холодных красок чувствуя тепло...

         
              Эссе

   Несколько дней назад я был приглашен председателем литературного объединения «Химки» Владимиром Захаровым на выставку известного художника Евгения Бойко.
- Только надо будет поехать в Немчиновку, это  в получасе езды от столицы на электричке, - сказал он. – И чтобы я имел представление об этом населенном пункте, его знаковости, добавил, - в нем в начале прошлого века жил и творил Казимир Малевич…
   - Да. Да.  Тот самый Малевич, - хорошо поставленным голосом  опытного агитатора демонстрировал  Владимир Николаевич свое умение убеждать.   – Именно Казимир Малевич был первым в нашем бренном мире, кому удалось сотворить разноцветье геометрических фигур, глубину философии которых уже более века пытается  осмыслить все просвещенное человечество. Чего стоит только один его «Черный квадрат»…
   Этим он и взял меня. Кому же не хочется причислить себя к просвещенному человечеству и не воспользоваться возможностью прикоснуться к чему-то прекрасному, имеющему отношение к этому великому художнику…   И это прикосновение будет неким бонусом к выставке другого замечательного живописца, уже нашего современника, Евгения Бойко, нашедшего, как и Казимир Малевич, в этом замечательном уголке  Подмосковья мощный энергетический источник для реализации своего творческого потенциала…
   Немчиновка  встретила нас легким таянием  снега, открывавшим  начинающие темнеть проталины.  Именно они, успевшие вырисоваться  в тропинку, и  привели нас от железнодорожной платформы к  местному Дому культуры. 
В вечерних сумерках это типовое здание мало чем отличалось от соседних строений.  Но, как говорят мудрые люди, форма не всегда является выражением внутреннего содержания объекта. Что с этим нельзя не согласиться, мы поняли, едва переступив порог  местного очага  культуры.
   Здесь кипела жизнь, звучала ненавязчивая мелодия, было много людей. Причем, более половину из них составляла молодежь. Это уже вызывало некоторое удивление, ибо на культурные мероприятия, особенно в некотором отдалении от столицы, приходят преимущественно  представители старшего поколения.  Более того, как впоследствии выяснилось, многие из присутствующих, сами активно участвовали в жизнедеятельности Дома культуры. Но не будем забегать вперед…
   И вот часы пробили  17-00 и первый заместитель  председателя МО ПАНИ Влад Красноярский торжественно  открыл выставку работ художника Евгения Бойко и каждый из посетителей начал свой путь приобщения к прекрасному,  постигать его умом и сердцем...
   Знакомясь, нет, тут более подходят слова «любуясь»,  «созерцая», «постигая» , «наслаждаясь» красотой произведений Евгения Бойко, ощущая их магнетическую привлекательность, нельзя не сказать и о причинах возникновения этих чувств. А это не только филигранное исполнение художником технических приемов, многие из которых, несомненно, являются его ноу-хау. Это еще и букет дарований, которым его щедро наделила природа, что бы в создаваемых им произведениях он мог с ювелирной точностью добиваться  гармонии всех изображенных  предметов. Чтобы люди, постигая их смысл, чувствовали их  воздушность,  едва уловимую хрупкость и, может быть даже легкую нереальность действия, происходящего внутри самих картин.
   Особенно заметно это в произведениях, посвященных морской тематике, где автор, используя  сочетания светлых тонов,  наиболее ярко передает зрителям  романтическое настроение и  фантазии. Именно превалирующее  присутствие белых тонов на картинах дает ощущение внутренней чистоты и гармонии, ассоциируется с полётом мечты. Возможно, и поэтому тоже  коллеги называют его родоначальником романтического экспрессионизма…
   Наслаждаясь красотой выставленных полотен, чувствуя их необычайную притягательность, невольно понимаешь, что эти работы мастера  с большим успехом могли бы украсить  галереи и выставочные залы крупных мегаполисов…
Когда я поделился этой «ценной» и возможно, довольно банальной мыслью, с  Владом Красноярским,  он с улыбкой произнес:
    - Дом культуры в Немчиновке далеко не единственное место, где  Евгений  Павлович выставляет свои картины. Более того, выставки его работ проходили не только в галереях и залах знаковых культурных центров Российской Федерации. Они получили высокую оценку знатоков и ценителей изобразительного искусства в Нидерландах, Канаде, Германии, Италии, Китая, других стран…
   Можно бесконечно любоваться  произведениями маэстро Бойко.  Переходить от одного полотна к другому, передвигаться по периметру зала, возвращаться назад и находить в  уже увиденной ранее картине, новые штрихи, еще более привлекательные очертания, воздушность которых вызывает новые чувства, наталкивает на новые размышления…
   Взять хотя бы те из них, что написаны  на темы моря и архитектуры, раскрываемые художником  посредством применения удивительной техники исполнения. С первого взгляда кажется, что они написаны акварелью, а некоторые, вообще, карандашом…  Но это только на  первый взгляд. Ничего подобного здесь нет . Все работы выполнены маслом…  Сначала даже кажется, что изображенные на полотнах парусники  и жилые кварталы отдельных европейских городов всего лишь абрис, очертания, силуэты архитектурных объектов и морских судов, разводных мостов на Неве…  Что они в любой момент могут растаять от дуновения легкого ветерка… Но это только кажется… Приглядитесь, и вы увидите, что все они живут своей жизнью, несут свою нагрузку, четко выполняют заданные опции…   Они не только настраивают  на романтический лад, но и вселяют в вас уверенность, что  способны выдержать любые возложенные на них нагрузки, несмотря на всю приданную им творцом воздушность…
