Россия и Золотая Орда

«Да возвеличится Россия, да сгинут наши имена».
А.С. Пушкин

История родной страны в советской школе подозрительно напоминала историю партии. Есть одна генеральная линия и несчетное количество уклонов вправо и влево. Начинали изучать историю с Киевской Руси, затем историческая эстафета плавно переходила к Московскому княжеству, Российской империи и, наконец, благополучно заканчивалась Советским Союзом. Правда, оказалось, что после СССР еще будет Российская федерация, но на общую методику преподавания истории это повлияло мало.

На самом деле не все было так гладко, как в наших учебниках. Особенно неоднозначен был переход от Киевской Руси к Московской. Дело в том, что после похода Батыя и крушения Киевской Руси на ее месте возникла далеко не только Московская Русь, а целый конгломерат различных объединений, среди которых Москва поначалу ничем особенным не выделялась. Достаточно взглянуть на карту, чтобы обнаружить, что 4/5 Киевской Руси вошли в Литовское княжество. Кстати, это были наиболее культурные области – Галицко-Волынское, Киевское, Черниговское, Переяславское, Смоленское княжества. Литовские князья дани Золотой Орде не платили, в Сарай не ездили и баскаков не знали. Платила дань Золотой Орде, но была богатой и независимой Новгородская земля. А торговые операции новгородцев и военные походы ушкуйников простирались, ни много, ни мало от Балтики до Урала и Каспия. Шли процессы формирования казачества в степной зоне, на Дону, Днепре, Волге, Тереке. Так что к Литовской, Новгородской и Московской Руси, можно добавить Русь казацкую. Таким образом, бывшие земли Киевской Руси не просто разделились, а были интегрированы в различные этно-культурные уклады. Литва ориентировалась на союз с Польшей и развивалась сходным с западными славянами путем. Новгород – стал частью прибалтийского мира купеческой Ганзы. Московское княжество – улус Золотой Орды. И каждый из этих укладов претендовал на то, чтобы стать решающим для развития Восточной Европы. Образно говоря, развитие Руси после монгольского нашествия напоминает не дерево со стволом и отростками различной толщины, а куст с несколькими равноценными ветвями плавно расходящимися в разные стороны.

Есть ли смысл в этом разбираться? Ведь, как ни крути, есть исторический факт, что именно бывшее улусом Золотой Орды Московское княжество выросло в Российскую империю. Так надо ли вдаваться в подробности? Надо, так как именно игнорирование в советской истории большого числа фактов привело к тому, что советская история была дискредитирована в глазах миллионов украинцев и белорусов. Замалчивание или опускание фактов приводит к тому, что любой думающий человек начинает сомневаться во всей концепции в целом. В конце концов, параграф на историю Арабского халифата или Поднебесной империи в учебниках истории выделили, а места для изучения истории и культуры Литовской Руси не нашлось. Если же мы примем за данность существование нескольких вариантов развития Руси, то вопрос ставится уже по-другому – почему и как именно Московская Русь выросла в Российскую империю?

Так чем же выделилась Московская Русь? Она не была такой культурной как Литовская Русь, такой богатой, как Новгородская Русь и не имела таких воинских традиций как Степная (казацкая) Русь. Как говорилось выше, на момент старта Московская Русь юридически это провинция Золотой Орды, культурно – глухая окраина православного мира, этнически – смесь славян и ославянившихся финнов. Более того, даже в Северо-Восточной Руси у Москвы были сильные конкуренты в виде Великого Княжества Тверского. Тверские князья были самостоятельнее московских и чаще них заглядывались на независимую от Золотой Орды Литву, о чем, кстати, регулярно «стучали» хану московские князья. Не имея никаких особых преимуществ, Московская Русь пошла на союз с Золотой Ордой. Союз не только формально политический. Элита Московской Руси формировалась, думала и действовала по принципам и понятиям, принятым в Золотой Орде. В некотором роде можно смело назвать Московское княжество Русью татарской, в противовес уже упоминавшимся Литовской, Новгородской и Казацкой. И пусть это не смущает читателя. Из песни слова не выкинешь, и историю не изменить. Если из Московской Руси выросла Российская империя, значит татары передали нашим предкам нечто большее, чем уметь кланяться и целовать ханский сапог. Кстати, вот дался всем этот ханский сапог! У католиков существует известный обряд целования папской туфли, но никто из этого рабскую сущность католицизма почему-то не выводит.

