Интеллигентность. Глава 18

Скромность
Интеллигент относится к своей интеллигентности диалектически. С одной стороны, он понимает величину значительной дистанции между качественным уровнем его личности и уровнем личности обычного человека. А, с другой стороны, он столь же отчетливо осознает тот момент, что даже если он проживет максимально интенсивно и насыщенно, сознательно и полноценно еще десять жизней по сто лет каждая, то в результате степень реального совершенства его личности будет, по большому счету, столь же далеко от идеального варианта, как и в настоящий момент времени. И потом, истинный интеллигент четко понимает тот момент, что большой комплект редких достоинств и добродетелей, который ему достался, - это не есть его личная заслуга, а лишь аванс со стороны Высших сил. Который необходимо интенсивно и добросовестно отрабатывать всю оставшуюся жизнь. Это, по большому счету, не привилегия, а большая дополнительная многогранная и изощренная ответственность перед Высшими силами за полноценное исполнение своей персональной особой миссии на Земле в качестве их посланника.

И, как бы сильно не был одарен конкретный интеллигент, он осознает то, что он не эксклюзивен (хотя очень многим обычным людям в это очень хочется верить) в силу того, что в мире есть еще определенное количество людей, имеющих, как минимум, ничуть не меньший уровень одаренности. И, как максимум, уровень гораздо больший.

Ибо, и применительно к нему лично, и к другим интеллигентам на то имеется принципиальная воля Высших сил, совершенно не зависящая от воли и желания того или иного человека, не зависимо от того, что он думает о себе. И это наводит интеллигента на ясную и конкретную мысль о том, что применительно к самому себе, в своем внутреннем мире, он должен проявлять принципиальную скромность, не впадая в чрезмерную самоуверенность и самовлюбленность, своего рода житейскую манию величия. Это, безусловно, отнюдь не означает того, что интеллигент не понимает истинной ценности задатков достоинств и добродетелей, что получил при своем рождении. Или склонен сознательно их обесценивать в угоду широкой публике или тем своим близким, которые не являются интеллигентами. Да и вообще имеют об этом весьма смутное представление. Более того, интеллигент стремится всеми силами ума и души, духа и тела всю свою жизнь отстаивать истинные классические достоинства и добродетели. Но не в силу того, что многие из них принадлежат ему лично, а в силу того, что они имеют вечную ценность сами по себе в системе духовных ценностей человеческого бытия.

Скромность является один из элементов, входящих в состав комплекта свойств хорошего и достойного человека и комплекта свойств, входящих в понятие «смирение». О котором, в связи с его актуальностью и многогранностью, будет разговор отдельный.

Скромность не означает того, что ее обладатель не имеет четких и конкретных фундаментальных принципов и убеждений интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Или того, что скромный человек сознательно отстраняется от отстаивания их в общении с окружающими. Или считает это отстаивание чем-то несущественным и второстепенным. Скромность необходима любому человеку, а интеллигенту вдвойне для проведения эффективного и полноценного процесса самовоспитания и самосовершенствования, для создания адекватной самооценки, для проведения постоянного и бдительного самоконтроля и самоанализа.

Интелигент, имеющий, как правило, вполне конкретный уровень одухотворенности, понимает свою личную беззащитность перед темными силами, свою абсолютную несостоятельность перед ними. И поэтому старается рассчитывать на помощь светлых сил. Но не просто пассивно находиться в ожидании их помощи, а стараться оказаться достойным этой помощи. Он предельно скромно, это еще, мягко говоря, оценивает свои возможности в открытой борьбе с темными силами. А поэтому старается не питать особых иллюзий по этому поводу. Одновременно он осознает и тот момент, что для завоевания даже не обязательно большого, но даже некоторого расположения Высших сил к себе, он должен очень серьезно работать над собой, но повышать уровень гармонии не только своей личности, но и окружающего мира.

