Интеллигентность. Глава 19

Созидательность
Очень важный элемент характера и мировоззрения человека. Требует от человека достаточно существенного уровня одухотворенности. Хорошего интеллекта, определённой общей культуры мысли и чувства, организованности многих процессов внутренней жизни, самодостаточности, уверенности в себе, трудолюбия и добросовестности ума и души. Созидательный человек четко понимает и мощно осознает то, что жизнь строится по вполне определенным принципам. Один из которых звучит: «кому много дано, с того много и спрашивается». Такой человек явно или интуитивно понимает момент того, что он является на Земле посланником Высших сил. И это накладывает на него достаточно серьезные обязанности. Существенно более высокие, нежели у большинства других окружающих.

Собственно, созидательность человека состоит в том, что он сознательно и целенаправленно всеми силами ума и души, духа и тела стремится повысить уровень гармонии в себе и в окружающем мире. Он об этом специально никому не рассказывает. И не декларирует эту идею, как одну из основных в своей жизни. Он может в отдельных и весьма редких случаях немного порассуждать о созидательности вообще, как свойстве личности человека.

Как правило, такой человек бескорыстный альтруист. Он заботится не о своих личных интересах, а в первую очередь, о гармонии мира. Хотя, безусловно, понимает что, это низкий уровень гармонии в нем самом не позволит эффективно повышать уровень гармонии в мире. И именно поэтому он должным образом заботится и о самом себе, и о развитии своей личности.

Конечно, это только звучит просто – повышать уровень гармонии. А, на самом деле, это тяжелый труд, который мало кто вообще видит. Не говоря уже об адекватной оценке этого труда. Поэтому для интеллигента важно чувство собственного внутреннего удовлетворения тем, что он делает и тем, как он это делает. И его категорически не устраивает мысль «не хуже других». Ему гораздо более приятна мысль «гораздо лучше других». Конечно, это требует от человека вполне определенной самоотверженности, мужества, решительности, настойчивости, упорства, усердия, аккуратности, тщательности, внутренней силы и силы воли, высокой внутренней организованности и самодисциплины, самоконтроля и самоанализа, самокритичности, верности своим принципам и убеждениям, правилам и законам. Не говоря уже о серьезной и напряженной работе над собой. И не ради одобрения и поощрения окружающих, а ради самого себя. Ради максимально добросовестного исполнения своей миссии творческой личности, не говоря уже об интеллигентности или аристократичности.

Принцип созидательности автоматически означает отсутствие элемента деструктивности и дисгармоничности (в числе ведущих параметров личности), разрушительности. Даже чисто мысленной. В виде ревности и зависти, эгоизма и потребительского отношения к окружающим и к жизни, стервозности, наглости, хамства, подлости, пошлости, язвительности и саркастичности, авантюризма и интриганства и прочих многочисленных и разнообразных элементов дрянности человеческой натуры.

Созидание означает не просто сотворение чего-либо. Это создание чего-то нового, более совершенного по своим основным качественным показателям. Хотя, конечно, в отдельных случаях бывает важным и полезным и улучшение определенных количественных параметров тех или иных явлений жизни. Поэтому как, в отдельных случаях, имеется проявление одного из основных диалектических законов жизни – перехода количества в качество. Хотя, безусловно, это получается далеко не всегда. Ибо, даже самое большое количество элементов третьесортного характера не может существенно повысить уровень гармонии и личности, и жизни.

Это возможно только при наличии большого числа элементов первого сорта. Условно выражаясь. Еще лучше – высшего сорта. Когда в дело запрограммирован уровень качества не просто «хорошо», а «очень хорошо» или «прекрасно». Но часто такая постановка вопроса требует от человека очень больших усилий ума и души, духа и тела. И важным моментом при этом является то, что большинство окружающих твоих усилий и самоотверженности, скорее всего, никогда не оценит. И не только должным образом, но даже самым минимальным, символическим образом.