В какой же степени элита Московской Руси была интегрирована в Золотую Орду? Как смотрели татары на русских, как на равноправных партнеров, с которыми можно вести дела, или как на данников, с которых надо регулярно стричь деньги? Интересный факт, которому у нас не предают большое значение. Александр Невский, который оформил юридически Московскую Русь как улус Золотой Орды, был побратимом сына Батыя, Сартака. Мы очень мало знаем об обычаях Золотой Орды, но даже простой здравый смысл подсказывает, что если Александр побратим Сартака, то Батый… как минимум, приемный отец Александра. Возможно, такое родство не делало Александра и его потомков Чингизидами (потомками Чингизхана), но оно уж точно не соответствует образу русских, как баранов, с которых татары, по степной привычке, регулярно стигли шерсть. Кстати, как мы убедимся ниже, монголам Чингизхана вообще не свойственно чувство религиозного или этнического превосходства. Как видно, русские князья были частью элиты Золотой Орды, настолько же, насколько партийный аппарат любой советской республики был частью советской элиты. Был и обратный обмен. На службу в Москву ехало большое количество татар, особенно крещеных. До официального принятия ислама при хане Узбеке христиан в Золотой Орде было более чем много. Как сказали бы сейчас, это были первоклассные военные специалисты. Список русских фамилий татарского происхождения занял бы не одну страницу, в том числе русские полководцы – Кутузов и Суворов. Не один век верой и правдой служили Московскому князю и татары-мусульмане, селившиеся в Касимовском ханстве. РОССИЯ, ПО ДУХУ И ПРАВУ ПРАВОПРЕЕМНИЦА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ, БЫВШЕЙ ЧАСТЬЮ МОНГОЛЬСКОЙ ОРДЫ ЧИНГИЗХАНА. Не случаен стремительный рост империи до Тихого Океана. Народы Евразии привыкли жить в империи, а кто ею управляет – Великий Хан или Белый Царь не так важно. И вот тут встает вопрос – от кого переняла цивилизационный импульс Московская Русь? Что представляла собой Золотая Орда, бывшая частью великой Монгольской Орды, основанной Чингизханом?

Монгольская Орда Чингизхана одна из самых загадочных империй на планете. Империй в мировой истории было много – Персидская и Римская империи, империя Хань и Арабский халифат, империя Карла Великого и империя Ацтеков, Французская и Британская колониальные империи. Все понимают, что любая империя строится «железом и кровью», но ни одна империя не вызывала такой ненависти со стороны европейцев, как Монгольская Орда. Если почитать, что пишут европейцы (а за ними и украинские историки) о Монгольской Орде Чингизхана, то создается образ какого-то сборища маньяков и садистов, одержимых идеей всеобщего истребления и разрушения всего на своем пути.

Американский фильм «Красная жара» о вторжении советских, кубинских и никарагуанских войск в США начинается с урока истории в американской школе. Учитель рассказывает ученикам, что монголы «оцепляли территорию размером со средний штат и, начиная сжимать кольцо, убивали внутри него всех – людей, животных, насекомых. Бойня продолжалась до тех пор, пока младший сын монгольского хана не просил отца приостановить кровопролитие (интересно, а если бы просил старший, то продолжали бы рубить?).» Сама картинка монголов, рубящих с седла насекомых уже вызывает иронию, но тенденция понятна и одного этого уже достаточно, чтобы внимательно присмотреться к Монгольской Орде и ее части - Золотой Орде и попытаться найти рациональное зерно в этом феномене мировой истории, а также понять, что так напугало европейцев в XII веке от Рождества Христова.