И работать над собой не ради самого себя, а для того, чтобы иметь возможность максимально полноценно выполнять свою личную миссию на Земле. Конечно, это не исключает того, что вполне конкретные положительные результаты в работе над собой могут быть основанием для некоторого уважения и любви к самому себе. Хотя и в этом плане интеллигент проявляет скромность, не выпячивая своих даже самых больших и несомненных достоинств и добродетелей перед окружающими.
Скромность помогает любому человеку более адекватно воспринимать критику в свой адрес. Ибо, с одной стороны, абсолютное совершенство недостижимо в принципе. А, с другой стороны, каждый человек имеет право иметь свою собственную точку зрения по любому поводу. Как и право на иллюзию и ошибку, заблуждение и определенное несовершенство.

Интеллигент, как правило, в силу присутствия фундаментальной скромности и смирения, не страдает болезненной и обостренной амбицией. Что, однако, не исключает и даже предполагает присутствие развитого честолюбия. Скромность помогает человеку бороться со многими искушениями и соблазнами, например, не дает впасть в гордыню – источника самых больших и самых изощренных человеческих пороков.

Скромность помогает заниматься продуктивным и полноценным творчеством, не впадая в чрезмерные иллюзии и заблуждения относительно своей личной талантливости, как таковой, и относительно тех или иных конкретных результатов на определенном этапе творческой деятельности.

При этом скромность никак не влияет на то, что интеллигент (как и любой другой человек) может и должен давать принципиальную оценку творчества другого человека, особенно обладающего реальным талантом и элементами истинной гармонии личности. Другой вопрос, что отправной точкой для такого рода оценок должен быть не собственный талант в той или иной сфере деятельности, а критерии иерархии классических духовных ценностей. Не зависимо от того, присутствуют они в таланте конкретного интеллигента или нет. Объективность и бесстрастность превыше всего.

Правда, высказывание публичной оценки не должно превращаться в шоу, в спектакль по демонстрации своих особенных достоинств и добродетелей. Конечно, когда кто-то пытается выдать нечто откровенно деструктивное и дисгармоничное за эталон для общественного подражания, то в этих случаях есть реальная необходимость в принципиальной оценке реальной действительности. Но, по возможности, без перехода на личности. Если только, на самом деле, в ситуации нет сознательного и целенаправленного злого умысла со стороны человека (или группы людей), претендующего на обладание истиной в последней инстанции.

Скромность отнюдь не означает того, что ее обладатель может предполагать лишь относительную или частичную ценность явлений, относящихся к системе вечных духовных ценностей. Это находится за рамками его личности (да и любой другой). И по этому понятие скромность на них в принципе не может распространяться.
Как бы скромен не был человек (и, тем более, интеллигент), это не освобождает его от добросовестной защиты вечных ценностей. Другой вопрос, что многие люди вкладывают в это понятие свои личные, весьма искаженные и нередко извращенные субъективные представления, которые нередко не имеют ничего общего с реальной действительностью.

Скромность – это удел не слабых и закомплексованных людей, глупых и примитивных (хотя и им она не помешала бы), а умных и сильных, оригинальных и талантливых, имеющих свою личную особую персональную миссию на Земле. Скромность – это необходимый элемент гармонии личности и истинной одухотворенности. Скромность уберегает человека от публичной демонстрации процессов своего внутреннего мира, в том числе, даже самого факта присутствия самовоспитания и самосовершенствования, не говоря уже о конкретных вещах в реализации этих процессов, проблемных или успешных моментах.

Скромность не означает того, что конкретный человек не считает нужным уважать или любить себя. Она предполагает серьезную осмысленность. Вполне конкретный уровень объективности и бесстрастности в оценке своей личности, жизни и творчества (хотя последний момент, на самом деле, очень труден в своей практической реализации).