Собственно, даже иметь более строгие принципы и убеждения, нежели окружающие – это очень непростое дело. А сохранять им верность – это еще сложнее. Ибо, на человека воздействует масса моментов дезорганизующего и дестабилизирующего характера. Борьба не только с жизнью, с окружающими, но и с самим собой ждет самодостаточного человека. Конечно, быть может, мелкие и предельно банальные моменты такого человека могут уже и не волновать. Но это вовсе не значит того, что ему приходится легко и просто. Просто у него искушения еще более изощренные, нежели у большинства. Его сомнения и колебания могут быть существенно более значительными и изощренными, более масштабными и многогранными. Более глубоко осознанными, связанными с более выраженным чувством долга и ответственности.

По большому счету, жизнь созидательного интеллигента, имеющего ряд конкретных моментов аристократичности ума и души (не говоря уже – духа!) – это почти непрерывный подвиг ради гармонии Вселенной. Это мало кому по плечу. Общество и государство, в подавляющем большинстве случаев, к таким людям относится, в лучшем случае, равнодушно. А иногда и достаточно негативно и агрессивно. Ибо, они порой мощно задевают амбицию многих людей, высвечивая ярким прожектором их глобальную и фундаментальную лень ума и души, их принципиальную личностную несостоятельность и неполноценность. Другой вопрос, что и чувство собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью у такого человека существенно выше, чем у большинства окружающих. Вероятность возникновения счастья у такого человека гораздо выше. И это несмотря на многочисленные проблемы и неприятности. Да и Высшие силы достаточно хорошо помогают такому человеку выполнять свою миссию.

Хороший человек имеет уже вполне определенный уровень созидательности, интеллигент – еще выше, творческая личность – еще выше. Самый высокий уровень созидательности наблюдается у истинного аристократа ума и души.

Сообщество интеллигентов
Прежде, чем подробно остановиться на теме сообщества интеллигентов, следует отдельно остановиться на следующем моменте. Между обычным человеком и истинным интеллигентом можно условно выделить примерно пять ступеней гармонии и совершенства. Одни, условно говоря, находятся  на первой ступени, другие на третьей, третьи – на пятой. И это будет не только существенное отличие количественного плана, но и качественного характера.

Драматизм человеческого общества в целом состоит в том, что большинство обычных людей, к сожалению, даже и не собиралось особенно озадачиваться своим подъемом по этой условной и импровизированной лестнице. Правда, импровизированной она является только с житейской точки зрения. А с духовной точки зрения она вполне реальна. Ибо, в системе классических ценностей Вселенной есть по каждому ведущему (и не только) параметру своя иерархическая лестница. По одним параметрам это лестница, условно говоря, в десятиэтажном доме, по другим параметрам – в сорокаэтажном. По третьим параметрам – в стоэтажном доме. И, если в первом случае, одна ступень имеет размер в один этаж, то во-втором уже четыре этажа. Все, конечно, достаточно условно. Ибо, по мнению отдельных мудрецов, есть и такие параметры иерархии Бытия, что по ним размер такого здания имеет и более тысячи этажей. Человеческому сознанию, особенно основанному преимущественно на обычной житейской логике, очень трудно представить себе здание такой высоты. Не говоря уже о количестве мелких тупенек во всем этом здании от первого до последнего этажа. 

Кстати говоря, пятая ступень на иерархической лестнице аристократичности соответствует классической интеллигентности. Вы можете спросить автора: «а почему не первая или седьмая, а именно четвертая ступень?» И ответить на этот вопрос не так просто, как хотелось бы. Можно, конечно, поставить интеллигентов (желательно не путать с понятием «интеллигенция», которое стало, к сожалению, предельно формальным и поверхностным и отражает только принадлежность человека к труженикам умственного фронта; что к истинной интеллигентности стало иметь весьма и весьма косвенное отношение) на первую ступень по лестнице аристократичности. Но тогда аристократы выглядели бы уже совсем заоблачными жителями. Что не совсем соответствует реальной действительности. Если же их поставить на седьмую ступень, то тогда путь от интеллигентности до аристократичности будет выглядеть уже слишком символическим по своей величине. Что также не соответствует реальному положению дел. От интеллигентности до аристократичности очень большая дистанция.

