, встраиваясь в потоки автомашин и, как правило, были виновниками многих аварий.
   Я не таксист и ни когда не думал, что придется работать в частном таксопарке, и  проблемы, беспокоящие наших водителей, будут моими.
   А проблем, как выяснилось очень много.
   В наше время недоразвитого капитало-олигархического феодализма, когда госдумой принимаются несуразные, ни чем не обоснованные законы,  которые не исполняются или исполняются кому как удобно. Когда судам по хрену суть дела, и решения выносятся в пользу государственных органов или богатых компаний.
   Таксист, как и каждый житель нашей страны, – это «последний выживающий герой» в нашей стране с гордым названием РОССИЯ. Граждане которой бедны, обездолены и бесправны.
   Агрегаторы, монополизировав рынок такси, сбили тарифы на перевозки, при этом получая как минимум треть от поездки, загнали таксистов в рабство.
Московские власти, поднявшие цену за парковку в городе выше лондонских цен, правительство, взвинтившее цены на бензин до 45 рублей, из которых 30 рублей просто снимающее в свой карман ни за что в качестве акцизов.  Все это заставляет таксистов как-то выкручиваться, дабы иметь свою копеечку.
    Можно конечно сказать: Не нравится - не работай! Но что делать 45-55 летнему мужику, который всю жизнь за рулем. А настоящей работы нет. И это единственное что он может делать хорошо… Которого никуда на работу не берут из-за новых инициатив правительства по реформе пенсионного возраста. Идти в курьеры или переучиваться на программиста… - Вы шутите?
     Предприятия позакрывались, найти нормально оплачиваемую работу в таком возрасте даже в Москве – просто не реально! Я не говорю уже о регионах, где работы нет, от слова совсем. Поэтому штат московских таксистов на 40-50% состоит из иногородних. Работа по 14-16 часов, чтобы заработать нормальных денег, на которые будет кормиться не только сам водитель, но и его семья  где нибудь в Тамбовской области, это поверьте не самый сладкий хлеб.
     Волей судеб я работаю в таксопарке специалистом по работе с соискателями. Я тот первый рубеж, который должны пройти кандидаты при поступлении на работу. Я провожу собеседования.
    За сравнительно небольшой срок работы я научился разбираться в условиях работы таксистов в различных компаний. И не навязчиво представлять в противовес этому наши условия работы. Как, нет, не лучшие, а наиболее оптимальные. И люди к нам идут и остаются работать. Может потому, что объявленные условия труда, со всеми их плюсами и минусами, соблюдаются администрацией и владельцами бизнеса неукоснительно, а это позволяет требовать от водителей, соблюдения установленных правил. «Текучка» в нашей компании минимальна.
Но вернемся к кандидатам. Собственно и цель моего повествования, не реклама нашего таксопарка, а люди.
    За тот небольшой срок, что я работаю в таксопарке, мне не составляет труда определить с точностью до 80-90%, будет этот человек работать у нас или через 3-4 недели пойдет искать лучшую долю. Но каждому дается шанс.
    На первой встрече я всегда предлагаю кандидату/соискателю рассказать немного о себе. Меня интересует, что привело человека в такси. И это не праздный интерес. Более 60% водителей всю свою сознательную жизнь провели за рулем. Это и персональные водители, профессиональные перевозчики грузов, денег (инкассаторы), депутатские водители и конечно таксисты: как частные извозчики, так и поработавшие еще в легендарных московских таксопарках.
    Есть люди потерявшие бизнес, и теперь пытающиеся как-то начать новую жизнь. Такси для них быстрая возможность хоть что-то заработать на жизнь.
    Много приходит иногородней молодежи от 25 до 30 лет, которые поработали на стройках, в частных предприятиях, но не нашедшие себя в этой области. И имея «права» и опыт вождения авто,  пытающиеся обеспечить себя какими-то деньгами на первое время.
    Очень часто к нам приходят люди в поисках работы, приехавшие из регионов. Это и не удивительно. Дома работы нет, а если и есть, то зарплаты копеечные. Семью на нее не прокормить, детей не поднять.
    Мне приходится выслушивать разные истории. Иногда веселые,  бывает, что не очень, а иногда и трагичные. Общаясь с людьми, поневоле задаешься вопросом, за что нам, русскому народу, такие испытания, почему народ все это терпит???! И… нет ответа!