Конкретные достоинства и добродетели из числа классических ценностей, постоянно проявляющиеся на конкретном качественном уровне в практической жизни (а не являющиеся лишь плодом фантазии и воображения, как конкретного человека, так и его окружения) не должны обесцениваться ни в себе, ни в других людях.
Другой момент заключается в том, что большинство людей, к сожалению, когда слышат слово достоинство или добродетель, автоматически предполагает не только сам факт присутствия этого качества, даже очень-очень редкого (один-пять процентов от всего общества), но и высокий уровень развития этого свойства именно у него. Что в девяносто процентов случаев принципиально не соответствует реальной действительности.

Почти поголовное духовное и психологическое невежество, даже среди формальной интеллигенции, создает мощную и конкретную предпосылку для принципиально неадекватной самооценки. К присутствию искаженных и извращенных элементов мировоззрения у широких масс людей. Например, наличие и подсознательной, и сознательной потребности в чувстве собственной значимости для создания даже относительно благополучного психологического и психического здоровья порождает идею о том, что «я должен быть не хуже других, а потому я и есть ничем не хуже других». Следующий логический шаг возникает следующий: «раз я не хуже других, значит и другие ничем не лучше меня, поэтому уважать их хотя бы на один процент больше, чем самого себя, нет никакого смысла; как и относиться к их мыслям и чувствам с особенным вниманием, как и к их личности, жизни и творчеству; одним словом, мало-мальски существенно напрягаться и стараться по этому поводу». Вот такие интересные виражи часто возникают в головах людей. И, в первую очередь, относительно неглупых и неплохих.

И в результате часто возникает не просто несколько завышенная самооценка, а мощная гордыня, создающая принципиально искаженную систему восприятия и самого себя, и окружающих и всех важнейших жизненных явлений интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. За что жизнь наказывает сурово и жестоко. Для интеллигента такой вариант развития событий исключен в принципе.

Служение
Служение – это очень емкое и многогранное понятие. Начальная ступень служения предполагается у большинства обычных людей. Умеренная степень служения присутствует у истинного интеллигента. Максимальная степень служения имеется только у истинных аристократов. В комплексном и многогранном варианте оно имеется у классического интеллигента-аристократа. В отдельной сфере бытия оно имеется у интеллигента с элементами аристократичности ума, души или духа. Да и преимущественно эстетического плана.

По своим условным направлениям, с формальной точки зрения, служение бывает своему высшему «я», своему обществу, государству, человечеству, Высшим силам. Хотя, безусловно, все эти направления, как правило, очень тесно переплетены и логически, и психологически, и духовно между собой. И разделить их друг от друга не представляется возможным даже чисто теоретически. По сфере доминирующего направления служение может быть интеллектуальным или психологическим, духовным или эстетическим. Что, собственно, несколько подробнее освещено в каждом из отдельных разделов данной работы.

Собственно, а что значит служение? Служение – это жизнедеятельность и внутренняя, и внешняя по своим собственным правилам и законам. Которые совершенно не обязательно похожи на таковые у большинства обычных людей. Это принципиально более сложные законы, более гармоничные, более одухотворенные, более мудрые. Не говоря уже – более умные; ибо, более умные – это, мягко говоря, т.к. различие в интеллектуальном плане может достигать величин в два и даже в десять раз. В отдельных случаях – в сто раз.

Специфика служения интеллигента заключается в том, что он в наибольшей степени соответствует главным духовным законам Бытия вообще и человеческого, в частности.
Служение предполагает существенно более высокое чувство долга и ответственности, требовательности к себе, самокритичность и самоконтроль, энергичность и целеустремленность, максимально возможную инициативность, самостоятельность и независимость от подавляющего большинства распространенных стереотипов. Особенно примитивного и упрощенного, а также стандартного характера.