О Монгольской Орде судить сложно. Письменных документов от монголов не сохранилось. Все, что мы знаем, скомпилировано из арабских, персидских и европейских источников. А что может хорошего сказать о победителе проигравшая сторона? Примерно, то же самое, как судить о немцах на основании советских агитационных плакатов 1941 – 1942 года. Даже основной закон Монгольской орды – ясса Чингизхана до нас не дошел, только упоминания о ней. Поэтому здесь мы вступаем в зону догадок, впрочем, имеющих такое же право на существование, как и… монголы, рубящие с седла насекомых.

Да, сразу оговорюсь, что не считаю монголов выходцами с территории современной Монголии. Мне кажется, что основную часть дееспособного населения Золотой Орды составляли тюрки (татары) и славяне. Однако, далее мы будем пользоваться более привычным современному уху термином «монголы». Впрочем, на каком языке говорила как Монгольская Орда, так и ее часть - Золотая Орда или какой разрез глаз был у ее воинов, не так и важно. Важнее, как идеи двигали монголами и Чингизханом. Что мы знаем о монголах? Если присмотреться, то совсем не много по сравнению с той ролью, которую они сыграли в истории. В том числе:

- Были одержимы идеей дойти «до последнего моря» и основали одну из крупнейших империй в истории планеты (Монгольская Орда уступает только Британской колониальной империи).
- Ценили в людях верность и храбрость. Казнили трусов и предателей вместе с семьями.
- Воевали жестко, даже жестоко, но не трогали священников.
- До дрожи напугали Европу.
- Были язычниками по вере.

Вот с последнего пункта мы и начнем, так как религия, особенно в Средние века, во многом определяла мировоззрение человека. С язычеством, вроде, все понятно. Отсталые и дремучие, по сравнению с христианами, монголы Чингизхана верили в каких-то непонятных богов, по факту являвшихся плодом их первобытной фантазии. Так в «Сказании о убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» рассказывается о том, что каждого приходящего к Батыю человека заставляли проходить через очистительный огонь, а также кланяться «кусту и идолу». Православный князь не поклонился и был убит. Правда, странно, что в ставку хана Золотой Орды приезжало много послов из православных, католических и мусульманских стран и большинство уезжали целыми и невредимыми, так неприкосновенность послов (впервые в истории) гарантировалась той же яссой Чингизхана. Темная история, одним словом, но есть и другие источники. Ярлыки ханов Золотой Орды часто начинаются со слов «Волей вечного неба», и все чаще звучит мнение, что монголы Чингизхана были не совсем язычниками и уж тем более не поклонялись «кусту и идолу», а верили в Вечное Небо – Тенгри (пик Хан-Тенгри переводится как «Повелитель Неба»). Если допустить, что верой монголов была вера в единое Небо, то некоторые привычные со школьной скамьи вещи смотрятся совсем по-другому.

Все, кто интересуется историей, знают, цель монголов и Чингизхана - «дойти до последнего моря», то есть завоевание должно идти непрерывно, пока все страны и народы не станут частями Монгольской Орды. Самое время задать вопрос: а зачем? Чаще всего империи создавались из культурной и экономической необходимости. Например, Римская империя политически объединила древнейший культурно-экономический регион Средиземноморья. Земли, колонизация которых была невыгодна, типа Северной Европы или пустынь Африки, остались за границами Римского мира. Империя Хань стремилась контролировать шелковый путь в Европу. Одно время в своем стремлении дошла даже до Средней Азии. Колониальные империи Франции, Британии и России были завязаны на источники дешевого сырья и рынки сбыта продукции. Экономической логики в монгольском завоевании Евразии «до последнего моря» нет никакой. На дворе XII век, натуральное хозяйство, до общемирового рынка пройдет несколько сот лет. Что еще? Грабеж побежденных народов? Если цель завоевания – добыча, то империи, как правило, вообще не возникают. Грабили в истории викинги, венгры, половцы и многие другие и прекрасно обходились без империй. Империя это не грабеж (хоть в момент завоевания все тащили все, до чего дотягивались руки). Империя это политический, экономический, культурный и военный контроль определенных территорий. Зачем брать на себя это хлопотное занятие, если цель – добытое в бою имущество, уже осуществлена? То, что монголы награбили в Китае и Великом Хорезме, хватило бы, учитывая уровень потребления XII века, на несколько поколений. Зачем было идти дальше на Запад? Ведь любому понятно, что из военного похода вернутся далеко не все, а мертвому добыча не нужна. Была еще теория Гумилева, что Монгольская Орда Чингизхана была вынуждены защищаться от нападавших на нее китайцев, хорезмийцев, половцев, русских, венгров и прочих. Защищаться от Желтого моря до Адриатики это нечто. Примерно тоже самое, что Российская империя вела только оборонительные войны. Размах защиты родных очагов поражает воображение – от Парижа и Тегерана до Пекина и Лос Анжелеса.

