Ящик доверия
... На миг, от взрыва, он ослеп,
И от руки кровавый след,
По жизни всей его промчался...
И.В.
Юрка, шестнадцатилетний парнишка, ученик 10А, каждый раз, проходя мимо стены, на которой висел «ящик доверия»,словно спотыкался о невидимую преграду, внезапно возникающую перед ним. Затравленно оглядываясь по сторонам и, убедившись в том, что рядом никого нет, метко посылал плевок в сторону ненавистного ящика и быстро исчезал из школьного коридора...
На самом деле это был ящик не доверия, а ДОНОСОВ. В него ученики средней русскоязычной школы районного центра Христиновки, что на Украине, бросали записки с доносами друг на друга. Инициатором этой подлой задумки была завуч школы Степанида Матвеевна, жена майора МГБ. Она хорошо усвоила методы предательских доносов и стукачества от своего мужа, посадившего за решетку не одного невиновного советского гражданина.
Одной из репрессированных жертв по ложному доносу был и отец Юрки Фиксона, занимавшего в прошлом должность председателя сельсовета. Но это отдельная история...
1953 год оказался непредсказуемым для страны. 5-го марта умер Сталин. Знаменательные события этого года навсегда остались в памяти советских людей. Тогда сотни тысяч невинно осужденных граждан были амнистированы новым правительством. Не прошло и года, как амнистировали и Юркиного отца. Ему предложили восстановиться в партии, но он отказался - веры в партию больше не было. Растоптали веру пытками в сибирских лагерях...
Выемка предательских записок производилась каждую субботу. После окончания уроков на комсомольском собрании разбирались проступки проштрафившихся учеников, позорящих звание членов ВЛКСМ. Бывало даже, ребят исключали из комсомола. Можно представить себе ту негативную обстановку, царящую среди учащихся школы. Ребята боялись и не доверяли друг другу. Каждый с подозрением всматривался в лица друзей, чтобы разгадать затесавшегося среди них предателя.
Неделю назад на очередном собрании зачитали записку «доброжелателя», в которой сообщалось, что Фиксон на уроке литературы писал любовное послание Наталке Гриценко. Из-за этого Юрку распекали и стыдили классный руководитель и вечно заискивающий перед ней комсорг Петро Заикин. Конечно же, пришлось краснеть, стоя перед всем классом с опущенной головой. Перенесенное унижение вызвало злобу и ненависть в его душе... Но, несмотря на это, пылкая влюбленность в отличницу Гриценко нисколько не уменьшилась.
Беда была в том, что Наталка не отвечала ему взаимностью и, как бы вовсе не замечала его. А вообще-то он подозревал, чьих это рук дело. Скорее всего, в этом был замешан Тимоха Кривошеенко (кличка Кривой), по уши влюбленный в Наталку.
В школе у всех были клички, у Юрки тоже - Длинный - из-за его высокого роста.
Красивая девчонка пользовалась огромным успехом у ребят и, потряхивая каштановыми кудряшками, смотрела на всех, высоко задрав носик и не удостаивая никого своим вниманием. Из-за неё три дня назад у Юрки произошла стычка с Кривым. После уроков тот подкараулил направлявшегося на тренировку Юрку и, схватив за отвороты плаща, злобно прошипел:
- Слышь, ты, жид пархатый, отвали от Наталки, пока я тебе не накостылял! Запомни, это моя девчонка...
Кривошеенко, наверное, забыл, где тренируется Фиксон? А тот уже пятый год посещал секцию бокса и неоднократно выходил в призеры. Услышав в свой адрес оскорбительные слова, которых никому и никогда не прощал, Юрка, не раздумывая, нанес Тимохе короткий, но мощный удар прямо под дых. Тот, охнув от боли, согнулся и упал на колени прямо в лужу, затянутую тонкой коркой льда.
- Ну что, Кривой, накостылял? То-то же! А захочешь добавки, скажи, за мной не заржавеет, - с усмешкой произнес Юрка, и спокойно продолжил свой путь.
Сегодня, проходя мимо ненавистного ящика, Юрка, не сдержавшись, со всей силой ударил по нему кулаком. Ящик висел на петлях, прикрученных к стене шурупами. Со временем они немного ослабли. От удара ящик закачался и его перекосило. Изнутри послышался звук удара каким-то предметом о металлическую стенку ящика. От неожиданности Юрий опешил. Мальчишеское любопытство перевесило страх быть захваченным врасплох.