Истинное служение не ориентируется (по большому счету) на большинство искажений и извращений современного ему общества. Ибо, оно предполагает служение, в первую очередь, Вечности, Высшим силам, Гармонии Вселенной по всем четырем основным направлениям бытия. Оно основано, в первую очередь, на чувстве собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Которые во много раз строже и серьезнее, чем у большинства обычных людей. Оно требует развитой силы воли, мужества, мощной силы духа, внутренней организованности и самодисциплины, максимальной координации всех достоинств и добродетелей, способностей и талантов.

Хороший уровень гармонии личности человека, выполняющего свое служение человечеству и Вселенной, дает ему возможность достаточно регулярно подключаться к весьма качественному информационному каналу Вселенной.  И получать уникальную и эксклюзивную, высокого уровня качества информацию. С точки зрения всех четырех направлений человеческой деятельности. В определенном смысле его ведут Великие наставники человечества. И через него осуществляют управление всем человечеством. Или, как минимум, отдельным народом, обществом, государством. Другой вопрос, что восприимчивость людей к результатам этого особого служения, мягко говоря, весьма различны. От нулевой до 200-500 процентов применительно к большинству обычных людей.

Что, собственно, и понимает интеллигент. Совершенно не предполагая, что даже самые лучшие его мысли и чувства, желания и стремления, принципы и убеждения, правила и законы, цели и задачи, результаты жизни и деятельности будут адекватно восприняты окружающими. Преимущественно обычными людьми. Другой вопрос, что в кругу истинных интеллигентов ему нет необходимости что-либо дополнительно объяснять. Большинство всех этих моментов воспринимается буквально на интуитивном уровне интеллигентами. Есть, конечно, еще небольшая группа людей с выраженными аристократическими наклонностями ума и души (и, хотя бы чуть-чуть – духа), принцип восприятия действительности, да и жизни любых временных интервалов, которых существенно иные, чем у большинства обычных людей.

Интеллигентность – это столь ценное качество, что даже присутствие ее в размере десяти процентов способно увеличить общественную ценность личности отдельного человека в два-три раза. Не говоря уже о величине в семьдесят-девяносто процентов. Когда эта ценность может возрастать буквально в десятки раз. И в отдельных случаях уже можно говорить не только о ценности для конкретного общества, но и о таковой для всего человечества.

Собственно, жизнь абсолютно всех людей, не зависимо от их достоинств и добродетелей, находится под постоянным и жестким контролем Высших сил. Другой вопрос, что жизнь людей, стремящихся к истинной интеллигентности (не говоря уже о реальных интеллигентах), находится под особым вниманием Высших сил. И каждый жест, поступок обычных людей в их адрес анализируется особенно тщательно. И записывается, что называется, особыми чернилами в книгу бытия каждого человека и в книгу бытия всего человечества. Ибо, истинная интеллигентность – это своего рода дар Высших сил. И дар не только тому или иному конкретному человеку, а всему человечеству.

И тот, кто этого не желает понимать, рискует получить очень серьезное наказание от Высших сил. Порой настолько серьезное (серьезное – это, мягко говоря), что от него может страдать до десяти поколений его потомков. Не говоря уже про него самого. От уровня конструктивности и созидательности, гармоничности и мудрости конкретного человека в значительной степени зависит и периодичность его будущих воплощений, и их продолжительность, и их вариант (камень, растение, животное, человек и т.д.).

Именно спецификой психологии и философии бытия истинных интеллигентных семей и было обусловлено появление в их составе людей с задатками истинного интеллигента. А уже то, как эти задатки развивались – это, что называется, отдельная песня. Другой вопрос, что в обстановке интеллигентности стать интеллигентом было существенно легче, чем в обычной.

Служение – это высший уровень человеческого бытия. По своим количественным и качественным показателям. Служение, не зависимо от ведущей сферы его проявления, это всегда духовный аспект. В первую очередь. Это главный смысл жизни. И это особый смысл. В плане его важности и ценности. Конечно, у каждого человека свои индивидуальные возможности в этом плане. И они часто совершенно не совпадают по своей величине. Важно, по большому счету, само стремление человека осуществить на практике свое служение. А не только демонстративно декларировать о нем. Чего, собственно, как правило, интеллигент не делает без особой к тому необходимости.

