Загадочное захолустье

Хлебные эти края всегда были, недаром на гербе города три сошника изображены: два элеватора в городе до сих пор функционируют.  Город Ефремов, эти края, их история, некоторые его обитатели - хороший повод и предмет для постижения нашей страны, судьбы нашего народа, некоторых особенностей национального характера и понимания, как нравственный закон проявляет себя в современной жизни маленького города и  в некоторых его странных с виду  представителях…
Облик города с лучевым расположением улиц, идущих от Красной площади, определила Екатерина II своим  указом в 1779 году.  Хороший это был план борьбы с хаотичной самостийностью застройщиков… Сейчас эти лучи хорошо просматриваются. Только раньше они сходились к городскому кафедральному собору, которого сейчас на старом месте нет... Поэтому возникает такое чувство, что на Красной площади не хватает чего-то важного, нет центра... Потом екатерининский план местные деятели поправили и снова началась хаотичная застройка…
В начале XIX века в городе чуть более полутора тысяч жителей было: в основном купцы, мещане и церковнослужители.  Интересно, что все каменные храмы «того» Ефремова были построены на пожертвования местных купцов… Нравственный закон  в те времена хорошо работал. Но архитектурными шедеврами город никогда не обладал, только Торговые ряды построенные на Нижней торговой площади по проекту, утвержденному в 1820 году Александром I, по словам К.Г. Паустовского были «единственным интересным зданием в городе». Писатель побывал там   перед самой революцией.  Сегодня вы этих торговых рядов не найдете...
Красоты эти места неописуемой. Дивные петли Красивой Мечи, бесконечно извивающейся меж холмистых живописных берегов, обрамляют город с востока, и наводят на мысли о возможности райской жизни на этой земле - не зря так эту реку назвали… И эта мысль тревожила и тревожит сердца людей, не дает им утонуть в повседневности... Но эта тревога обязательно когда-нибудь  перерастет в перспективный проект реконструкции и благоустройства Ефремова, сохранения и реставрации оставшихся архитектурных памятников и создания в нем современной городской среды.
И Красивая Меча и знаменитые ефремовские фруктовые сады  будут главными темами, главным мотивом архитектурного преображения города, превращения его в культурный центр области.  Уже сейчас в городе наметилась тенденция по увеличению площади общественных садов, скверов и парков; по сравнению с дореволюционным временем их площадь увеличилась чуть-ли не в 10 раз. Город медленно изменяется...
Такое преображение и реализацию такого проекта можно увидеть в Тарусе: нашлись там энтузиасты и Таруса,  как магнит, стала притягивать людей. Только нужен человек, который захочет посвятить этому жизнь… Может быть таким человеком станет Сергей Балтабаев, бывший предприниматель, сегодняшний глава города и района, который уже очень много сделал для возрождения города...
Неправильно знаменитыми эти  края сделал А.П. Чехов, назвав в одном из своих писем Ефремов самым захолустным городом из всех уездных городов России… Потом романтик К.Г. Паустовский бывал здесь не раз и тоже об этом об этом написал. Приклеилось к Ефремову это определение, все образованные люди, начиная говорить об этих местах с этого определения начинают, хотя внешность как людей так и городов часто бывает обманчива... Да и нельзя с какими-то готовыми наклейками подходить ни к людям, ни к городам. Кроме А.П. Чехова своими именами этот город отметили М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский. 
У Бунина в городе на маленьком сохранившемся островке разорённого старого кладбища  остались могилы его матери и брата с женой. Паустовский c женой приезжал на эти могилы, и мы с товарищем тоже им в эту поездку поклонились. Есть в этом священнодействии, что-то душевно важное... В доме его брата  сейчас музей его имени… Сам он восседает теперь на огромной чугунной скамье нового ещё не заросшего деревьями городского сквера…Этот памятник стал теперь главной достопримечательностью города. Не очень удачная скульптура: не смог автор передать благородство черт его лица, да и сам замысел композиции помпезен, скамья стоит на пьедестале и поднята слишком высоко над землей… Людям, гуляющим в парке, нравилось бы присаживаться на эту скамью рядом с земляком-гением…
Паустовский романтизировал город своей любовью к Екатерине Загорской, проживавшей в Ефремове с сестрой. Она стала потом его первой женой. Неприятно писать здесь это слово «первой», но такова жизнь многих знаменитых и гениев. Правда, не всех...В феврале 1917 года редакция газеты, в которой он тогда работал, послала его в глухой уездный город, чтобы узнать, о чём думают в тургеневской России…  В Ефремове писатель узнал о произошедшей революции. Видимо был и есть какой-то секрет в загадочной захолустности этого города….
Таким был Ефремов, таким он и остался, только образ захолустья изменился за годы советской власти, стал советским. Население города с бунинских времён  выросло в четыре раза: раньше это было малонаселенное уютный городок  отдельно бедно и тихо живущих людей, то теперь на всем отпечаток советской индустриализации и коллективизации этой жизни и всего вытекающего отсюда уже многолюдного душераздирающего шумного уродства, в котором живому человеку после рабочей смены трудно найти своё место…  Тот старый образ Ефремова и окрестностей - это образ бунинской России, который ещё помнят люди родившиеся на границе девятнадцатого и двадцатого столетий. В той жизни был уклад, основанный на религии и традициях отцов... Советский Ефремов - это город расхристанный, населённый уже другим народом - строителями нового мира, под руководством большевиков яростно разрушавших доставшееся ему наследие, вместе с православными храмами и тем образом жизни… Люди, родившиеся в те времена и уехавшими из него, вернувшись не  могут принять нового города, он им чужд...