В недоумении он прошептал:
- Странно, что же это может быть?! Хм, ведь в ящике лежат одни бумажки, и они не могут издавать таких звуков, хоть переверни его вверх тормашками...
Удлиненные ушки висячего замка позволяли приподнять крышку вредоносного ящика, благодаря чему открывалась широкая щель, в которую и забрасывались записки.
Юрка постарался как можно больше накренить ящик и приподнял крышку. Из приоткрывшегося отверстия показался кончик какого-то металлического предмета. Парнишка поднапрягся и, резким движением выдернув его, быстро засунул находку в карман плаща. Поправив ящик, рванул от него подальше. Счастье, что его никто не засек, вызвали бы отца в школу, а тот и так прошел все круги ада, не хватало ему ещё краснеть за взрослого сына и перед кем?
В городе Авраам Самойлович был уважаемым человеком - он заведовал механическими мастерскими (в лагерях научился многому). Отличное владение востребованной специальностью повышало его авторитет среди жителей Христиновки. Ох, и досталось бы Юрке по полной программе, несмотря на его шестнадцать лет.
Не теряя времени, Юра, забежав за дровяной сарай школы, вытащил из кармана металлический предмет и стал внимательно рассматривать его.
Разглядев, ахнул:
- Так это же детонатор-капсюль от противотанковой гранаты! Вот это да-а-а!!! - протянул изумленный Юрка. - Интересно, кто же умудрился подбросить его туда?! Ха, видимо, допек до печёнок всех этот предательский ящик. Да чтоб он сгорел!
И смачно сплюнул.
Юре вспомнился недавний случай, когда в начале мая, в воскресный день, он случайно нашел на огороде новенькую боевую гранату. Хорошо, что отец с матерью работали неподалеку, закладывая в лунки картофель. Отец, выхватив у сына гранату, побежал к дальнему оврагу, где и захоронил её подальше от беды и посторонних глаз.
Сколько ещё таких разбросанных повсюду страшных находок, наследство от жестокой войны, находили ребята. Случались и несчастные случаи. В их школе учитель физкультуры, военрук Ермаков, прошедший всю войну в полковой разведке от рядового до капитана, проводил с учениками беседы, предупреждая об опасных последствиях от случайных боевых «подарков».
Однако Юрка решил не отдавать находку Ермакову, а оставить её себе. Почему он это сделал? Он и сам не мог ответить на этот вопрос. Ощущение того, что в кармане у него боевой капсюль, щекотало нервы и самолюбие. Он чувствовал себя настоящим мужчиной. Теперь у него была своя мужская тайна.
В 1953-м на экранах страны с большим успехом демонстрировался новый художественный фильм «Максимка» по мотивам «Морских рассказов» К.М.Станюковича.
На очередном комсомольском собрании комсорг Заикин объявил о коллективном походе в кинотеатр на фильм «Максимка», после чего планировалось его обсуждение.
В наступившее воскресенье 10"А", в полном составе, отправился в Клуб железнодорожников, где показывали новый фильм.
«Максимка» произвёл на ребят ошеломляющее впечатление. Конечно же, другой реакции и не могло быть. Ведь в нем играли такие актеры, что аж дух захватывало: Борис Андреев - матрос Лучкин, Михаил Астангов - капитан «Бетси», Владимир Балашов - старший лейтенант Чебыкин, Марк Бернес - корабельный врач, Максимка - Анатолий Бавыкин, а в роли боцмана Матвеича - Николай Крючков и многие другие известные актеры.
Те, кому позволяло материальное положение, шли смотреть фильм и второй, и в третий раз. И без комсомольского собрания они бурно делились впечатлениями. Однако комсомольское собрание, где на повестке дня стояло обсуждение фильма «Максимка», состоялось в очередную субботу.
На дворе стоял холодный ноябрь, и школа особенно не баловала теплом. Потому учащиеся были одеты в ватники, пальто и плащи. Фиксон, поверх школьного пиджака, носил модный, утеплённый изнутри коричневый плащ.