Жажда наживы и возможность грабежа побежденных, с одной стороны, может приглушить в человеке страх смерти, что весьма полезно в набеге. С другой стороны, приобретая имущество, солдат захочет им воспользоваться. А война такая штука, на которой можно погибнуть. Мертвому деньги не нужны. Значит солдат будет любыми путями и способами уклоняться от дальнейшей войны, включая бунты и дезертирство, и никакие долг и честь его в этом не остановят. Одним словом, мародерство укрепляет банду, но разлагает армию. На серьезной войне опытные полководцы всегда пресекали мародерство и совсем не из жалости к имуществу побежденных.

Остается предположить, что у монголов и у Чингизхана была какая-то идея, превосходящая банальный грабеж побежденных. И тут самое время вспомнить про Единое Небо. Что, если Монгольская Орда была земным воплощением Великого Неба? Как Небо над всей землей одно, так все народы должны быть объединены под единой властью, сведены в единый улус под властью одного хана. Такая идея могла повести людей «до последнего моря».

Почему монголы Чингизхана, воюя жестко, даже жестоко (впрочем, кто в средние века воевал мягко и соблюдал еще не написанные Женевские конвенции?) не трогали священников? Ведь самый верный способ сломать дух народа это уничтожить его религию, что неоднократно и проделывалось в мировой истории всеми завоевателями. Но если Небо для всех одно (так и приходит аналогия с Отцом Небесным), то все люди под Небом делятся на два типа. Первые Небу служат, вторые под Небом живут. С точки зрения монголов способ служения Небу не важен. Сам Чингизхан, по преданию, объяснял это следующим образом – сжимал кулак и показывал – это Небо, разжимал пальцы и показывал – это христиане, это мусульмане, это буддисты и так далее. Небу служит и православный священник и мусульманский мулла и шаман сибирского племени, а человек, который служит Небу в Монгольской Орде неприкосновенен вне зависимости от религии. Точка.

Жизни тех, кто живет под Небом, такой ценности не имеют. При этом Небо одно, а люди под ним живут разные. Ханам Монгольской, а затем и Золотой Орды в голову не приходило приводить всех к единому языковому или культурному знаменателю. Если ты храбр и верен хану, никто никогда не попрекнет тебя ни происхождением, ни разрезом глаз, ни верой, ни языком. Как не попрекали в Золотой Орде русских князей славянским происхождением или русским языком. Ох, как же это отличается от манеры европейцев научить аборигенов не только говорить, молиться, но и думать как они. Типа урока во французской школе в Алжире – встает арабский мальчик и бойко докладывает «наши предки были галлы». Или известное английское выражение: "То, что вы родились не англичанином, это не ваша вина, это ваша беда".

Для людей, которые не служат Небу, но под Небом живут, в Монгольской Орде существовал моральный императив. Человек должен быть верным и храбрым. При этом верность и храбрость понимались как абсолютные понятия. Для людей характерно делить мир на «своих доблестных разведчиков и их подлых шпионов». С точки зрения Неба верность и храбрость не могли быть привязаны к конкретному человеку. Поэтому перебежчиков и предателей монголы Чингизхана казнили вне зависимости от того, на какую сторону они перебежали. Наоборот, если противник был верным до конца своему вождю, храбро сражался и оставался жив, для монголов он был своим. Такого принимали в Монгольскую Орду как равного.