Настолько большая, что она не меньше, чем таковая от обычного человека до интеллигента. А, во многих случаях, еще и гораздо больше. Собственно, интеллигентность – это одно из важнейших фундаментальных понятий человеческого бытия. И именно поэтому автор планирует посвятить ей свою отдельную работу. Ибо, было бы страшным представить себе путь человека от обычного уровня сразу в аристократы, минуя стадию интеллигентности. Ибо, путь до интеллигентности настолько сложен и продолжителен, что его, как минимум, хватит на всю человеческую жизнь. Пусть даже и самую продолжительную. Другой вопрос, что интеллигент может себе уже ставить задачу стать аристократом. Чему, собственно, и посвящена данная работа.

Большинство обычных людей, как правило, бывают очень недовольными тем, что сообщество аристократов (только истинных, а не мнимых) держится предельно обособленно. И это действительно так. Но, для этого есть свои достаточно веские причины, о которых мне и хотелось бы сказать несколько подробнее. Дело в том, что аристократ, как правило, обладает достаточно конкретным чувством собственного достоинства. Что автоматически подразумевает высокий уровень гармонии личности по всем ведущим параметрам: конструктивность и созидательность, зрелость и самодостаточность, добродетельность и одухотворенность, гармоничность и мудрость.

Аристократ живет по своим собственным правилам и законам, принципам и убеждениям. Которые обычно не просто несколько иные, нежели у большинства обычных людей, а, чаще всего, принципиально иные. Высокий уровень самодисциплины и внутренний организованности, постоянного многогранного и изощренного самоконтроля, чувства долга и ответственности, требовательности к себе и еще нескольких десятков ведущих добродетелей обуславливает тот момент, что аристократы в своем кругу относятся друг к другу с очень большим доверием по всем четырем ведущим аспектам человеческого бытия. Человек же обычный, как правило, совершенно чужд этой системы изощренных фундаментальных ценностей бытия. И именно поэтому ему предельно трудно вписаться в среду аристократов. Которые, в случае классического варианта, прошли продолжительную и предельно изощренную школу аристократизма под руководством строгих учителей. Если же речь идет об аристократе какого-либо одного преимущественного типа, то в этом случае речь может идти только о большой продолжительной школе самовоспитания и самосовершенствования.

Которая, грубо говоря, и не снилась большинству обычных людей. Которые довольны, в первую очередь, тем, что они не хуже других, но, по крайней мере, своего непосредственного окружения. И, как правило, перед ними задача стать значительно лучше своего окружения не стоит в принципе. Ибо, распространенные принципы банального рационализма не видят в этом для себя какого-либо особенного смысла и пользы. Быстрой и существенной, ощутимой и престижной в своем кругу. Драматизм бытия большинства обычных людей состоит еще и в том, что оно никогда не слышало вообще понятий самовоспитание и самосовершенствование, как и большинство фундаментальных понятий из системы классических духовных ценностей. И, к сожалению, не только духовных, но еще и интеллектуальных, психологических и эстетических.

Другой вопрос, что это большинство, по большому счету, особенно никогда и не стремилось узнать что-то действительно ценное и важное, принципиально выходящее за рамки привычной житейской суеты. И, как показал тридцатилетний опыт работы автора психотерапевтом, даже, когда кто-то пытается этим людям что-то объяснить или рассказать, то он встречает предельно мощный и категоричный отпор, продиктованный духом негативного консерватизма и фундаментальной ленью ума и души, самовлюбленности и самоуверенности, обостренной амбициозности и предельно болезненного самолюбия. И еще большим числом различного рода деструктивных и дисгармоничных моментов, ставших не только весьма распространенными, но и весьма привычными для многих людей.