    Года идут, поколения сменяются: то революция, то война, то перестройка, потом строительство Ельцинско - гайдаровского капитализма – «лихие девяностые».
    А теперь не пойми что. Власти нет. Ворье кругом… Или воры и власть одно и тоже? Ресурсы распродаются, а бабки оседают в карманах зажравшихся олигархов, депутатов и чиновников. Приближенные к «трону» богатеют, а народ нищает, страна разваливается, разворовывается…
    Такое впечатление, что мы все крепостные в своей стране, в своей России. Да и в «своей» ли стране мы живем? А может ее – Россию, давно уже продали эти самые Медведевы, Грефы, Чубайсы и прочие реформаторы? Президент об этом молчит, по телевизору не говорят, поэтому мы и не знаем, кому и за сколько страну, и нас всех скопом, продали…
    А время все бежит и бежит.. Года пролетают, как журавли – высоко, не спеша и неизбежно. Месяцы мелькают как железобетонные столбы за окном скоростного поезда… И секундные стрелки вращаются словно сумасшедшие, неумолимо приближая каждого из нас к своему смертному часу, Эх, время! Эх, жизня…
   - Вот еще немного и заживем! Выйду на пенсию – отдохну от работы, от ежедневного утреннего пробега: маршрутка-электричка-метро-работа…  А вечером все тоже в обратном порядке. Буду на даче огурчики выращивать, ягоду-малину, кустарники всякие. По утрам на рыбалку за карасями ходить… Радоваться раннему солнышку, прохладной, свежевыпавшей росе, прозрачной дымке над водой…
А тут бац! Новость: «Идя навстречу пожеланиям пенсионеров, правительство решило поднять пенсионных возраст! Мужикам на пять лет, бабам, извиняюсь, женщинам на восемь!»
    Вот засада, так засада! Но тут вмешался наш гарант. Негоже, говорит, так женщин дискриминировать. Давайте уж по честному, и мужчинам и женщинам на пять лет увеличим пенсионный возраст, и все! Сразу и пенсионеры разбогатеют, ну и мы  в накладе не останемся -  бюджет чуток поправим. А то что-то там уже и «осваивать» нечего…
    И все! Налоги и цены выросли, надо зарабатывать…
Все с начала, все в том же темпе: дом-работа, поспал – поел, вперед зарабатывать на старость. Да видимо не на старость. Помнится в детстве, я видел, как моя бабушка складывала денежку в коробочку и ее убирала за иконы. По моим понятиям, денег было там много.
    Я спросил ее, на что она копит деньги. А она мне обстоятельно разъяснила, что это денежки на похороны, на гроб, на поминки. Я тогда расплакался, мне не хотелось, чтобы бабушка умирала. А теперь вот и самому деньги не на старость копить надо, а на похороны.
    Новый вид вклада - «гробовые»! Надо эту идейку Грефу подкинуть, может за креатив,  премию какую выпишет.))

    Порой, бывая в зоопарке, мне кажется, что белка бегущая колесе смотрит на нас то ли с презрением, то ли с недоумением: куда вы всё бежите? – Мне-то деваться некуда, а вам,  зачем вам это всё?
Но нам некогда остановиться в своем затянувшимся марафоне, где финишная лента – горизонт… Нам некогда задуматься…  А задумавшись на миг, успокаиваем себя тем, что все так живут и мы не в силах что-либо изменить… Да и надо ли что-то менять….?!И по телевизору гарант нас вразумляет: «Вы что хотите как на Украине?», «Вам нравится как в Париже «желтые жилеты» беспорядки творят?!» Какие на хрен перемены?!
    А какой нибудь, маститый историк, типа Старикова, сообщит, что любая революция – это откат назад и разруха. Нищета и бедность. Гибель существующего государственного уклада и экономики. Правда, у нас и так треть населения за порогом бедности, экономики тоже как-то не видать, а то что режим поменяется, может оно и к лучшему?