Понимание смысла жизни
Интеллигент, как никто другой, четко и конкретно понимает, в чем заключается смысл жизни. Ибо, это с детства ему объясняют во многих основных моментах (если это семья интеллигентная). А в последующем он сам дополняет свои знания новыми тонкостями и нюансами, деталями и подробностями. По мере развития своей духовности и постижения психологических и духовных законов жизни. Если выразиться предельно кратко, то смысл жизни интеллигента состоит в повышении уровня гармонии в себе и в окружающем мире. Причем, он стремится это делать не только максимально интенсивно и добросовестно, но и значительно больше, чем большинство окружающих.

Как правило, обычных людей. Ибо, он живет по своим собственным правилам и законам, принципам и убеждениям, которые существенно сложнее и строже, чем у большинства. Другой вопрос, что среди истинных интеллигентов это распространенное правило, своего рода правило хорошего тона. Это та норма, та качественная планка, ниже которой интеллигент стремится не опускаться без особой на то необходимости.

Собственно, смысл жизни интеллигента в том, чтобы добросовестно реализовать свою сословную и индивидуальную миссию посланника Высших сил на Земле. И это не просто красивая фраза. Это тяжелейший труд ума и души, духа и тела. Настолько тяжелый, что девяносто процентов представителей обычных людей не согласятся на него даже на десять процентов. Не говоря уже о чем-то большем и более изощренном. Об остальных общественных прослойках населения говорить вообще не приходится. Ибо, уровень организованности их внутренней жизни, в большинстве своем, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В силу того, что в современном российском обществе после революции интеллигенция, как сословие, отсутствует в принципе. По большому счету. А отдельные личности, к сожалению, не делают большой погоды в обществе в целом. А наша интеллигенция, в большинстве своем, совершенно забыла о своей миссии интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.

В силу того, что после революции народу внушались многие искаженные и извращенные ценности. Особенно духовного плана. Мало того, что людей с задатками интеллигентности (не говоря уже про аристократичность) ума и души крайне мало, так еще и само общество, как и особенно интеллигенция, как правило, совершенно неадекватно воспринимают таких людей. Как пишут мудрецы и классики психологии и философии, без правильных духовных лидеров общество превращается в толпу. Деструктивную и дисгармоничную, примитивную и хаотичную, страшную и непредсказуемую в своем агрессивном хаосе.

Интеллигент, по образу мысли и чувства, по образу жизни – это маяк, по которому ориентируются многие окружающие. Это действительно качественный стандарт и эталон для подражания. И он это прекрасно понимает. И даже более того: он видит в этом элемент смысла своей жизни – быть достойным. Но достойным, в первую очередь, в глазах Высших сил. Потом в своих собственных. Только уже потом – в глазах окружающих. Жизнь интеллигента только внешне временами выглядит эффектно и безмятежно. И, в первую очередь, в силу того, что он сознательно и целенаправленно не афиширует свою внутреннюю жизнь. Свои проблемы и неприятности, сомнения и колебания, свой тяжелейший труд ума и души, духа и тела. Окружающие его люди видят лишь итоговый результат. Им совершенно невдомек то, какой ценой дается ему особенное внешнее благополучие и внутренняя гармония, что так очаровывает окружающих.

Смысл общения
Подавляющее большинство людей считает, что главный смысл общения на любом уровне – это получение личного удовольствия. И желательно еще и выгоды. Если не прямой, то хотя бы косвенной. Ведущими факторами в их логике выступает рационализм (преимущественно банальный, о чем будет сказано отдельно) и потребительское отношение к окружающим и жизни. И это считается своего рода нормой жизни и даже эталоном для всеобщего подражания. Это естественный и закономерный ход житейской логики, принципиально чуждой духовной логики. Ибо, применительно к данной ситуации, в духовной логике ведущим фактором является не эгоизм, а альтруизм. А вместо рационализма – закон целесообразности. Духовная логика предполагает взаимное обогащение людей в общении. Интеллектуальное и психологическое, духовное и эстетическое.