На этот раз он почему-то сел за последнюю парту, чего раньше за ним не замечалось. Сегодня у него было отвратительное настроение. Ревность кипела в нем и искала выхода. Наталка, любимая девчонка, весело болтала с его заклятым соперником, Тимохой Кривошеевым.
Юрий, насупив брови, в ярости катал по парте детонатор противотанковой гранаты. Он отлично понимал, какую опасность представляет собой данный предмет. Круглая головка детонатора сверху была покрыта слюдой. Её можно легко повредить каким-нибудь острым предметом и этим спровоцировать взрыв. Перед ним был ряд свободных парт, а дальше сидел Иван Бычков (кличка Бычок) и что-то усердно царапал перьевой ручкой на поверхности парты. Возбужденный ревностью Юрка решил отыграться на нем и, с издёвкой, бросил ему:
- Эй, Бычок, ты что, оставляешь несмываемое послание будущему поколению? Тоже мне, писатель! Слышь, слюни-то подбери! – И, ехидно так рассмеялся...
Иван резко дернулся, и в этот момент у него отломилась половинка пера. Современные дети, скорее всего, не имеют представления о перьевых ручках прошлого века. Пишущая часть (клювик) металлического пера состоял из двух половинок с маленьким зазором по центру, на котором и задерживалась чернильная капля. Чертыхнувшись, Бычков швырнул ручку в обидчика. Довольный произведённым эффектом, Юрка поднял с полу упавшую ручку с оставшейся на ней острой половинкой пера. Он не знал, как выплеснуть из себя клокочущую ревность, и, недолго думая, машинально проткнул этой половинкой капсюль противотанковой гранаты, который крепко сжимал в левой руке.
Раздался страшный взрыв. Юрку подбросило взрывной волной вверх, а потом швырнуло вниз. Оглушенный взрывом, ничего не соображая и ничего не видя перед собой, он поднялся на ноги и застыл в ступоре. Прошло несколько секунд, а ему показалось - вечность!
Внезапно Юрий почувствовал жгучую боль в левой руке и, посмотрев на неё, увидел, что на ней нет пальцев. С безумными, расширенными от страха глазами он стал оглядываться по сторонам и увидел на полу свои пальцы. Окровавленные пальцы, как живые, продолжали дергаться из-за сокращений в них нервных волокон. Жуткая картина напоминала кадр из фильма ужасов.
Кровь толчками, не переставая, продолжала вытекать из растерзанной кисти, заливая плащ, брюки и ботинки. На лице повисли лохмотья сожженной кожи. Каким чудом взрыв не задел глаза, понять невозможно. Плащ, насквозь прожженный и пробитый мельчайшими металлическими осколками, фактически спас Юрку от смерти. В опустевшем классе ни души...
Через пару минут дверь приоткрылась, и насмерть перепуганные лица ребят появились в дверном проёме. Юрка повернул голову в их сторону и тут же, потеряв сознание, рухнул в лужу крови.
Что происходило дальше вокруг него, он не помнил... Школа была объята ужасом. Скорая помощь доставила пострадавшего в больницу. Там его быстро переодели в стерильный халат и, не теряя ни минуты, на каталке покатили в операционную. На левой кисти, на кусочке кожи, висел чудом оставшийся безымянный палец. Ведущий хирург больницы решил до конца бороться за его сохранение, и ему удалось сделать невозможное - сохранить мальчишке единственный палец.
Обильная потеря крови едва не закончилась летальным исходом. Первым, кто лег на прямое переливание крови, оказался военрук Ермаков. Его группа крови совпала с группой пострадавшего. Потом подоспели отец и украинские родичи. Мама Юры была из большой украинской семьи, что, кстати, и спасло её и сына от гибели в лагерях.
Врач, удивленно пожимая плечами, повторял:
- Подумать только... А ведь мальчишка-то родился в рубашке! Иначе и не скажешь...
От навещавшей его красавицы Наталки, Юра узнал об ужасных последствиях его необдуманного поступка. Само появление Наталки у его постели вызвало у Юрки настоящий шок. Он не верил своим глазам и на время даже потерял дар речи. Правда, из-за страшного ожога лица ему с большим трудом удавалось выдавить из себя несколько слов, преодолевая невыносимую боль.
