Человек прекрасной души

   Рассказ о старейшине чувашского этнокультурного объединения города Павлодара Волковой Лидии Ильиничне.

 Вот как она рассказывает сама свою биографию:

"Родилась в 1937 году в деревне передние Хирлепы Алиповского района Чувашии.
Как у всех детей войны детство было трудное.
Отец погиб на войне, два брата вернулись с войны инвалидами.
С ранних лет работала в колхозе.
После окончания  семи классов дальше учиться не было средств.
Вышла за муж за Волкова Александра и приехали они в Казахстан осваивать целину, в село имени Богдана Хмельницкого  Щербактинского района.
Муж работал на тракторе, а я у него помощницей. Это профессия моя называлась прицепщица. Работала  и телятницей.
Имею много поощрений за свой труд ...много почетных грамот. Медаль за трудовое отличие.
В 1972 году переехали в город Павлодар, работала до выхода на пенсию. И после выхода на пенсию продолжала еще работать 4 года.
Вырастила троих детей, внучат и правнуков.
В Ассамблею народа Казахстана пришли с мужем с самого начала ее существования, в чувашский культурный центр."

Что я могу сказать об этом человеке. Знаю ее давно, с 1996 года, когда впервые с детьми пришла в Ассамблею в школу национального возрождения.
Дети мои ездили  выступать вместе со взрослыми в сельскую местность.

 Знаю, что в одно непростое время они с мужем уезжали в Чувашию, но вернулись в Казахстан, так как прикипели сердцем к этой благодатной земле.

 Знаю, что она не может сидеть без дела, очень любит трудиться, до сих пор каждое лето работает на даче.

 Вот что рассказывает о ней наша учительница чувашского языка Людмила Матвеевна Виноградова:
  "Когда я должна была прийти в гости к ней, она, проживая на пятом этаже дома, вымыла весь подъезд до первого этажа и повесила объявление с просьбой к жильцам соблюдать чистоту."

  Лидия Ильинична при более близком общении показалась мне человеком возвышенной души, поражала меня знанием чувашских пословиц и поговорок, которые из нее сыплются при каждом удобном случае.
 Я попросила ее начать их записывать.
 Так мы начали потихоньку собирать этот вид нашего народного творчества.
 Более двадцати пословиц уже собрали и еще соберем, так как хотим их напечатать в отдельной книжке, которую планируем выпустить к 25летию создания нашего ЭКО.
  Также Лидия Ильинична выступает с чувашским фольклорным ансамблем " Сеспель", поет в хоре.
  Раньше, время от времени, Лидия Ильинична писала заметки в газеты, т.е. являлась внештатным корреспондентом местных газет, таких как " Звезда Прииртышья", " Наш край".
А еще оказалось, что она  пишет стихи. Много стихов, написанных душою.
 Вот  стихи, в которых чувствуется пережитое.

 В переводе с чувашского они прозвучат так:

"На краю села Хирлеп,
Возле речки быстрой
Родилась когда-то я
Под звездой лучистой.

В детстве весело играли
Возле речки мы...
Далеко родные дали
Годы унесли.

В Казахстане,  в Павлодаре
Я живу теперь.
Но свою родную речку
Помню я , поверь.

И Иртыш  мне стал родным,
И  Хирлеп - родной...
Обе речки я люблю
Сердцем и душой."

 А вот про Чебоксары, столицу Чувашии, которую чуваши называют Шупашкар.

"Белый город Шупашкар*
Весь передо мною...
Волга медленно течет
Чистою водою.

Мощно прогудят вдали
Баржи, пароходы...
Белым лебедем они
Проплывают воды...

А вдоль берегов реки
Красота какая!
Липа, молодой дубок,
Выросли до края...

Смотришь вдаль - глаза твои
Наполняют слезы...
Я люблю тебя, земля,
И твои березы!"



 


Рецензии
это фильм о ней

Светлана Феттер   09.03.2023 09:27   Заявить о нарушении