Можно даже сказать, что своего рода эталоном для подражания, которому многие не только следуют сами, в силу их особой приятности и особого удобства, не требующего каких-либо дополнительных усилий ума или души. Не говоря уже усилий духа, который, как правило, предельно слаб и дезориентирован. Но они еще и настойчиво и упорно рекомендуют этот эталон всем окружающим. И, в том числе, интеллигенции и аристократам, совершено не понимая (да и не желая понимать) принципиальную разницу между собой и этими двумя категориями людей. Логика у них железная: раз мы не хуже большинства окружающих и нам такого рода стандарты и эталоны удобны, то, следовательно, они должны быть удобны и всем остальным. Причем, без какого либо, пусть даже самого символического, исключения из этого синтезированного правила. Правда, синтезированного преимущественно умами с вполне определенными элементами упрощенности (а местами, быть может, и примитивности). Но это, по большому счету, остается вне их поля зрения. И не только в какой-либо отдельный момент или период их жизни, а, как правило, пожизненно, не зависимо от величины продолжительности их жизни.

Духовное и психологическое невежество большинства обычных людей, к сожалению, исключает возможность их понимания и даже относительно адекватного восприятия даже большинства явлений жизни средней степени сложности. Не говоря уже о сложных. Которые, как правило, воспринимаются ими столь же абстрактно и отстраненно, как описание возможных видов жизни на далеких галактиках Млечного пути.

Каждый аристократ четко и однозначно понимает свою ответственность перед самим собой, перед обществом, перед Высшими силами. С одной стороны. А, с другой стороны, он знает, что порой достаточно одного небрежного и необдуманного поступка, чтобы в среде аристократов и классических интеллигентов лишиться своего доброго имени раз и навсегда. И поэтому он проявляет максимально возможную психологическую внимательность и осторожность, аккуратность и бережность, предупредительность и предусмотрительность, многогранную и изощренную бдительность, постоянный и мощный самоконтроль. Чтобы не лишиться благоволения Высших сил. В первую очередь. Для большинства же обычных людей все эти моменты их внутренней жизни, если и имеют место быть, то на предельно формальном и поверхностном уровне (по сравнению с аристократами). От них не то, что аристократичности, часто даже элементарной интеллигентности ждать не приходится.

По большому счету. И этот момент служит часто основной для многих серьезных проблем и неприятностей, переходящих нередко в многочисленные и разнообразные драмы и трагедии. Аристократ понимает жесткую связь своего бытия со многими другими людьми. С их благополучием и счастьем. Поэтому он не может себе позволить способствовать возникновению каких-либо существенных случайностей в своей жизни. В силу недостаточно серьезного и ответственного отношения к моделированию своего общения с окружающими. И именно этим и обусловлена его выраженная избирательность в общении с окружающими.

Соревновательность
К сожалению, в современном обществе понятие соревновательность заменилось на конкурентоспособность. А это два совершенно различных по сути явления. Соревновательность предполагает максимально доброжелательное и достойное отношение одного участника соревнования ко всем прочим. В то время как, конкуренция не исключает, мягко говоря, и самых дрянных поступков. С интеллектуальной, психологической, нравственной и духовной точки зрения.

Достойный человек, как правило, соревнуется преимущественно с соперниками из своей весовой категории.  Условно говоря. Так, взрослому не придет в голову соревноваться с ребенком, профессор не будет соперничать с молодым специалистом (не говоря уже – школьником или студентом). Мудрец не будет соперничать с обычным человеком. Хотя, логические ходы противоположного направления не только достаточно возможны, но и весьма распространены. Как правило, все они заканчиваются отрицательно. Но, тем не менее, по большому счету, никого и ничему не учат. И именно поэтому люди наступают на те же грабли не только повторно, а десятки и сотни раз на протяжении всей своей жизни. Это отчасти похоже на игру в рулетку, где вероятность выигрыша предельно ничтожна.