     Можно ли у нас в «демократическом государстве» как-то жизнь людей улучшить, как-то по мирному, без революций?  Выгнать чинуш, засидевшихся во власти и к ней присосавшихся?  Может уже пора пересажать воров и чиновников-казнокрадов, вернуть народные деньги, восстановить предприятия  и сельское хозяйство, наладить образование и медицину? Полицию и прокуратуру к порядку призвать, дабы не свои интересы защищали и не абстрактный общественный порядок, а людей и их интересы. Депутатов разогнать к чертовой матери, которые штампуют законы, противные народу и Конституции…
     К слову о «народных» избранниках. На выборах проходят все фильтры только «свои» из этой, «неделимой России». Получают они «проходные голоса» в соответствии с политической конъюнктурой, стараниями политтехнологов и административного ресурса. А где не получаются нужные цифры, выборы можно признать незаконными. Назначить повторные выборы, и посчитав «по новому» , избрать того, кого надо…  Вот потому такая  дума у нас и есть….
Может президенту пора уже отправить премьера с его командой «профессионалов» в отставку, хотя их работой он и удовлетворен. Только народ другого мнения.
Набрать в правительство реальных экономистов, бизнесменов и инженеров, а не только «эффективных менеджеров» с банковским образованием, которые на производстве никогда не работали. «Капитал» Маркса не читали и что происходит в народном хозяйстве,  знают только из новостей 1-го Канала и по сводкам карманного Росстата.
    Может тогда и революция не нужна будет?!
    Привередливый читатель задаст резонный вопрос: «К чему эти политизированные рассуждения? Вы же про такси пишите?» - И будет прав. Но это не политика, это наша стран и наша жизнь. Вот к чему все это!
    А теперь о таксистах…
«Меня зовут Антон. Мне 32 года. Родился в Ташкенте, еще при СССР. Мои бабушка и дедушка приехали в Узбекистан в конце 60-х годов, восстанавливать Ташкент после землетрясения. Дед был строителем, а бабушка врачом. Так здесь и обосновались. Там выросли мои родители, и в 80-х появился на свет я и мой брат. После школы, в ПТУ я получил специальность сварщика, немного работал по специальности. Работать приходилось только у частников, доход был небольшой и не постоянный. Предприятий осталось мало, на работу по специальности устроится трудно. Закончил автошколу, с 2013 года работал на автомашине по перевозке грузов. Зарплата тоже не ахти, перебивались как могли, жили бедно. У брата тоже семья. Мама пенсионерка, пенсия маленькая.
- Можно ли сказать, что с устройством на работу трудно, потому что вы русский?
- Да нет. Я бы не сказал, что к русским относятся с предубеждением, даже есть какой-то плюс, что русский язык знаю. Все там так живут и русские и узбеки, если конечно не принадлежишь к какому-нибудь богатому роду или клану.
В начале 2014 году женился. Жена тоже русская, живет в Оренбургской области, я к ней перебрался жить. Хорошо, что с узбекскими правами можно работать в России, а то не знаю, чтобы я делал. У нас двое детей: мальчик 10 месяцев и дочка 3 лет. Жена косметолог, работала в центре красоты в пригороде Оренбурга, зарплата около 7-8 тысяч. Сейчас сидит с малышом, но скоро станет искать работу. Родители-пенсионеры, денег ни на что практически не хватает. Да и у меня российского гражданства нет, только вид на жительство.
- Получается с 2016 года Вы с семьей живете в России, а гражданства до сих пор нет? А как же госпрограмма по переселению соотечественников? Там же все упрощенно?!
- Ну, это только кажется, что так все просто..
Собеседник снисходительно улыбнулся. – Я тоже так думал, пока не столкнулся с этим. Во-первых, надо попасть в эту программу, получить сертификат переселенца, а уже потом получать правовую и материальную помощь от РФ.
Все решается на уровне властей региона, а тем хватает своих проблем и с бюджетом и  с жителями области. А тут еще непрошеные гости из-за ближнего зарубежья. Нас надо обеспечить работой, платить пособие на бирже труда, обеспечить каким-то жильем. А на это нет ни денег, ни возможностей.
  Проще отказать по каким либо причинам в участии в этой госпрограмме. Поэтому многие, дабы не убивать время на хождения по кабинетам и комиссиям, выбирают долгий и надежный путь. Сначала временная регистрация, потом вид на жительство, а через три года, если все будет благополучно, можно получить гражданство.
- Да, уж не весело… Семья в Оренбурге, а Вы здесь. Ну и как живете?