Реально одухотворенный человек, как правило, даже занимаясь бизнесом, стремится быть максимально общественно полезным. Чтобы вносить свой посильный вклад в повышение уровня гармонии общества. И старается делать это не только качественно, но еще и достаточно достойно. Иначе говоря, его забота о своих интересах в принципе не предполагает ущемление интересов других людей. По возможности, ни прямо, ни косвенно.

В общении и интеллигент, и аристократ стремятся не к конкуренции, с ее безнравственными правилами и законами, а к некоторой соревновательности. Если, конечно, у партнера есть достаточно существенные способности и таланты к конкретному виду деятельности, которым особенно увлечен интеллигент. Но, в отличие от большинства обычных людей, интеллигент стремится проявлять вполне конкретную заботу об интересах своего партнера по общению. Причем, по возможности, всех видов этих интересов, без сознательного и специального ущемления какого-либо одного вида этих интересов. И, чем ближе отношения в общении, тем интенсивнее, многограннее и изощреннее эта забота интеллигента об интересах партнера по общению. Другой вопрос, что, кроме желания, тут еще необходимо умение. И не а бы какое, а достаточно качественное.

Которое встречается, в лучшем, у одной десятой части людей обычного уровня. Ибо, это умение предполагает наличие не только большого знания в области психологии и философии бытия, но и группы отработанных практических навыков. Что возникает только в ходе интенсивной и многолетней работы над собой. Сознательной и целенаправленной. Что, собственно, встречается не более чем у одного процента людей. Такое положение дел автоматически привносит в сознание большинства людей массу распространенных стереотипов с умеренным или высоким уровнем деструктивности и дисгармоничности. Что, по сути дела, обесценивает практически любое общение до нуля. По большому счету. И бытовое, и приятельское, и дружеское, и родственное, и семейное, и в близких отношениях. Конечно, это не исключает отдельных интуитивных озарений и вдохновений. Но, развитая интуиция встречается только у десяти процентов людей. А, в сочетании с проницательностью хотя бы одного вида из четырех – еще в два-три раза реже. Если же речь идет обо всех четырех видах (интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетической) и интуиции, и проницательности, то тогда речь может идти только об одном-двух человеках из тысячи населения. О чем будет сказано отдельно.

В результате получается ситуация, что уровень конструктивности и созидательности в общении большинства людей, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В погоне за интересами второстепенного характера большинство наносит громадный ущерб своим главным интересам. Только не с точки зрения житейской, а духовной. Незнание и непонимание духовной логики автоматически и закономерно формируют деструктивную модель общения даже в кругу достаточно неплохих и неглупых людей. Не говоря уже обо всех прочих, имеющих качественные параметры своей структуры личности существенно ниже. Это группа с примитивным и упрощенным типом личности. И их совсем не так мало, как нам всем того хотелось бы.

При этом, главный момент драматизма в бытии не только отдельного человека, но и общества в целом состоит в том, что практически 90 процентов людей совершенно не стремятся работать над собой, чтобы вырваться из стандартного типа личности. Который предполагает многочисленные и разнообразные искажения и извращения классических ценностей человеческого бытия. О бытии вообще и речи не стоит заводить, ибо, идеи такого высокого уровня практически пожизненно остаются не только вне поля зрения большинства, но и принципиально недоступными для их весьма упрощенного мировоззрения. И только отдельные энтузиасты стремятся узнать и понять классические ценности бытия, чтобы в последующем эффективно и полноценно их учитывать в своей жизнедеятельности во всех возможных сферах.