В китайском фильме "Чингизхан" есть характерная сцена. Чингизхан в битве разбил войска своего давнего противника, но сам предводитель скрылся. Через какое-то время в юрту Чингизхана приходят два воина разбитого войска. Первый говорит:
- Великий хан, я был телохранителем твоего заклятого врага. Я спас его из битвы и отвез в безопасное место. Из-за меня он остался жив. Накажи меня.
Говорит второй:
- Великий хан, я был слугой твоего заклятого врага и я следовал за ними. Когда телохранитель уехал, я убил хана и привез голову твоего врага. Награди меня.
- Первый, тот что был верен своему хану будет моим телохранителем. Второй, который убил своего господина, будет казнен. - так сказал Чингизхан.

Аналогично предателям, в Монгольской Орде Чингизхана казнили трусов. В яссе был принцип: если из десятка двое вступают в бой, а восемь бегут – трусы предаются смерти. Если из сотни двадцать вступают в бой, а восемьдесят бегут – трусы предаются смерти. Короче, если не отступают все сообща, то все трусы подлежат казни. Жестко? Более чем, хотя вспомнить римскую децимацию, то есть казнь по случайному жребию каждого десятого из отступившего в бою соединения, то монгольский закон Чингизхана выглядит гораздо более справедливым. Но на войне трусов убивали всегда. А Монгольская Орда была военной организацией.

В любой современной армии мира офицер вооружается короткоствольным оружием. Как обычно говорят, для самозащиты, но солдат никто для самозащиты пистолетами не вооружает. Все проще, и, одновременно, страшнее. Условно говоря, на десять человек социума приходится один трус, один храбрый, и восемь обычных людей. Пока люди живут нормальной, мирной жизнью они, как правило, не знают, кто из них кто. Но как только наступает критическая ситуация, храбрый пойдет вперед, трус побежит назад, а остальные восемь могут пойти и за храбрым и побежать за трусом. Если все побегут – социум погибнет. Пистолет – оружие ближнего боя (вспомните дуэли ковбоев) и негласная обязанность офицера любой армии пристрелить труса, пока он не увлек за собой остальных.

С современной точки зрения, обычай Монгольской Орды казнить семью труса и предателя выглядит жестоко. Но для монголов Чингизхана человек не был отдельной единицей. Человек это часть семьи и родители отвечали за то, чтобы их сын вырос верным и храбрым. Они не видели, кто у них вырос? Если нет, то это плохие родители. И кого воспитает трус и предатель? Поэтому, по мнению Чингизхана, подобный род должен быть уничтожен под корень. Можно разделять и не разделять подобный взгляд на вещи, но в нем проглядывает определенная логика, очень далекая от простого стремления убить как можно больше людей. Самое главное - идеи Чингизхана повели за собой людей, и люди шли за ним на смерть не за жаждой добычи и не из страха.

И вот теперь самое время понять, что так напугало в то время Европу? Европу, которая в те века представляла собой жесткую иерархическую феодальную структуру. Наверху короли, под ними герцоги и графы, ниже бароны, еще ниже рыцари и, в самом низу, как основание для этой пирамиды – крестьяне, ремесленники, купцы – короче все те, кто прав, по рождению, не имеет. До правового государства, когда право на жизнь и имущество в Европе будут иметь все, вне зависимости от рождения пройдет не одна сотня лет. Да и в XVI веке культурные польские паны говорили, что пристрелить крестьянина, все равно, что пристрелить собаку. Вольность она, конечно, вольность, но не для всех.