Это уже фантастика… Неужели эти сложнейшие архитектурные строения и парусники, кажущиеся созданными из каких-то невесомых, с оттенком облачности, паутин, существуют в реальной жизни, реально выполняя свое предназначение?
   Чем больше я всматривался в работы Бойко, тем больше почему-то сравнивал его творчество с творчеством, его старшего и, если уж объективно, более известного земляка и коллеги – Казимира Малевича.  Хотя, если разобраться, этого делать, наверное, нельзя. Ибо их творения только номинально относятся к одной сфере культуры – изобразительному искусству.  Но по своей глубинной сути, их природа несопоставима, не имеет между собой точек пересечения и их философия. 
   У каждого из них свой путь, благодаря которому Казимир Малевич стал основоположником абстрактного направления супрематизма, предваряющего русский  авангард, а Евгений  Бойко  -  родоначальником романтического экспрессионизма….
Проводя  параллели в  этом сравнении, можно предположить, что  Малевич мог бы превратить в произведение искусства даже авианосец последнего поколения, несущий на палубах и в трюмах последний день нашей планеты. Ведь удалось же ему сделать  это  с «Черным квадратом», «Белой окружностью», «Красным треугольником»  и другими геометрическими фигурами…  Уверен, что  перед этим авианосцем, превращенным в произведение искусства, стояли бы и спорили до хрипоты  сотни ястребов и голубей мировой политической и военной элиты. Только спор их был бы не о геометрии корабля и его боевой мощи, а о поисках  общего знаменателя в действиях по сохранению нашей общей планеты пригодной для совместного мирного жития, продолжения рода человеческого...
   Нетрудно также предположить, что маэстро Бойко смог бы придать воздушность  и очарование геометрии крейсера «Аврора», лишив его этим  угрожающей революционности, символом которой является. И этот его новый облегченно- мечтательный образ привлек бы к нему внимание сотен тысяч приверженцев эволюционного развития городов, стран, континентов, народонаселения планеты Земля в целом… И от этого он мог бы стать символом мирного разрешения противоречий в человеческом сообществе…
   Удивительно, но и к таким, почти фантасмагорическим предположениям, могут привести порой размышления о творческом пути основоположников двух самостоятельных, но все же в какой-то мере дополняющих друг друга  направлений в изобразительном искусстве, культуре в целом, их роли и значении в истории общественного  развития…  Конечно, здесь можно и услышать возражение, что никаких связующих нитей между абстрактным супрематизмом и романтическим экспрессионизмом быть не может, но это уже, как говорится, другая история, которая, надо признать, тоже имеет право на существование…
   Беседуя с Евгением Павловичем о его именитом коллеге не удержался и спросил:
   - А вы чувствуете ауру Казимира Севериновича во время пребывания в Немчиновке?
-Конечно же, - подхватил он предлагаемую  тональность беседы. – Более того,  перед тем как переехать на постоянное место жительства в Немчиновку,  я попросил на это благословения у Малевича, и получил его…  Оттого, наверное, мне здесь так легко работается…
   Странно об этом говорить, но холодные краски порой излучают тепло. Это я почувствовал от пейзажа далеко не склонной к теплому климату Карелии. Я поделился своим ощущением с автором. И он поведал мне, что в день, когда он писал эту картину, температура воды в изображенном на ней озере превышала 20 градусов по Цельсию… А ведь на полотне ничего видимого, говорящего о теплой погоде нет… А ощущение этой теплоты есть… Что это? Игра красок или  мистика?...
   Но как бы удачно не складывалась творческая судьба художника Евгения Бойко, нельзя сказать, что он уже достиг вершины мастерства и ему остается только  пожинать плоды пройденного пути. Это, скорей всего, не так. Вчерашняя  вершина вполне может оказаться всего лишь пиком, после которого будет  восхождение на новую вершину…
   Ведь работал он когда-то в стиле соцреализма,  в поп-арте,  попробовал себя в концептуальной живописи. И, судя по оценкам его коллег, все работы Евгения в этих направлениях были действительно прекрасны... Они нравились и специалистам и зрителям. Показывая их можно было бы сказать: «Смотрите,  в каком прекрасном мире мы живем»...
   Но он не произносил в ту пору этих слов. Он произнес их только после того, как из его картин исчезли грани между графикой и традиционной живописью. А появились в них очертание контура и абсолютно прозрачные оттенки красок, воздушность предметов и хрупкость линий, некоторая нереальность реальности, ощущение волшебства…  Его творения стали переносить зрителей в мир фантазии, грез, мечты… Именно в этот период он увидел в привычных городских пейзажах их неповторимую прелесть и красоту…  И этим своим открытие он щедро делится с нами через работы на данную тему…
   Все хорошее всегда когда-нибудь кончается.  Мы были последними,  за кем закрылись двери Дома культуры Немчиновки, за которой остались жить самостоятельной жизнью  великолепные, теплые, нежные творения Евгения Бойко, несущие в наш суматошный мир разумное, доброе, вечное. Любоваться ими завтра придут  уже другие люди.

Платон ДЮГАЙ, журналист, политолог.


Рецензии