Но это очень сложная и весьма продолжительная, напряженная и утомительная работа для непосвященных. Требующая такого высокого уровня внутренней организованности и самодисциплины, мужества и самоотверженности, чувства долга и ответственности и еще несколько десятков других редких качеств, что это получается совершенно невозможно для людей с ленивым умом и душой, живущими по принцип банального рационализма.

Интеллигент старается построить свое общение с другими людьми таким образом, чтобы способствовать их наиболее оптимальной жизнедеятельности во всех возможных смыслах. Чтобы их главные достоинства и добродетели, способности и таланты получили наибольший толчок в своем развитии. В частности, их зрелость и самодостаточность, конструктивность и созидательность, гармоничность и мудрость, добродетельность и одухотворенность. Каждое, из которых включает в себя многие десятки других положительных свойств личности. В целом, составляя мощный и прочный фундамент личности, стремящийся к многогранной гармонии на хорошем или отличном качественном уровне. Другой вопрос, что интеллигент, в отличие от большинства обычных людей, стремится к избирательной общительности. Чтобы, по возможности, не тратить свои силы и время на примитивных и деструктивных людей.

Ибо, степень целесообразности такого рода усилий весьма и весьма символична. Не говоря уже о том, что интеллигент стремится общаться не только с равными себе, но и с теми, кто существенно превосходит его в каком-либо важном отдельном аспекте личности или бытия, чтобы постигнуть его личные секреты, особенности и закономерности и его личности, и его жизни, чтобы их наиболее успешно применить и для себя, в ходе своей непрерывной эволюции личности.

Интеллигент никогда не халтурит в общении на любом уровне. Он всегда добросовестен. Он старается быть конструктивно инициативным. Применительно и к своим интересам, и интересам партнера по общению, и интересам общества в целом.
Интеллигент, как и любой достойный человек, стремится строить отношения в общении наиболее гармоничным образом. Как правило, он стремится к стабильному и перспективному общению, многогранному и полноценному. Другой вопрос, что качество общения в целом зависит не только от него, а и от его партнера по общению. И поэтому возможности интеллигента нередко бывают весьма ограниченными. Но, в каждой конкретной ситуации он стремится вытянуть из нее максимум смысла и взаимной пользы.

Интеллигент понимает, что каждый уровень общения накладывает на него дополнительные обязанности и обязательства. В плане добросовестного выполнения своей миссии на Земле. В частности, в роли посланника Высших сил. И миссия состоит в максимальном повышении уровня гармонии и своей личности, и окружающего мира. И дело это очень непростое. Мягко говоря.

Конечно, интеллигент стремится получить максимальное количество положительных эмоций от общения любого уровня. Но, он не проявляет особой скупости и жадности в проявлении своего душевного тепла в адрес своего партнера по общению. Его душевное тепло, как минимум, хорошего качества. А, если партнер по общению является действительно хорошим человеком (что, на самом деле, далеко не так просто, как нам всем этого хотелось бы), то качество душевного тепла может быть и высоким. Но низким – никогда. И тут есть определенный нюанс: большинство обычных людей стремится (это в лучшем случае) количеством своих знаков внимания в значительной степени компенсировать их невысокий уровень качества. Ибо, где-то интуитивно ощущает свой достаточно символический уровень изящности ума и души (не говоря уже о духе, где, как правило, дела обстоят особенно плохо, к сожалению классиков психологии и философии; да и мудрецов тоже). Так вот, интеллигент не обязательно оказывает большое количество знаков внимания на бытовом или приятельском уровне общения. Но, как правило, хорошего качественного уровня. Другой вопрос, что, если партнер по общению совершенно неадекватно воспринимает эти знаки внимания, то интеллигент вынужден вносить в общение с ним достаточно существенные коррективы. По более жесткой регламентации ситуации. Исходя из принципа целесообразности.