А что так пугает цивилизованный Запад в ИГИЛ? Во Второй Мировой Войне СССР, США и Британия в блин раскатали Германию и Японию, имеющих военную промышленность и армии в несколько миллионов человек. Ну, собрались несколько десятков тысяч молодых мусульман, ну режут пленным горло? Да в чем проблема, закопать всех на метр в землю и все. В XIX веке англичане или русские справились бы с подобными отморозками за месяц – другой. Но проблема не в этих десяти – пятидесяти тысячах, а в том, что они заняли территорию с несколькими миллионами населения и эти люди их поддерживают. Для них шариатский порядок ИГИЛ лучше, чем бардак и гражданская война в Ираке или Сирии. Проблема в том, что молодые мусульмане от Татарстана до Судана мечтают попасть в исламское государство, которое они видят как государство справедливости и равенства перед Всевышним, в противовес иерархическим не религиозным структурам современного мира. Понятно, что, зная историю, всегда можно предсказать, что со временем среди равных появляются те, кто ровнее остальных и история в который раз пойдет по накатанным тысячелетиями рельсам. Но пока они не появились, эти апостолы нового мира могут много чего натворить.

Монгольская Орда Чингизхана это равенство всех перед Небом, когда ни происхождение, ни род, ни язык значения не имеют. Это военное братство, объединенное единой целью и жесткой дисциплиной под властью одного человека – Чингизхана. Да, у хана была неограниченная власть, но что лучше – иметь одного хана или целую лестницу начальников разного уровня, которых всех надо кормить и каждому надо кланяться, да еще и под разным углом наклона? И как на это смотрел европейский феодал, знавший, что его вассалы постоянно оценивают, не пора ли перейти в конкурирующую фирму, а крестьяне ненавидят всех, кто ездит на коне и достаточно любого повода для того, чтобы они взялись за вилы и топоры?

Была ли в Монгольской Орде Чингизхана иерархическая структура? Само собой. Любое войско, армия это жесткая иерархия, но есть большая разница между тем, кто мной командует - тот, кто умнее и храбрее меня или тот, кому повезло родиться знатным или богатым. Монгольская Орда Чингизхана отрицала старый принцип преимуществ родовой знати, заменяя его на личные качества человека. А ведь большинство социальных взрывов начинаются с простого вопроса - он дурак и трус, но мной командует. Почему?

Не слишком ли большое значение мы придаем роли Монгольской Орды и еще части - Золотой Орды в формировании русского менталитета? Ведь период, когда Русь была улусом Золотой Орды был сравнительно недолгим по сравнению с общей историей России. Но это был период зарождения этноса, сравнимый с возрастом ребенка до 3-х лет, когда еще не сформировано критическое мышление и информация внешнего мира ложится как «истина в последней инстанции». Человек, как правило, не помнит эти «истины», но они оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Исходя из психологии Монгольской Орды, становятся понятны многие характерные черты, проявившиеся в истории России, иррациональные и даже абсурдные с точки зрения западного менталитета:

- Постоянное стремление к расширению государства (русские действительно дошли до последнего моря, но с Запада на Восток).
- Терпимость к другой религии и культуре.
- Умение воевать (Монгольская Орда все-таки была военным образованием) и, очень часто, неумение построить толком мирную жизнь.
- Пренебрежение жизнью простого человека (ценность того, кто не служит Небу, весьма сомнительна) и, одновременно, государство как сверхценность.
- Абсолютное неприятие трусости и предательства, особенно сильно проявляющееся в моменты общего стресса, типа Второй Мировой Войны.
- Культ социального равенства и дружбы, сочетающийся с жесткой верховной властью.

P.S. Несколько интересных фактов лично о Чингизхане, которые сильно не вяжутся с образом кровожадного тирана, который нам навязан:

- Китайские ученые, которые устранились от служения китайскому государству, по своей воле служили Чингизхану (в том числе Еллу Чу Цай).
- Китайский чиновник в лицо сказал хану: «Можно завоевать Поднебесную сидя на коне, но нельзя управлять Поднебесной сидя на коне». Чингизхан явно умел слушать и не только то, что приятно и привычно.
- Все военноначальники Чингизхана были выходцы из низов, вознесенные наверх волей хана за личную верность, ум и храбрость. Чингизхана много раз предавали его родственники, но ни разу не предал ни один из его генералов (уникальный случай в мировой истории).

Статья поставлена на сайт 13.02.16
http://www.plamya.info/articles/rossia-i-zolotya-orda.html


Рецензии