На месте небольших фабрик, заводиков и кустарных производств, складов зерна и купеческих лабазов появились заводы-комбинаты: старый советский работающий из последних сил завод синтетического каучука, Спиртзавод, комбинат «Кубань масло»,  Маслосыродельный комбинат  и Глюкозопаточный завод,  и выпирающие всюду мухоморы супермаркетов. Правда, сетевые  «Магниты», «Дикси», «Пятёрочки», появляющиеся всюду как грибы после дождя -  это веяние последнего времени… 
На месте двухэтажных купеческих домов русского провинциального стиля и  наводивших тоску запыленных сереньких уютных мещанских  домишек - уже многоквартирные старые дома и четырех- и пятиэтажные,  кирпичные коробки, лишенные каких-либо архитектурных излишеств и вызывающие ностальгию по ушедшим временам, но, правда, уже почти со всеми удобствами…На последних панорамных фотографиях Красной площади и центра города, снятых, видимо, с колокольни или с дрона, видно, что застройка города в советский период велась стихийно на принципах голого функционализма и минимума затрат на духовные потребности людей, удобство и красоту их жизни...…
Старая часть города со своим старорусским лицом  сохранилась точечно. В одной из таких «точек» на Красной площади расположен воскресший из пепла Ефремовский художественно-краеведческий музей. Но до сих пор сохранились советские названия улиц: улица Ленина (бывшая Тульская), Свердлова (бывшая Московская), Карла Маркса (бывшая Дворянская), Красноармейская, Трудовая, Колхозная… царапают сейчас эти имена душу, но сознание меняется медленно.  Это образ уже советского захолустья, где современные сетевые магазины выступают в роли губок, всасывающих имеющиеся у населения скудные  денежные  средства …
Но такой, уже мой ярлык, тоже будет неправильным, потому что очарованные люди потихоньку не без помощи подвижников вспоминают о прошлом и о красоте. В 1971 году в городе Художественно-краеведческий музей был открыт, правда, в 1999 году он сгорел, но сейчас снова работает-просвещает-напоминает, детишки там толпятся… Дом-музей  И.А. Бунина город создал, памятники-бюсты знаменитому писателю, Нобелевскому лауреату на частные пожертвования создали и поставили...  Сегодня Иван Алексеевич - главная тема истории культуры города, всех гостей к нему ведут: и в музей и к памятникам...
Владимира Михайловича Мясищева, родившегося в Ефремове в ещё бунинской России, талантливого советского авиаконструктора, создателя первых дальних самолетов бомбардировщиков вспомнили, прославляют. Мы сейчас стратегом ТУ-160 «Белым лебедем» гордимся-любуемся - это он начинал его строить, сделал прототипы этого совершенного самолёта... Улицу его именем назвали. Властями принято решение о создании дома-музея его имени - в городе сохранился дом, в котором родился авиаконструктор... Недалеко от Красной площади и сквер В.М. Мясищева появился - видел, как убирали его весной женщины-сотрудники  Краеведческого музея: сильно за зиму замусорили его горожане… Но этот сквер ещё и сквером уничтоженных фонарей называют: в 2010 году местные вандалы-подростки переломали-уничтожили все фонари, установленные в сквере… Такая странная наша жизнь: рад бы в рай, да грехи не пускают... Строить новый мир  и исправлять окружающее нас уродство гораздо труднее, чем разрушать дела предков, хотя этим предкам каждый, кто изучал историю Российского государства, большой список претензий может выставить… Только надо ли нам постоянно этим заниматься?…
И разрушенные храмы начали повсеместно в городе и районе восстанавливать: пришло одухотворяющее людей осознание того, что без Бога, без Божьей помощи жизнь не наладишь и ничего не построишь… И не только там - недавно у меня под окнами начали колокола звонить веселым пасхальным перезвоном... Это начало долгого пути в будущее этого края и в будущее России..…  На измученной революцией и насилием земле возникает новый этнос, преображенный русский народ… Как там наверху-на Небе и запланировали... На быстрые результаты здесь рассчитывать не приходится… После Октябрьской революции прошло только 100 лет, после освобождения страны от пут большевизма, а от  разрухи перестройки и возвращения русского народа в лоно православия не прошло и 30 лет...
Но народ силён своей историей, памятью о людях когда-то живших и умиравших на этой земле - и в давние века и недавно, о людях-подвижниках, родившихся или действовавших в разных местах нашей Родины.   Об одном из деятелей нашего времени, услышавшем Глас Божий, пытающемся пробудить народную память в одном из  уголков  России, я и хочу рассказать в этом эссе, но и не только о нём: ни один он, к счастью, в городе и в стране старается-спасает Россию…
Могут сказать, что это какой-то частный ни о чём не говорящий случай - не соглашусь и У. Блейк, надеюсь, меня поддержит: поэт призывает нас к другому...  В малом часто отражаются явления огромной важности и значимости:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка…

Так оно и есть в жизни, В конце покажу, что этот случай не единичный, и не случай, а уже закономерность нашей жизни… надо только протереть глаза, замыленные суетой, не пройти мимо и вглядеться повнимательнее…


Рецензии