Конечно, тут необходимо дополнительно отметить, что классический интеллигент, как правило, прекрасно разбирается в людях. В отличие от большинства обычных людей. О чем более подробно сказано в отдельном разделе этой работы. И поэтому он быстро ориентируется (в отдельных случаях – в течение нескольких минут или часов, в худшем случае – дней) в том, кто, собственно, находится перед ним. И как, в соответствии с этим наиболее оптимально строить отношения с ним на любом уровне общения. Если речь вести об интеллигентах того или иного доминирующего типа, то тут можно в этом плане выделить психологических и духовных интеллигентов (с точки зрения формального разделения по ведущему параметру личности).

У которых особенно сильно развиты все виды интуиции и проницательности. И поэтому их возможности быстрого познания и распознания реальной действительности поистине феноменальны. Что воспринимается большинством обычных людей как какое-то чудо. Причем чудо настолько большое и изощренное, что это большинство, к сожалению, склонно скорее заподозрить интеллигента в занятии черной магией (или еще чем-то столь же предельно отвратительным с нравственной и духовной точки зрения), нежели признать столь значительное превосходство его личности в целом над своей собственной. Что для этого большинства является буквально смертельным оскорблением их болезненной амбиции.

Собственная точка зрения
Конечно, иметь собственную точку зрения желательно всем. Другой вопрос в том, что, чтобы иметь таковую на самом деле, а не предполагать ее наличие чисто теоретически, нужен определенный комплект факторов. Это существенная самостоятельность и независимость, самодостаточность, зрелость, гармоничность, неплохой уровень интеллекта и общей культуры. Это знание и понимание иерархии вечных и универсальных классических ценностей. Желательно и присутствие творческого мышления (не более пяти процентов людей).

Собственно, человек, имеющий собственную точку зрения, как правило, не особенно ориентируется на мнение окружающих. Он не пренебрегает им демонстративно, но и не следует ему слепо и механически. Конечно, такой человек старается найти рациональное зерно в мнении окружающих. И при необходимости скорректировать свое собственное мнение. Но сам факт принципиального противоречия его мнения мнению окружающих еще не является обязательным фактором к значительному пересмотру своего мнения. Другой вопрос, что действительно достойный человек старается иметь два-три эксперта для себя в том или ином вопросе, где он не может претендовать на значительное совершенство своего мнения. И, с другой стороны, этот момент помогает ему постепенно, но четко и конкретно избавляться от своих иллюзий и заблуждений, возможных ошибок и неудач.

Хотя, безусловно, даже самый самодостаточный человек не исключает для себя сам момент того, что он не знает или не понимает чего-либо в новой информации, которую он еще не успел осмыслить должным образом. Или в старой информации, особенно второстепенного и третьестепенного характера. В таких случаях самодостаточный человек стремится восполнить свой дефицит информации. И проанализировать новые данные с точки зрения иерархии классических ценностей. Иногда небольшое фиаско служит хорошей мотивацией для дальнейшей работы над собой.

Действительно самостоятельный и независимый человек, как правило, не меняет свою точку зрения по десять раз в день. Это, если и происходит, то достаточно редко и под влиянием очень весомых аргументов. Собственно, познание мира и жизни идет путем постепенного узнавания все новой и новой информации. Иногда один-два новых аспекта восприятия того или иного жизненного явления могут существенно скорректировать прежнее представление о нем. И даже более того, мудрый человек склонен быть благодарным тому, кто помог ему скорректировать его прежние взгляды и мнения.

Наиболее устойчивое мнение интеллектуала имеет место применительно к критериям эстетики и совершенства интеллектуального, психологического и духовного характера. Есть верность и преданность своим принципам и убеждениям, правилам и законам внутреннего пользования. Истинный интеллигент не впадает в банальную амбициозность, когда мнение считается абсолютно правильным только в силу того, что оно является его собственным. Интеллектуал открыт не только для просто новой информации, он открыт и для принципиально новой информации. Ибо, видит в этом залог своего полноценного развития, сознательного и целенаправленного самосовершенствования.


Рецензии