Но, тем не менее, абсолютно все игроки надеются на особую благосклонность фортуны. Правда, непонятно на чем основана эта столь большая надежда. Низкий уровень самокритичности, психологическая и духовная невежественность (по большому счету), стереотипное мышление, неумение оперировать понятиями даже средней степени сложности (не говоря уже о сложных или очень сложных) в совокупности с прочими «особенностями» личности того или иного конкретного стандартного человека порождает не только массу иллюзий и заблуждений, но еще и массу искажений и извращений классических ценностей бытия вообще, и человеческого, в частности.
Соревновательность, собственно, не только желательна, но и необходима и в отношениях человека с самим собой. Когда прожитые пять или десять лет должны означать, что человек в развитии своей личности поднялся, как минимум, на одну ступеньку вверх. Обретя более высокий уровень гармонии и совершенства. В противном случае, это будет уже не жизнь, а банальное существование. На примитивном или весьма упрощенном уровне.

Соревновательность создает дополнительный мотив работать над своими достоинствами и недостатками более основательно, более трудолюбиво и добросовестно. Хотя, конечно, у каждого человека есть свой индивидуальный путь в жизни. И проводить банальную уравниловку (что, собственно, делает большинство обычных людей) – это, мягко говоря, не самое лучшее и умное занятие. Ибо, то, что одному дается легко и непринужденно, может пожизненно оставаться тайной за семью печатями для другого. Другой вопрос, что предельно низкий уровень развития большинства людей, в первую очередь, обусловлен присутствием у них высокого уровня лени ума и души (не говоря уже про дух). Соревнование творческой личности и обычной совершенно бессмысленно. Оно имеет определенный смысл только между творческими личностями. Которые, к сожалению, составляют не более пяти процентов от общего числа людей. Возможности творческой личности, как правило, во много раз больше, чем у обычной. Правда и в хорошем, и в плохом смысле. Для классического интеллигента, безусловно, важна именно соревновательность.

Умение предоставить возможность другому человеку сохранить свое лицо
Очень редкое и очень ценное качество. Это не столько черта характера, сколько элемент мировоззрения. Дело в том, что человеческая жизнь на девяносто процентов состоит из моментов второстепенного и третьестепенного характера. Иначе говоря, не имеющих особой важности и ценности. Например, небольшие недостатки ума и души. Как и небольшие ошибки в жизни вообще и в том или ином виде деятельности, в частности. Конечно, никто не говорит, что за них обязательно нужно кого-либо хвалить. Но и отчаянно ругать и обличать тоже нет какой-либо особенной необходимости. Можно, безусловно, отметить свое определенное критическое отношение к тому или иному конкретному моменту жизни или личности другого человека, но делать это аккуратно и бережно, осторожно и внимательно, тактично и деликатно, великодушно и снисходительно. Всегда нужно помнить о том, что идеальных людей не существует. И в каждом есть свой комплект, как достоинств, так и недостатков. И так всегда было и всегда будет.

Вообще позиция критика обязывает человека очень ко многому. В первую очередь, не устраивать из своей критики спектакль. Не говоря уже, обычный балаган. Публичная критика особенно болезненна для его объекта. Не стоит без особой необходимости задевать самолюбие человека. Не говоря уже о его чувстве собственного достоинства. И в этом, несомненно, может проявиться не только элементарная интеллигентность, но и изящность ума и души. Что особенно высоко ценится наиболее достойными людьми. Конечно, не всеми остальными в обязательном порядке, но, тем не менее.

Мы увидели определенный поступок человека. Но, пока мы не знаем всех мотивов поведения конкретного человека в этой ситуации, окончательное решение о категоричной оценке его действий принимать не стоит. Конечно, иногда есть вполне определенные нюансы, четко и однозначно характеризующие реальную ситуацию. Но это на первый взгляд только представляется легким и простым. А, на самом деле, имеет отношение к мудрости. Которая, по большому счету, имеет место редко у кого. Мягко говоря. Например, большинство людей считает, что хорошо разбирается в людях. Но анализ более пятидесяти тысяч людей показал, что это умение в должной степени присутствует только у пяти человек из ста. В лучшем случае. Остальные лишь тешат свое самолюбие иллюзией об обладании этим свойством.