- Чтобы работать в Москве и области, я зарегистрировался у дальних родственников в Серпухове. Живу, точнее, ночую, как правило, в хостелах. Иногда спал в машине. на парковке… Работал без выходных почти три месяца, очень устал. Условия на прошлой работе были, как бы сказать, помягче, не совсем адекватные. Честно говоря, вымотался. Среди ваших водителей нашел знакомого, который объяснил условия работы  и реальный заработок, который я могу получать у вас при работе в графике 6/1. Это меня устраивает и потому я  здесь…»

     Разные люди, разные судьбы… Разное отношение к жизни.
...«Я живу в Москве с начала 2000-х. Ну как живу?! Работаю. Раньше работал прорабом на стройке, зарабатывал очень хорошо, сейчас работы нет. Пошел в такси.
С женой развелся 12 лет назад, с ней осталось дочь…  Из-за чего развелся? -Жена-сука, все пилила и пилила, что я дескать по бабам шляюсь, зарплату домой не всю приношу. Я приносил денег в семью ровно столько, сколько было необходимо: одеться-обуться и на питание. Все остальное – это моё! Мне тоже надо как-то развлекаться, а у нее «под каблуком» я сидеть не намерен…
Сейчас живу с женщиной, в Арзамасе. У нее двое детей. Уже взрослые. С ней нормально живем. Она глупых вопросов не задает. Приезжаю на выходные отдохнуть. Она всегда рада, все ее устраивает, меня - тоже. Раньше пробовала права качать, пришлось ей объяснить «кто в доме хозяин». Теперь как шелковая!
  Меня все уважают. Я раньше боксом занимался, поэтому, если что не по-моему, могу и по-другому объяснить. Ха-ха, работал у одного частника водителем. Поцарапал случайно машину, тот ко мне с претензиями. Мол, либо ремонтируй, либо плати деньги. Пришлось двинуть ему разок и уволиться… Правда, денег за отработанный месяц я не получил. Зато показал характер, на мне не поездишь…
Не подумайте, я нормальный человек, зря ни кого не трогаю. Только в крайнем случае.»

    Можно ли осуждать такого человека? Думаю, нет. Дело-то не в нем. Дело в том, что человек не живет в семье и не жил ни когда. Может воспитывался так: каждый в «семье» живет отдельно, участвуя в ее жизни, или существовании финансово. А эмоционально – нет. И получается, что государство, которое состоит из таких вот ячеек – обречено. Власть не принимает участия в семье. Оно откупается материнским капиталом, нищенскими пособиями на детей. Вместо того, чтобы обеспечить людей рабочими местами, нормальной зарплатой, детсадами и школами, в советском понимании этих учреждений, проводит оптимизацию-уничтожение  всего и вся, что было достигнуто прежними поколениями. И не «бороться с бедностью», как она, власть, это понимает, увеличивая налоги, сборы, цены на бензин и некачественные продукты. А просто перестать обслуживать олигархат и их интересы. Просто дать возможность заниматься бизнесом тем, у кого это получается. А тем, кто хочет реализовать себя в науке, на производстве, вернуть предприятия и фабрики, пока еще есть, кому на них работать.

   ...«Ну, что мне о себе рассказать? Всё как у всех. Школа, армия, техникум, теперь колледжем называют. Потом строительный институт.  По профессии я специалист по гражданскому и промышленному строительству, инженер. Работал в частной строительной компании, пока были объемы и вовремя платили. Потом заказчиков не стало. Все подряды уходили компаниям аффилированным с местной властью или банком. Соответственно, объемы упали, рабочих сократили, а потом и вообще все рухнуло. Устроился в одну полугосударственную строительную компанию. Начались проблемы в семье: жена с утра на работе, домой приходила за полночь, не всегда трезвая. То у них презентация, то переговоры, то банкет... Сыном не занималась. А сын первоклассник. На меня ей тоже было наплевать.  Пытался с ней поговорить, не понимала. Скорее всего, ее работа сгубила. Работала референтом в одной компании. Встречала партнеров фирмы, обустраивала, сопровождала. Как потом узнал, и обслуживала их в интимном плане. Подал на развод. Теперь вот живем втроем, я, мой отец-инвалид и сынишка. Чем привлекает работа в такси? Есть возможность отвозить и привозить сына из школы. Какое-то время уделять ему, на строительстве такой роскоши нет. С утра и до вечера на объекте.»

Продолжение следует...


Рецензии