Нет, возможно ли такое, чтобы его любовь и мечта сидела здесь, у постели, и со слезами на глазах ласково гладила его искалеченную руку? Когда он, наконец-то осознал, что это не сон, а реальная действительность, жаркий поток счастья и неудержимой радости заполнили каждую клеточку его организма, что не замедлило положительно сказаться на процессе выздоровления.
Школу сотрясали одна комиссия за другой. Органы МГБ и МВД, районные комитеты партии и комсомола, а также представители районного отдела и министерства народного образования.
Они допрашивали учителей, уборщиц, учеников старших классов и даже истопника. Всем задавался один и тот же вопрос, каким образом в школу попал боевой капсюль противотанковой гранаты?
Но внятного ответа так и не получили. Конечно же, нашли и уволили «стрелочника» - Ермакова, хотя к этому делу он не имел никакого отношения. Но Юркин отец позаботился о трудоустройстве учителя.
Директора и завуча школы сняли с занимаемых должностей и перевели на преподавательскую работу. Бывшему директору пришлось заново восстанавливать знания по истории, а завучу - по зоологии. Кроме того, им, а также классному руководителю вынесли строгий выговор с занесением в личное дело. Однако учителя были счастливы тем, что благодаря связям мужа Степаниды Матвеевны их не исключили из рядов КПСС и не уволили с работы.
Юрий ещё не один месяц провалялся в больнице. Наталка объясняла ему школьные задания, относила в школу контрольные работы. Фиксон был способным учеником и схватывал все на лету. Благодаря любимой девушке, её нежности и вниманию, он быстро шел на поправку и с успехом сдал экзамены на аттестат зрелости.
В этой трагической истории оказался один положительный момент: - первый секретарь горкома партии категорически запретил использовать отвратительную форму доносов, и ящик предательств был уничтожен.
ПОСТСКРИПТУМ...
Эту волнующую историю я слушала сидя за чашкой чая в гостях у знакомого. Юрий Фиксон прожил интересную многогранную жизнь. Несмотря на увечье, получил высшее образование в Политехническом институте Кишинева по специальности инженер - строитель. Кстати, и Наталка поехала с ним в Кишинев. Она поступила в Пединститут на филологический факультет. Их захватила яркая, всепоглощающая любовь. Влюбленные были неразлучны. Но, как говорится, пути господни неисповедимы...
Обладая от природы красивым голосом, Юрий стал солистом в организованном им при институте инструментальном ансамбле. И так сложилась жизнь, что основной его трудовой деятельностью стало искусство. По стечению обстоятельств, ему пришлось уехать в Одессу, и судьба навсегда развела его с Наталкой.
Однако другая любовь не заставила себя долго ждать. Влюбился он в прекрасную танцовщицу с романтическим именем – Эсмиральда. Так что, потеря пальцев не сыграла трагической роли в жизни певца. Юрий был награждён знаком – «За отличную работу» Министерства культуры СССР и знаком – «Отличному работнику культуры» Молдавской ССР. Неоднократно был отмечен медалями победителя музыкальных фестивалей, а также юбилейной медалью в честь 100-летия В.И.Ленина за большие заслуги в сфере народного творчества Молдавской ССР.
И по сей день, несмотря на возраст, он остается привлекательным мужчиной с прямой осанкой и особой выправкой, свойственной военным, хотя никогда не служил в армии. До сих пор он не покидает сцену и, будучи солистом и руководителем хорового ансамбля - Ветеранов ВОВ, выступает с концертами в клубах и хостелях Израиля.
Награждается Юрий Фиксон медалью и грамотой, за честь и достоинство, за вклад ветеранского движения в Израиле.
Подпись – Авраам Гринзон.
Председатель Союза Ветеранов 2-ой Мировой войны против нацизма. В честь 71-ой годовщины Победы в ВОВ.
А в честь 80-и летнего юбилея Юрия Фиксона я подарила ему свои поэтические строки…
Я слышу песню за окном…
Так кто же это? Это он!
Наш милый Юрий! Он - певец,
И я кричу: - Ты молодец!
Ты также строен и красив
И, музе страстной угодив,
Сумел украсить свою жизнь,
В ней музыки ядро и смысл.
Она щедра к тебе дарами,
И, потому, ты с песней, с нами,
Шагаешь с нотами в руке.
Как благодарны мы тебе,
Что песню ты несёшь, как знамя,
В сердца вливая, точно пламя!!!
Свидетельство о публикации №219031500117