Жизнь – это явление очень сложное и изощренное, многовариантное. И нередко возникают очень тонкие и очень сложные, своеобразные и неоднозначные, противоречивые и непривычные, странные и непонятные ситуации. Когда прежних представлений о жизни может оказаться принципиально недостаточно для полноценной оценки ситуации. И не только в нюансах, а даже по большому счету.
Интеллигент в девяноста процентах случаев дает возможность другому человеку сохранить свое лицо. Другой вопрос, что делает он это вполне осмысленно. И если человек откровенно злоупотребляет его доверием и хорошим отношением, то он может изменить свою точку зрения. Вплоть до прямо противоположной. Для этого интеллигент имеет систему достоверных критериев по оценке поступков человека. И поэтому ошибается во много раз реже, чем большинство обычных людей. Не говоря уже о развитой интуиции и проницательности.

Интеллигент отличается повышенной внимательностью и наблюдательностью, чуткостью и умением настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, развитым чувством обратной связи. Порой мельчайшая интонация голоса, произвольный жест, мимическое движение лица, второстепенный оттенок выражения глаз может рассказать о человеке гораздо больше, чем просто отстраненное наблюдение за ним не только многие дни, но и многие годы.

Даже полупрофессиональные авантюристы и интриганы, психологические манипуляторы и им подобные люди очень ловко умеют пускать пыль в глаза, создавать многочисленные изощренные иллюзии и заблуждения, искажённые и извращенные мнения и представления у наивных и доверчивых, простых и неискушенных людей, лишенных творческого мышления, высокой степени психологической изощренности личности, развитой интуиции и проницательности, одухотворенности и мудрости.

Интеллигент старается не ориентироваться на чисто внешние моменты. В отличие от всех остальных. Он старается видеть суть дела. В первую очередь. Он понимает свое особенное превосходство над большинством обычных людей. Ибо, знает то, что они были лишены возможности столь интенсивно и эффективно развивать свои достоинства и добродетели, способности и таланты. И, в первую очередь, именно в силу этого момента не могут составлять ему достойную конкуренцию. То, что он приложил еще и сам гигантские усилия по развитию и совершенствованию своей личности – это отдельный разговор.

Интеллигент умеет определять истинную степень деструктивности и дисгармоничности другого человека. Выражаясь простонародным языком – степень его дрянности. Не нужно быть большим аналитиком, чтобы понять то, что дрянность величиной в пять процентов и в пятьдесят имеет не столько количественное различие, сколько качественное. Это не просто разные явления жизни. Это принципиально разные. Ибо, пять процентов имеют место быть практически у всех людей. А пятьдесят процентов – это такой уровень дрянности, когда можно с уверенностью говорить о том, что перед нами находится явный моральный урод. Даже если у него три высших образования и он занимает большую руководящую должность. От этого суть дела никак не меняется.

Собственно, уровень изощренности интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических процессов, происходящих в личности классического интеллигента настолько высок, что находится за гранью восприятия большинства обычных людей. Это принципиально иная система координат. И ценностей. И он не питает иллюзий относительно того, что кто-то может легко и быстро войти в эту систему координат. Один из основных диалектических законов жизни заключается в том, что эволюция личности идет, как правило, очень медленно и постепенно. И каких-либо мало-мальски существенных результатов можно достичь только после интенсивных и добросовестных многолетних усилий ума и души, духа и тела. Гении в этом плане составляют исключение из правила. Но за всю историю человечества их было всего пятьсот человек.

Конечно, это не значит, что стремление развить в себе некоторые элементы истинной интеллигентности или аристократичности бессмысленно и бесполезно. Это в любом случае облагораживает любого человека, способствует повышению уровня гармонии его личности.

Спонтанность
Большинство людей склонно в это понятие вкладывать очень своеобразный смысл. Примерно – это возможность в любой момент времени делать что попало и как попало. Иначе говоря, совершенно произвольным образом. И тут есть масса своего рода подводных камней логики. Дело в том, что на полную спонтанность поведения имеет право, по большому счету, вообще мало кто. Только тот человек, который достиг хотя бы умеренного (это с духовной точки зрения – умеренного, а с житейской точки зрения – это высокого) уровня одухотворенности, самокритичности, самоконтроля, зрелости и мудрости, самодостаточности и развитого чувства собственного достоинства, конструктивности и созидательности, хорошего уровня осознанности сути и содержания своей миссии на Земле и большой целеустремленности в выполнении этой миссии максимально добросовестным образом. Когда уровень гармонии личности настолько высок, что он исключает на уровне подсознания подавляющее большинство примитивных и упрощенных, деструктивных и дисгармоничных явлений в своем сознании. Что может родить хороший уровень доверия к своим мыслям и чувствам, имеющим изначально высокий качественный уровень по всем четырем ведущим параметрам бытия.

Человек с ходу озвучивает свои мысли, а они оказываются и умны, и изящны. В связи с чем, он может себе позволить быть максимально естественным и искренним. Ибо, чисто внешне он старается контролировать свои отрицательные эмоции. Или, если и выражает их, то настолько изящно, что это не вызывает дискомфорта у окружающих. Суть эмоций остается прежней, а вот формы их проявления имеют, условно говоря, весьма удобоваримый вариант. Смоделированный сознательно.

Спонтанность предполагает адекватную реакцию не только эмоционального, но и логического характера на то или иное явление жизни. В том числе, необычного и непривычного, странного и своеобразного, тонкого и щепетильного, противоречивого и непонятного характера. Это наличие системы классических ценностей и высокая верность им в любых ситуациях. Это и присутствие хорошего уровня изящности ума и души, обеспечивающих высокое качество мыслей и чувств даже совершенно произвольного характера. Человек просто вовремя отсекает от себя все деструктивное и дисгармоничное.

Определенную роль играет и уровень гармонии личности человека, который позволяет ему периодически подключаться к информационным каналам Вселенной высокого качества. И, кроме этого, быть на постоянной связи с каналом хорошего качества. По логике вещей. Когда даже самые простые мысли и чувства имеют высокую качественную планку, что выглядит в общественном мнении достаточно достойным. Жизнь в унисон гармонии Вселенной – это, что называется, отдельная песня нашего бытия.

Способность мобилизоваться
Способность мобилизоваться – это важное и ценное качество для любого человека. Для интеллигента и аристократа, в особенности. Ибо, их качественная планка существенно выше, чем у большинства остальных людей. Мобилизация может касаться ума и души, духа и тела. Большинство людей способны мобилизоваться лишь в умеренной степени, иногда и преимущественно исходя из своих собственных интересов. За исключением, быть может, отдельных общественных событий экстраординарного характера. В данном случае, разговор идет преимущественно об обычной жизни, так сказать, ее постоянном фоновом режиме.

Наиболее доступным для понимания большинства людей является момент чисто физической мобилизации в тех или иных экстремальных случаях. Конечно, быть может, чисто теоретически многие могут себе представить то, что вообще-то можно мобилизовать ещё и умственные, и душевные силы. В отдельных случаях, еще и силы духа. Но, по большому счету, если разобраться в этом более основательно, то имеют об этом весьма смутное представление, как собственно, и о большинстве классических достоинств и добродетелей. То есть, они думают, что все знают и понимают. Но их понимание содержит настолько много иллюзий и заблуждений, ошибок и пробелов, искажений и извращений, различной степени упрощений и банальных стереотипов восприятия и мышления, что суммарная ценность такого понимания получается, в лучшем случае, самой символической (с точки зрения системы классических духовных ценностей). А в ряде случаев и принципиально деструктивным и дисгармоничным, с низким уровнем конструктивности и созидательности.

Собственно, по большому счету, речь стоит вести о необходимости человека поддерживать всю свою личность в достаточно хорошем тонусе. И ум, и душу, и дух, и тело. Это требует, как правило, очень больших энергетических затрат, проявления развитого многогранного самоконтроля и высокого уровня самокритичности, требовательности к себе, повышенного чувства долга и ответственности, развитой системы собственных принципов и убеждений, правил и законов, хорошего уровня одухотворенности и гармоничности. Не говоря уже о мудрости. Все это требует очень большой и очень трудной работы. Постоянной и интенсивной. Что для большинства людей представляется совершенно бессмысленным и нерациональным. Ход их логики при этом можно выразить следующей мыслью: «а, кто это оценит? Особенно, если все это происходит в твоем внутреннем мире и практически полностью недоступно для полноценного восприятия большинством людей. Широкого общественного признания, понимания и одобрения все это получить не может. А потому зачем нам по этому поводу особенно стараться?»

То, что работа над собой, большая и интенсивная, сознательная и целенаправленная, необходима, в первую очередь, самому человеку, ее производящему, остается, что называется, вне поля зрения этих людей. В силу чего, мощная и постоянная лень ума и души (не говоря уже, духа) становится весьма распространенным стереотипом поведения. Причем, постоянным и доминирующим. Степень тренированности мышц ума, души и духа получается самой минимальной. Поэтому, даже когда человек и мобилизует все свои внутренние силы, их оказывается предельно мало даже для решения вопросов средней степени сложности. Не говоря уже о сложных вопросах.
Одной из особенностей диалектики человеческого бытия является тот момент, что жизнь регулярно сталкивает человека с необходимостью решать вопросы средней степени сложности.

И от того, как он будет их решать, зависит, по большому счету, благополучие и успешность и его личности, и его жизни. Понятно, что лень ума и души совершенно не способствуют возникновению даже среднего уровня этих показателей. В то время как, большинство не только мечтает, но и пытается реально планировать качество именно своей жизни (о жизни других людей, по большому счету, у большинства не принято думать особенно основательно и серьезно, одухотворенно и компетентно). Что, собственно, при таком подходе к делу, исключено уже даже чисто теоретически. Иначе говоря, о практическом воплощении такой задачи и речи не может идти. Правда, сталкиваясь со своим очередным, сто первым фиаско, большинство даже и не собирается искать веских причин своей неудачи в самих себе. Где угодно, но только не в себе – "мы же не глупее других. В конце концов".

А то, что мудростью, в ее самых небольших хотя бы количествах, обладает только два-три человека из тысячи, остается вне их поля зрения. И не только в той или иной отдельной конкретной ситуации, а, как правило, пожизненно. Как, собственно, и масса упрощенных и распространенных стереотипов мышления, иллюзий и заблуждений, искажений и извращений (особенно в настоящее время), ошибок и белых пятен в мировоззрении. И прочих деструктивных и дисгармоничных элементов в структуре личности. В значительной степени это объясняется тем, что общество, по большому счету, утратило истинные критерии интеллектуальной и психологической эстетики. Про духовную вообще говорить не приходится. Духовная эстетика почти всегда у большинства людей была на низком уровне. И это, к сожалению, в значительной степени регламентировано чисто генетически, в первую очередь.

Условно говоря. Ибо, чувство эстетики, особенно существенно выше среднего уровня и высокое, - это элемент мудрости. Которая, если и накапливается в человечестве, то очень медленно и постепенно. И даже целое столетие, как правило, в этом процессе очень символическая величина. Хотя, безусловно, отдельным индивидам удается достичь достаточно существенных вершин в этом деле. Это по сравнению с большинством. Ибо, по сравнению с мудростью Высших сил, это, в лучшем случае, одна тысячная часть. А, может быть, одна миллиардная. Иерархическая лестница совершенства Вселенной имеет не только очень высокие ступени (взятые по отдельности), но и бесконечное число этих ступеней.

И обычному человеку особенно существенно подняться на этой лестнице, по мнению многих мудрецов, дано лишь после ста человеческих воплощений, каждое по сто лет. И при условии того, что всю свою жизнь, в каждом воплощении, человек будет предельно интенсивно и добросовестно работать над своей личностью. Над своими достоинствами и талантами.

При ленивом уме и душе это исключено в принципе. Интеллигент  отличается от прочих тем, что он постоянно мобилизован на высоком уровне. Не говоря уже о том, что он готов совершать, при необходимости, и героические поступки. При такой постановке вопроса и внутренняя и внешняя жизнь имеет высокий качественный уровень. В тех вопросах, которые зависят от самого человека.


Рецензии